Планирование курса МХК 10-11 кл

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Суворова» Тульской области


«РАССМОТРЕНО» «ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании методического объединения на заседании педагогического Директор МБОУ «СОШ №2 г. Суворова»

учителей гуманитарного цикла совета протокол №__________ Тульской области

Протокол № ______от ___________ 20___ г. От ______________20_______г. Приказ №______ от ___________2014 г.

Руководитель ШМО__________И.А.Миронова ___________________Т.В.Протасова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

для 10 -11 классов

1 час в неделю ( всего часов 70)

Автор-составитель :

учитель истории и обществознания

Миронова Ирина Александровна

2014-2015 учебный год

Срок освоения- 2 года

г. Суворов

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по мировой художественной культуре: «Программы для общеобразовательных учреждений. МХК 5 – 11 класс»/ составитель Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2010 г.

Учебно-методическая литература:

1. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

/ Г.И. Данилова. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011 г

2. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура: от 17 века до современности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

/ Г.И. Данилова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011 г.

3. Куцман Н.Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г.И.  – М.: Дрофа, 2010 г.

4. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное планирование, 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010 г.


Данная рабочая программа рассчитана на 35 часа в 10 классе и на 34 часа в 11 классе. программа Г.Д.Даниловой ориентирована на 68 часов в каждом классе, поэтому при изучении курса МХК по программе и учебнику Г.Д. Даниловой возможны некоторые сокращения. Часть тем можно объединить в одну, освобождая время для углубленных докладов, сообщений, рефератов, презентаций.

- Общее количество часов в 10 – 11 классах - 70 часов

- Количество часов в неделю - 1 час в неделю

- Проверочных контролирующих уроков 10 класс - 2,

11 класс – 2.


Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип сравнительного рассмотрения главных проблем эпохи, которые воплощены в типологически близких памятниках художественной культуры — артефактах. Например, в Древнем мире в качестве главных проблем выделены проблемы возникновения цивилизаций, проблема происхождения мира, проблема бессмертия, проблема человека.

Учитывая возрастные особенности, при изучении художественных артефактов программа предполагает значительную творческую самостоятельность в их изучении и расширении образовательной базы учащихся путем обращения к межпредметным связям.

Приоритетными целями изучения МХК вообще являются: приобщение к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества через общение с искусством во всем комплексе его видов и развитие активно «мыслящего мировоззрения», формирование на основе знакомства с артефактами мировой художественной культуры умения свободно ориентироваться в ее пространстве от истоков (первобытное искусство) - Новейшего времени (вторая половина XX в.); акцентирование внимания при анализе художественно-образного содержания памятников мировой художественной культуры на общечеловеческих ценностных ориентациях, составляющих основу для формирования личностных индивидуальных мировоззренческих позиций; формирование внутренней открытости и лояльности к незнакомому и новому в сочетании с устойчивыми индивидуальными мировоззренческими позициями.



Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.



Задачи:

  • повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

  • воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

  • раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;

  • развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

  • развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  • формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;

  • формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

  • формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.

Построение программы «Мировая художественная культура» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;

- принцип историзма;

- принцип опоры на творческий метод (стиль);

- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

- принцип художественно-педагогической драматургии урока.

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.





Формы и средства контроля

Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения.

Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии и др.



Содержание тем учебного материала

10 КЛАСС


Тема 1. Художественная культура древнейших цивилизаций

Введение. Древний мир – искусство древнего человека. Роль мифа в культуре. Древние

образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического

орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с

религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка и

танец.

Искусство страны фараонов. Мировое значение древнеегипетской цивилизации.

Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света.

Архитектура, живопись древнего царства. Изобразительное искусство и музыка Египта.

Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве

(скульптурные памятники, рельефы и фрески – по выбору). Музыкальное искусство

Древнего Египта.Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные

комплексы в Карнаке и Луксоре.

Художественная культура Древней Передней Азии.Особенности художественной

культура Передней Азии. Древние города: Ур, Вавилон, Ниневия.

Искусство доколумбовой Америки. Оригинальный и самобытный характер

художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических

представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Пеленке, Теночтитлан).

Искусство Передней Азии. Особенности художественной культуры Междуречья.

Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

Персида: архитектура, скульптура, живопись. Распространение персидского стиля. От

Исфанхала до Тадж-Махала: Книга об Исламе: Искусство: История искусств.

