План-конспект урока в 7 классе Тематическая картина

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Класс 7

Четверть 3

Урок № 3



1.Тема урока:



2. Вид занятий:



З.Тип урока:


4. Цели урока:




















УУД:


























5. Задачи урока:







6 Методы и методические приемы:







7. Оборудование урока для учителя:




для учащихся:





8.Схема оформления доски:





9. Структура урока:











10. Содержание урока:



1.Организационный

Момент



2. Проверка домашнего

задания























































3. Постановка целей и

задач урока




4. Объяснение нового

материала





















































































































































5.Закрепление нового материала


















































































6.Итоги урока









7.Окончание урока.





11. Литература.






«Тематическая картина в русском искусстве 19 века»



Беседа



Комбинированный


Образовательные:

  • Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, её видах. 

  • Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение. 

  • Сформировать представление о роли тематической картины как события общественной жизни.

Развивающие:

  • Развивать ассоциативно – образное мышление, творческую и познавательную активность.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории. 


Личностные:

  • формирование у ребенка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

  • воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.


Регулятивные:

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Познавательные:

  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам , жанрам и т.д.);

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


Коммуникативные:

  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников.


  • Познакомить учащихся с произведениями великих русских художников 19 века.

  • Развивать навыки публичного индивидуального и коллективного выступления.

  • Воспитывать любовь к России и ее национальному искусству.


  • Словесные (беседа о понятии жанр, о тематической картине, ее видах);

  • Наглядные (репродукции произведений русских художников 19 века);

  • Практические (выступление учащихся с результатами поисковой работы).



- репродукции картин: К.Брюллов «Последний день Помпеи»; А.Иванов «Явление Христа народу»; В Суриков «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни»; И Крамской «Христос в пустыне».

- подготовленные материалы по теме урока.

Тема урока

Репр.

Репр.



Репр.

Репр.






  • Организационный момент (1-2 мин)

  • Проверка домашнего задания (2-3 мин.)

  • Постановка целей и задач урока (1-2 мин.)

  • Объяснение нового материала (10-15 мин.)

  • Закрепление нового материала (15-25 мин.)

  • Итоги урока, задание на дом (1-2 мин)

  • Окончание урока (1 мин.)


Содержание урока



У: Здравствуйте, дети! Давайте отметим отсутствующих

и проверим все ли готово к уроку.



У: На прошлом уроке я дала вам задание: подобрать

материал о жанрах изобразительного искусства.

Как вы помните, изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике. Что же такое жанры в изобразительном искусстве?

Д:   1 ученик:  Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры.

2 ученик: Портрет – изображение человека. Разновидности портрета: групповой, одиночный, парадный и др.

3 ученик: Натюрморт – изображение неживой природы. Разновидности натюрморта: цветочный, бытовые предметы, со снедью, атрибуты спорта и искусства.

4 ученик: Пейзаж – изображение природы. Разновидности пейзажа: сельский, городской, индустриальный и др.

5 ученик: Анималистический жанр – изображение животных.

  У: А теперь выберите из картин, представленных на доске, жанр которых вам знаком.


 Ученики группируют картины, предложенные учителем.


   У: Что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но он может быть абсолютно разным.  Каков сюжет представленных живописных работ?


  Ученики стараются определить сюжет, рассуждая «о чем эта картина».


   У: Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?

6 ученик: Тематическая (сюжетная) картина – изображение людей в разных сюжетах, на различные темы. Разновидности тематической картины: исторический жанр, батальный жанр, бытовой жанр, религиозно-мифологический жанр, сказочно-былинный жанр.

У: Искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни, и сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров, и что же такое тематическая картина.

Исторический жанр  – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.  Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

[pic]

В.И. Суриков

 Д: В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.

[pic] К.Брюллов

У: Однако, не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему, это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса.

     Батальный жанр  (от франц. bataille –битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

[pic]

В. Верещагин

[pic]

М. Греков

  (Произведения  В. Верещагина, М. Грекова).

