РП Живопись с основами цветоведения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЖИВОПИСЬ С ОСНОВАМИ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ


ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)










Курск

2016

Рабочая программа учебной дисциплины «Живопись с основами цветоведения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС СПО) для специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям) утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014 г. № 1391




Разработчик: Петрухина М.Ю., преподаватель спец. дисциплин ОБПОУ «КГПК»







Рабочая программа учебной дисциплины «Живопись с основами цветоведения» рассмотрена и одобрена на заседании П(Ц)К конструирования и дизайна одежды


Протокол № ___ от «_____» __________ 2015 г.

Председатель П(Ц)К Садово- паркового и ландшафтного строительства и дизайна

__________ ___________

(подпись) ф.и.о.



Рабочая программа учебной дисциплины «Живопись с основами цветоведения» рассмотрена и одобрена на заседании Методического совета


Протокол № __ от «___» _________ 2015 г.

Председатель Методического совета ___________ Н.Ю. Тарасова

(подпись) ф.и.о.


Заместитель директора по учебной работе ____________Н.Ю. Тарасова





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Живопись с основами цветоведения» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки дизайнера по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных, главными задачами которой являются обучение студентов живописному изображению предметов и фигуры человека с использованием различных средств и техник; способам выражения цветом формы, объёма, пространства; развитие чувства цветовой гармонии, пространственного мышления, фантазии; формирование художественного вкуса.

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать: основные понятия, законы, средства и приёмы живописного изображения; последовательность выполнения живописного натюрморта; последовательность выполнения этюда фигуры человека в одежде; принципы построения цветоритмической композиции; принципы декоративно-плоскостного преобразования;

уметь: выполнять живописный натюрморт; этюды фигуры человека в одежде; цветоритмическую орнаментальную композицию; декоративно-плоскостное изображение предметов среды и человека.

Содержание обучения строиться по принципу «от простого к сложному». Каждой завершённой работе предшествуют многочисленные упражнения, помогающие изучить строение предмета, приобрести необходимые навыки его изображения, освоить новую технику или материал. Охватываются общие вопросы, связанные с основами живописной грамоты и цветоведения. В данную программу включены основы выполнения живописного натюрморта и этюда фигуры человека в одежде средствами акварели и гуаши, построения цветоритмической орнаментальной композиции, декоративно-плоскостного выполнения изображений предметов среды и человека.

Программой также предусматривается изучение моделировки пространства и объёма цветом и тоном; проблемы восприятия цвета и воздействие его на человека, основные характеристики цвета; систематизация цветов.

Рабочая программа дисциплины рассчитана на 236 часа, в том числе практические занятия – 212 часа и курсовое проектирование - 20 часов. Срок реализации программы - два семестра.

Формой проведения аттестации являются экзамены и курсовой проект.

Для более успешного освоения дисциплины студентам необходима самостоятельная работа, которая способствует углублению знаний и умений в области живописи и цветоведения. Поэтому данной программой предусмотрены задания для самостоятельного освоения в объёме 68 часов.

Дисциплина «Живопись с основами цветоведения» тесно связана с другими специальными дисциплинами «Рисунок с основами перспективы», «Композиция и макетирование», «Основы проектной графики», поэтому многие вопросы учебного материала изучаются во взаимодействии с близкими разделами и темами этих дисциплин.









2. ТЕМАТИЧЕСКПИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Наименование разделов и тем

Макс. учеб. нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоя-

тельная

работа

студента

Всего

Практические

Введение

2

2



1. Моделировка пространства и объёма цветом и тоном

162

126

124

36

1.1. Живописный натюрморт

88

68

66

20

1.2. Декоративный натюрморт

74

58

58

16

2. Цветоритмическая композиция

120

88

88

32

2.1. Цветоритмическая композиция на основе однотоновой гармонии

26

18

18

8

2.2. Цветоритмическая композиция на основе гармонии родственных цветов

26

18

18

8

2.3. Цветоритмическая композиция на основе гармонии родственно-контрастных цветов

26

18

18

8

2.4. Цветоритмическая композиция на основе гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов

42

34

34

8

3. Курсовое проектирование

20

20

20


Всего по дисциплине

304

236

232

68





3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение

Задачи и содержание дисциплины «Живопись с основами цветоведения», её связь с другими дисциплинами учебного плана. Понятия: «живопись», «жанры живописи», «средства живописи», «цветоведение», «колорит», «локальный цвет», «цветовые характеристики», «цветовая гармония». Необходимые материалы и принадлежности для занятий по дисциплине. Роль дисциплины в профессии дизайнера.


