Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС) с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Данная программа создана на основе рабочих программ «Изобразительное искусство» предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского (5-9 классы) – М.: Просвещение, 2014. В ее основе положена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Изменение социокультурных условий требует совершенствования структуры и содержания образования в школе, что в свою очередь ведет к поиску новых подходов к преподаванию искусств, позволяющих целенаправленно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Цели и задачи
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 6 класса - «Искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения ( рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства , изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа. Требующая и знаний, и умений.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство» в объеме 34 часов в год (1 учебный час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве ( линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Содержание программы
« Изобразительное искусство в жизни человека» - 34 часа
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
I четверть
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (9 часов)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
1 тема. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Искусство и его виды. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды.
Роль пространственных искусств в создании предметно-пространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире. Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художник и зритель: художественный диалог.
Задание: участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные).
2 тема. Художественные материалы
Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Основные скульптурные материалы: особенности их выразительности и применения.
Графические материалы и их особенности.
Живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника.
Задание: выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель и др.).
Материалы: живописные и графические материалы, бумага.
3 тема. Рисунок – основа изобразительного творчества
Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок с натуры. Умение рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Задание: выполнение зарисовок с натуры отдельных растений, травинок, веточек, соцветий или простых мелких предметов.
Материалы: карандаши разной твердости, уголь, фломастер, гелевая ручка, тушь (на выбор учителя), бумага.
4 тема. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий
Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений.
Условность и образность линейного изображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров.
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.).
Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.
5 тема. Пятно как средство выражения. Ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта.
Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Понятие тонального контраста. Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
Материалы: черная и белая гуашь, кисти, белая бумага или бумага для аппликаций, клей.
6 тема. Цвет. Основы цветоведения
Понятие цвета в изобразительном искусстве.
Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком. Цветовой спектр, радуга. Насыщенность цвета, светлота цвета, цветотональная шкала.
Восприятие цвета — ощущения, впечатления от цвета. Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше восприятие.
Задания: 1. Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. 2. Создание фантазийных изображений сказочных царств с использованием
ограниченной палитры и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», и «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
7 тема. Цвет в произведениях живописи
Эмоциональное восприятие цвета человеком.
Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах.
Искусство живописи. Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника. Фактура в живописи. Выразительность мазка.
Задание: изображение осеннего скульптуре букета с разным колористическим состоянием (яркий, радостный букет золотой осени, времени урожаев и грустный, серебристый, тихий букет поздней осени).
Материалы: гуашь (или акварель, акрил, темпера), кисти, бумага.
8 тема. Объемные изображения в скульптуре
Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Выразительные свойства разных материалов и применение их в различных видах скульптуры.
Задание: создание объемных изображений животных в разных материалах.
Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
9 тема. Основы языка изображения (обобщение темы). Подтема: Работа с портфолио
Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке изобразительного искусства как о языке выразительной формы. Культуросозидающая роль изобразительного искусства.
Знакомство с правилами оформления портфолио по предмету.
Задание: участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа и подведения итогов изучения материала; обсуждение художественных особенностей работ. Заполнение граф портфолио.
II четверть
Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
10 тема. Реальность и фантазия в творчестве художника
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Правда искусства как реальность, пережитая человеком. Выражение авторского отношения к изображаемому.
Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства.
Задание: участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников.
11 тема. Изображение предметного мира – натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства.
Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с решением задачи их композиционного, ритмического размещения на листе (в технике аппликации).
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
12 тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Формы простые и сложные. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение видеть конструкцию сложной формы.
Задания: 1. Изображение с натуры силуэтов двух-трех кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур.
Материалы: карандаш, бумага или материалы для аппликации.
2. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.
Материалы: листы белой (ксероксной) бумаги, клей, ножницы.
13 тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Изображение трехмерного пространственного мира на плоскости.
Задачи изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание личности человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Линейное построение предмета в пространстве. Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс.
Задания:1. Создание линейных изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел, выполненных из бумаги или из гипса (свободные зарисовки карандашом без использования чертежных принадлежностей). 2. Изображение с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел.
Материалы: карандаш, бумага.
14 тема. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники.
Задания: 1. Выполнение быстрых зарисовок геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением с целью изучения правил объемного изображения.
Материалы: карандаш, бумага.
2. Изображение (набросок) драматического по содержанию натюрморта, построенного на контрастах светлого и темного.
