6 класс, 3 четверть Есипова Елена Александровна Приложение № 2.1
Тема: «Портреты - натюрморты»
Цель: Ученик научится создавать необычный портрет с помощью различных материалов.
Задачи:
1. Организовать работу учащихся по освоению понятия «Портрет»;
2. Познакомить учащихся с творчеством итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо;
3. Формировать умение анализировать произведения искусства;
4. Сформировать творческие группы для выполнения заданий;
5. Осуществлять контроль и коррекцию в процессе работы;
6.Создать ситуацию успеха в представлении и оценивании творческих работ.
Оборудование для учителя: компьютер и проектор, экран, презентация.
Оборудование для учащихся: ножницы, клей, модели фруктов, овощей.
Основные понятия: портрет, жанр, коллаж;
Зрительный ряд:
Лист№1-портрет в графике, скульптуре и живописи.
Лист№2-Ранние живописные портреты («Юноша в золотом венке», «Пожилой римлянин», «Русская икона 11 века. Архангел Гавриил).
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Беседа по теме урока.
Демонстрация слайда (портрет в графике, скульптуре, живописи, фотопортрет, детский рисунок)
Учитель: Ребята, рассмотрите, пожалуйста, изображения. Назовите тему нашего сегодняшнего урока.
Учитель. Действительно, наш урок сегодня посвящен портрету в изобразительном искусстве.
Вопрос: Давайте подумаем, что такое портрет? каким может быть портрет в искусстве?
[pic] [pic] [pic]
[pic] [pic] [pic]
Ученики: Это когда на картине изображают людей.
Учитель. А если это изображение человека не на картине, а в скульптуре?
Ученики: Это тоже портрет.
Учитель. Конечно, портреты создаются и в скульптуре, и в графике, и в живописи. Поэтому к портретному жанру относятся произведения скульптуры, живописи, графики, в которых запечатлен облик конкретного человека или группы людей.
Но сегодня нас будут интересовать живописные портреты.
Само название жанра – портрет – произошло от старинного французского выражения, означающего «воспроизводить что-либо(кого-либо) черта в черту».
Вопрос: Как вы думаете, является ли точное внешнее сходство главным художественным достоинством портрета?
Ученики: (мнения разделились)
1.Да!..
2. Нет, ведь это не фотография!...
3. Все равно, главное - чтобы было похоже!...
4. Главное передать характер человека, его настроение!
Учитель. Я согласна с теми, кто считает, что внешнее сходство – не единственный и не главный критерий художественного достоинства портрета.
Как сказал поэт Николай Заболоцкий, важно уметь «души изменчивой приметы переносить на полотно».
Вопрос: Как вы считаете, когда же появился этот жанр?
Ученики: Наверное, очень давно.
Учитель. Демонстрация слайда №2 (Ранние живописные портреты «Юноша в золотом венке», «Пожилой римлянин», «Русская икона 11 века. Архангел Гавриил»).
Да жанр этот очень древний.
- Самые ранние живописные портреты были написаны на деревянных досках горячими восковыми красками в 1 веке до н.э. – 4 веке н.э. в Древнем Египте. По месту оазиса, где их обнаружили, их называют фаюмскими. Широко распахнутые глаза и особое изображение ликов, напоминает нам православную икону. Именно в фаюмских портретах общие истоки портретного жанра – и русского и европейского.
- Портрет в России появился только в 17 столетии. Расцвету русского портрета предшествовали восемь веков древнерусской иконописи. Но если древнерусские живописцы писали лики святых по специальным правилам- канонам, то первые русские портретисты начали изображать человека «с живства», то есть с натуры.
Кроме хорошо известных разновидностей портретного жанра, существовали и не совсем обычные портреты, полные аллегории и загадок…
Аллегорические картины со скрытым смыслом очень любили в эпоху Ренессанса.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством удивительного и загадочного итальянского художника эпохи Возрождения, кистью которого писала сама природа.
Ученик 1: (Слайд №3) Звали этого необычного художника Джузеппе Арчимбольдо. Он жил в 1527 – 1593 годах. «Удивительный Арчимбольдо» - так называл один из современных французских поэтов А. Пейре де Мандиарг свою книгу об этом художнике, чьи картины, полные подлинной поэзии, удивляют и вызывают множество вопросов.В историю мирового искусства Арчимбольдо вошел как мастер фантастических портретов, в которых человеческая жизнь уподобляется временам года и стихиям природы.
Полные фантазии живописные полотна Арчимбольдо несколько столетий хранились в частных коллекциях, поэтому его художественное творчество было заново открыто лишь в начале XX века.
Ученик 2: (Слайд №4) Наиболее известными из дошедших до нас четырнадцати картин являются два больших цикла: «Стихии» и «Времена года».
Полотна цикла «Времена года» символизируют четыре возраста человека:
весна – это юность,
лето – это молодость,
осень – средний возраст,
зима – старость.
В полотне «Весна» тема утренней зари, юности определяет вест художественный строй картины: ярко сверкают растения на утренней заре, раскрываются цветы, освещенные первыми лучами солнца.
В теплой, сочной, полнокровной по колориту картине «Лето» тема знойного полдня ассоциируется с молодостью.
Ученик 3: В «Осени» мотив красно-желтых, рыжеватых плодов, освещенных заходящими лучами солнца, соответствует теме среднего возраста человека.
В «Зиме» тема увядания, старости выражена через образ старика в виде желтовато-бурого ствола сухого дерева. Картина «Зима» может служить своеобразной иллюстрацией к изречениям знаменитого естествоиспытателя Парацельса: «Дерево – то же тело. Его кора подобна коже, ветви – волосы. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать».
Учитель. Спасибо нашим докладчикам. Наверное, работы Арчимбольдо дали вам стимул к собственному творчеству?
Ученики. Да, мы тоже хотим попробовать сделать портреты из фруктов и овощей Учитель. Сейчас вы сможете воплотить в жизнь свои идеи. . Мы попробуем с вами создать портреты, но портреты необычные по виду и технике исполнения Думаю, картины Арчимбольдо, написанные масляными красками, создавались не один день. Мы тоже попробуем сделать шуточные портреты-натюрморты – арчимбольдески всего за один урок. Работать будем группами, но у каждой из групп будет своя техника исполнения. (Для выполнения творческой работы надо разделить ребят на группы по 4 человека) 3.Самостоятельная творческая работа.
Задание: придумать портрет, из фруктов и овощей.
Первая группа- заранее приготовлены и отсканированы фотографии фруктов и овощей.
Вторая группа-, наклеивает заранее нарисованные и вырезанные фрукты, и овощи на цветную бумагу.
Третья группа – кулинарного дизайна выполнит портрет (или портреты) из заранее вымытых и красиво нарезанных фруктов и овощей. Или все создается при помощи красок, живописный портрет.
В конце урока мы сравним результаты нашей работы и определим, какая техника более выигрышна.
4. Итог урока. Выставка детских работ.
Показывают рисунки (по очереди) каждый ряд. Комментируют ошибки.
5. Рефлексия
- Что в вашей работе было самым сложным?
- Что далось легко?
- Что больше всего понравилось?