Рабочая программа по искусству для 8 класса (по Г.И. Даниловой, ФГОС)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………3

  2. Учебно-тематический план………………………………………………………………………………..………………15

  3. Содержание тем учебного курса…………………………………………………………………………………………..16

  4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе……………………….…………34

  5. УМК………………………………………………………………………………………………………………….……..35

  6. Перечень учебно-методического обеспечения…………………………………………………………………….…….35

  7. Список литературы…………………………………………………………………………………………………….…..43

  8. Приложение

Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………..1

Психолого-педагогическая характеристика класса (группы)……………………………………………. ……7

Списки тем для проектных, исследовательских и творческих работ учащихся






  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Искусство: Виды искусства» для 8 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • примерной образовательной программы по искусству, утвержденной Министерством Образования и Науки РФ;

  • основной образовательной программы гимназии;

  • учебно-методического комплекса Г.И.Даниловой.

Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» и включен в Перечень учебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях РФ на 2013, 2014 и 2015 гг. и соответствующих требованиям ФГОС.

В Программе предусмотрено развитие обозначенных в ФГОС основных видов деятельности учеников и выполнение целей и задач, поставленных ФГОС.

Главными целями и задачами предмета «Искусство» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися шедевров отечественного и мирового искусства, анализ художественных произведений, основанный на понимании образной природы искусства, опирающийся на принципы единства формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений воспринимать, анализировать и интерпретировать произведения искусства;

  • овладение учениками алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственных текстов культуры;

  • развитие творческих способностей школьников, умения адекватно выразить себя в различных видах творчества;

  • овладение учащимися важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта изучения текстов культуры в учебной деятельности;

  • речевое самосовершенствование школьников.


Достижение поставленных целей предполагает включение ученика в творческую деятельность, которая требует определенного уровня компетентности, свидетельствующего о приобретении учеником новых качеств личности: потребности в расширении культурного кругозора, в самостоятельной интерпретации и оценке явлений искусства; умения выразить свое мнение, готовности отстаивать свою позицию, аргументировать ее, при наличии интереса к другим интерпретациям, к осмыслению и анализу разных точек зрения.


Образовательная область

Предмет «Искусство» относится к предметной области искусства.


Адресат программы

Программа адресована учащимся 8-х классов, обучающимся на базовом уровне. Особенностью общеобразовательной программы является гуманитарная составляющая, реализуемая за счет комплекса привлекаемых смежных предметных дисциплин, а также методов и средств, используемых на уроках, видов и форм внеурочной деятельности. Углубление изучения предмета осуществляется также за счет внеклассной работы по предмету и проектной деятельности учащихся.


Интегрированный курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.

Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.


Программа интегрированного курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.


Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.


Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс «Искусство» закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания.

Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления. В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека.

Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей, создания интегрированных курсов и развития проектно-исследовательской, творческой деятельности ученика.


Принцип вариативности. Изучение искусства – процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. В связи с этим в программе заложено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество в зависимости от уровня подготовки класса), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, принятое учителем, должны соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов обусловлен возможностью выбора для учителя.


Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной школе – залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Вот почему, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности.


В программе учитывается специфика развития регионального развития культуры. Особое внимание уделяется культуре Санкт-Петербурга (приоритет отдается произведениям искусства, находящимся в коллекциях музеев Петербурга, скульптурным и архитектурным памятникам города и т.п.) с целью дать учащимся почувствовать их уникальность и неповторимость.

Эта особенность построения курса продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между разными культурами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов, вызывает естественную потребность освоения их духовного потенциала.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство» определяют решение образовательных и воспитательных целей и задач курса.


Образовательные цели и задачи курса:

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стилях и направлениях, важнейших закономерностях их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.


Воспитательные цели и задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, заинтересованного в активном диалоге с произведением искусства;

  • развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.

К приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, создание презентаций, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах и дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.


Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.


Место и роль предмета в учебном плане. Срок реализации программы – 1 год. В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом гимназии на изучение курса «Искусство» в 8 классе отводится 1 час в неделю, 34  часа в год, что согласуется с авторской рабочей программой и соответствует контингенту  и качественной характеристике обучающихся.

Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления.

Интегративный характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.

Приобщение школьников к миру искусства в основной школе представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры на уроках «музыки» и «изобразительного искусства» (5 – 7 классы) к пониманию и осмыслению основных видов и законов развития искусства (8 – 9 классы).

Изучение искусства в основной школе рассматривается как продолжение начального этапа художественно-эстетического развития и воспитания личности ребенка. В то же время оно является важным и неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования, своеобразным этапом, готовящим школьников к изучению курса «Искусство» в средней школе.

Главные приоритеты изучения предмета в 8 классе сосредоточены на решении задач наблюдения (восприятия) учащимися произведений искусства, раскрытия закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления. Интегрированный курс «Искусство» для 8 класса направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний при изучении предметов «Изобразительное искусство», «Музыка» в начальной и в основной школе (1 – 7 классы). Кроме того, он призван расширить представления учащихся о современной классификации и взаимодействии искусств, способствовать постижению их специфического языка и средств художественной выразительности.

Особое внимание здесь уделяется предпрофильной подготовке школьников, созданию оптимальных условий для осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.


Структура курса «Искусство» в основной школе и место в нем курса «Виды искусства» (8 класс) .

(звездочкой* отмечены курсы, которые, в соответствии с программой Г.И.Даниловой, могут осуществляться за счет факультативных часов или кружковых занятий)

5 класс*. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной и славянской мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мирового искусства.

6 класс*. «Вечные образы искусства. Библия». В центре внимания Библия величайший памятник литературы, истории, источник творческого вдохновения для многих деятелей искусства в различные художественно-исторические эпохи. Главная задача – показать духовное богатство и красоту библейских сюжетов и образов, возникших в древнейшую эпоху, запечатленных и озвученных в произведениях различных видов искусства. Таким образом, в курсе античной, славянской и библейской мифологии, изучаемом в 5 – 6 классах, основной акцент ставится на образную и сюжетно-событийную сторону изучаемых произведений, общечеловеческие ценности и моральные нормы.

7 класс*. «Мир и Человек в искусстве». В основе курса – обращение к проблемам личности, ее связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантой изучения. Главное внимание сосредоточено на своеобразии художественных традиций народов мира, раскрытии их внутренней сущности и характерных особенностей; различиях между культурами разных стран, нашедших отражение в произведениях искусства, обычаях, праздниках и религиозных представлениях о мире. В 7 классе особое внимание уделяется человеку-творцу в художественной культуре народов мира, осознанию ценности и места отечественного искусства, уважительному отношению к культуре других народов и стран.