Материалы: гуашь (темная и белая — две краски), кисть, бумага или два контрастных по тону листа бумаги — темный и светлый (для аппликации).
15 тема. Цвет в натюрморте
Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Задания: 1. Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т. д.).
Материалы: гуашь, кисти, большие листы бумаги.
2. Выполнение натюрморта в технике монотипии.
Материалы: краска, бумага.
16 тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).
Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Задание: создание натюрморта, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет» («натюрморт как рассказ о себе»).
Материалы: гуашь, кисти или пастель, восковые мелки, бумага.
III четверть
Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Образ человека — главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
17 тема. Образ человека - главная тема искусства
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художники-портретисты.
Задание: участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре.
18 тема. Конструкция головы человека и ее основные пропорции
Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части.
Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Задание: выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и т. д.).
Материалы: бумага для фона и аппликации, клей, ножницы.
19 тема. Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Закономерности конструкции и бесконечность
индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Беседа и рассматривание рисунков мастеров.
Задание: зарисовки объемной конструкции головы, движения головы относительно шеи; участие в диалоге о рисунках мастеров.
Материалы: карандаш, бумага.
20 тема. Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурный портрет литературного героя.
Задание: создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка (пластиковая дощечка).
21 тема. Графический портретный рисунок
Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение изображения на листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала.
Задание: создание рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника (с натуры).
Материалы: уголь, бумага.
22 тема. Сатирические образы человека
преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве.
Карикатура. Дружеский шарж.
Изображение дружеского шаржа.
Задание: создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей.
Материалы: тушь, перо, бумага.
23 тема. Образные возможности освещения в портрете
Выразительные, преображающие возможности освещения. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Задание: наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении.
Материалы: гуашь (три краски: темная, теплая и белая), кисти, бумага или материалы для аппликации, монотипии.
24 тема. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Соотношение портретного изображения и его фона как важнейшей составляющей образа. Цвет и тон (темное — светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характера и индивидуальности героя портрета.
Цвет и живописная фактура.
Задание: создание портрета знакомого человека или литературного героя.
Материалы: пастель или восковой мелок (для линейного наброска), гуашь, кисть, пастель (для завершения образа), бумага.
25 тема. Великие портретисты прошлого
Нарастание глубины образа человека в истории европейского и русского искусства. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Задание: создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга).
Материалы: гуашь, кисть, бумага.
26 тема. Портрет в изобразительном искусстве ХХ века
Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве XX века. Сложность и глубина внутреннего мира человека, связь человека с историей своей страны, стремление выразить правду жизни в образе человека своего времени, трагизм в жизни человека, красота устремленности и созидательной силы человека, красота молодости и многие другие темы в лучших работах отечественных портретистов XX века.
Задание: участие в выставке лучших работ класса; посещение художественного музея, выставки.
IV четверть
Человек и пространство. Пейзаж (7 часов)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
27 тема. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства
Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр. Историческое развитие жанров и изменения в видении мира.
Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Особенности системы изображения в культурах Древнего Востока: Древний Египет, Месопотамия. Обратная перспектива и зримый мир духовных образов. Перспектива как одно из художественных средств выражения, как форма определенного содержания, обусловленного культурой эпохи и мировоззрением художника.
Задание: изготовление «сетки Альберти» и исследование правил перспективы в помещении и на улице; создание простых зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений.
Материалы: карандаш, бумага.
28 тема. Пейзаж - большой мир. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в Древнем Китае. Пейзаж как фон и место события в европейском искусстве. Появление картины-пейзажа как самостоятельного жанра. Пейзаж эпический и романтический в классическом искусстве. Организация перспективного пространства в картине.
Навыки изображения уходящего вдаль пространства. Схема построения перспективы. Представления о высоком и низком горизонте. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Задание: изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь (ограниченной палитры), кисти, бумага.
29 тема. Пейзаж настроения. Природа и художник
Изменчивость цветовых состояний в природе и умение их наблюдать. Живопись на природе — пленэр. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Наблюдение цветовых состояний и освещения в реальном окружающем мире.
Задания: 1. Создание пейзажа настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, утро или вечернее солнце, впечатления наступающей весны). 2. Создание пейзажа на передачу цветового состояния (например, «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Весенний мотив» и др.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
30 тема. Пейзаж в русской живописи
История формирования художественного образа природы в русском искусстве. Образ природы в произведениях А. Венецианова и его учеников А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели». Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и значение его творчества для развития российской культуры.