Понятие бытового жанра  формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине  XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника.    К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Религиозно-мифологический жанр посвящен изображению героев и событий, о которых рассказывают мифы разных народов или священная история. Можно сказать, что религиозно-мифологический жанр является частью исторического жанра, однако повествует не о современных художнику событиях, а о сюжетах преданий и легенд.

Рафаэль [pic] [pic] Ремрандт

[pic]

[pic]

А.Иванов

У: Дети, попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному жанру.

Д: Жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают предания, сказания и былины.

У: Сюжетно-тематическая картина - крупномасштабное произведение на социально значимые темы, запечатленное как правило, в многофигурной композиции. 
Сюжетно-тематическая картина без действующих персонажей, без человеческих фигур немыслима.
 
Сегодня мы обратимся к творчеству В.И.Сурикова, который вошел в историю русской художественной культуры как непревзойденный мастер исторического жанра и попытаемся раскрыть сложный процесс рождения его монументального  полотна: «Утро стрелецкой казни».

[pic]

Художник обращается к сложным переломным эпохам в истории России. Он переносит зрителя в прошлое нашей страны, и мы оказываемся свидетелями далеких событий. Суриков раскрывает в своих картинах трагические противоречия истории, рассказывает об испытаниях, выпавших на долю русского народа, закаливших его характер в борьбе исторических сил во времена Петра I, в эпоху раскола, в годы народных движений (восстания под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачёва). Художник ничего не писал бесстрастно, во всё вкладывал душу, всё сам пережил, зритель не может не ощутить искреннюю любовь автора к тому, что он изображает.

Это было непростое время первых лет царствования Петра I. Его крутых государственных преобразований, которые вызвали недовольство народных масс, потому что с превращением России в более сильное в политическом и экономическом отношении государство преимущественными правами стали пользоваться дворяне-помещики, усиливая крепостной гнет и притеснения трудового народа.

Бунт московских стрельцов в 1698 г., которым попыталась воспользоваться в личных целях, стремясь к единовластию, сводная сестра Петра царевна Софья, оценивался как бунт против прогрессивных преобразований Петра. С сентября 1699г. были казнены 1182 стрельца, биты кнутом, клеймены и сосланы 601. Царевна Софья была отрешена и заключена в Новодевичий монастырь.


Красная площадь перед храмом Василия Блаженного заполнена народом, людское море шумит, волнуется. Тревожно мерцающие огоньки зажженных свечей в руках тех, кто обречен на смерть, яркие пятна их белых рубахах сразу приковывают наше внимание, ведут нас от одного стрельца к другому. К ним обращены взоры всех: и близких, и врагов, и просто глазеющих, как люди за круглой каменной оградой Лобного места, и изучающих, как Австрийский посол возле кареты, пытающийся разгадать событие чужой жизни, происходящее перед ним.

Я думаю, что мастерство Сурикова выразилось не только в том, что он сумел глубоко раскрыть психологическое состояние каждого присутствующего. Каждый по-своему чувствует и ведет себя в последние трагические минуты перед казнью: и те, кто готовится к смерти, и те, кто прощается с ними.


Картина – взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Еще раз посмотрите на репродукции картин великих художников. Выберите одну из наиболее понравившихся, напишите сочинение – эссе на тему «О чем мне рассказал художник».



Ребята, сдайте свои сочинения. Лучшие работы мы зачитаем на следующем уроке. Всем спасибо. До свидания.



1)  Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия / сост. П. П. Ростовцев и др. – М. : Просвещение, 1989. – 207 с. – ISBN 5-09-000956-2.

2) Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. - М.: Просвещение, 1981. 336 с: ил.

3)  Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства /   В. Г. Власов. – СПб. : Лита, 2000. – 848 с. : ил.

4) Изобразительное искусство 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Сост. О.В. Свиридова – Волгоград: Учитель АСТ, 2010. – 223с.

5) Перепелкина Г. П. Искусство смотреть и видеть. - М.: Просвещение, 1982. - 223 с.


6) [link]






3