Раздел 1. Моделировка пространства и объёма цветом и тоном

Студенты должны знать: теорию живописи; виды и жанры живописи; живописные средства и техники; основные характеристики цвета; технику моделировки пространства цветом и тоном; этапы выполнения живописного натюрморта; этапы выполнения декоративного натюрморта;

Студенты должны уметь: технически грамотно наносить краски на бумагу; выполнять живописный натюрморт разной степени сложности акварелью; выполнять декоративный натюрморт гуашью.


Тема 1.1. Живописный натюрморт

Виды натюрмортов. Колорит и цветовые отношения в натюрморте. Этапы и техника выполнения натюрморта акварелью.

Практическая работа № 1:

Тренировочные упражнения;

Практическая работа № 2:

Натюрморт из двух предметов быта;

Практическая работа № 3:

Натюрморт в холодной цветовой гамме;

Практическая работа № 4:

Натюрморт в тёплой цветовой гамме;

Практическая работа № 5:

Натюрморт в интерьере.

Вид самостоятельной работы:

Акварельный натюрморт на тему: «Дары осени».


Тема 1.2. Декоративный натюрморт

Особенности создания декоративного натюрморта. Принципы и этапы преобразования реалистичного натюрморта в декоративный. Роль локального цвета и цветовых отношений в декоративном натюрморте.

Практическая работа № 6:

Локальные цвета в натюрморте;

Практическая работа № 7:

Декоративный натюрморт на основе нюансных отношений цветов;

Практическая работа № 8:

Декоративный натюрморт на основе контрастных отношений цветов;

Практическая работа № 9:

Моделировка пространства и объёма цветом и тоном;

Вид самостоятельной работы:

Декоративный натюрморт на свободную тему.


Раздел 2. Цветоритмическая композиция

Студенты должны знать: теорию цветоведения; основные характеристики цвета; систематизацию цветов; смешение цветов; основные закономерности цветовых явлений; принципы и этапы создания цветоритмической композиции;

Студенты должны уметь: выполнять цветоритмические композиции на основе различных цветовых гармоний.


Тема 2.1. Цветоритмическая композиция на основе однотоновой гармонии

Принципы построения цветоритмической композиции с метрическим ритмом. Характеристики ахроматических и хроматических цветов: светлота, насыщенность, цветовой тон. Цветовой круг. Цветовая гармония. Однотоновые цвета.

Практическая работа № 10:

Серия эскизов однотоновой гармонии цветов;

Практическая работа № 11:

Однотоновая гармония в цветоритмической композиции.

Вид самостоятельной работы:

Копия фрагмента орнамента с однотоновой гармонией цветов.


Тема 2.2. Цветоритмическая композиция на основе гармонии родственных цветов

Принципы построения цветоритмической композиции с метрическим ритмом. Характеристики ахроматических и хроматических цветов: светлота, насыщенность, цветовой тон. Цветовой круг. Цветовая гармония. Родственные цвета.

Практическая работа № 12:

Серия эскизов гармонии родственных цветов;

Практическая работа № 13:

Гармония родственных цветов в цветоритмической композиции.

Вид самостоятельной работы:

Копия фрагмента орнамента с гармонией родственных цветов.


Тема 2.3. Цветоритмическая композиция на основе гармонии родственно-контрастных цветов

Принципы построения цветоритмической композиции с метрическим ритмом. Характеристики ахроматических и хроматических цветов: светлота, насыщенность, цветовой тон. Цветовой круг. Цветовая гармония. Родственно-контрастные цвета.

Практическая работа № 14:

Серия эскизов гармонии родственно-контрастных цветов;

Практическая работа № 15:

Гармония родственно-контрастных цветов в цветоритмической композиции.

Вид самостоятельной работы:

Копия фрагмента орнамента с гармонией родственно-контрастных цветов.

Тема 2.4. Цветоритмическая композиция на основе гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов

Принципы построения цветоритмической композиции с метрическим ритмом. Характеристики ахроматических и хроматических цветов: светлота, насыщенность, цветовой тон. Цветовой круг. Цветовая гармония. Контрастные и контрастно-дополнительные цвета.

Практическая работа № 16:

Серия эскизов гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов;

Практическая работа № 17:

Гармония контрастных и контрастно-дополнительных цветов в цветоритмической композиции;

Практическая работа № 18:

Цветоритмическая композиция (метрический ритм).

Вид самостоятельной работы:

Копия фрагмента орнамента с гармонией контрастных и контрастно-дополнительных цветов.






ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


2.1.

Серия эскизов однотоновой гармонии цветов

4


Однотоновая гармония в цветоритмической композиции

14


2.2.

Серия эскизов гармонии родственных цветов

4


Гармония родственных цветов в цветоритмической композиции

14


2.3.

Серия эскизов гармонии родственно-контрастных цветов

4


Гармония родственно-контрастных цветов в цветоритмической композиции

14


2.4.

