Министерство образования и науки Самарской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
- _________________Е.М. Садыкова
___ ________________20_____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
«общеобразовательного цикла»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
социально-экономического профиля
Самара, 2015
Составитель: Евсеева Л.В., преподаватель ГБПОУ «ПГК»
Рабочая программа учебной дисциплины ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, одобренной и утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. 413, ФГОС СПО по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» социально-экономического профиля, утвержденного 11 августа 2014 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями и шаблоном, утвержденном в ГБПОУ «Поволжский государственный колледж».
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования УД.01 История мировой культуры на базовом уровне в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, формирования собственной культурной среды.
В ГБПОУ«Поволжский государственный колледж» на дисциплину «История мировой культуры» по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» среднего профессионального образования социально-экономического профиля отводится 59 часа, в том числе 39 часов аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ППССЗ среднего профессионального образования.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по дисциплине «История мировой культуры», реализуемой при подготовке студентов по специальностям социально-экономического профиля, профильной составляющей являются: в разделе «Античная культура» тема «Культура Древнего Рима», в разделе «Художественная культура средних веков» тема «Возрождение», в разделе «Художественная культура XIX-XXвеков» темы «Модерн» и «Постмодернизм», которые формируют общественное, правовое, этическое сознание студентов, развивают аналитическую культуру мышления, поднимают общекультурный уровень, что, безусловно, необходимо при формировании нравственной составляющей в профессиональных компетенциях.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение дисциплины «История мировой культуры» при овладении студентами специальностями социально-экономического профиля.
Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая: анализ текста, формулирование тезисов, составление деловых бумаг, конспектов, подготовку публичной речи, написание рефератов, сообщений, докладов, сочинений различных жанров.
Контроль качества освоения дисциплины «История мировой культуры» проводится в процессе текущего, рубежного контроля и промежуточной аттестации.
Текущий и рубежный контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты рубежного контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта по итогам изучения дисциплины в конце первого семестра.
Дифференцированный зачёт по дисциплине проводится за счет времени, отведенного на его проведение.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История мировой культуры»
2.1 Тематический план
3
1
2
Тема 7.2. Модернизм
3
1
2
8. Художественная культура в начале третьего тысячелетия
3
3
Тема 8.1.
3
3
Итого
59
20
39
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История мировой культуры
2
Миф – основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Формирование вертикальной и горизонтальной космических моделей мира.
Древние образы: мировое древо, мировая гора, дорога. Значение чисел в мифопоэтической традиции.
Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия – воспроизведение первичного мифа. «Великий выход» – ритуал воскрешения египетского бога растительности Осириса. «Великий идол» («Тируппавей») – индуистский обряд воздействия на плодородие и процветание природы.
Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала.
Зарождение искусства. Художественный образ в первобытном искусстве: зверь, богиня-мать, человек. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещере Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов в комплексе Стоунхенджа.
2
*
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Перечислить особенности возникновения древних верований и их связь с верованиями первобытными (составить схему).
1
Тема 1.2.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
1
2
3
4
5
6
7
8
Архитектура Месопотамии как отражение мифов. Монументализм и красочность культовых сооружений. Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и скульптурный рельеф – основные средства внешнего и внутреннего декора дворцов и общественных сооружений.
Тронный зал Южного дворца царя Навуходоносора в Вавилоне, Зал приемов во дворце царя Ашшурнасирпала II в Кальху, парадные ворота дворца царя Саргона II в Дур-Шаррукине, Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне.
Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусства.
Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный поминальный храм Рамессеум в Карнаке (Фивы). Погребальные камеры в Долине царей. Предметы дворцового интерьера в некрополях фараонов. Гробница Тутанхамона в Долине царей.
Жертвенный ритуал во имя жизни – основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане – прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская архитектура и живописный декор как отражение мифа и окружающего мира.
Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите.
Дворец царя Агамемнона в Микенах.