8 класс. «Виды искусства». Основное внимание акцентировано на определении роли и места искусства в жизни человека и общества, формировании и развитии понятия «художественный образ» и выявлении его специфики в различных видах искусства. Постижение современной классификации видов искусства, выявление эстетической характеристики и специфических особенностей художественного языка пространственных и временных видов искусства определяют главное содержание курса.

9 класс. «Содружество искусств». Учащиеся продолжают знакомство с видами искусства, но главные акценты здесь сделаны на выявлении специфики синтетических видов: театра, оперы, хореографии, кино, экранных и зрелищных искусств. Диалог и содружество отдельных видов искусства, стремление к преодолению границ, естественных для каждого способа художественного отражения действительности, составляют важную особенность данного курса.


Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения


Применяемые методики и технологии:


Для реализации учебных задач используются следующие методики:

  • методики развития восприятия произведений искусства,

  • различные приемы интерпретации произведений искусства,

  • сопоставительный анализ произведений искусства,

  • синтез традиционных и инновационных методов изучения произведений искусства и художественного текста.


Технологии:

  • технология развития критического мышления,

  • игровые технологии,

  • технологии творческих мастерских построения знаний,

  • технология проблемного обучения,

  • тестовые технологии контроля обученности,

  • проектные технологии.


Формы деятельности обучающихся на уроке:

  • групповые,

  • индивидуальные,

  • фронтальные,

  • в парах,

  • самостоятельные.





Планируемые результаты обучения.

В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования особое внимание обращено на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.

Метапредметные результаты изучения искусства отражают:

Регулятивные результаты:

  • умение определять цели и задачи учебной деятельности;

  • выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

  • развитие регуляции учебной деятельности;

  • умение работать по плану, сверяясь с целью;

  • развитие опыта сотрудничества в совместном решении задач;

  • приобретение и развитие опыта рефлексии.


Познавательные результаты:

  • умение находить нужную информацию в различных источниках;

  • выявление причинно-следственных связей;

  • владение смысловым чтением;

  • формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

  • поиск аналогов в искусстве;

  • формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

  • применение методов познания через художественный образ;

  • использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

  • умение представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема) в том числе с использованием ИКТ (презентация, видеофильм, слайд-шоу).


Коммуникативные результаты:

  • формирование умения излагать своё мнение;

  • умение понимать позицию другого;

  • умение различать в речи другого мнения, доказательства, факты;

  • развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

  • умение создавать устные и письменные тексты;

  • применение различных способов преодолевать конфликты;

  • использование ИКТ как инструмент для достижения своих целей;

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения.


Предметные результаты изучения искусства включают:

  • наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

  • восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

  • представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

  • представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

  • усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;

  • различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;

  • классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;

  • осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

  • уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

  • формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;

  • развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;

  • умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

  • реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.


Личностные результаты изучения искусства подразумевают:

  • формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;

  • развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

  • накопление опыта эстетического переживания;

  • формирование творческого отношения к проблемам;

  • развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

  • гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;

  • подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.


Система оценки достижений учащихся.

Вводный, промежуточный полугодовой, промежуточный годовой контроль предполагается проводить в виде теста. По желанию учащихся контроль может осуществляться в виде проектной или реферативной работы (выбор темы осуществляется в соответствии с предложенными учителем темами, а также в соответствии с темами, предложенными в учебнике).

Тематический контроль осуществляется средствами УМК.

Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке. Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса. Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения курса искусства. Контроль может осуществляться в устной, письменной форме и в виде практической работы.

Текущий контроль осуществляется преимущественно в устной форме и в виде практических работ. Промежуточный контроль проводится в форме письменных и практических работ. В качестве итогового контроля проводится тестирование. Инструментарием для оценивания результатов обучения является балльная система.

При оценке качества знаний учащихся учитываются:

- характеристики ответа ученика: правильность, логичность, обоснованность, целостность;

- качество знаний (полнота, глубина, гибкость, системность, прочность);

- сформированность общеучебных и предметных умений и навыков;

- умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, классифицировать, обобщать, делать выводы;

- опыт творческой деятельности (умение выявлять проблемы и решать их, формулировать гипотезы);

- самостоятельность оценочных суждений.

Критерии оценки знаний и умений учащихся:

  • оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для учащегося,

  • оценка должна выполнять стимулирующую функцию,

  • оценка должна быть всесторонней.

При оценке знаний нужно учитывать:

  • объем знаний по учебному предмету,

  • понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,

  • степень систематизации и глубины знаний,

  • действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.

При оценке навыков и умений учитываются:

  • содержание навыков и умений,

  • точность, прочность, гибкость навыков и умений,

  • возможность применять навыки и умения на практике,

  • наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  • активность участия;

  • умение собеседника прочувствовать суть вопроса;

  • искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;

  • самостоятельность;

  • оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы:

  • область творчества;

  • степень творчества;

  • уровень самостоятельности;

  • степень оригинальности;

  • степень отличия от своих предыдущих работ.


«Отлично» – ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).

«Хорошо» – ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.

«Удовлетворительно» – ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.

«Неудовлетворительно» – ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.


Проверка сформированности универсальных учебных действий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

В курсе используется текущий, периодический и итоговый контроль.


Контроль осуществляется в устной и письменной формах, а также в виде практических и творческих работ.

  1. Устный контроль

  • пересказ материала учебника;

  • описательный рассказ с опорой на иллюстрацию;

  • рассказ от имени очевидца событий;

  • изложение фактического материала по составленному плану;

  • изложение материала с использованием модуля (определенного алгоритма);

  • задания на сравнение и сопоставление;

  • фронтальный опрос.

  1. Письменный контроль:

  • письменные задания на знание терминов, понятий;

  • использование тестов;

  • написание творческих сочинений, эссе, статей, стихотворений;

  • анализ произведений искусства.

  1. Практические работы:

  • Работа с документами, с репродукциями произведений искусства;

  • Просмотр фрагментов кинофильмов, спектаклей с последующим анализом;

  • Прослушивание аудиофрагментов с последующим анализом или ответами на поставленные вопросы;

  • Составление таблиц;

  • Составление схем;

  • Составление опорных конспектов;

  • Составление планов ответа;

  • Использование ЦОР;

  • Урок – экскурсия.