Искусствоведение: Искусство отдельных стран, регионов и народов

Древний Рим. Вклад античности в МХК. Архитектурные символы римского величия.

Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм

всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима.


Тема 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ

Античность. Архитектура и скульптура Древней Греции. Всемирно-историческое

значение художественной культуры Древней Греции. Рождение греческого театра

(обобщение ранние изученного). Особенности театрализованного действа. Музыкальное

искусство Античности.Золотой век Афин. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя,

общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное

украшение Акрополя.


Тема 3. Художественная культура средневековья

Культура романского и готического периодов.Монастырская базилика как средоточие

культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Скульптура

романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.

Религиозные школы Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр-дам в Париже и в

Кельне (по выбору).


Тема 4. Средневековая культура востока

Художественная культура исламского Востока.Исторические корни и значение

искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана

(древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

Особенности исламской живописи. Ислам. Коран. Кааба. Основные заповеди мусульманина

и их связь с культурой. Арабески. Куфи

Художественная культура Индии.Самобытность и неповторимость художественной

культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её назначение и

особенности внешнего облика. Пещерные храмы (чайтья в Карли) и храм КандарьяМахадевыв Кханжурахо (по выбору). Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство

Индии (обобщение ранее изученного).

Художественная культура Японии и Китая. Своеобразие и неповторимость искусства

Японии (обобщение ранее изученного). Шедевры японской архитектуры. Философия и

мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное

искусство. Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры

архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений

Китая в храме Неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма

(обобщение ранее изученного).


Тема 5. Художественная культура Возрождения

Повторительно-обобщающий урок: МХК от истоков до 17 века

Выполнение творческих заданий, тест.


11 КЛАСС


Тема 1. Художественная культура 17-18 веков

Стилевое многообразие искусстваXVII- XVIII в.в. Архитектура барокко.

Изобразительное искусство барокко.

Классицизм в архитектуре Западной Европы. Шедевры классицизма в

архитектуреРоссии.Изобразительное искусство классицизма и рококо. Реалистическая

живопись Голландии. Русский портрет XVIII в.Музыкальная культура барокко.

Композиторы Венской классической школы. Театральное искусство XVII – XVIII вв.

Контрольная работа по теме «Художественная культура 17-18 веков».

Тема 2. Художественная культура 19 века.

Романтизм.Изобразительное искусство романтизма. Реализм – художественный стиль

эпохи. Изобразительное искусство реализма. «Живописцы счастья»(художники

импрессионизма). Многообразие стилей зарубежной музыки. Русская музыкальная культура.

Пути развития западноевропейского театра. Русский драматический театр.


Тема 3. Художественная культура 20 века.

Искусство символизма. Триумф модернизма. Архитектура: от модерна до

конструктивизма. Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. Мастера

русского авангарда. Зарубежная музыка XX в.Русская музыка XX столетия. Зарубежный

театр XX в.Русский театр XX в.

Защита творческих работ по теме «Художественная культура 19-20 века».


Обобщающее повторение

.Сочинение-размышление: «Что есть красота?»

Повторительно-обобщающий урок: Мировая художественная

Творческие задания. Тест.

Учебно – тематический план.

10 класс

п.п

Тема

Часы

Повторительно-обобщающие и проверочные работы

Часы

1

Тема 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

7



2

Тема 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

АНТИЧНОСТИ

6



3

Тема 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

7



4

Тема 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА

ВОСТОКА

4



5

Тема 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ВОЗРОЖДЕНИЯ

9






Повторительно-обобщающий урок:

МХК от истоков до 17 века.

2


Итого

35





11 класс.

п.п

Тема

Часы

Повторительно-обобщающие и проверочные работы

Часы

1

Тема 1. Художественная культура 17-18 веков

12



2

Тема 2. Художественная культура 19 века.

9



3

Тема 3. Художественная культура 20 века.

11






Обобщающее повторение.

Сочинение-размышление: «Что есть красота?»

1




Повторительно-обобщающий урок: Мировая художественная культура от XVII века до современности.

2


Итого

35







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).


В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать/понимать

особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

уметь

сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения;

ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

организации личного и коллективного досуга;

самостоятельного художественного творчества.

Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.



Перечень учебно-методических средств обучения и дополнительная литература:

1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.

3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.

4. Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура. М., 2005 г.

5. Поурочное планирование по учебнику МХК Рапацкой Л.А. М., 2006 г.

