Урок по ИЗО на тему Натюрморт в графике (8 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


22.04.2014.

Урок изо «Натюрморт в графике» 8 «А» класс

Цель: показать значение и место натюрморта в искусстве, познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства; показать учащимся, что линия может выражать эмоциональное и духовное состояние рисунка, научить художественным и техническим приёмам в изображении натюрморта.

Оборудование: бумага: формат А-3 и А-4, карандаши, ластик.

Формирование УУД,

ТОУУ

I. Организационный момент

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок изо у вас проведу я, зовут меня Екатерина Андреевна.


Приветствуют учителя.

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

УДД:

  • личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)


. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства - натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим создать натюрморт.



Цели: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. Организовать уточнение и согласование темы урока. Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.

УДД:

  • личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

  • регулятивные (целеполагание, планирование);

  • логические (анализ, обобщение);

познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))

III. Введение в тему урока

Тема нашего урока «Натюрморт в графике». Натюрморт в качестве самостоятельного жанра появился в западноевропейском искусстве только в конце 16 века – начале 17 века. Натюрморт это картина, на которой изображены только вещи, цветы и плоды, а изображение человека отсутствует. Хотя НАТЮРМОРТ – неподвижная, «мертвая натура», он состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности. Собранные вместе предметы могут отражать духовный мир человека. На протяжении веков художники вырабатывали разные методы изображения окружающего мира. Они превращались в правила.

Одним из этих правил стала ПЕРСПЕКТИВА – система отображения на плоскости глубины пространства. Есть две перспективы: линейная и угловая.

Линейная перспектива – это способ представления трехмерных вещей в двухмерном изображении. Изображения параллельных линий сходятся в одной точке – это точка схода. Она лежит на линии горизонта – уровне наших глаз. Обозначая эту линию в своем рисунке, художник сразу обретает систему отсчета.

При угловой перспективе линии контуров и плоскостей уже не сходятся в единой точке, а расходятся к двум точкам схода – слева и справа от наблюдателя. В перспективе круг превращается в эллипс.

Мир поражает нас красотой и богатством светотеневых переходов, и мы называем это игрой света и тени. СВЕТОТЕНЬ – это способ передачи объема предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности. Свет делит поверхность предмета на теневую и освещенную стороны. Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом. Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затененной частью. Собственная тень – это теневая сторона предмета. Самое темное место находится на границе со светом – на повороте формы. Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс – отраженный свет окружения. Не заметив свечения рефлекса, не получишь объемности изображения. От предмета падает тень, которая и называется – падающая тень. Она темнее собственной тени, а около подножия предмета – ее самое темное место.


Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

1) – фронтально.

УДД:

  • регулятивные (волевая саморегуляция);

  • познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));

  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

Познавательные УУД. - высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.

IV. Практическая работа.




















































Ребята, посмотрите на постановку. Вы видите группу геометрических тел. Каких?

[pic]

- К какому жанру можно отнести эту группу тел?

- А кто даст определение натюрморта?







Попробуйте выделить основные этапы построения натюрморта и записать в рабочую тетрадь.

На уроке вам нужно решить такие задачи:

  • расположение композиции рисунка;

  • перспективное построение каждой отдельной геометрической формы;

  • правильная передача взаимного расположения в пространстве;

  • правильное изображение пропорций геометрических тел.

1-й этап. Решение расположения листа вертикально или горизонтально.

  • Начинают рисунок группы геометрических тел с обобщённого наброска всей группы без выделения отдельных предметов.

  • Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали. 
    [pic]

  • Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы. 
    [pic]

  • Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение, т. е. лист для рисования располагается горизонтально или вертикально.

2-й этап. Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого геометрического тела. 
[pic]

  • Сравнивать объёмные отношения одного тела по отношению к другому, уточняются пропорции тел по высоте, ширине.

  • Определить уровень горизонта (он находится на уровне глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отсюда зависят пространственные отношения между предметами, степень перспективного сокращения их плоскостей (оснований, боковых граней), углы расположения ближайших задних граней.