  1. Нетрадиционные формы контроля:

  • составление и разгадывание кроссвордов;

  • урок-викторина;

  • составление презентаций и слайд-шоу;

  • подбор демонстрационного материала;

  • творческие работы различного характера.




  1. Учебно-тематический план


п/п

Темы и разделы курса

Кол-во часов на изучение раздела

Кол-во часов на изучение темы

Введение. В мире классических искусств.

1

1

  1. Художественные представления о мире.

7


Понятие о видах искусства.


2

Тайны художественного образа.


1

Художник и окружающий мир.


1

Возвышенное и низменное в искусстве.


1

Трагическое в искусстве.


1

Комическое в искусстве.


1

  1. Азбука искусства

27


Азбука архитектуры.


2

Художественный образ в архитектуре.


2

Стили архитектуры.


3

Виды архитектуры.


2

Язык изобразительного искусства.


2

Искусство живописи.


1

Жанровое многообразие живописи.


2

Искусство графики.


2

Художественная фотография.


2

Язык скульптуры.


1

Жанры и виды скульптуры.


1

Декоративно-прикладное искусство.


1

Искусство дизайна.


1

Музыка как вид искусства.


1

Художественный образ в музыке.


1

Язык и форма музыкального произведения.


1

Фестиваль творческих проектов.


1

Итого

34

34



  1. Содержание тем учебного курса

«Виды искусства» 8 класс (34ч)


урока

Название тем учебного курса

Содержание учебных тем

Виды деятельности учащихся




Метапредметные

Предметные

Введение. В мире классических искусств.

Знакомство с программой и учебными пособиями.

Интернет-ресурсы. Обзор Интернет-источников. Обзор тем для проектных и творческих работ. Просмотр лучших работ учащихся, выполненных восьмиклассниками в предыдущем учебном году.

Бесконечный и разнообразный мир искусства. Тайны искусства. Азбука искусств. Основные эстетические категории.


  • Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства;


  • самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства;


  • применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений;


  • воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;


  • самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.;


  • принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т. д.


  • Осознавать значение искусства в жизни современного человека;


  • знать причины возникновения искусства;


  • понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;


  • рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве;


  • эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;


  • уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;


  • ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;


  • владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса;


  • понимать значение стиля в искусстве;


  • анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений искусств и культурные особенности эпохи;


  • оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры;


  • понимать специфику восприятия различных визуальных произведений.



  1. Художественные представления о мире (7ч)


Понятие о видах искусства: Семья муз Аполлона. История классификации искусств.

Семья муз Аполлона покровителя искусств. Античные мифы об искусстве. Образы муз и Аполлона в искусстве. Скульптуры муз в Ватиканском музее и в Павловском парке.

История классификации искусств. Подвижность и гибкость границ между искусствами. Их историческая изменчивость (внутреннее сходство, взаимопроникновение, противоборство).








Понятие о видах искусства: Современные классификации искусств.

Современные классификации искусств. Разделение искусств на пространственные, или пластические (архитектура, живопись, графика, фотография, скульптура, декоративно-прикладное искусство), временные (музыка) и пространственно-временные, или синтетические (литература, театр, опера, хореография, балет, телевидение, кино, эстрада, цирк). Условный характер подобного деления.

Визуально-пространственная природа пластических искусств, их эмоционально-эстетическое воздействие на человека и общество.

Деление искусств на изобразительные (скульптура, живопись, фотография, эпос, драма, театр, кино) и выразительные (архитектура, декоративно-прикладное искусство, танец, музыка, лирическая поэзия, балет, опера).


Тайны художественного образа.

«Мышление в образах». Понятие художественного образа как особого способа отражения окружающей действительности. Единство отраженной реальности и субъективной оценки, взгляда на мир его творца. Характерные черты и свойства художественного образа: типизация, метафоричность, иносказательность и недоговоренность. Особенности его восприятия.

Оригинальность, конкретность и неповторимость воплощения художественного образа в различных видах искусства. Правда и правдоподобие в искусстве. Соотношение вымысла и действительности в художественном произведении. Роль творческой фантазии художника.

Условность в искусстве. Изменение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Понятие условности как важнейшее средство постижения сущности художественного образа. Условный характер произведений искусства на примере различных его видов (театра, оперы, живописи).


Художник и окружающий мир.

Мир «сквозь магический кристалл». Многозначность понятия «художник». Художник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое посредством видимого». Мир материальный и духовный, особенности его отражения в произведениях искусства.

Как рождается художник и что питает его вдохновение. Различие между автором и героем его произведения. Особенности мировоззрения художника и их отражение в произведениях искусства, связь с культурно-исторической эпохой. Талант и мастерство художника.

Необходимые предпосылки художественного творчества. Важнейшие составляющие таланта художника и особенности его проявления в детском возрасте (на примере творческой судьбы В. Моцарта). Судьбы великих мастеров: становление, творческая индивидуальность и неповторимость стиля.

Понятие мастерства в художественном творчестве. Упорный труд как необходимое условие его достижения. Секреты художественного творчества. Процесс творчества: от наблюдения и накопления жизненных впечатлений к их осмыслению и художественному воплощению. А.С. Пушкин о процессе художественного творчества. Рождение замысла будущего произведения и его реальное воплощение. Особая роль вдохновения в создании произведения искусства.


Возвышенное и низменное в искусстве.

Эстетика наука о прекрасном в искусстве и жизни. Искусство как высшая форма эстетического освоения мира. Основные эстетические категории, их роль и значение для восприятия и оценки произведений искусства.

Возвышенное в искусстве. Возвышенное и его связь со всемирно-историческими поворотами в развитии человечества, с переломными моментами в судьбах людей. Первые сведения о возвышенном в трактате античного философа Псевдо-Лонгина «О возвышенном». Эволюция трактовки понятия. Статья Н. Чернышевского «Возвышенное и комическое». Возвышенное в архитектуре (пирамиды Древнего Египта, Парфенон). Возвышенность героев и событий в античной трагедии и произведениях У. Шекспира (царь Эдип и Антигона, Агамемнон и Андромаха, король Лир и Гамлет). Возвышенный характер музыки: Бетховена (финал Третьей («Героической») симфонии). Использование особых средств художественной выразительности для создания возвышенных образов и событий (на примере работы А. Пушкина над поэмой «Полтава»).