6. Картавцева М.И. Чернышева И.С. Уроки МХК. Практическое пособие. ТЦ «Учитель», Воронеж 2003 г.

7. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.

8. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

9. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

10. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

11.История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.

12. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.

13. СД. Шедевры русской классики.

14. Использование ранее подготовленных материалов и презентаций учащихся.

15. Интернет-ресурсы.

























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. 10 КЛАСС - 35 ч.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

7








1


Что такое МХК?. Цели и задачи курса.

Первые художники Земли.

1

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка и танцы.

Знание и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме». Зарождение архитектуры. Театр, музыка и танец.

Записи обзорной лекции

МХК

Г.И. Данилова

10 класс

Глава 1 с. 3-20

Записи в тетради.


2


Древний Египет. Архитектура Древнего Египта.

1

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе (Хеопса, Хефрена, Менкаура) как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света.


Рассмотреть основные направления древнеегипетской архитектуры. Знать выдающиеся памятники мировой культуры. Давать собственную оценку.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Мини-тест

Глава 3 с. 32-35


Сообщение

Тестовое задание

3


Древний Египет. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.


1

Абу-Сигебел – жемчужина египетского зодчества. Архитектурные сооружения позднего времени.

Знать выдающиеся памятники мировой культуры Древнего Египта. Давать собственную оценку сооружениям.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 3 с. 35-38


Сообщение

4


Древний Египет. Изобразительное искусство Древнего Египта. Рельефы и фрески.

1

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта.

Знать и приводить примеры изобразительного искусства египтян. Знать о канонах в египетском изобразительном искусстве.

Индивидуальный опрос

Сообщение


Глава 4 с. 39-46

Подготовить доклад

5


Скульптурные памятники и музыка Древнего Египта.

1

Сфинкс – знаменитый страж пирамид в долине Гиза. Особенности изображения фараонов и египетских вельмож и чиновников. Картины музыкальной жизни в настенных изображениях и поэтических произведениях.

Знать и приводить примеры скульптурных творений египтян. Знать о канонах в египетской скульптуре.

Индивидуальный опрос

Сообщение


Глава 4 с. 46-52

Сообщение

6


Художественная культура Междуречья.

1

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

Рассказывать и раскрывать собственное видение и представление об архитектуре междуречья, изобразительном искусстве междуречья.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 2 с. 20-32

Подготовить сообщения на выбранную тему.

7


Искусство доколумбовой Америки.

1

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах.

Рассказывать о художественной культуре ацтеков, майя, об искусстве инков. Приводить собственные примеры и давать сравнительную характеристику.

Просмотр СД

Работа в тетради





Глава 5 с. 53-66

Подготовить сообщения на выбранную тему.

Тема 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

АНТИЧНОСТИ

6






8


Эгейское искусство.

1

Истоки крито-микенской культуры и ее значение. Шедевры эгейской архитектуры. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес.

Знать и уметь характеризовать искусство крито – микенскую культуру в художественно исторической эпохе.


Индивидуальный опрос

Сообщение

Раздел 2. Античность

Сделать заметки в тетради по главе 6 с. 66-73

9


Золотой век Афин.

1

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации.

Иметь собственное представление о стиле и направлении в архитектуре Древней Греции.

Давать понятие всемирно – исторического значения художественной культуры Древней Греции.

Индивидуальный опрос

Сообщение


Глава 7 с. 73-84

Сообщение

10


Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.

1

Куросы и коры периода архаики.

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. Творения Скопаса и Праксителя…

Уметь раскрыть понятия куросы и коры периода архаики; рассматривать скульптурные творения Скопаса и Праксителя; рассматривать мастеров поздней классики Лисиппа и Леохара; Знать скульптурные творения эллинизма.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 8 с. 84-93

Сообщение


11


Архитектура императорского Рима.

1

Архитектурные символы римского величия. Римский Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима.

Знать об особенностях и значении древнеримской архитектуры. Рассматривать исторические памятники Рима: Колизей, Пантеон, триумфальные арки. Знать и характеризовать их художественное и архитектурное своеобразие.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 9

с. 93- 102

Сообщение


12


Изобразительное искусство Римской империи.

1

Изобразительное искусство этрусков. Римский скульптурный портрет. Мозаичные и фресковые композиции Рима.

Знать характерные черты римского изобразительного искусства. Приводить примеры. Давать собственную характеристику.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 10

с. 102-110

Сообщение


Сделать заметки в тетрадь.