Задание: разработка творческого замысла и создание композиционного живописного пейзажа (на темы: «Страна моя родная», «Дали моей Родины» или на основе выбранного литературного образа природы в творчестве А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина.
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
31 тема. Пейзаж в графике.
Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выразительность графических образов великих мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник. Печатная графика и ее роль в развитии культуры.
Задание: создание графической работы на тему « Весенний пейзаж».
Материалы: графические материалы (по выбору).
32 тема. Городской пейзаж.
Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства. Достоверность и фантазия в изображении города во времена готики и Возрождения. Жанр архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи. Появление городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи старинной Москвы, Санкт-Петербурга, других русских городов. Значение этих произведений для современной культуры.
Задание: участие в беседе об архитектуре Санкт-Петербурга, его образе. Оформление портфолио.
33 тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Подтема: Работа с портфолио
Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной
деятельности. Мир художественного произведения. Язык изобразительного искусства. Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения, диалог между художником и зрителем. Творческие способности зрения. Деятельность зрителя и личностный смысл восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство восприятия мира.
Задание: участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; тестовая работа. Работа по заполнению портфолио.
34 тема. Комплексное повторение (резервный урок)
Роль изобразительного искусства в жизни людей.
Обобщение материала учебного года.
Задание: участие в беседе, в выставке творческих работ; посещение музея изобразительного искусства.
Формы и средства контроля по предмету «Изобразительное искусство»
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый, текущий, рубежный, итоговый)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Характеристика класса
В 6 «Д» классе 32 ученика. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и мотивации по предмету «Изобразительное искусство». Большая часть класса ориентирована на успешную учебу, имеет устойчивый интерес к предмету. Хорошая подготовка наблюдается у следующих учащихся: Даренских А., Зубачевой Д., Кайсиновой Л., Камлевской А., Калинина К.,Карпова Н., Кухтиновой В., Седельниковой А.Ткач С.. Учащиеся участвовали в общешкольных выставках рисунка, а также в конкурсах рисунков разного уровня успешно выступили. Кухтинова В. и Ткач С.стали призерами нескольких конкурсов. Несколько ребят получили сертификаты участников. В течение учебного года будет проводиться ряд мероприятий художественного направления, что вовлечет большее количество учащихся в работу.
УМК по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс
Рабочие программы. «Изобразительное искусство» Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание, авторы: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.– М.: Просвещение, 2014
Л.А. Неменская «Искусство в жизни человека» 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013
Л.А. Неменская , И. Б. Полякова, Т. А. Мухина, Т. С. Горбачевская Уроки изобразительного искусства. «Искусство в жизни человека » поурочные разработки.- М.: Просвещение, 2012
Дополнительные пособия для учителя:
1. Е. А. Ермолинская. Уроки изобразительного искусства 6 класс методические рекомендации. - М.: Издательский центр «Вентана Граф»,2014
2. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе.- М.: Просвещение,2006
3. И. А.Бирич, М.Т. Ломоносова. Тесты «Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура» книга I. .- М.: Владос, 1999
4 «Изобразительное искусство» 4-8 классы «В мире красок народного творчества» авторы - составители: Е. С. Туманова, Л.Ю. Романова, Т. В. Старостина, издательство «Учитель». Волгоград, 2009
5. Л.А. Неменская «Изобразительное искусство» Твоя мастерская рабочая тетрадь - М.: Просвещение, 2014
6. И. Д. Агеева «Занимательные материалы по изобразительному искусству» методическое пособие. Игровые методы обучения
Технические средства обучения
Компьютер, проектор
Методический фонд
Репродукции картин художников.
Муляжи для рисования
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе
«Изобразительное искусство в жизни человека»
№
Уро ка
Тема урока
Количество часов
Основные элементы содержания
Форма контроля // пед. технологии
Планируемые результаты
(познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)
Дата
планируемая
фактическая
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34ч)
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства. Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (9 часов)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
1
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды.
Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды
искусств и их назначение в жизни людей.
Роль пространственных искусств в создании предметно-пространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире.
Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
Художник и зритель: художественный диалог.
Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия.
Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя.