Низменное в искусстве. Категория низменного и ее противопоставление возвышенному. Проявления низменного в искусстве и в жизни. Пергамский алтарь Зевса, рельеф Микеланджело «Битва кентавров», рисунки Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари».

Контрасты возвышенного и низменного в произведениях мирового искусства (на примере балетного танца «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса в исполнении А. Павловой). Особенности проявления красоты в обыденном, уродливом и безобразном. Проявления низменного в произведениях мировой живописи: офорты Ф. Гойи «Капричос». Сюжетная основа произведений и ее трагическое звучание. Сочетание реальности и фантастики, гротеска и карикатуры.



Трагическое в искусстве.

Законы трагического в искусстве и в жизни. Общность и различия в их проявлении. Специфические законы и характерные особенности их проявления в произведениях искусства. Неразрешимость конфликтов, непримиримое противоречие между идеалом и реальностью, новым и старым основа трагического в искусстве.

Рок и судьба в античной трагедии. Истоки трагического в древнегреческой трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид). Противоречивость и сложность характера трагического героя, осознание им личной «вины» за невозможность изменения жизни.

Миф о Дионисе и рождение трагедии. Дифирамбы и их роль в организации дионисийских праздников. Учение Аристотеля о трагедии. Развитие понятия о катарсисе.

Трагическое как проявление возвышенного. История трагической и возвышенной любви Франчески да Римини и Паоло в «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь пятая). Художественные интерпретации сюжета в произведениях живописи (А. Фейербах «Паоло и Франческа», У. Блейк «Вихрь влюбленных» по выбору) и симфонической фантазии П. Чайковского «Франческа да Римини».

«Реквием» Моцарта как образец трагической музыки, проникнутой трепетным волнением и просветленной печалью.



Комическое в искусстве.

Понятия смешного и комического. Смех важнейшее средство нравственного воспитания человека. Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разграничение понятий «смешное» и «комическое». Социальный, общественно значимый характер комического.

Противоречия между внешними поступками и поведением человека. Градации комического: от дружеской улыбки и иронии до явной неприязни и сарказма. «Тайна» юмора. Остроумие великих людей планеты. Комический эффект искусства карикатуры.

Непримиримый и обличительный характер сатиры, ее тяготение к гротеску и фантастике. Сочетание трагического и комического в драматических произведениях литературы и театральном искусстве.

Выдающиеся комики мира. Ч. Чаплин выдающийся комик немого кинематографа. Актерская маска Чаплина, контраст внешнего облика и характера героя, его лучшие фильмы и роли. Ю. Никулин клоун на все времена. Особый дар импровизации, умение незаметно вовлечь зрителя в свою игру. Творческое мастерство актера: чувство юмора, знание законов смешного, актерская техника, умение черпать материал из окружающей жизни, контрасты клоунской маски.



  1. Азбука искусства (27ч)


Виды деятельности учащихся

Метапредметные

Метапредметные

Азбука архитектуры. Назначение и цель архитектуры. «Прочность – Польза – Красота».

«Каменная летопись мира». Произведения архитектуры памятники материальной и духовной жизни общества. Архитектура как выражение основных идей времени.

Создание искусственной среды для жизни и деятельности человека главное назначение архитектуры. Создание среды обитания человека с помощью материально-технических и художественных средств ее основная цель.

Место архитектуры среди других видов искусства. «Прочность Польза Красота». Витрувий об основных свойствах архитектуры.


  • Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства;


  • понимать истоки, взаимосвязь и специфику музыки и литературы как временных искусств;


  • анализировать специфику воплощения жизненных проблем во временных искусствах;



  • воспринимать слово и звук как «первоэлемент» образного смысла;


  • участвовать в коллективной художественной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций;


  • эмоционально воплощать отдельные литературные и музыкальные образы в различных видах художественного творчества;


  • находить в сети Интернет или выбирать из собственной коллекции музыку, раскрывающую или дополняющую литературные образы;



  • участвовать в разработке и оформлении коллективного проекта с применением ИКТ;



  • создавать различные изделия декоративно-прикладного искусства для оформления класса, школы и др.;


  • самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в изобразительном искусстве;


  • воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;


  • самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.;


  • принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т. д.);


  • принимать участие в конкурсах и выставках художественной фотографии


  • Понимать природу и специфику пространственных искусств;


  • понимать значение стиля в искусстве;


  • различать в общих чертах основные художественные стили Европы;


  • эмоционально воспринимать и давать эстетическую оценку произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;


  • анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений пространственных искусств и культурные особенности эпохи;


  • раскрывать особенности формы и содержания на примере отдельных произведений пластических искусств;


  • использовать в собственной художественной деятельности правила перспективы и пропорции;


  • размышлять о значении живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна в жизни современного человека;


  • оценивать с эстетических позиций архитектурный облик своего города, района и др.;


  • понимать значение монументальной скульптуры в формировании образа городов мира;


  • изучать с помощью сети Интернет высоко художественные образцы монументальной скульптуры, расположенные в столицах разных стран мира;


  • участвовать в коллективном проекте по разработке плакатов различной тематики;


  • понимать специфику фотоискусства;


  • использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;




  • осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства;


  • воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации;




  • исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, театральной, симфонической);


  • сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей;



самостоятельно исследовать техники современной музыкальной композиции (на одном примере);


  • осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет;


  • понимать специфику восприятия различных визуальных произведений;


  • осознавать специфику творческих профессий и осваивать элементарные приемы в каком-либо виде пространственно-временных искусств (по выбору).


Азбука архитектуры. Элементы архитектуры. Место архитектуры среди других искусств. Профессия архитектора.



Функциональные, технические и эстетические начала архитектуры. Пространство язык архитектуры. Понятие о тектонике.

Профессия архитектора. Оценка труда архитектора в различные исторические эпохи. Витрувий о задачах архитектора. Первые зодчие Руси и их выдающиеся произведения.

Расширение задач архитектора в современную эпоху. Сложность и многогранность профессии архитектора, ее творческое начало и универсальный характер. Основные этапы архитектурного строительства. Будущее профессии.


Художественный образ в архитектуре: Особенности создания архитектурного образа.

Особенности архитектурного образа. Необходимые условия для создания архитектурного образа. Специфика художественного образа в архитектуре. Единство внешней и внутренней формы в архитектуре. Особенности воздействия архитектурных сооружений на чувства и поведение человека.

Связь архитектурных сооружений с окружающей природой. Зависимость архитектуры от географических и климатических условий.


