Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 29»
«Рассмотрено» Руководитель методического
Объединения учителей ЭХЦ, ФК, ОБЖ
________
(протокол от 29.08.2016 г. № 1)
«Согласовано»
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
__________
«Утверждаю»
Директор МОУ
«Гимназия №»
(приказ от 01.09.2016 № ______
Рассмотрено на заседании
педагогического совета МОУ «Гимназия №»
Протокол от 30.08.2016 г. № 1
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Изобразительное искусство»
(6 класс)
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Балахонова М.Д.,
учитель изобразительного искусства,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 6 класса интегрированного обучающегося составлено на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс изучается согласно программе основного общего образования по изобразительному искусству в 6 классе автор Б.М.Неменский. Москва, издательство «Просвещение», 2010, по учебнику «Искусство в жизни человека», автор Л.А. Неменская. «Просвещение», 2016г.
Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.
Изучение изобразительного искусства в 6 классе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.
Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным ранее, их постоянного углубления и более широкого раскрытия
Особенности содержания обучения изобразительному искусству в 6 классе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.
Изучение изобразительного искусства в 6 классе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество.
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.
Ведущими подходами при изучении предмета являются системно - деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.
Основными видами учебной деятельности обучающихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках, проектная деятельность.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира.
Задачи:
— развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
— гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;
— развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
— подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Учащиеся, интегрированные в общеобразовательный класс, обучаются по общеобразовательным программам соответствующего уровня.
При составлении планирования учитывались особенности усвоения содержания учебного материала учащимися с ОВЗ. Учащиеся с ОВЗ, интегрированные в общеобразовательный класс, осваивают ФГОС по его низшей границе, поэтому при разработке КТП по предмету необходимо учитывать особенности психического развития учащихся.
Учащиеся с ОВЗ имеют общие особенности психического развития:
Недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов и познавательных интересов;
Несформированность УУД;
Слабое развитие навыков самостоятельной работы;
Постоянная потребность в направляющей помощи учителя;
Быстрая истощаемость психических функций, трудности в переключаемости от одного вида деятельности к другим;
Трудности в воспроизведении изученного материала;
Низкая скорость выполнения задач;
Отставание в развитии словесно-логического мышления;
С учетом обозначенных особенностей интегрированной учащихся…….,. можно выделить три группы взаимосвязанных задач коррекционной работы на уроке:
1.Устранение причин трудностей в освоении учебной программы.
2.Компенсация нарушенных психических функций (особенно сенсорных функций).
3.Восполнение пробелов в знаниях.
Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приемов, способствующих оптимальному освоению учащимися учебной программы по предмету. Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними, позволяя преодолеть барьеры изолированности. Интегрированное обучение предполагает:
интеграция через раннюю коррекцию;
обязательный коррекционный блок, функционирующий параллельно с общеобразовательным;
дифференцированные показания к интегрированному обучению.
Основные методические приемы для интегрированных учащихся: четкое планирование коррекционных задач урока, включение учащихся с ОВЗ в выполнение заданий по нарастанию сложности, снижение объема и сложности выполнения заданий, помощь учащемуся, разнообразие приемов и средств обучения, обязательная наглядность обучения, алгоритмов, образцов, преимущественная опора на зрительный анализатор.
Календарно-тематическое планирование адаптированного обучения
по изобразительному искусству в 6 классе
на 2016-2017 учебный год
п/п
Наименование разделов
Всего часов
Дата
КЭС
(Код элемента содержания)
Требования к уровню подготовки интегрированного учащегося
Коррекционные задачи
Коррекционные приемы
Виды изобразительного искусства
9
1.
Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
1
1.1
Беседа. Виды изобразительного искусства. Понимать о роли знаний в жизни человека в области изобразительного искусства.
Различать виды искусства.
Формировать учебно-познавательные мотивы
Применение наглядно - демонстрационного материала
2.
Рисунок – основа изобразительного искусства
1
1.1
Иметь представления о понятии - рисунок
Осознавать различие между разными изобразительными материалами
Развивать словесно-логическое мышление и навыки рисования
Опора на наглядный демонстрационный материал
3.
Линия и ее выразительные возможности
1
1.1
Учиться работать простым карандашом.
Применять разные линии при выполнении графического рисунка
Учить работать простым карандашом
Применение наглядного демонстрационного материала
4.
Пятно как средство выражения
1
1.1
Учиться использовать разные приемы работы карандашом. Ознакомление с понятием пятно – как средсва выразительност на рисунке.
Использовать полученные знания при выполнении рисунка
Применение наглядного демонстрационного материала
5.
Цвет. Основа цветоведения.
1
2.1
Понимать классификацию красок - основные и составные.
Научить выполнять цветовой круг.
Опора на наглядный демонстрационный материал. Индувидуальная работа.
6.
Цвет в произведениях живописи.
1
2.1
Различать теплую и холодную цветовую гамму
Использовать знания о теплой и холодной цветовой гамме при выполнении живописной работы
Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
7.
Объемные изображения в скульптуре
1
5.1
Понимать, что такое скульптура.
Знать различие между скульптурой, графикой, живописью. Декоративно – прикладным искусством.
Научиться приемам лепки.
Учить работать с пластилином. Развивать мелкую моторику рпальцев.
Опора на наглядный демонстрационный материал. Индувидуальная работа.
8.
Основы языка изображения
1
1.2
Иметь представление о средствах выразительности, о языке изобразительного искусства.
