Занятие по изобразительному искусству на тему Шторм на море

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Занятие

по изобразительному искусству на тему

«Шторм на море».



Занятие рассчитано на 3 учебных часа: 1 час – теория, 2 часа – практика и разработано для детей с 8 лет.


Автор-составитель: педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДО «Радуга» г. Сочи Кудрявцева Ольга Магомедовна


ТЕОРИЯ (1 учебный час).
Цель: познакомить детей с понятиями «теплохолодность», «контраст», опираясь на таблицы по цветоведению и репродукции картин И. Айвазовского.
Задачи:
- познакомить с творчеством русского художника И. Айвазовского;
- познакомить с основами цветоведения, опираясь на таблицы теплохолодности;
- научить определять контрастные сочетания теплых и холодных цветов;

- воспитывать любовь к искусству.
Материалы: репродукции картин И. Айвазовского, таблицы по композиции и теплохолодности, контрастного сочетания теплых и холодных цветов.

ПРАКТИКА (2 учебных часа).
Цель: составить сюжетную композицию с использованием контрастного сочетания цветов и выполнить ее в цвете.
Задачи:
- научить: 1)используя показ педагога, поэтапно строить композицию рисунка и прорабатывать ее в цвете;
2)смешивать акварельные краски, получая оттенки цветов и использовать их в рисунке;

- формировать умение работать аккуратно.


Материалы и инструменты: лист для акварели (А4), акварельные краски (24 цвета), кисти (Белка №3 и №5), баночка с водой, салфетка (бумажная или х/б), палитра для акварели.

Ход занятия:

Педагог:

Здравствуйте, ребята.

Дети:

Здравствуйте.

Педагог:

Сегодня мы поговорим с вами о цвете, его характеристиках, о том, что такое контраст, для чего и как его используют в живописи. Познакомимся с репродукциями картин великого русского художника Ивана Айвазовского.
Мы уже говорили на предыдущих занятиях о том, что все цвета делятся на холодные и теплые. Давайте вспомним, какие цвета относятся к теплым.

Дети:

Красный, желтый и оранжевый.

Педагог:

Верно.Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов. А какие цвета являются холодными?

Дети:

Синий, зеленый, голубой и фиолетовый.

Педагог:
Да, действительно - холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешивания с названными цветами.
Как нам известно, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр.
Знание основ колористики, системы цветовых построений необходимо для успешной творческой работы любого начинающего художника.


На доске педагог вывешивает схемы (1-3)


[pic] схема 1


[pic] схема 2



[pic] схема 3


Педагог:

Важно знать о том, что у каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон (сам цвет), насыщенность и светлота.
В цветоведении существуют понятия «светлотный» и «цветовой» контраст.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.

[pic] \ [pic]

[pic]


Педагог:

Глядя на схему, определите контрастный цвет зеленому цвету.

Дети:

Красный.

Педагог:

Верно. А синему будет контрастен какой цвет?

Дети:

Оранжевый.

Педагог:

Правильно. Желтый цвет составляет контраст какому цвету?

Дети:

Фиолетовому.

Педагог:

Контраст синих и красных – прообраз контраста холодных и теплых цветов.
Можно сказать, что контраст – один из основных приемов художественного творчества.


Пограничный контраст возникает на границах соприкосновения расположенных рядом друг с другом цветов.
Ребята, сегодня на занятии мы также познакомимся с правилами и приемами композиции, чтобы на следующем занятии вы смогли самостоятельно построить композиции своих картин.
К приемам композиции следует отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. 

[pic] [pic]



[pic] [pic]


Рассмотрим на примере картины И. Айвазовского «Среди волн».


[pic]


Здесь мы видим яркий пример ритмичности расположения морских волн. Художник так расположил волны, что у нас возникает впечатление движения. А центром композиции является луч, пробивающийся сквозь тучи, освещающий волну в центре картины. И заметим. Какой она составляет контраст с темными волнами на дальнем плане.
На картине того же автора «Девятый вал» мы опять видим череду, ритм огромных голубо-зеленых и желто-зеленых волн. Зелень волн создает контраст с рассветным красно-желтым небом. 
В центре композиции – солнце, которое как будто разрывает завесу туч. У края картины – люди, которым удалось выжить после шторма. Они в союзе с солнцем создают контраст с бушующим морем. Победа над стихией – вот сюжет данной композиции. Но как необычно передает художник структуру гребня девятого вала – той самой губительной девятой волны.


[pic]


Вообще в творчестве И. Айвазовского есть ряд картин, олицетворяющих буйство стихии. Среди них известная картина «Буря на море».