Художественный образ в архитектуре: Средства создания архитектурного образа. Архитектурный ансамбль.


Средства создания архитектурного образа: симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб.

Архитектурный ансамбль. Актуальность задачи объединения различных зданий в единое художественное целое.

Архитектурный ансамбль как высшая форма проявления художественного творчества. Общность композиционного замысла с учетом архитектурного и природного окружения.


Стили архитектуры: Архитектурные стили Древнего Египта и Античности.

Архитектурный стиль устойчивое единство функционального содержания и художественного образа. Идея преемственности архитектурных стилей.

Архитектурные стили Древнего Египта и Античности. Канонический стиль архитектуры Древнего Египта, его отличительные признаки. Основные типы построек, их связь с религиозными верованиями египтян. Классический стиль архитектуры Древней Греции и Рима. Создание греческой ордерной системы. Инженерные достижения римских архитекторов.


Стили архитектуры: Архитектурные стили Средневековья и Возрождения.

Архитектурные стили Средневековья. Романский стиль, основные типы сооружений, их назначение. Характерные особенности стиля. Готический стиль. Каркасное перекрытие зданий главная конструктивная особенность готических сооружений.

Вклад древнерусских мастеров в развитие средневековой архитектуры. Уникальность древнерусского зодчества.

Архитектурный стиль эпохи Возрождения. Следование идеям античного зодчества и новаторские идеи.


Стили архитектуры: Архитектурные стили Нового и Новейшего времени.

Архитектурные стили Нового и Новейшего времени. Барокко. Стремление к пластичной выразительности архитектурных сооружений. Обилие пышных декоративных украшений. Искажение классических пропорций, оптический обман, игра света и тени, преобладание сложных криволинейных форм. Диссонанс и асимметрия основные принципы оформления фасадов.

Классицизм в архитектуре. Практичность и целесообразность, простота и строгость форм, спокойная гармония пропорций, скромный декор. Ампир стиль эпохи Наполеона. Следование архитектурным традициям императорского Рима. Выражение идей государственного могущества и воинской силы. Величие и подчеркнутая монументальность форм, академизм.

Эклектика в архитектуре XIX в. и ее особенности. Модерн качественно новая ступень в развитии архитектуры. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий, асимметрия. Органическое единство архитектуры с окружающей средой.

Развитие современной архитектуры. Идеи рационализма и конструктивизма. Использование новых материалов и технологий. Стремление подчеркнуть интернациональный характер и функциональное назначение архитектурного сооружения. Абстракция геометрических форм, резкие контрасты композиционных решений, использование стилевых реминисценций. Постмодернизм в архитектуре. Стиль хай-тек. Стилистическое многообразие и оригинальность решений современной архитектуры.


Виды архитектуры: Архитектура объёмных сооружений. Градостроитель-ство.

Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Общественная архитектура. Храмы, дворцы и замки. Административные здания. Зрелищные и выставочные сооружения: театры, концертные и выставочные залы, стадионы и спорткомплексы, магазины и супермаркеты, вокзалы и аэропорты.

Жилая архитектура. Древнейшие дома человека. Жилые дома различных народов мира. Жилые дома А. Гауди и Ле Корбюзье.

Промышленная архитектура: заводы, фабрики, электростанции, мосты, тоннели, каналы, водопроводы и акведуки.

Градостроительство. Из истории градостроительного искусства. Формирование облика городов. Законы, правила устройства города, реконструкция старых районов главные задачи современного градостроения. Понятие современного города и его слагаемые. Проблемы его существования и их решение. Исторические типы планировки города. Мечта о создании идеального города будущего и ее реальное воплощение в оригинальных проектах.

Виды архитектуры: Ландшафтная архитектура. Традиции садово-паркового искусства в разных странах мира.

Ландшафтная архитектура. Зарождение садово-паркового искусства. Висячие сады Семирамиды как одно из чудес света. Садово-парковое искусство Китая и Японии.

Европейские традиции садово-паркового искусства. Тип французского регулярного и английского пейзажного парков.

Аналоги французского и английского парков в России, оригинальность замысла и творческого воплощения.


Язык изобразительного искусства:

Как понять изображение. Живопись, скульптура и графика – древнейшие виды изобразительного искусства. Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства.

Как понять изображение? Живопись, скульптура, графика древнейшие виды изобразительного искусства. Изображение предметов и явлений окружающего мира в зримых образах. Роль творческого воображения в создании произведений изобразительного искусства.

Место изобразительных искусств в существующих классификациях. Изобразительные искусства как совокупность пластических искусств.

Особенности создания художественного образа в реальных и абстрактных композициях. Особенности творческой манеры художника.

Монументальные и станковые виды изобразительного искусства. Основные виды монументального искусства: скульптурные памятники, панно, мозаики, фрески, плакаты, вывески. Станковое искусство и его предназначение. Основные виды станкового искусства: картины, статуи, бюсты, станковые рельефы, эстампы, станковые рисунки.


Язык изобразительного искусства: способы и средства изображения, их зависимость от материалов, масштаба и техники изготовления. Ритм в изобразительном искусстве. Понятие о композиции и перспективе.


Способы и средства изображения. Богатство способов и средств изображения, их зависимость от материалов, масштаба и техники изготовления.

Выразительность и многообразие видов художественной техники (техника живописи маслом, лаковыми красками, техника гравюры на дереве, техника мозаики или фрески).

Роль композиционного замысла, основные правила композиции.

Ритм, светотень, линия, контрасты, нюансы, фактура и текстура. Роль контрастов и нюансов, фактуры и текстуры в изобразительном искусстве. Роль светотени в создании образов.

Метод перспективы (понятие линейной, воздушной и обратной перспективы). Линия, определяющая характер изображения на плоскости и в пространстве.

Искусство живописи.

Виды живописи. Характерные особенности монументальной живописи и ее предназначение. Масштабность композиций и их обусловленность организованной архитектурной средой. Техника фрески, мозаики и витража. Декорационная живопись. Плафонная живопись. Настенные панно (десюдепорты) эпохи рококо. Характерные особенности станковой живописи и ее предназначение. Картина как основной вид станковой живописи. Театральная декорация, иконопись, миниатюра, панорама и диорама как особые виды живописи.