13


Театральное и музыкальное искусство античности.

1

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности.

Знать о значении искусства античности в развитии современной культуры, основываясь на знания учащихся.

Индивидуальный опрос


Глава 11

с. 110-120

Сообщение

Сделать заметки в тетрадь.

Тема 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

7







14


Мир византийской культуры.

1

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.

Знать особенности и характерные черты Византийской культуры. Приводить примеры в архитектуре, искусстве мозаики, искусство иконописи, музыке. Уметь сравнивать с культурой Древней Греции и Рима.

Самостоятельная работа в классе с дополнительной литературой

Раздел 3. Средние века

Глава 12

с. 120-130


Сделать заметки в тетрадь.

15


Архитектурный облик Древней Руси.

1

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.

Знать наиболее важные архитектурные постройки Киевской Руси: архитектуру Великого Новгорода, архитектуру Владимиро-Суздальского княжества, архитектуру московского княжества, деревенское зодчество.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 16

с. 159-163


Сделать заметки в тетрадь.

16


Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества

1

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского кремля.

Уметь выделять из множества архитектурных построек те, которые относятся к данным княжествам. Уметь находить необходимую информацию в дополнительной литературе.


Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 17

с. 168-185


17


Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

1

Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси.

Знать наиболее интересные произведения творчества русских живописцев: Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия. Знать об элементах музыкальной культуры Древней Руси.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 16

с. 163-168


Прочитать в учебнике дополнительный материал и ИНТЕРНЕТе

18


Архитектура западноевропейского средневековья.

1

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Собор Нотр-Дам в Париже и Кёльне.

Уметь сравнивать архитектурные сооружения романского стиля и раскрыть секреты готического мастерства в архитектуре. Иметь воображение совершить заочное путешествие в замок феодала.

Просмотр СД

Записи

Глава 13

С. 130-141

19


Изобразительное искусство средних веков.

1

Библейские сюжеты и образы – основа живописной композиции. Скульптура Романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.

Уметь рассматривать скульптуры романского и готического стилей. Знать об искусство витража.

Просмотр СД

Записи

Глава 14

С. 141-149

20


Театральное искусство и музыка средних веков.

1

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Музыкально-песенное творчество трубадуров и миннезингеров.

Знать и рассказывать о достижениях музыкальной культуры, музыкально-песенном творчестве трубадуров и миннезингеров.

Индивидуальный опрос


Глава 15

С. 149-159


Тема 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА

ВОСТОКА


4





21


Индия – «страна чудес».

1

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её значение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы. Искусство живописи. «Махабхарата» и «Рамаяна». Музыкальное и театральное искусство Индии.

Рассматривать шедевры индийского зодчества; искусство живописи; музыкальное и театральное искусство Индии; искусство индийского танца. Делать сравнительный анализ и выводы.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Раздел 4

Глава 20

С. 212-226


Доклад на тему «Искусство индийского танца».

22


Художественная культура Китая.

1

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.

Рассматривать шедевры китайской архитектуры; скульптуры Китая; жанры китайской живописи. Делать сравнительный анализ и выводы.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 21

С. 226-238

23


Искусство страны восходящего солнца (Япония).

1

Своеобразие и неповторимость искусства. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство.

Рассматривать шедевры японской архитектуры; садово-парковое искусство; скульптуры нэцкэ; театральное искусство. Делать сравнительный анализ и выводы.

Индивидуальный опрос

Сообщение


Глава 22

С. 238-249

Презентация Япония


24


Художественная культура ислама.

1

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Соборная мечеть в Кордове (Испания). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока. Поэзия Омара Хайяма.

Рассматривать шедевры исламской архитектуры; изобразительное искусство ислама; своеобразие музыкальной культуры ислама. Делать сравнительный анализ и выводы.

Индивидуальный опрос

Сообщение


Глава 23

С. 249-261

Вопросы с.261


Тема 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ВОЗРОЖДЕНИЯ

9+1=10







25


Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.

1

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески - собор Санта-Мария дель Фьере. Скульптурные шедевры Донателло.

Знать особенности и характерные черты культуры эпохи Возрождения. Давать сравнительную характеристику работам Ф. Брунеллески; скульптурным шедеврам Донателло;

Просмотр СД

Индивидуальный опрос

Записи


Раздел 5

Глава 24

С. 263-265

Записи в тетради

СД-просмотр

Подготовка сообщения

Глава 25 выборочно

26


Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения.