4
*
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Выделить характерные признаки искусства Месопотамии, Египта, Древней Америки и Крита (составить сравнительную таблицу).
2
Раздел 2.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА
8
Тема 2.1.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
1
2
Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Ступа в Санчи. Особенности буддийского рельефа.
Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты. Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Особенности индуистской храмовой архитектуры и скульптурного декора. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо.
2
*
*
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Описать философии и вероучений Индии, Китая и Японии (работа с первоисточниками).
2
Тема 2.2.
ДРЕВНИЙ КИТАЙ И ЯПОНИЯ
1
2
3
4
5
6
7
Гармония инь и ян – основа китайской культуры.
Архитектура как модель Вселенной.
Древняя столица Чанлань – образец дворцовой застройки.
Культ природы – кредо японской архитектуры.
Святилище Аматэрасу в Исе.
Японский дом – «прибежище пустоты».
Японские сады – сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Типы японских садов.
2
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Проанализировать символики Храма Неба в Пекине и храмов Южной Индии (выполнение заданий №28-30 с.39-41в рабочей тетради). Подготовить доклады о традиционных видах японского искусства (бонсай, нецке, икебана, фарфор).
2
Раздел 3.
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
6
Тема 3.1.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
1
2
3
4
Эстетика равновесия сил – основа греческой античности. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов. Афинский Акрополь – идеал красоты Древней Греции. Парфенон – образец высокой классики и отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя.
Греческая скульптура – художественное воплощение мироощущения древних греков. Эволюция греческой скульптуры от архаики до поздней классики. Алтарь Зевса в Пергаме. Родосская школа: Лаокоон, Ника Самофракийская. Сюжетный характер греческой вазописи.
Человек и рок в древнегреческом театре. Миф об Атридах. Эсхил. «Орестея». Софокл. «Электра». Еврипид. «Электра».
2
**
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Составить греко-римские параллели (таблица – греческие и римские боги и их функции).
Прочитать и пересказать мифы о подвигах Геракла.
2
Тема 3.2.
ДРЕВНИЙ РИМ
1
2
3
4
Архитектура как зеркало величия государства. Римская ячейка – модуль римской архитектуры.
Специфика римского градостроительства. Пантеон – образец синтеза греческих и римских строительных идеалов.
Архитектура, декор, мебель римского дома.
Скульптурный портрет.
2
**
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
.
не предусмотрено
Раздел 4.
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
8
Тема 4.1.
ВИЗАНТИЯ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ
1
2
3
4
5
Типы раннехристианских храмов: ротонда и базилика.
Христианская символика.
Стилистическое многообразие древнерусских крестово-купольных храмов (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школы).
Ренессансные тенденции в архитектуре Архангельского собора Московского Кремля.
Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в селе Коломенском.
2
*
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение «Возникновение и развитие христианства».
1
Тема 4.2
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
1
2
3
4
«Каролингское Возрождение». Архитектура и декор дороманских культовых зданий.
Энергия роста – кредо западноевропейской архитектуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, каменном и фресковом декоре романских монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере.
Готический храм – образ мира. Архитектура, скульптура, витраж – символ связи Ветхого и Нового Заветов. Собор Нотр-Дам в Шартре.
Книжная миниатюра.
2
*
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
не предусмотрено
Тема 4.3
АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА
1
2
3
Образ мусульманского рая в архитектуре и орнаментальном декоре мечетей и мавзолеев. Купольная мечеть Куббат-ас-Сахра в Иерусалиме. Колонная мечеть Омейядов в Дамаске.
Мавзолей Тадж-Махал в Агре. Образ мусульманского рая в архитектуре и декоре дворцов. Альгамбра в Гранаде.
Персидская миниатюра.
2
*
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнить задания 30-31 в первой части рабочей тетради на печатной основе и итоговое задание на стр. 44
1
Раздел 5.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
7
Тема 5.1.
ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ
1
2
3
4
5
6
7
8
Гуманизм – основа культуры Возрождения.
Воплощение ренессансной идеи «идеального» города в архитектуре. Филиппо Брунеллески.
Ренессансный реализм в живописи и скульптуре раннего Возрождения. Мазаччо.
Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота и магия пространства.
Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта», «Джоконда» (портрет Моны Лизы).
Рафаэль Санти. «Обручение Марии». Образ Мадонны – идеальный сплав христианских и языческих представлений о красоте. «Сикстинская Мадонна». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Образ человека-борца. Статуя Давида.
Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.
2
**
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Создать презентации о титанах Возрождения (Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэле Санти, Тициане Виччелио).
1
Тема 5.2.
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
1
2
3
4
5
Специфика Северного Возрождения.
Смеховой характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу».
Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры из серии «Апокалипсис»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола».
Светский характер французского Ренессанса. Архитектура и интерьеры замка Франциска I и Генриха II в Фонтенбло как отражение новой эстетики.
Театр Уильяма Шекспира – энциклопедия человеческих страстей.
2
**
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Описать художественные полотна мастеров Ренессанса по выбору студентов (доклады с иллюстрациями или репродукциями/компьютерными копиями картин).
2
Раздел 6.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII- XIX ВЕКОВ
10
Тема 6.1.
БАРОККО И РОКОКО
1
2
3
4
5
6
7
Стили и направления в искусстве Нового времени. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве.
Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. «Большой стиль» Питера Пауэла Рубенса.
Музыка барокко. Опера Клаудио Монтеверди. Сoncerto grosso Арканджело Корелли. Иоганн Себастьян Бах.
«Галантные празднества» Антуана Ватто.
Интерьер рококо.
Живописные пасторали Франсуа Буше.
2
**
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнить задания 12-16 во второй части рабочей тетради на печатной основе
1
Тема 6.2.
КЛАССИЦИЗМ
1
2
3
«Большой королевский стиль» Людовика XIV – сплав классицизма в архитектуре дворца и регулярного парка Версаля с барокко в оформлении интерьеров (мебель, гобелены, плафоны).
Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Триумф Флоры».
Театр французского классицизма. Пьер Корнель. «Гораций». Жан Расин. «Андромаха». Комедии Мольера.
2
**
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Проанализировать произведения искусства не предмет выявления черт, характерных для направлений «Барокко» и «Классицизм» в разных видах искусства (составление сравнительной таблицы).
2
Тема 6.3.
РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ
1
2
3
4
5
1
Романтический идеал и его воплощение в музыке. Национальные школы. Франц Шуберт. Рихард Вагнер. Гектор Берлиоз. Иоганнес Брамс.
Живопись романтизма. Ее роль в оформлении жилого интерьера. Величественное в немецкой пейзажной живописи. Каспар Давид Фридрих. «Меловые скалы на острове Рюген».
Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане».
Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Русская пейзажная живопись. Алексей Кондратьевич Саврасов. «Грачи прилетели». Исаак Ильич Левитан. «Над вечным покоем».
Направления в развитии русской музыки. «Могучая кучка». Социальная тема в музыке Модеста Петровича Мусоргского. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке Николая Андреевича Римского-Корсакова. Историческая тема в музыке Александра Порфирьевича Бородина. Лирико-психологическое начало в музыке Петра Ильича Чайковского.
2
*
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщения о деятелях романтизма: Шуберте, Вагнере, Берлиозе, Брамсе.
1
Раздел 7
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РУБЕЖА XIX – XX ВЕКОВ
6
Тема 7.1
ИМПРЕССИОНИЗМ, СИМВОЛИЗМ, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
1
2
3
4
5
Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Осенний день в Аржантее».
Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале».
Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. Эстетика «fin de siecle». Роман Шарля Мари Гюисманса «Наоборот».
Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Са ломея» («Видение»).
Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Радующиеся».