Художественные средства живописи. Цвет как важнейшее средство передачи эмоционально-смыслового настроя художественного произведения. Основные качества цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность. Понятие о колорите системе соотношений цветовых тонов и их оттенков. Деление цветов на теплые и холодные. Понятие локального и обусловленного цвета. Творчество Э. Делакруа как пример колористического мастерства. Светотень как закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета. Блик, свет, полутень, собственная или падающая тень, рефлекс важнейшие средства передачи постоянных качеств предметного мира и изменчивости окружающей среды. Сфумато Леонардо да Винчи. Искусство светотени в живописных произведениях Караваджо.

Роль линии в искусстве живописи и ее выразительные возможности.


Жанровое многообразие живописи: Понятие жанра в живописи. Историческая и батальная живопись.

Понятие жанра в живописи. Становление и развитие системы жанров в истории мировой живописи. Специфика деления живописи на жанры и ее условный характер. Любимые жанры великих мастеров. Изменения жанровой системы в искусстве XX в.

Характеристика жанров в живописи. Особый статус исторической живописи в мировом искусстве. Диалог прошлого и настоящего. Мифологическая и библейская тематика как принадлежность к историческому жанру живописи. Русская историческая живопись XIX в.

Основные цели и объекты изображения в произведениях батального жанра.


Жанровое многообразие живописи: Характеристика жанров в живописи. Бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Анималистиче-ский жанр. Жанровые особенности интерьера.



Бытовой жанр живописи, его истоки и эволюция, цели и задачи.

Жанр портрета. Разновидности портрета: парадный, исторический, камерный, психологический, автопортрет. Эволюция портретного жанра.

Изображение естественной или преображенной человеком природы главный объект пейзажной живописи. Цели и задачи пейзажа, его разновидности (лирический и эпический пейзажи). Понятие городского (архитектурного) пейзажа. Сельские и морские (марины) пейзажи. Индустриальный, фантастический (космический) пейзажи.

Жанр натюрморта и его эволюция. Праздничные (фламандские) и камерные (голландские) натюрморты. Философские натюрморты vanitas («суета сует»). Цели и задачи натюрморта, продуманность композиции, ее колористическое решение. Натюрморт как экспериментальная площадка живописных исканий конца XIX XX вв.

Анималистический жанр как древнейший жанр живописи. Цели и объекты изображения.

Жанр интерьера, его близость к натюрморту и бытовой живописи. Эволюция жанра и характерные особенности его развития в различные эпохи.


Искусство графики: Графика: от возникновения до современности. Язык графики.

Графика: от возникновения до современности. Графика как один из древнейших видов изобразительного искусства. Эволюция графического искусства. Роль графики после открытия книгопечатания. Графика «муза XX века»? Графика в жизни современного человека.

Компьютерная графика новый инструмент художников, дизайнеров, конструкторов. Ее роль в оформлении печатной продукции, художественном проектировании архитектурных сооружений, торговой упаковки, создании фирменных знаков, произведений станковой графики. Стереометрия создание реального трехмерного пространства (3D).

Общность и различия между графикой и живописью. Характерные особенности искусства графики. На каком языке «говорит» графика? Особенности воспроизведения пространства в графических произведениях. Основные материалы художника-графика. Задачи образного отражения действительности в графическом искусстве. Изобразительно-выразительные средства графики: рисунок, линия, штрих, тон, пятно, цвет. Цвет, плоскость и пространство в искусстве графики.


Искусство графики: Виды графического искусства.



Виды графического искусства. Виды графики по технике исполнения.

Уникальная, или рукотворная графика (рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные в одном экземпляре).

Печатная графика, или эстамп. Гравюра основной вид печатной графики. Разновидности гравюры: ксилография, литография, линография и офорт. Цветная ксилография японских мастеров.



Художественная фотография: История фотографии.

Рождение и история фотографии. Фотография зрительная память человечества. Первые дагеротипы. Эксперименты с новым способом создания изображений. Камера-обскура. Научные исследования У. Толбота. Дальнейшее совершенствование техники и создание ярких художественных образов. Изобразительно-выразительные возможности фотографии.

Фотография сегодня важнейшее средство массовой информации. Фотография и экранные искусства, ее использование в сфере дизайна, театра и журналистики, создании инсталляций. Создание голографических изображений. Использование новейших цифровых технологий в искусстве фотографии.


Художественная фотография: Выразительные средства и жанры фотографии. Выдающиеся фотографы мира.

Фотография и изобразительные искусства. Отличия художественной фотографии от изобразительных искусств. Сравнительный анализ фотопортрета с живописным и скульптурным портретом. Выразительные средства и жанры фотографии.

Использование в фотографии традиционной системы жанров: общность и характерные различия. Фрагмент и фотомонтаж как специфические жанры фотографии. Художественные средства выразительности в искусстве фотографии: композиция, план, ракурс, свет и тень, ритм.




Язык скульптуры: История скульптуры. Что значит видеть и понимать скульптуру. Скульптура как пространствен-

ный вид искусства.

История скульптуры. Скульптура как один из древнейших видов изобразительного искусства. Амулеты первобытного человека. Важнейшие достижения скульпторов Древнего Египта. Классический идеал античных мастеров. Средневековая скульптура «книга» для верующих людей, ее связь с архитектурой. Гуманистический идеал в скульптуре Возрождения. Отличительные особенности скульптуры барокко и классицизма. Характерные особенности развития скульптуры в конце XIX XX вв.: стремление к символической трактовке образов, пластическая импровизация и эксперимент, поиск новых способов технической обработки материалов. Кинетическая скульптура как ярчайший пример смелого новаторства.

Новизна и оригинальность художественных решений современных мастеров. Что значит видеть и понимать скульптуру? Скульптура, ваяние и пластика. Скульптура и ее отличия от других видов изобразительного искусства. Изобразительно-выразительные средства скульптуры: пластика, объем, движение, ритм, светотень и цвет.

Использование языка символов и аллегорий в скульптурных произведениях.


Язык скульптуры: Жанры и виды скульптуры. Материалы и техника их обработки.


Виды и жанры скульптуры. Характерные особенности портретного, анималистического, историко-бытового жанров и натюрморта. Круглая скульптура. Рельеф и его разновидности: барельеф, горельеф и контррельеф. Виды скульптуры по целевому назначению: монументальная, монументально-декоративная и станковая (характерные признаки).

Материалы и техника их обработки. Выбор материала, его зависимость от авторского замысла, содержания, местонахождения произведения и особенностей освещения. Использование традиционных мягких и твердых материалов для создания скульптурных произведений. Процесс создания скульптурного произведения и его основные этапы. Высекание из камня. Лепка из глины, пластилина, воска или гипса. Вырезание из дерева. Гальванопластика. Ковка, чеканка и гравировка.