1

Экспериментальные поиски в изобразительном искусстве. Владение законами перспективы, теорией пропорций, умение передавать объем на плоскости, знание строения человеческого тела – основные задачи художника. Творчество Джотто, Мазаччо, С. Боттичелли.

Уметь рассказать о мастерах проторенессанса; рассматривать личность Джотто, С. Боттичелли. Знать произведения живописи Раннего Возрождения.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 24

С. 265-281

Сообщения

27


Художественные принципы Высокого Возрождения. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело.

1

Судьба Леонардо да Винчи. Основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника. Бунтующий гений Микеланджело

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти.

Знать особенности творчества Леонардо да Винчи; Микеланджело. Давать описательную характеристику их произведениям.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 26

С. 293-304

Сообщение



Подготовить проекты на предложенную тему.

28


Золотой век Возрождения. Рафаэль - «первый среди равных».


1

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.

Знать особенности творчества Рафаэля. Давать описательную характеристику его произведениям.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 26

С. 304-311

Сообщение


29


Мастера венецианской живописи.

1

Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.

Знать представителей венецианской школы живописи. Основные вехи биографии и творчества Тициана. Уметь описывать художественные произведения.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 27

С. 311-318

Сообщение

30


Возрождение в Венеции.

1

Мифологическая тематика. Веронезе – певец праздничной Венеции. Трагический мир Тинторетто.

Знать представителей венецианской школы живописи. Уметь описывать художественные произведения Веронезе и

Тинторетто.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 27

С. 318-326

Сообщение

31


Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.

1

«Гентский алтарь» Яна Ван Эйка как обобщённый образ вселенной, гармонии человека с жизнью природы. В мире фантасмагорий Босха.

Знать представителей нидерландской и немецкой школы живописи. Уметь описывать художественные произведения Яна Ван Эйка, Босха.

Индивидуальный опрос

Сообщение


Глава 28

С. 326-338

Сообщение

32


Северное Возрождение.

1

Творческие искания П.Брейгеля. Мастерство Дюрера-гравёра.

Знать представителей немецкой школы живописи. Уметь описывать художественные произведения Брейгеля, Дюрера.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 28

С. 338-346

Подготовить сообщение на тему «Дюрер – художник, достойный бессмертия».

33


Музыка и театр эпохи Возрождения.

1

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей Шекспира.

Знать особенности и представителей музыкальной культуры эпохи Возрождения. Давать сравнительную характеристику.

Фронтальный опрос

Глава 29

С. 346-361

Вопросы

Повторить весь материал и записи

34-35


Повторительно-обобщающий урок:

МХК от истоков до 17 века.

2

Повторение и обобщение пройденного материала по пройденным темам.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства.

Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре. Выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения)

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.


Индивидуальный опрос

Вопросы

Тест


Глава 1-29

Вопросы и задания по пройденным темам

































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. 11 КЛАСС - 35 ч.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

XVII-XVIII ВВ.

12





1


Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв.

Искусство маньеризма.


Стили и художественные направления в искусстве. Человек и новая картина мира.

Характерные черты искусства марьеризма: изысканная, виртуальная техника, напряженность и вычурность образов, отказ от изображения реального мира, уход в мир фантастический и потусторонний. Творчество Эль Греко.

Знать художественные стили и направления в искусстве.

Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха». Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма.

Лекция

Записи в тетради

Предисловие

с. 3-7

Глава с. 8-14

2


Архитектура барокко.


Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Л. Бернини. Архитектурные творения В. Растрелли.

Знать характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко,

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Фронтальный опрос

Глава 2

С. 14-23

3


Изобразительное искусство барокко.


Характерные черты в живописи барокко. Рубенс – «король живописи» эпохи барокко.

Знать особенности живописи барокко, основную тематику.

Уметь узнавать изученные произведения.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 3

С. 23-32

4


Классицизм в архитектуре Западной Европы.


Характерные черты архитектуры классицизма. Прогулка по Версалю. Архитектурные творения К. Рена. Собор святого Павла.

Знать характерные черты архитектуры классицизма.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Фронтальный опрос

Глава 7

С. 64-75

5


Шедевры классицизма в архитектуре России.


«Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

Знать шедевры классицизма в архитектуре России.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 10

С. 103-108

6


«Строгий, стройный вид» Петербурга.


Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие: Д. Трезини, И. Старов, К. Росси, О. Монферан, А. Воронихин, А. Захаров. Скульптурные украшения Ф. Щедрина.