[pic]


В центре композиции – две лодки. В лодках гребцы, которые выгребают против волн. На дальнем плане – корабль, потерпевший кораблекрушение. Темно-серый колорит картины безупречен. Дальний план и небо контрастируют с голубыми волнами на переднем плане. За счет контрастного отношения передний план вырывается вперед, а дальний план уходит еще глубже.
У И. Айвазовского есть картины, посвященные нашему Черному морю. Среди них «Буря на Черном море» (или «Буря над Евпаторией») и «Буря на море ночью».


[pic] [pic]




На данных картинах можно наблюдать контраст дополнительных цветов (или контраст теплого и холодного).
ПРАКТИКА (используется показ педагога).

Педагог:
Сегодня эти знания помогут нам выполнить сюжетную композицию на тему "Шторм на море". Но для начала я покажу вам пример. Любая работа, будь то живописная или графическая, ведется в несколько этапов.
1 – этап – композиция в тонких линиях.
Намечаем линию горизонта, дальний план – горы и солнце. Линию горизонта проводим выше середины для того, чтобы плоскость моря занимала больше места. Солнце рисуем низко над горизонтом – закатное.

2 этап – ритм волн.
Так как нам необходимо изобразить шторм на море, волны должны быть высокие и ритмично расположенные по всей плоскости моря. Чем ближе к нам, тем волны крупнее, а чем ближе к линии горизонта, тем мельче. Это явление линейной перспективы.

3 этап – заливка плоскости неба.
Для неба выбираем оттенки желтого (но не лимонный), охры и оранжевого, имеющиеся в нашей палитре красок. Помним, что прежде чем приступить к заливке, нам необходимо смешать нужные цвета на палитре. Заливку «вливанием цвета в цвет» производим от верхнего края листа слева направо до линии горизонта. Поочередно набирая кистью заготовленные на палитре цвета – желтый, желтый с охрой и желтый с оранжевым. После того, как мы выполним заливку до линии горизонта, собираем образовавшуюся каплю с помощью сухой кисти.

Солнце.
Для заливки солнца используем имеющиеся в палитре красок оранжевый и красный цвет.
Дальний план – горы.
По закону воздушной перспективы для дальнего плана используем холодные цвета – оттенки фиолетового и синего.

Небо – тучи.
Во время шторма в небе образуются дождевые тучи, которые благодаря воздушным потокам могут втягивать в себя воду из моря, образуя смерчи. Для туч мы будем использовать черную, темно-синюю и темно-голубую краску. Краску подготавливаем на палитре и наносим мазками разного цвета.

4 этап – плоскость моря.
Для волн используем голубой, ультрамарин, темно-синий (синий+черный) цвета акварели и белую гуашь.
Начнем с самых близких волн на переднем плане. Поочередно наносим заранее смешанные на палитре цвета (бирюзовый+голубой, голубой+ультрамарин, ультрамарин+черный).
Наносим вначале свет, затем полутень и тень волны.

Далее даем краске подсохнуть и, используя белую гуашь, наносим кончиком кисти краску по верхнему краю гребня волны и по нижнему краю, изображая брызги. 

Чтобы изобразить фактуру воды бушующего моря, проводим тонкой кистью продольные линии белой гуашью.

5 – этап – проработка деталей.
Для того, чтобы завершить композицию добавим детали – рябь волн, фактура туч и волн. Усиливаем тон неба.

Вот и готова наша работа.

Педагог:

Задание понятно? Есть вопросы?


Дети задают вопросы, педагог отвечает. Во время практической работы педагог следит за правильным и поэтапным ведением работы, помогает советами.

В середине практической работы педагог проводит физкультминутку.

Педагог:

Ребята, давайте немного подвигаемся, разомнемся. Вставайте из-за стола так, чтобы не мешать друг другу. Я буду читать стихотворение, вы слушайте внимательно и делайте то, о чем говорится в стихотворении.

Руки кверху поднимаем, 
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Какие внимательные дети. Молодцы! Размялись?

Дети: Да.

Педагог: Хорошо. Вам осталось закончить Ваши рисунки.


После того, как работа будет завершена, дети убирают свои рабочие места. Получившиеся рисунки аккуратно раскладывают на столах.

Педагог:

Ребята, у вас получилось изобразить настоящий шторм. Море вы передали очень точно, оно как живое, настоящее. И все потому, что вы были очень внимательными во время моего показа и очень аккуратно работали. На этом наше занятие закончилось. До встречи на следующем занятии. До свидания.

Дети:

До свидания.