Декоративно-прикладное искусство.

Художественные возможности декоративно-прикладного искусства. Понятия декоративного и прикладного искусства. Китч. Основные критерии оценки художественных произведений декоративно-прикладного искусства: единство пользы и красоты, историческая значимость, авторское мастерство, соотношение формы и содержания, необходимость и достаточность, гармоничность и естественность. Истоки возникновения и особенности исторического развития декоративно-прикладного искусства. Важнейшие изобразительно-выразительные средства: орнамент, форма, материал, цвет, ритм и симметрия.

Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества. Сохранение и развитие национальных традиций. Устойчивость тем, образов и мотивов народного творчества. Коллективное творческое начало. Универсальность художественного языка, понятного всем народам мира.

Виды декоративно-прикладного искусства. Связь с другими видами искусств. Монументально-декоративное искусство: организация предметно-пространственной среды человека (быта, жилища, архитектурных сооружений, улиц и площадей). Декорационно-оформительское искусство.

Деление произведений декоративно-прикладного искусства по функциональному признаку, виду используемого материала, технике и способу изготовления. Основные способы производства предметов декоративно-прикладного искусства.


Искусство дизайна.

Из истории дизайна. Истоки дизайна и его развитие. Дизайн и научно-технические достижения. Организация выставок «промышленного искусства» и их роль в становлении и развитии дизайна. Расширение функций дизайнеров на рубеже XIX XX вв. Влияние стиля модерн на развитие дизайна. Преодоление разрыва между индустриальным производством и сферой художественной деятельности. Появление первых дизайнерских центров в Германии, России и США. Баухаус: роль высшей школы художественного конструирования и индустриального строительства. Творческие идеи В. Гропиуса и их практическое воплощение. Судьба дизайна в России. ВХУТЕМАС центр подготовки дизайнерских кадров в России. Оригинальные творческие концепции В. Кандинского, К. Малевича, Л. Лисицкого, В. Татлина, А. Родченко и др.

Дизайн как важнейший символ цивилизации, неотъемлемый фактор жизни человека в современном мире. Новые грани профессии дизайнера. Художественные возможности дизайна. Методы проектирования и конструирования предметной и окружающей среды по законам пользы, прочности и красоты. Основные функции дизайна: конструктивная, эстетическая и воспитательная.

Мир современного человека мир дизайна. Дизайн и декоративно-прикладное искусство: их общность и различие. Виды дизайна. Многообразие сфер применения дизайна в жизни современного общества. Промышленный (индустриальный) дизайн и его характерные черты. Дизайн среды, экологический дизайн. Графический дизайн или промышленная графика. Искусство веб-дизайна (оформления страницы персонального сайта в Интернете). Фитодизайн и его особая популярность в обществе. Арт-дизайн и сферы его использования. Виды дизайна, связанные с имиджем, внешним обликом человека: визаж, дизайн одежды, аксессуаров и прически. Задачи дизайнера-модельера.




Музыка как вид искусства.

Музыка и мир чувств человека. Особенности восприятия музыки в различные культурно-исторические эпохи. Античные мифы о происхождении музыки (Орфей и Эвридика, Пан и Сиринга). Музыка и характер ее воздействия на переживания и эмоции человека (лирическая поэзия).

Музыка среди других искусств. Звук «первоэлемент» музыкального искусства. Жизнь человека в мире звуков. Звуковые колебания инфразвуки и ультразвуки. Понятие какофонии.

Отличие музыки от других искусств, ее близость к хореографии и архитектуре. Сравнительный анализ картин зимнего пейзажа в лирике А. Пушкина и музыке П. Чайковского. Музыка царица всех искусств.




Художественный образ в музыке.

Условный характер музыкального образа. Специфика художественного образа в музыкальном произведении. Противоречивость и неоднозначность его интерпретации. Отсутствие связи между музыкальным образом и предметностью реального мира, особая сила обобщения. Звуки реального мира в музыкальном произведении. Понятие программной музыки. Зримость и пластичность музыкального образа.

Временной характер музыки. Существование во времени главная особенность художественного образа в музыке. Способность музыкального художественного образа отражать действительность по законам реального времени. Проблема музыкального времени в различные культурно-исторические эпохи. От плавности и неспешности средневекового григорианского хорала к стремительным ритмам современности. Гротеск, массовость, коллективизм характерные черты музыки XX в.




Язык и форма музыкального произведения.

Средства выразительности в музыке. Роль композитора в создании музыкального произведения. Особое значение ритма и его воздействие на человека. Метр и темп как основные составляющие ритма. Зависимость ритма от жанра музыкального произведения и общего характера предназначения музыки. Ритм как выразитель художественного образа. Форма и интонация мелодии. Национальная самобытность классических мелодий. Гармония в музыке, понятие ладов особой системы организации различных по высоте звуков (мажорный и минорный лад). Атональная музыка композиторов Новой венской школы, ее общий характер и особенности звучания.

Полифония и ее основные жанры. Величайшие полифонисты мира: И. С. Бах, Д. Шостакович и Р. Щедрин. Тембр звука. Тембр музыкальных инструментов и человеческого голоса.

Понятие о музыкальной форме. Единство содержания и формы в музыкальном произведении. Понятие о музыкальной форме как о композиционном строении произведения и совокупности художественных средств, выражающих содержание, идею музыкального сочинения. Выбор формы музыкального произведения. Музыкальная форма и ее протяженность во времени («форма-процесс»). Типы музыкальных форм: вариация, рондо, сонатная форма, цикл. Подвижность и гибкость музыкальных форм, их способность к изменению под воздействием содержания и определенных стилевых условий.




Фестиваль творческих проектов.


Представление и защита лучших творческих проектов, выполненных учащимися.




  1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, обучающийся должен:

Знать/понимать:

  • художественные символы народов мира и уметь их различать;

  • единство и многообразие культур;

  • шедевры искусства и мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства

  • свое место в мире художественной культуры и искусства и по отношению к культурологическим эпохам;


Уметь:

  • узнавать изученные произведения искусства и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • пользоваться различными источниками информации об искусстве и о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.



  1. Учебно-методический комплекс


Данилова Г. И. Искусство 5 – 9 классы. рабочая программа для общеобразовательных учреждений.

Данилова Г. И. Искусство. 5 – 9 классы. Рабочие материалы.

Данилова Г. И. Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс. Учебник.

Данилова Г. И. Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 класс. Учебник.