2
**
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Письменно проанализировать стили и направления в искусстве (развёрнутый план-характеристика).
1
**
Тема 7.2
МОДЕРНИЗМ
1
2
3
4
5
Художественные течения модернизма в живописи. Новое видение красоты: агрессия цвета в фовизме Анри Матисса; деформация форм в кубизме Пабло Пикассо; отказ от изобразительности в абстракционизме Василия Васильевича Кандинского; иррационализм подсознательного в сюрреализме Сальвадора Дали.
Советский конструктивизм Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала.
«Органическая» архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране.
Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония Антона фон Веберна. «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке.
Стиль Ар Деко в архитектуре и декоре.
2
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольные работы:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Рассказать об основоположниках киноискусства: братьях Люмьер, Хонжонкине, Эйзенштейне и т.д. (работа с первоисточником, пересказ близко к тексту).
1
Раздел 8
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧИЛЕТИЯ
3
Тема 8.1
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАЗНОРОДНОСТЬ МУЗЫКИ ХХ ВЕКА. ПОСТМОДЕРНИЗМ
1
2
3
4
5
6
7
Расширение межкультурных коммуникаций.
Проблема сохранения культурного наследия.
Новое понимание творчества в искусстве постмодернизма (перформанс, инсталляция и др.).
Компьютерное искусство и его эстетические особенности.
Новое прочтение текстов и образов классики.
Неоклассические тенденции в искусстве.
Особенности русской художественной культуры: возвращение к истокам.
3
*
Лабораторные работы:
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
не предусмотрено
Всего:
59
Образовательные результаты освоения учебной дисциплины «Литература»
Код Наименование результата обучения
У 1
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением
У 2
Уметь устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства
У 3
Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре
У 4
Уметь выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения)
Код Наименование результата обучения
Зн 1
Знать основные виды и жанры искусства
Зн 2
Знать изученные направления и стили мировой художественной культуры
Зн 3
Знать шедевры мировой художественной культуры
Зн 4
Знать особенности языка различных видов искусства
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Для специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Дисциплина «История мировой культуры» является общеобразовательной, способствующей расширению кругозора и культурного багажа, необходимого в процессе осуществления полноценной профессиональной деятельности.
Знакомство с особенностями каждой эпохи помогает проследить развитие человеческого общества, его гражданских и моральных законов, обогащает студентов опытом предшествующих поколений, без которого невозможно профессиональное и социальное совершенствование учащихся.
Освоение данной дисциплины способствует повышению общекультурного уровня, интеллекта и творческого мышления.
Профильной составляющей в данной программе в разделе «Античная культура» является тема «Культура Древнего Рима», в разделе «Художественная культура средних веков» тема «Возрождение», в разделе «Художественная культура XIX-XXвеков» темы «Модерн» и «Постмодернизм», которые формируют общественное, правовое, этическое сознание студентов, развивают аналитическую культуру мышления, поднимают общекультурный уровень, что, безусловно, необходимо при формировании нравственной составляющей в профессиональных компетенциях по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»:
- Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
- Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.
- Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.
- Вести работу в системах электронного документооборота.
Освоение данной дисциплины способствует формированию художественного мышления и необходимого багажа знаний в области художественного творчества.
4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ студент должен:
знать/понимать:
- Код
Наименование результата обучения
Зн 1
Знать основные виды и жанры искусства
Зн 2
Знать изученные направления и стили мировой художественной культуры
Зн 3
Знать шедевры мировой художественной культуры
Зн 4
Знать особенности языка различных видов искусства
уметь:
- Код
Наименование результата обучения
У 1
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением
У 2
Уметь устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства
У 3
Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре
У 4
Уметь выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения)
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):
- Код
Наименование результата обучения
ОК1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «История мировой культуры».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-методических пособий по истории мировой культуры.
Технические средства обучения: аудиовизуальное оборудование, комплект мультимедийного оборудования.
Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Основная литература:
1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура : учебник для 10 кл. / Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура : учебник для 11 кл. / Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура : уч. пособие для СПО / Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
4. История мировой культуры: Уч-к для вузов /Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Дополнительная литература:
1. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М.: Просвещение, 1998.
2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М.:Просвещение, 2000.
3. Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма / Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
4. Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама / Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
5. Искусство : энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М.: Наука, 2000.
6. История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М.: Просвещение, 2005.
7. Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М.: Просвещение, 2001.
8. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. – М.: Наука, любое издание.
9. Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
10. Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
11. Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
12. Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / А.А.Нейхардт. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, любое издание.
13. Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Для преподавателей
Основная литература:
1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура 10 кл.: книга для учителя с поурочным планированием / Л.Г.Емохонова, Н.Н. Малахова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.
2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура 11 кл.: книга для учителя с поурочным планированием / Л.Г.Емохонова, Н.Н. Малахова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 кл. / Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
4. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 кл. / Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: уч. пособие для СПО / Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
6. История мировой культуры: Уч-к для вузов /Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Дополнительная литература:
1. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. – СПб.: Скифия, 2007.
2. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб.: Скифия, 2007.
3. Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. – М.: Просвещение, 2003.
4. Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю.Андреева. – СПб.: Наука, 2007.
5. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М.: Просвещение, 2000.
6. Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб.: Наука, 2005.
7. Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. – М.: Просвещение, 2000.
8. Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. – СПб.: Наука, 2000.
9. Даниэль С.М. Рококо / С.М.Даниэль. – СПб.: Наука, 2007.
10. Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма / Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия» , 2007.
11. Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама / Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
12. Искусство : в 3 ч. / под ред. М.В.Алпатова. – М.: Искусство, 1987—1989.
13. История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М.: Искусство, 2005.
14. История уродства / под общ. ред. У.Эко. – М.: Искусство, 2007.
15. Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М.6 Просвещение, 2001.
16. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. – СПб.: Просвещение, 2005.
17. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. – СПб.: Просвещение, 2007.
18. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. – СПб.: Просвещение, 2007.
19. Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М.: Просвещение, 2000.
20. Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М.: Просвещение, 2000.
21. Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М.: Просвещение, 2000.
22. Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г.Нессельштраус. – СПб.: Наука, 2000.
23. Русская живопись : энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М. Наука, 2003.
24. Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М.: Искусство, 2001.
25. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д.В.Сарабьянов. – М.: Искусство, 2001.
26. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века / А.В.Степанов. – СПб.: Скифия, 2005.
27. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / А.В.Степанов. – СПб.: Скифия, 2007.
28. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М.: просвещение, 2003.
29. Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М.: Наука, 2003 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к рабочей программе учебной дисциплины
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Активные и интерактивные формы и методы обучения Код формируемых
компетенций
-
Раздел 1 Вводно-коррективный курс
6
Активные формы и методы обучения: прочитайте текст и заполните таблицу, задайте вопросы по тексту, ответьте на вопросы по тексту, заполните недостающую информацию в таблице, используя текст
Интерактивные формы и методы обучения: работа в парах, работа в малых группах, мозговой штурм, взаимоопрос, диалог
ОК 2, 3, 4, 6, 8
-
Раздел 2 Развивающий курс
33
Активные формы и методы обучения: перескажите содержание текста, используя речевые клише, сделайте вывод и обоснуйте свою позицию, напишите эссе на заданную тему, создайте презентацию в соответствии с заданными требованиями.
Интерактивные формы и методы обучения: диспут, дискуссия, деловая игра, метод проектов, ротационные (сменные) группы, мозговой штурм, групповая, научная дискуссия.
ОК 1, 5, 6, 7, 8, 9
-
Код Наименование результата обучения
ОК1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Евсеева Любовь Валерьевна
Преподаватель дисциплины «История мировой культуры»
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
общеобразовательного цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
социально-экономического профиля
1