Стартовый учительский контроль // проблемное и развивающее обучение
Познавательные:
определять принадлежность пространственных и временных видов искусств на основе выделения существенных признаков; узнавать и называть виды графики, графические и живописные художественные материалы и их значение в создании художественного образа; понимать значение ритма и характера линий; понимать значение слова «колорит» и его роль; знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры; выделять и обобщенно фиксировать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников.
Коммуникативные:
объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть их и определять назначение; приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира; уметь определять к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение; участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.
Регулятивные:
характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей; рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя, о характере художественного образа в различных линейных рисунках; иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа; рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах.
ЛР:
ценностное отношение к природному миру, к труду скульпторов, художников; рассказывать о роли искусства в жизни людей, участвовать в выставке творческих работ.
.
01.09 -05.09
2
Художественные материалы
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа.
Художественный материал и художественный изобразительный язык.
Художественный материал и художественная техника.
Основные скульптурные материалы: особенности их выразительности и применения.
Графические материалы и их особенности.
Живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника.
Текущий и самоконтроль// информационно-коммуникативные технологии
07.09 – 12.09
3
Рисунок – основа изобразительного творчества
1
Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств.
Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Выразительные возможности графических материалов.
Навыки работы с графическими материалами.
Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Текущий и самоконтроль// проблемное обучение
14.09 – 19.09
4
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий
1
Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений.
Условность и образность линейного изображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров.
Текущий и взаимоконтроль // групповые технологии
21.09 – 26.09
5
Пятно как средство выражения. Ритм пятен
1
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта.
Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Понятие тонального контраста. Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый) контраст.
Характер поверхности пятна — понятие фактуры. Граница пятна.
Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и
пятно.
Текущий и самоконтроль// компетентностный подход
28.09 – 03.10
6
Цвет. Основы цветоведения
1
Понятие цвета в изобразительном искусстве.
Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком. Цветовой спектр, радуга.
Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов.
Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета.
Насыщенность цвета, светлота цвета, цветотональная шкала.
Восприятие цвета — ощущения, впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен.
Символическое значение цвета в различных культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше восприятие.
Текущий//групповые технологии
05.10- 10.10
7
Цвет в произведениях живописи
1
Эмоциональное восприятие цвета человеком.
Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах.
Искусство живописи.
Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятиетеплого и холодного цвета.
Понятие «локальный цвет».
Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника.
Умение видеть цветовые отношения.
Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи.
Выразительность мазка.
Текущий и взаимоконтроль// деятельностный подход
12.10-
17.10
8
Объемные изображения в скульптуре
1
Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей.
Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Характер материала в скульптуре: глина (терракота, майолика, фаянс), камень (гранит, мрамор, известняк), металл (бронза, медь, железо), дерево и др. Выразительные свойства разных материалов и применение их в различных видах скульптуры. Особенности восприятия скульптурного произведения зрителем, зрительские умения. Обход как важнейшее условие восприятия круглой пластики.
Текущий и самоконтроль// проблемное обучение
19.10-
24.10
9
Основы языка изображения. Работа с портфолио
1
Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке изобразительного искусства как о языке выразительной формы. Художественные материалы и их выразительные возможности. Художественное творчество и художественное мастерство. Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности, зрительские умения. Культуросозидающая роль изобразительного искусства.
Рубежный // технология уровневой дифференциации
26.10- 30.10
31.10 каникул.время
«Мир наших вещей. Натюрморт» (7 часов)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
10
Реальность и фантазия в творчестве художника
1
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком. Выражение авторского отношения к изображаемому.
Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства.
Текущий и самоконтроль// технология интегрированного обучения
Познавательные:
понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве; знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта; узнавать историю развития жанра натюрморта.
Коммуникативные:
понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость; отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных простых предметов (кухонная утварь), перспективные сокращения
приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности света; выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта.
Регулятивные:
формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох; уметь выделять композиционный центр в собственном изображении; объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возраждения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира; понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды
ЛР:
уяснять , что изображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность; развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы; знакомиться с картинами- натюрмортами европейского искусства XVII- XVIII веков; развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по- новому на окружающий предметный мир;
понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.
09.11-
14.11
11
Изображение предметного мира – натюрморт
1
Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в
изображении предметов. Интерес в искусстве к правдоподобному изображению реального мира.
Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Ритм в предметной композиции.