Данилова Г. И. Искусство: Мир и Человек в искусстве. 7 класс. Учебник.

Данилова Г. И. Искусство: Виды искусства. 8 класс. Учебник.

Данилова Г. И. Искусство: Содружество искусств. 9 класс. Учебник.

Данилова Г. И. Искусство. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень. Учебник.

Данилова Г. И. Искусство. От XVII века до современности. 11 класс. Базовый уровень. Учебник.


  1. Перечень учебно-методического обеспечения



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания


БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД КАБИНЕТА (книгопечатная продукция)

Материалы ФГОС: примерная программа «Искусство», рабочие программы по искусству

Д

Стандарт по искусству, примерная программа, рабочие программы, входящие в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета.

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков искусства)


Д

Пособия входят в учебно-методический комплект по искусству, а также освещают различные разделы и темы курса.

Альбомы по искусству, репродукции.

Методические журналы по искусству

Д


Учебно-методические комплекты к программе по искусству, выбранной в качестве основной для проведения уроков

К

Комплекты учебников по программе Г.И.Даниловой.

В составе книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, есть по несколько экземпляров учебников из разных учебно-методических комплектов по искусству (МХК) для основной школы. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.


Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству, включая кино, театр, хореографию и т.п.

П

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности учащихся.

Справочные пособия, энциклопедии по искусству, словарь искусствоведческих терминов

Д/п

Музыкальная энциклопедия, энциклопедии по театру, кино, изобразительному искусству, хореографии, музыкальный энциклопедический словарь, словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства.

Альбомы по различным видам искусства. Книги о художниках и художественных музеях. Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Д

Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской и проектной деятельности.


ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ



Учебно-наглядные пособия: таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента; по стилям архитектуры, одежды, предметов быта; по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству


Д/ф

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов. Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

Портреты выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, кинорежиссеров, актеров, певцов, артистов балета ит.д.

Д

Комплекты могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях.

Портреты музыкантов-исполнителей

Д


Атласы и модели музыкальных инструментов

Д


Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с основными тематическими линиями учебной программы

Д


Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной, музыкальной, театральной и другой грамоте

К

Комплекты для раздачи


ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА (цифровые образовательные ресурсы)

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники


Д

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов курса.

Электронные библиотеки по искусству


Д

Электронные библиотеки включающие комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек входят электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка, кино, театр и др.), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. Электронные библиотеки создаются и размещаются на CD-ROM, либо создаются в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения).

Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке, изобразительному искусству

Д/п

Цифровые компоненты учебно-методического комплекта, которые ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), или носят проблемно-тематический характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта.

Пособия для системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля).

Коллекция цифровых образовательных ресурсов

Д/п

Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую и проектную работу. В состав коллекции входят тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио-и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов размещается на CD или флеш-накопителях, а также будет создается в сетевом варианте.

Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

Д/п

Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по различным видам искусства, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Д/п

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций и др.

Специализированные инструменты учебной деятельности

Д/п

К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе «Искусство», относятся, в частности, редакторы растровой и векторной графики, редакторы видео и аудиофайлов, система обработки звука и др.


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)

Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением: со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением

Д


Принтер лазерный с запасным картриджем



Мультимедийный проектор

Д


Кабель VGA 6 м

Д


Сетевой фильтр-удлинитель (5 евророзеток)

Д


Музыкальный центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков, CD-R, CD-RW, МР3, а также магнитных записей

Д


CD/DVD-проигрыватели



Телевизор


С диагональю не менее 72 см. (нет)

Видеомагнитофон


Нет

Слайд-проектор

Д

Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон

Доска маркерная и набор-минимум для маркерной доски



Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д


Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25 х 1,25

Фотоаппарат


Цифровая камера (нет)

Видеокамера


Нет

Графический планшет


Нет


ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде)

Аудиозаписи по различным видам искусства

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса

DVD-фильмы по различным видам искусства, в том числе памятникам архитектуры, художественным музеям, видам изобразительного искусства, народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, художественным технологиям, творчеству выдающихся отечественных и зарубежных художников и композиторов, кинорежиссеров, хореографов, театральных деятелей и т. д.

DVD-фильмы и видеозаписи оперных, балетных, театральных спектаклей, мюзиклов,

Д

По одному каждого наименования.

выступлений выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей (певцов, пианистов и др.), известных хоровых, оркестровых, театральных и других коллективов



Слайды (диапозитивы): произведения изучаемых видов искусства различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений), тексты песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой культуры

Д

Произведения различных видов искусства

Слайд-альбомы по искусству

Д

Для изучения биографий композиторов, художников, театральных деятелей, кинорежиссеров, актеров и др.


СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

Столы

К


Стулья

К


Стеллажи для книг и оборудования

Д


Мебель для проекционного оборудования



Мебель для хранения таблиц и плакатов

Д

Кассетницы, плакатницы


Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К — полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6 – 7 экз.).


Дополнительные пособия


Комплекты портретов художников (выпуски 1, 2).

Комплекты портретов композиторов.

Репродукции картин известных художников в рамках.

Комплекты открыток и иного раздаточного материала.


Список основных цифровых образовательных ресурсов:


  1. ЭСУН «История искусства»

  2. ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

  3. ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

  4. ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

  5. ЦОР «Мировая художественная культура»

  6. Всеобщая история искусств: [link]

    ПРИЛОЖЕНИЯ


    1. Методическое обеспечение учителя Искусства (МХК) – Папка, содержащая библиографические списки методических пособий и книг для учителя и учащихся, а также перечни периодических изданий по искусству, имеющихся в фондах учителя.

    2. ЭОР издательского дома «Первое сентября» (электронные приложения к изданиям «Искусство», «Литература», «История» на CD и DVD и их библиографические описания).

    3. Каталог методических материалов издания «Искусство» (библиографический перечень статей за 2004 – 2015 годы, составленный учителем)

    4. ЭОР по искусству, литературе и истории (папка с перечнем CD и DVD, имеющихся в фондах учителя (более 500 наименований).

    5. Перечень тематических папок с творческими работами учащихся (более 200 папок).

    6. Демонстрационный материал по искусству (мировой художественной культуре) и смежным гуманитарным дисциплинам (Иллюстрированный каталог презентаций, выполненных учащимися в сотрудничестве с учителем).

    7. Проверочные работы и тестовые задания.

    8. Списки тем для проектных, исследовательских и творческих работ учащихся.