6
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ИЗО ИСКУССТВА
Тема урока: «Пейзаж».
6 класс
Учитель изо искусства МКОУ Бобровская СОШ №1
Цель урока: ознакомить с жанром изобразительного искусства – пейзаж и его видами
Задачи обучения: совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом
рисунке природных явлений; закрепление знаний учащихся о законах
построения рисунка (план, горизонт, колорит).; научить работать в технике рисования мятой бумагой.
обогащать словарный запас
развития: развивать творческое воображение
воспитания: воспитывать любовь к природе; формировать эстетическое
отношение к произведениям искусства
Оборудование: экран, видеопроектор, компьютер; заготовка – рисунок с изображением земли и неба, гуашевые краски, кисти, мятая бумага
Зрительный ряд: презентация Microsoft PowerPoint по теме «Пейзаж»
Структура урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III.Сообщение новых знаний
IV.Практическая деятельность
V. Итог урока
Ход урока
I.Организационный момент
И в десять, и в восемь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё что его интересует.
Здравствуйте, ребята, я думаю, что вы тоже все очень любите рисовать.
Меня зовут Галина Васильевна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. На этом уроке мы не только поговорим об одном из жанров изобразительного искусства, но и научу вас необычной технике рисования.
II. Актуализация знаний
- Ребята, вначале я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма.
(мультфильм А.Кушнер «О картинках»
- Ребята, вы наверное, уже догадались какая тема нашего урока
Ответ:
Пейзаж.
- Правильно, ребята, тема урока – пейзаж.
III. Сообщение новых знаний
- А что же такое – пейзаж?
Ответ:
Изображение природы.
- Пейзаж- это жанр изобразительного предметом которого является природа. (слайд 1)
- Как вы думаете, только ли живая природа изображается в пейзаже?
Ответ:
Нет.
- В изобразительном искусстве можно выделить различные виды пейзажного жанра
-Давайте посмотрим на картины, что на них изображено? (слайд 2)
Ответ:
Улицы, многоэтажные дома, транспорт. Город.
- Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
Посмотрите следующие картины, что вы видите на них?(слайд 3)
Ответ:
Сельская местность, деревня, деревенские улицы и дома. - Сельский пейзаж привлекает художника поэзией деревенского быта, его естественной связью с окружающей природой. (слайд 4)
- Смотрим на следующие картины. Что мы видим на них?
Ответ:
Море
- Как называется такой пейзаж?
Ответ:
Морской пейзаж.
Морской пейзаж – марина (от лат. Marinus – морской) – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии.(слайд 5)
- Есть ещё индустриальные пейзажи. Как вы думаете, что изображено на таких картинах?
Ответ:
Заводы, фабрики, вокзалы.
Индустриальный пейзаж – стремление художника показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов, фабрик, ажурных конструкций вокзалов, паутины железнодорожных линий. (слайд 6)
- Рассмотрим ещё картины, что изображено на них?
Ответ:
Фонтан, мост, красивые скамейки.
- А где они расположены?
Ответ:
В парке.
Парковый пейзаж – изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей (слайд 7)
Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.(слайд 8)
- При выполнении пейзажа необходимо знать и соблюдать законы перспективы.
(слайд 9)
Закон линейной перспективы.
Предметы примерно одинаковые по размеру расположенные на переднем плане, т.е ближе к нам изображаются более крупными, а на дальнем плане более мелкими.
Закон воздушной перспективы.
Передний план на картине прорисовывается более детально и более ярко, а дальний план (ближе к линии горизонта) изображается размытым как в тумане, мелкие детали не прорисовываются, предметы изображаются общим планом.
-Ребята, а сейчас я прошу вас задуматься над одним вопросом:
(слайд 10)
- Можно ли нарисовать рисунок красками не имея кисти? Если да, то чем можно заменить кисть?
Ответ:
Да, руками…
Можно рисовать руками, ватной палочкой, мятой бумагой.
Давайте посмотрим рисунки и попробуем определить, чем они нарисованы.
(слайд 11)
Ответ:
Ладошкой, руками.