16.11-
21.11
12
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
1
Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия форм. Формы простые и сложные.
Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение видеть конструкцию сложной формы.
Текущий и взаимоконтроль// проектные технологии
23.11- 28.11
13
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
1
Плоскость и объем. Изображение трехмерного пространственного мира на плоскости.
Задачи изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание личности
человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Изображение как окно в мир и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс.
Текущий // проблемное обучение
30.11- 05.12
14
Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике
1
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и темного как средство построения композиций драматического содержания.
Возрастающее внимание художников в процессе исторического развития к реальности и углублению внутреннего пространства изображения. Появление станковой картины. Картина-натюрморт XVII—XVIII веков. Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники.
Печатная графика и ее виды. Гравюра и различные техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп – оттиск печатной формы.
Текущий и взаимоконтроль // групповые технологии
07.12 – 12.12
15
Цвет в натюрморте
1
Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Текущий и самоконтроль// технология интегрированного обучения
14.12 – 19.12
16
Выразительные возможности натюрморта
1
Предметный мир в изобразительном искусстве.
Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о себе самих.
Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Рубежный // технология уровневой дифференциации
21.12 – 26.12
«Вглядываясь в человека. Портрет» (10 часов)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
17
Образ человека - главная тема искусства
1
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ
определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет.
Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художники-портретисты.
Текущий, самоконтроль// коммуникативное обучение
Познавательные:
знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве; формировать представления об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников- портретистов; приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорции лица; различать освещение « по свету», «против света», боковой свет; анализировать цветовой строй как средство создания художественного образа.
Коммуникативные:
понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника;
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра; приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека; развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия.
Регулятивные:
рассказать о своих художественных впечатлениях; развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека; рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении; узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве.
ЛР:
получать знания о великих русских скульпторах-портретистах; понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и ее духовных ценностей; интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой.
11.01 – 16.01
18
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
1
Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части.
Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Текущий, взаимоконтроль// групповые технологии
18.01 – 23.01
19
Изображение головы человека в пространстве
1
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи.
Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких
подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность
индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Беседа и рассматривание рисунков мастеров.
Текущий// технология интегрированного обучения
25.01 -30.01
20
Портрет в скульптуре
Подтема: Профессия скульптора
1
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства.
Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Скульптурный портрет литературного героя.
Текущий, взаимоконтроль// диалог культур
01.02 – 06.02
21
Графический портретный рисунок
1
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение изображения на листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала.
Текущий, самоконтроль// личностно-ориентированный подход
08.02 – 13.02
22
Сатирические образы человека
1
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве.
Карикатура. Дружеский шарж.
Изображение дружеского шаржа.
Текущий, самоконтроль// коммуникативное обучение
15.02 – 20.02
23
Образные возможности освещения в портрете
1
Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании образа. Изменение образа человека при различном освещении.
Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Текущий// проблемное обучение
22.02 – 27.02
24
Роль цвета в портрете
1
Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Соотношение портретного
изображения и его фона как важнейшей составляющей образа. Цвет и тон (темное — светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характера и индивидуальности героя портрета.
Цвет и живописная фактура.
Текущий, самоконтроль// личностно-ориентированный подход
29.02 – 05.03
25
Великие портретисты прошлого
1
Нарастание глубины образа человека в истории европейского и русского искусства. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Текущий, взаимоконтроль// групповые технологии
07.03 – 12.03
26
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века
1
Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве XX века. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модильяни, С. Дали, Э. Уорхол и др.). Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве XX века.
Сложность и глубина внутреннего мира человека, связь человека с историей своей страны, стремление выразить правду жизни в образе человека своего времени, трагизм в жизни человека, красота устремленности и
созидательной силы человека, красота молодости и многие другие темы в лучших работах отечественных портретистов XX века.
Рубежный//
Игровые технологии
14.03 – 19.03
«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (7 часов)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
27
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства
1
Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр.
Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что этим хотел сказать художник, называется «содержанием произведения».
Историческое развитие жанров и изменения в видении мира. История жанров и целостное представление о развитии культуры. Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного пейзажа.
Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения пространства в различные эпохи. Особенности системы изображения в культурах Древнего Востока: Древний Египет, Месопотамия. Пространственное изображение предмета и его развитие в искусстве античного мира. Символическое пространство в искусстве Средневековья. Обратная перспектива и зримый мир духовных образов.