Серия эскизов гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов

4


Гармония контрастных и контрастно-дополнительных цветов в цветоритмической композиции

14


Цветоритмическая композиция

16














ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

1. Практический анализ работы «Завтрак с ветчиной» Питера Класса (голландский натюрморт XVII в.).

2. Практический анализ работы «Десерт» Виллема Калфа (голландский натюрморт XVII в.).

3. Практический анализ работы «Уличка» Яна Вермера (дельфтская школа живописи).

4. Практический анализ работы «Натюрморт с атрибутами искусств» Жана Батиста Симеона Шардена (реалистичное направление живописи Франции XVIII в.).

5. Практический анализ работы «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы» Уильяма Тёрнера (живопись Англии первой половины XIX в.)

6. Практический анализ работы «Пожар лондонского парламента» Уильяма Тёрнера (живопись Англии первой половины XIX в.)

7. Практический анализ работы «Вода и камни под Палаццуола» Александра Иванова (живопись России первой половины XIXв .).

8. Практический анализ работы «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне (импрессионизм).

9. Практический анализ работы «Бульвар Капуцинок» Клода Моне (импрессионизм).

10. Практический анализ работы «Наводнение в Пор-Марли» Альфреда Сислея (импрессионизм).

11. Практический анализ работы «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне (импрессионизм).

12. Практический анализ работы «Поле маков» Клода Моне (импрессионизм).

13. Практический анализ работы «Бульвар Монмартр в Париже» Камиля Писарро (импрессионизм).

14. Практический анализ работы «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега (импрессионизм).

15. Практический анализ работы «Стог сена» Клода Моне (импрессионизм).

16. Практический анализ работы «Сосна» Поля Синьяка (неоимпрессионизм).

17. Практический анализ работы «Большая сосна близ Экса» Поля Сезанна (постимпрессионизм).

18. Практический анализ работы «Берега Марны» Поля Сезанна (постимпрессионизм).

19. Практический анализ работы «Гора Сент-Виктуар» Поля Сезанна (постимпрессионизм).

20. Практический анализ работы «Натюрморт с яблоками и апельсинами» Поля Сезанна (постимпрессионизм).

21. Практический анализ работы «Красные виноградники» Ван Гога (постимпрессионизм).

22. Практический анализ работы «Хлеба и кипарисы» » Ван Гога (постимпрессионизм).

23. Практический анализ работы «Подсолнухи» » Ван Гога (постимпрессионизм).

24. Практический анализ работы «Портрет доктора Гоше» » Ван Гога (постимпрессионизм).

25. Практический анализ работы «Таитянки» Поля Гогена (постимпрессионизм).

26. Практический анализ работы «Женщина, держащая плод» «Таитянки» Поля Гогена (постимпрессионизм).

27. Практический анализ работы «Жена короля» «Таитянки» Поля Гогена (постимпрессионизм).

28. Практический анализ работы «Дюны в Ноордвийке» Макса Либермана (импрессионизм в Германии).

29. Практический анализ работы «Свадьба Святого Георгия и принцессы Сабры» Данте Габриэля Россетти (прерафаэлиты).

30. Практический анализ работы «Ноктюрн в черном и золотом. Мост в Баттерси» Джеймса Уистлера (живопись Англии второй половины XIX в.)

31. Практический анализ работы «Ноктюрн в черном и золотом, Падающая ракета» Джеймса Уистлера (живопись Англии второй половины XIX в.)

32. Практический анализ работы «Березовая роща» Архипа Куинджи (пейзаж передвижников).

33. Практический анализ работы «Поцелуй» Густава Климта (модерн в Австро-Венгрии).

34. Практический анализ работы «Красные рыбки» Анри Матисса (фовизм).

35. Практический анализ работы «Над городом» Марка Шагала (синтез французского кубизма и народного лубка).


















ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА





















4. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


Основная литература

  1. Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 с.

  2. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений/ Беляева С.Е, Розанова Е.А. – М,: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с,: ил,, [16] цв. вкл.

  3. Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма: Учебник для вузов. Под.ред. проф. Ф.М,Пармона. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 208 с.: ил.


Дополнительная литература

  1. Секачёва А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. – 216с., ил.

  2. Василевская Л.А. Специальное рисование: Учеб. Пособие для ПТУ. – М.: Высш. шк., 1989. – 127 с.: ил.

  3. Фигура человека. Основы техники изображения. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 96 с., ил.

  4. Макавеева Н.С. Основы художественного проектирования костюма. – М.: «Академия», 2008. – 240 с.










Средства обучения

ПК, мультимедиа проектор, интерактивная доска






СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка……………………..3

  2. Тематический план учебной дисциплины…5

  3. Содержание учебной дисциплины…………6

  4. Перечень литературы и средств обучения..15