Знать архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Индивидуальный опрос

Инд.сообщения

Фото-просмотр

Глава 10

С. 95-103

7


Изобразительное искусство классицизма и рококо.


Н. Пуссен – основоположник классицизма. Творчество А. Ватто и Ф. Буше. Обращение к мифологической и пасторальной тематике.

Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо.

Уметь узнавать изученные произведения.

Индивидуальный опрос

Сообщение

СД - просмотр

Глава 8

С. 75-85

8


Реалистическая живопись Голландии.


Многообразие жанров голландской живописи. Творчество Рембрандта блестящего мастера портрета.

Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров.

Уметь узнавать изученные произведения.

Индивидуальный опрос

Сообщение

СД - просмотр

Глава 4

С. 32-46

9


Русский портрет XVIII в.


Шедевры русских портретистов. Творчество И. Никитина, Ф. Рокотова, Д. Левицкого. В. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета. Декоративно-монументальная скульптура Б. Растрелли. Ф. Шубин, М. Козловский.

Знать шедевры русских портретистов.

Уметь узнавать изученные произведения.

Индивидуальный опрос

Мини-сообщения

Глава 11

С. 108-122

10


Музыкальная культура барокко.


Стиль барокко в итальянской опере. Творчество Баха, Генделя. Русская музыка барокко. Д. Бортнянский.

Знать шедевры музыкальной культуры барокко.

Уметь узнавать изученные произведения.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Прослушивание музыки

Глава 5

С. 46-57

11


Композиторы Венской классической школы.


Классическая симфония Гайдна. Музыкальный мир Моцарта. Музыка, высекающая огонь из людских сердец. Л. Бетховен.

Знать разнообразие наследия Венской классической школы.

Уметь узнавать изученные произведения.

Индивидуальный опрос

Сообщение Прослушивание музыки

Глава 9

С. 85-95

12


Театральное искусство XVII – XVIII вв.


«Золотой век» французского театра классицизма. Пути развития русского драматического театра. Ф. Волков.

Знать шедевры театрального искусства XVIIXVIII вв.

Уметь узнавать изученные произведения.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Энциклопедия

Мольер

Ф.Волков

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX В.

9





13


Романтизм как художественный стиль эпохи конца 18- начала 19 вв.


«Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма). Романтизм в западноевропейском искусстве.

Знать особенности художественного стиля.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Фронтальный опрос

Глава 12

С. 122-126

Глава 13

С. 139-145

14


Изобразительное искусство романтизма.


Герои романтической эпохи (портретная живопись). Творчество О. Кипренского, К. Брюллова. Пейзажная живопись И. Айвазовского.

Знать шедевры изобразительного искусства романтизма.

Уметь узнавать изученные произведения.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 12

С. 126-139

Глава 13

С. 145-158

15


Реализм – художественный стиль эпохи. Социальная тематика западноевропейской живописи реализма.


Реализм: эволюция понятия. Эстетика реализма и натурализм. Картины жизни в творчестве Г. Курбе. История и реальность в творчестве О. Домье.

Знать особенности художественного стиля.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Индивидуальный опрос

Сообщение

СД - просмотр

Глава 16-17

С. 177-191

Сообщения

16


Изобразительное искусство русского реализма. Р.к. Творчество В. Поленова.


Интерес к жизни человека простого сословия. Русские художники – реалисты. Бытовые картины жизни. Творчество П. Федотова, В. Перова. Мастера реалистического пейзажа. Творчество, Ф. Васильева, И. Шишкина. История и реальность

Знать шедевры изобразительного искусства реализма.

Уметь узнавать изученные произведения.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Заочная экскурсия по залам Третьяковской галереи

Глава 18

С. 191-209


17


Художники импрессионализма.


Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара.

Знать особенности направлений в искусстве 19 века в Европе.

Уметь отличать художественные стили эпохи (романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, модерн). Называть их представителей и работы.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 20

С. 222-241

18


Многообразие стилей зарубежной музыки.


Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля.

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться ими, слушать.

Индивидуальный опрос

Сообщение Прослушивание музыки

Глава 14

С. 158-166

19


Русская музыкальная культура.


Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского.

Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Индивидуальный опрос

Сообщение Прослушивание музыки

Глава 15

С. 170-177

Глава 19

С. 209-222

20


Пути развития западноевропейского театра.


«Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре.