Потребность в изучении реально наблюдаемого мира в эпоху Возрождения. Изображение глубины пространства, присутствие наблюдателя и открытие правил линейной перспективы. Картинная плоскость и пространство изображения, организованное художником. Перспектива как одно из художественных средств выражения, как форма определенного содержания, обусловленного культурой эпохи и мировоззрением художника.
Текущий, самоконтроль// проблемное обучение
Познавательные:
получать представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох; получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира;
знакомиться с историческими пейзажами Москвы, Санкт-Петербурга.
Коммуникативные:
активно участвовать в беседе по теме; различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства; уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики; приобретать навыки эстетического переживания образа городского пространства и образа в архитектуре; приобретать новый коммуникативный опыт в процессе создания коллективной творческой работы; участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.
Регулятивные:
знать и называть жанры в изобразительном искусстве; объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии»; объяснять правила воздушной перспективы; объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя.
ЛР:
формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности ; принимать посильное участие в сохранении культурных памятников.
28.03 – 02.04
28
Пейзаж - большой мир. Правила построения перспективы.
1
Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в Древнем Китае.
Пейзаж как фон и место события в европейском искусстве. Появление картины-пейзажа как самостоятельного жанра. Пейзаж эпический и романтический в классическом искусстве. Пейзаж как выражение величия и значительности нашего мира. Огромный и легендарный мир в пейзаже.
Организация перспективного пространства в картине. Земля и небо. Роль формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Навыки изображения уходящего вдаль пространства.
Схема построения перспективы. Присутствие наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий, пространственные сокращения. Прямая и угловая перспектива.
Представления о высоком и низком горизонте.
Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Изменения тона и цвета предметов по мере удаления.
Текущий, взаимоконтроль// технология уровневой дифференциации
04.04-09.04
29
Пейзаж настроения. Природа и художник
1
Изменчивость состояний природы при разной погоде (сумрак, туман, солнечная погода) в разное время суток (утро, вечер, полдень). Роль освещения в природе.
Изменчивость цветовых состояний в природе и умение их наблюдать. Живопись на природе — пленэр. Импрессионизм — направление в живописи XIX в. Задача изображения новых колористических впечатлений. Постимпрессионизм. Состояние в природе и настроение художника, его внутренний мир. Роль колорита в пейзаже настроения. Наблюдение цветовых состояний и освещения в реальном окружающем мире.
Текущий, взаимоконтроль// групповые технологии
11.04 – 16.04
30
Пейзаж в русской живописи
1
История формирования художественного образа природы в русском искусстве. Образ природы в произведениях
А. Венецианова и его учеников А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели». Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и значение его творчества для развития российской культуры.
Текущий, самоконтроль// коммуникативное обучение;
диалог культур
18.04 – 23.04
31
Пейзаж в графике
1
Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выразительность графических образов великих мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник. Печатная графика и ее роль в
развитии культуры.
Текущий, самоконтроль// личностно-ориентированный подход
25.04 – 30.04
32
Городской пейзаж
Подтема:
Художники- пейзажи
Санкт – Петербурга
1
Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства. Достоверность и фантазия в изображении города во времена готики и Возрождения. Жанр архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи. Появление городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи старинной Москвы, Санкт-Петербурга, других русских городов. Значение этих произведений для современной культуры.
Образ города в искусстве XX в. Разнообразие в понимании образа города: как урбанистическое противостояние природе и как обжитая, многосложная среда современной жизни. Романтический образ города и город как воплощение истории отечественной культуры: каменная летопись истории. Значение охраны исторического образа современного города.
Текущий, взаимоконтроль// групповые технологии
02.05 – 07.05
33
Выразительные возможности изобразительного искусства. Работа с портфолио
1
Роль изобразительного искусства в жизни людей.
Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной
деятельности. Мир художественного произведения. Язык изобразительного искусства. Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения, диалог между художником и зрителем. Творческие способности зрения. Деятельность зрителя и личностный смысл восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство восприятия мира.
Рубежный // коммуникативное обучение
тестовая работа. контроль по заполнению портфолио
09.05 – 14.05
34
Комплексное повторение (резервный урок)
1
Обобщение материала учебного года. Оформление школьной выставки по итогам года
Итоговая// интерактивные технологии
16.05 – 20.05