План - конспект урока в соответствии с ФГОС. ИЗО.
7 класс
Личностные УУД: Иметь представление об историческом характере художественного процесса, об особенностях изображения человека в истории искусства. Восприятие произведений изобразительного искусства, освоение новых видов творческой деятельности; выполнение рисунка по собственному замыслу. Регулятивные УУД: придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция:А. С. Питерских, Г.Е. Гуров, «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под ред. Б.М. Неменского. М.: - Просвещение, 2014.
Зрительный ряд: презентация по теме урока.
Технологическая карта урока
Технология изучения
Учитель организует деятельность учащихся, предлагая тему и серию вопросов: •Какова же цель нашего урока?
•Что мы будем учиться делать?
•Что нам для этого потребуется?
Слушают, формулируют цели урока, планируют последующую деятельность.
Открытие нового знания
Иметь представление об историческом характере художественного процесса, об особенностях изображения человека в истории искусства. Уметь воспринимать произведения изобразительного искусства.
Сравнение способов изображения человека в истории искусства
Обучающиеся под руководством учителя анализируют зрительный ряд и задание для определения уровня сложности.
Примене-ние нового знания
Анализ полученной зрительной информации, впечатлений, выделение этапов работы над рисунком
Демонстрирует пропорциональные соотношения человека по канонам Древнего Египта.
Направляет восприятие информации учащимися.
Выполняют рисунок в карандаше. Затем самостоятельно, согласно определенным этапам работы, завершают рисунок в цвете
Релаксация
Проведение динамической паузы
Рефлексия учебной деятель-ности
Анализ и самоанализ деятельности.
Экспресс-выставка лучших работ.
Учитель создает условия для благоприятного анализа собственной деятельности учащихся на уроке для подведения итогов.
Выставляются оценки.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают работу одноклассников, собственную деятельность.
Приложение 1.
Человек – мера всех вещей. (Протагор)
Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представления о красоте человека менялись в истории искусства.
Произведения живописи, скульптуры и графики как уникальные документы истории в ярких образах доносят до нас представления о красоте человека в различные исторические эпохи.
Сегодня на уроке мы совершим экскурсию по страницам истории, по страницам цивилизаций и увидим, какими были представления о красоте человека.
Посмотрите внимательно на название нашей темы. Как вы думаете, с чего логичнее всего начать характеризовать способы изображения человека в истории искусства?
Итак, мы пришли к выводу, что начинать экскурсию следует с первых дней жизни древних людей.
Представьте, что мы оказались в музее изобразительного искусства. Я буду вашим экскурсоводом, ну а вы – внимательными слушателями. В конце урока у меня возникнут вопросы об услышанном, поэтому слушайте очень внимательно.
Мы входим в зал «Древнеегипетские рельефы и изображения человека».
Как вы считаете, древнеегипетский художник стремился изобразить конкретный образ или обобщенный? Что в изображении фигуры вам кажется неестественным?
Однако такое положение фигуры не умаляет ее выразительности, дает возможность рассмотреть ее с разных точек зрения.
Существовал определенный канон – свод правил и законов, которыми должен был пользоваться художник при построении рисунка.
Как вы думаете, кого древнеегипетский художник должен был изображать наиболее старательно и строго по правилам?
Идеалом красоты, верхом совершенства в Др. Египте был фараон. Его изображали строго по канонам, чтобы показать все величие и богоизбранность фараона – ведь правитель считался сыном богов и приравнивался им. Хотя в действительности фараоны были далеки от идеала.
Следующий зал – «Искусство Древней Греции».
В искусстве Др. Греции сложился образ идеального человека, доблестного воина, в котором красота атлетического тела сочетается с духовным богатством.
Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику в движении, особенно во время олимпийских игр. Изображением человека украшались вазы, интерьеры украшали скульптурами.
Проследуем в зал под названием «Искусство Древнего Рима». В этот период наиболее развит скульптурный портрет. Если Др. Греция – мир эстетов, то Др. Рим – мир воинов, мир завоевателей. В скульптурных портретах этого времени главное – изображение характера, духа человека.
Эпоха Возрождения, наряду со скульптурными образами, подарила миру множество живописных произведений. Перед вами две работы выдающихся мастеров того времени: Джорджоне и Леонардо да Винчи. Юдифь и Мона Лиза.
Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. И представления о его красоте, об отношении к богу, о характере и эталоне менялись в истории искусства.