Знать о пути развития западноевропейского театра. Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться ими, слушать.

Фронтальный опрос

Энциклопедия

Сообщения

В. Гюго

Э. Золя

21


Русский драматический театр.


Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХТ.

Знать о пути развития русского драматического театра. Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться ими, слушать.

Фронтальный опрос

Энциклопедия

Сообщения

М. Щепкин

А. Островский

А. Чехов


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

11+1+1=13





22


Искусство символизма.


Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова.

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться ими, слушать.



Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 22

С. 256-271

23


Триумф модернизма.


Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства.

Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).


Фронтальный опрос

Записи в тетради

Глава 23

С. 279-287

24


Архитектура: от модерна до конструктивизма.


Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма.

Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением.


Фронтальный опрос

Глава 21

С. 242-256

Выборочно

25


Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.


Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. ФовизмА. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С.Дали.

Понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими. Давать собственную оценку представителям художественного направления и их работам.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 23

С. 271-279

26


Мастера русского авангарда.


Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма.

Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства в различных источниках и литературе.

Индивидуальный опрос

Сообщение

Глава 24

С. 287-309

27


Зарубежная музыка XX в.


Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэб-бера.

Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением.


Индивидуальный опрос

Сообщение Прослушивание музыки

Глава 29

С. 353-362

28


Русская музыка XX столетия.


Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке.

Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

Правильно готовить творческие выступления.

Индивидуальный опрос

Сообщение Прослушивание музыки

Глава 28

343-353

29


Зарубежный театр XX столетия.


Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет.

Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства в различных источниках и литературе.

Фронтальный опрос

Глава 26

С. 327-331

30


Русский театр XX века.


К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра.

Давать общую характеристику русского театрального искусства. Знать представителей современного театра.

Фронтальный опрос

Глава 26

С. 322-327

31


Становление и расцвет зарубежного кинематографа.


Рождение и первые шаги кинематографа. Выдающиеся достижения американского кино. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино.

Знать о выдающихся достижениях зарубежного кинематографа. Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в различных источниках и литературе.

Индивидуальный опрос

Сообщение

По возможности просмотр мини-фрагмента.

Глава 27

С. 331-336

32


Шедевры отечественного кино.


Первые шаги отечественного кино. Феномен советской музыкальной комедии. Фильмы о Великой Отечественной войне. Кинематограф последних лет.


Знать о выдающихся достижениях отечественного кино. Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в различных источниках и литературе.

Индивидуальный опрос

Сообщение

По возможности просмотр мини-фрагмента.

Глава 27

С. 336-343

33-34


Обобщающее повторение.

Сочинение-размышление: «Что есть красота?»


Сочинение-размышление: «Что есть красота?».

Собственное видение сути вопроса. Общий анализ.

Уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры.

Защита проекта

Дискуссия


Сочинение-размышление: «Что есть красота?»

35


Повторительно-обобщающий урок: Мировая художественная культура от XVII века до современности.


Повторение и обобщение пройденного материала.

Разбираться в особенностях стилей ХХ века, иметь собственное мнение о красоте и своеобразии работ художников и музыкантов.

Итоговое обобщение

Тест

Итоговое повторение

Зачет

































КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

10 класс

Проверочная работа по теме: «Средневековая культура Востока» (Двуречье, Индия, Китай, Япония)



  1. Распределите перечисленные ниже шедевры культуры по странам, которым они принадлежат: зиккурат Этеменанки, Тадж-Махал, Великая стена, глиняная армия Шихуанди, ворота богини Иштар, висячие сады (одно из 7 чудес света), ступа в Санчи, сад камней в монастыре Рёандзи.


Двуречье Индия Китай Япония


Подчеркните названия тех, которые не дошли до наших дней.


  1. Культуре каких стран принадлежат: возникновение буддизма; театр кабуки; изобретение пороха, а также фарфора, книгопечатания; чайная церемония; искусство танца, полное внутреннего смысла; икэбана?

Индия Китай Япония



  1. Узнайте по изображению страну, которой принадлежат эти культурные ценности:

пирамиды и cфинкс, ворота богини Иштар, иероглифы Египта, храмы Индии, икэбана.


4.* Японская пословица гласит: «Всё излишнее – безобразно». Как это представление о красоте отразилось в материальной культуре и искусстве Японии?