Формировать учебно-познавательные навыки
Применение наглядного демонстрационного материала
9
Реальность и фантазия в творчестве художников.
1
Понимать, что такое творческое воображение (фантазия) художника и зрителя.
Формировать учебно-познавательные навыки
Применение наглядного демонстрационного материала
Мир наших вещей. Натюрморт.
7
10
Изображение предметного мира. Натюрморт.
1
3,5
Запомнить, что такое жанр – натюрморт.
Научиться поэтапно рисовать симметричные предметы.
Развивать словесно-логическое мышление и приемы поэтапного выполнения рисунка
Опора на наглядный демонстрационный материал. Индувидуальная работа.
11
Понятие формы. Многообразие форм.
1
3.5
Иметь представление о значении светотеневых отношнеий при передаче объемной формы предметов.
Учить передавать объемную форму при помощи штриховки
Опора на наглядный демонстрационный материал. Индувидуальная работа.
12.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение.
1
3.1
Иметь представление о линейной перспективе. О приемах построения рисунка с линейной перспективой
уметь применять приемы построения линейной перспективой при выполнении рисунка.
Формировать учебно-познавательные навыки.
Научить строить рисунок с перспективой
Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
13.
Натюрморт в графике. Эскиз.
1
3.2
Отличать жанр натюрморта от других жанров.
Запомнить этапы построения рисунока.
Формировать учебно-познавательные навыки. Использовать знания построения симметричного рисунка.
Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
14
Натюрморт в графике. Передача объемной формы.
1
3.3
Применить знания светотеневых отношений при передаче объемной формы предметов
Формировать учебно-познавательные навыки. Использовать знания и приемы передачи объемной формы
Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
15.
Цвет в натюрморте
1
Отличать жанр натюрморта от других жанров.
Запомнить этапы построения рисунока. Применить знания о цветовых отношений при передаче объемной формы предметов
Развивать навыки самостоятельной работы с красками. Учить приемам смешивания красок.
Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
16.
Цвет в натюрморте
1
16.12.2016
3.3
Применить знания о цветовых отношений при передаче объемной формы предметов
Развивать навыки самостоятельной работы с красками. Учить приемам смешивания красок.
Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
Вглядываясь в человека. Портрет
10
17.
Образ человека – главная тема в искусстве.
1
3.3
Беседа.
Иметь представление о жанре портрет.
Развивать словесно-логическое мышление и Расширение кругозора .
Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
18.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
3.3
Запомнить основные пропорции головы человека.
Научить приемам выполнения рисунка головы человека.
Применение наглядного демонстрационного материала
19.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
1
3.3
Иметь представление о графических рисунках и выразительноси образа человека.
Понимать существенные особенности в различии жанров изобразительного искусства.
Научить приемам выполнения рисунка головы человека.
Применение наглядного демонстрационного материала
20.
Портрет в графике. Эскиз
1
3.3
Иметь представление о графических рисунках и выразительноси образа человека.
Учиться приемам выполнения рисунка – портрета.
Научить приемам выполнения рисунка головы человека.
Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
21.
Портрет в графике. Продолжение работы.(передача объемной формы)
1
3.3
Учиться приемам выполнения рисунка – портрета и передачи объемной формы
Научить приемам выполнения рисунка головы человека и передачи объемной формы.
Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
22.
Портрет в скульптуре.
1
3.4
Иметь представление о скульптуре, о материалах скульптора. Приемы работы лепки пластилином
Научить приемам лепки головы человека.
Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
23.
Сатирические образы человека.
1
3.4
Иметь представление о художниках, работающих в жанре сатирического портрета.
Выполнить портрет – шарж на одноклассника
Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
24.
Образные возможности освещения в портрете.
1
3.4
Использовать выразительные возможности освещения для характеристики образа.
Развивать словесно-логическое мышление, фантазию.
Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
25
Роль цвета в портрете. Великие портретисты.
1
3.4
Иметь представление о художниках –портретистах.
Формировать учебно-познавательные навыки
Применение наглядного демонстрационного материала
Человек и пространство. Пейзаж
8
26.
Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж.
1
3.5
Беседа.
Иметь представление о жанре пейзаж.
Развивать словесно-логическое мышление
Применение наглядного демонстрационного материала
27.
Изображение пространства.
1
3.5
Уметь составлять композицию, используя знания линейной перспективы.
Формировать умение воспроизведения изученного материала
Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
28.
Пейзаж – большой мир
1
3.5
Уметь составлять композицию, используя знания линейной перспективы.
Применить знания о цветовых отношений при работе с красками.
Расширение кругозора. Умение применять знания изученного материала
Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
29.
Пейзаж - настроение
1
3.5
Уметь составлять композицию, используя знания линейной перспективы.
Применить знания о цветовых отношений при работе с красками.
Формировать умение воспроизведения изученного материала
Развивать навыки самостоятельной работы
30.
Городской пейзаж. Эскиз.
1
Применять полученные знания в самостоятельной работе
Развивать навыки самостоятельной работы
Самостоятельная работа.
31.
Городской пейзаж. Продолжение работы в цвете
1
4.1
Применять полученные знания в самостоятельной работе
Развивать навыки самостоятельной работы
Развивать навыки самостоятельной работы
32-35.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
1
5.1
Применять полученные знания в самостоятельной работе.
Уметь составлять композиции.
Анализировать выполненные работы.
Использовать разные художественнве материалы
Развивать словесно-логическое мышление. Расширение кругозора. Умение применять знания изученного материала
Развивать навыки самостоятельной работы
Итого
35