Все предметы изображаются, как будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те грани и рёбра, которые невидны в натуре. Проверяем нижнее основание куба и нижнее основание описанной вокруг цилиндра призмы, чтобы не было проникновения куба в цилиндр.
[pic]

  • Всё построение ведётся тонкими линиями со слабым нажимом. Одновременно стираются вспомогательные линии, линии построения. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены.
    [pic]

  • Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Особое внимание уделите овалам. Описывая изгибы, держите карандаш дальше от грифеля и проводите эти линии плавным движением руки от запястья. Нарисуйте контуры блика на конусе, если его увидите.

Постараться запомнить порядок нанесения штриховки на рисунке. Обратить внимание на определения: свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень.

Тоновая проработка рисунка начинается с четкого определения и очерчивания на изображениях предметов границ собственной тени и падающих теней. При этом вначале создаются участки темного, затем среднего и, наконец, светлого тона.

  • Создаём светлые и серые тона.
    [pic]

Возьмите мягкий карандаш 3В и начните добавлять тон. Для этого широкими диагональными штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном затенённые стороны куба, цилиндра, конуса, независимо от того, собственная ли это тень или падающая.

  • Переходим к тёмным тонам. 
    [pic]

Нажимая немного сильнее на тот же карандаш, заштрихуйте правую грань куба и основание цилиндра. Заштриховываем падающие тени от куба и цилиндра на горизонтальной плоскости и далее вокруг цилиндра. Усиливаем тон около границ света и тени, а это на грани куба и основании цилиндра. Легко наносим штриховку падающей тени от куба на цилиндре по форме.

  • Затемняем задний план и усиливаем тени. 
    [pic]

Прорабатываем светлые и тёмные тона на конусе. Очень хорошо видно как усиливается тень к вершине и ослабляется к основанию конуса. Штрихи наносить нужно по форме.

  • Работаем над контрастным сопоставлением, белого и тёмного. 
    [pic]

В верхнем ближнем углу куба усиливаем нажим на карандаш при штриховке теневой грани. На ней хорошо виден рефлекс (отражение света или цвета от соседнего предмета) от освещённой поверхности цилиндра свет отражается в тени грани куба. Такое же отражение от драпировки видно и в тени основания цилиндра.

  • Прорабатываем штриховкой фон вокруг предметов.
    [pic]

Усиливаем самые тёмные места в падающих тенях с соблюдением контрастов и рефлексов. Не забываем, что на границе освещённой поверхности с собственной тенью свет светлеет, а тень темнеет. Тень высветляется, если по соседству находится освещённый предмет.

  • Уточняем тона. 
    [pic]
     
    Продолжаем работу над фоном и усиливаем собственные и падающие тени. Определяем самые тёмные места в натюрморте. Мягким карандашом 4В, углубляя тон, показываем их.

  • Заканчиваем работу над серой поверхностью.
    [pic]

Тени, отбрасываемые предметами на серую горизонтальную плоскость, мало заметны, поэтому их нужно обозначить лёгкой штриховкой. Эти тени помогут «привязать» предметы к поверхности стола.

  1. Немного высветлим фон над цилиндром. Готовый рисунок. 
    [pic]

Конус, куб, цилиндр.













Натюрморт.

Натюрморт – это картина с так называемой мёртвой природы (цветов, фруктов, предметов быта, гипсовых слепков и т. п.) в определённом сочетании. Языком вещей он рассказывает о самых разнообразных сторонах жизни.






Регулятивные:

- В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстрации.

Познавательные:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного (с помощью учителя)

Регулятивные:

- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

V. Выставка и анализ работ.




VI. Подведение итогов урока

- Над чем вы сегодня работали?

- Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть.

Иоганн Вольфганг Гете писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Попробуйте подтвердить эти слова своими работами, созданными сегодня, проанализируйте изображенное на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.

Радуют или печалят они вас?

Над натюрмортом.











Ответы детей.

Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

УДД:

личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);