Задание «со звёздочкой» – повышенный уровень



Проверочная работа по теме «Художественная культура Возрождения»

Ι. Распределите данные характеристики по эпохам, для которых они характерны:

Средневековье Возрождение

  1. Церковь занимает место во главе общества, вся жизнь определяется её велениями.

  2. Возвеличивание человека, прославление возможностей его разума, творческих способностей личности.

  3. Использование в архитектуре античных ордеров.

  4. Романская архитектура: замки, крепости, храмы.

  5. Герои литературных произведений – защитники веры, мученики, погибшие во имя веры в Христа, отшельники, отказавшиеся от мира, посвятившие себя Богу.

  6. Строительство собора Св.Петра в Риме.

  7. Образы искусства рождались под непосредственным влиянием текстов Нового Завета.



ΙΙ. Дайте понятие термина Возрождение, определите временные рамки Возрождения. Какие города Италии стали центрами Возрождения? Назовите имена самых известных мастеров Возрождения, укажите 2- 3 самых известных их работы.



ΙΙΙ. Опишите предложенную вам картину одного из этих художников.



ΙV. * В архитектуре Возрождения пользовались геометрическими фигурами куба, шара, квадрата, круга. В архитектуре Средневековья – треугольника, пирамиды.

- Какой чертой мировоззрения это можно объяснить?



*Задание «со звёздочкой» повышенный уровень.













  1. класс

Проверочная работа по теме: «Русское ИЗО конца 18 – начала 19 века»

  1. Назвать 3 имени художников-портретистов начала этого периода.

  2. Соотнести имя автора и картины:

  1. Д.Левицкий а) «Кружевница», «Гитарист».

  2. В.Тропинин б) «На пашне.Весна», «На жатве.Лето».

  3. А.Венецианов в) «Портрет Дьяковой», «Портрет Хрущёвой

и Хованской».

  1. Соотнести имя скульптора и работу:

  1. И.Мартос а) конные группы на Аничковом мосту

  2. Б.Орловский б) памятник Минину и Пожарскому

  3. П.Клодт в) памятники Кутузову и Багратиону-де-Толли

  1. Соотнеси имя автора и картину:

  1. А.Иванов а) «Последний день Помпеи»

  2. П.Федотов б) «Сватовство майора»

  3. К.Брюллов в) «Явление Христа народу»

  1. Какому из художников присущи данные черты? Кипренский, Федотов.

А) Он стремился передать не только портретное сходство, но и постичь внутренний мир изображаемого человека, его романтические порывы.

Б) Он явился родоначальником критического реализма в ИЗО, мастер изображения жанровых сцен.

6.* Знаменитый поэт написал стихотворение:

Любимец моды легкокрылой, Себя как в зеркале я вижу,

Хоть не британец, не француз, Но это зеркало мне льстит.

Ты вновь создал, волшебник милый, Так Риму, Дрездену, Парижу

Меня, питомца чистых муз, - Известен впредь мой будет вид.

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Назовите поэта, картину, художника.

7.* Какие имена пропущены в отрывке из стихотворения Н.Заболоцкого

«Любите живопись, поэты…)?


Ты помнишь, как из тьмы былого, Её глаза – как два тумана,

Едва закутана в атлас, Полуулыбка, полуплач,

С портрета … снова Её глаза – как два обмана,

Смотрела … на нас? Покрытых мглою неудач.

*Задания «со звёздочкой» - повышенный уровень





Мини-сочинение по теме «Художники-импрессионисты»

Прочитайте стихотворение Льва Токмакова, художника – иллюстратора детских книг.

Старый конь борозды не портит, да пашет мелко.

(русская пословица)

Конь молодой, испорти борозду!

Ты в первый раз сегодня вышел в поле,

Ты не масти, и ты не на виду,

Ты можешь дать своим копытам волю.


Забудь про путеводную звезду

Конь молодой, испорти борозду!


Со временем случайный твой огрех

Вдруг обернётся подвигом бесстрашным

И станет обязательным для всех

Других коней, ступающих по пашням.


Ты воплотишь заветную мечту,

Конь молодой, испорти борозду!


Мой конь, спеши! День юности пройдёт,

Законный день святого беззаконья, -

А завтра состоится перевод

Тебя – в благонамеренные кони.


Состаришься, шагая в поводу.

Конь молодой, испорти борозду!



- Какой смысл, по-вашему, вкладывает автор стихотворения в свой призыв?

- Как смысл этого стихотворения можно соотнести с творчеством французских художников- импрессионистов? Дайте аргументированный ответ.