(слайд 12)
Ответ:
Мятой бумагой.
(слайд 13)
Ответ:
Ватными палочками.
- Сегодня , мы научимся рисовать в необычной технике. Вместо кисти мы будем использовать мятую бумагу. Но прежде, чем приступить к работе, давайте немного отдохнём.
4.Физкультминутка.
- Ребята, я попрошу вас встать и выйти из-за парт.
- А теперь все присели на корточки, поднимаем руки вверх и соединяем их вместе.
- Представьте, что вы маленькие росточки красивых цветов, вы только что пробились сквозь землю и начинаете медленно расти.(медленно встают)
- Вы растёте всё выше и выше, тянетесь к солнышку.
- Под тёплыми лучами солнца бутончик вашего цветка начинает распускать свои лепестки. (раскрывают руки)
- Дует лёгкий ветерок и колышет лепестки вашего цветка. (наклоны рук то в одну, то в другую сторону)
- Наступает вечер, цветы засыпают.(опускают руки, наклоняют вперед голову)
Вот вы и отдохнули и теперь с новыми силами можно приступать к работе.
5.Постановка художественной задачи
Сегодня вы будете изображать пейзаж цветущего луга.
- Посмотрите фотографии с изображением луга.
(слайд 14-22)
- Какие полевые или луговые цветы вы знаете?
Ответ:
Ромашки, васильки, колокольчики, маки …
- Все они очень яркие и красивые.
Как я уже сказала работать мы будем в необычной технике – вместо кисти мы будем использовать мятую бумагу.
У нас очень мало времени поэтому я сделала заготовки для ваших работ, на них уже изображено небо и земля, вы должны дополнить рисунок облаками, травой, цветами.
- Можно изобразить солнце, но если вы хотите изобразить солнце, то его нужно нарисовать в первую очередь, а затем уже облака, как вы думаете, почему нельзя сделать наоборот.
Ответ:
Солнце – планета, находится на большом расстоянии от земли, а облака – это воздушная оболочка земли, они расположены ближе к земле.
- Посмотрите как можно работать мятой бумагой
(инструкция по выполнению работы)
6. Практическая работа
Индивидуальная работа и работа в парах.
7. Рефлексия.
Просмотр и анализ работ учащихся (демонстрация наиболее удачных работ)
- у вас получились очень красивые и необычные работы.
-вам понравилось работать в новой технике?
-как вы думаете, у вас всё получилось?
-где и как можно использовать ваши работы?
На этом наш урок окончен, я желаю вам творческих успехов, дома вы можете попробовать рисовать каким ни будь другим инструментом, например ватной палочкой, тоже увлекательное занятие и работы получатся необычные.
Инструкционная карта выполнения рисунка мятой бумагой
1. Перед собой располагаем лист с заранее подготовленной основой ( с изображением неба и земли)
[pic]
2.
На палитре подбираем краску для изображения облаков.
[pic]
3.
Берём кусочек мятой бумаги, обмакиваем его в подготовленной на палитре краске и делаем отпечатки облаков на небе.
[pic] [pic]
4.
На палитре подбираем краску для изображения травы.
5.
Берём кусочек мятой бумаги (бумагу сделать продолговатой формы), обмакиваем его в подготовленной на палитре краске и делаем отпечатки травы.
[pic]
6.
На палитре подбираем краску для изображения цветов.
7.
Берём кусочек мятой бумаги, обмакиваем его в подготовленной на палитре краске и делаем отпечатки цветов.
[pic]
8.
Дорабатываем рисунок тонкой кистью.
[pic]
Интернет-ресурсы:
[link]
Литература используемая при подготовке к уроку
Зятикова С. Е. Нетрадиционные уроки в работе педагога — художника / С. Е. Зятикова // Мастацкая адукацыя и культура. — 2004. — № 1. — С. 40-44.
Лойко Г. В., Жабцев В. М. Школа изобразительного искусства. — Мн.: ООО «Харвест», 2004.
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. — М.: АГАР, 1998.
Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский и др.; Под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Нар. асвета, 1992.