Разработка урока по МХК. 10 класс.
Тема: Культовые сооружения буддизма.
Ход урока.
Этап урока Время (в мин.)
содержание
материалы
1.Орг.
Момент
1 минута
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте! Послушайте изречение «Ненависть никогда не прекратит ненависти в этом мире. Только любовь положит ей конец. Это – древний закон»
Как вы думаете, что за человек мог произнести эти слова? Какими качествами он должен был обладать? (ответы учащихся) Сегодня мы опять путешествуем по Индии и познакомимся с ценностями самой древней религии -буддизмом. На прошлом уроке мы говорили о духовных традициях, которые присущи индийскому народу. Все они основаны на вечных ценностях: Вере, Духовности, религиозной жизни человека и мира божественного, ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Словарь. Запись в тетрадь. Сакральное - это все, что создает, восстанавливает или подчеркивает связь человека с потусторонним.
Учитель. Сейчас мы проверим ваши знания по теме предыдущего урока.
Слайд1.
Слайд 2.
2.Проверка знаний по теме предыдущего урока.
4 минуты
Учитель: Игра – лото. Тема « Индуистский храм»
Учащиеся : Отвечают на вопросы игры.
Презентация игры лото.
3. Изучение нового материала
30 минут
Запись в тетрадь. Тема урока. Культовые сооружения буддизма
Учитель : цели и задачи урока.
Цели:
Задачи :
знакомство с историей принца Гаутамы и классическими формами буддийских культовых сооружений — Большой ступой в Санчи и пещерным храмом Аджанта;
вызвать интерес к духовным ценностям буддизма;
воспитывать толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий;
развитие воображения, образного мышления, логики обучающихся, формирование навыков публичного выступления;
осознание необходимости знания и понимания культуры народов мира;
воспитание умения видеть красоту и гармонию мира глазами буддистов.
Зажигаются благовония. Звучит тихо музыка. Тара-мантра.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим: буддийские культовые сооружения — символ космоса и божественного присутствия. Большую ступу в Санчи.
Особенности буддийской пластики и живописи. Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковую роспись пещерных храмов Аджанты.
Буддизм – религия, появившаяся раньше других мировых религий. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в.в. до нашей эры на основе учения Будды как воплощение наивысшего духовного развития. Присущее индийцам созерцательное восприятие красочного, напоенного звуками и ароматами мира рассматривалось как идеальное состояние души, поддержать которое можно было разумным отношением к своим потребностям. Неслучайно одна из самых распространенных в Индии религий – буддизм – учила достигать умиротворения отказом от желаний, порождающих страдание. Где на территории России распостранён буддизм?
Ответы учащихся: На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.
Слайд №3-6
Погружение в тему
Буддизм.
Запись в тетради. Стр.55. Буддизм возник В VI–V вв. до н. э. на основе проповедей индийскогo царевича Гayтaмы Шакьямуни, прозванного Буддой, что означает Просветленный.
Слайд №7 – 8
Легенда о принце Гаутаме
4 минуты
Легенда о принце Гаутаме- выступление учащихся с презентацией.
Презентация учащихся. Будда.
Слайд 9
Четыре Благородных Истины
Учитель: Будда изложил четыре истины:
1. Жизнь есть страдание (рождение, любовь, болезнь, смерть – все приносит страдание человеку)
2. Причина страданий человека – жажда жизни (жизнь и так все дает человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)
3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки
4. Путь для уничтожения этой жажды – серединный «восьмиричный» путь, предполагающий правильные воззрения, правильную речь, правильное поведение, правильную жизнь.
Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.
Запись в тетради. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах:
- о страдании,
-о происхождении и причинах страдания,
-о подлинном прекращении страдания и устранения его источников,
- об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны.
Учитель : Согласны ли вы с Четырьмя Благородными Истинами?
Ответы учащихся.
Учитель : Будда учит не быть зависимым от вещей, нас окружающих, учит глубоко и ясно понимать ценность вечного и малую цену преходящего и отличать одно от другого. Учит работать над собой, а не пассивно наблюдать за другими. Он учит активному состраданию всему живущему, и его жизнь — яркий тому пример.
Он учил любить всех, живущих рядом, никому не причинять вреда, не обзывать друг друга, не обижать. «Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной твоего страдания» говорил он. Учения Будды – это учение о Жизни, учение о Человеке.
Учитель : Является ли учение Будды общечеловеческой ценностью?
Ответы учащихся.
Слайд 10
Ступа
Возникновение буддизма с его традицией ритуального обхода по часовой стрелке вокруг «дерева мудрости» (дерево Ботхи) продиктовало появление новых архитектурных форм.
Классическая форма буддийского культового сооружения — ступа — представляет собой монолитную кирпичную полусферу. Ее сакральный план символизирует космос и божественное присутствие. Божественное присутствие отмечает центральная точка — источник возникновения и гибели вселенной.
СТУПА - архитектурное сооружение мемориального характера, которое является хранилищем ("сосудом") для различного рода реликвий. Согласно буддийской традиции, Будда в ответ на вопрос о том, как следует его похоронить, молча перевернул патру (чашу для подаяний). Полусфера перевернутой чаши соотносится с насыпью погребальных курганов, а содержимое ступы - реликвия - может быть соотнесено с драгоценным содержимым священных сосудов. По достижении Буддой нирваны (конечной цели буддийского учения) его земное тело в соответствии с принятой практикой было кремировано (огонь в эсхатологии - средство очищения, возрождения) и приобрело статус реликвии (мощи, прах - сакральный центр).
Ученики Будды в соответствии с обычаем кремировали тело Учителя. Правители соседних государств прислали гонцов с просьбой дать им частицы останков Будды. Останки были разделены на восемь равных частей. Эти части останков были помещены в особые реликварии — ступы, культовые строения конусовидной формы, в столицах государств.
Запись в тетради. Ступа – реликварий- культовые строения конусовидной формы.
Возникновение буддизма с его традицией ритуального обхода по часовой стрелке вокруг «дерева мудрости» (дерево Ботхи) продиктовало появление новых архитектурных форм.
Слайд №11-14
Большая ступа в Санчи (I в. до н. э.).
Слайд 15
Ступа как архитектурное сооружение является одним из условий проведения буддийского ритуала (поклонение и обход по часовой стрелке pradakhsina-patha).
Некогда Большую ступу покрывала белоснежная штукатурка, ослепительное сияние которой дополняло свечение вызолоченного шпиля. Шпиль увенчан тремя зонтиками, символизирующими небесные сферы и три буддийские ценности: Будду, Учение и монашескую общину.
Гладкую поверхность ступы эффектно оттеняет ограда из песчаника красного цвета. Она очерчивает пространство ритуального обхода и как бы воспроизводит движение звезд и солнца вокруг мировой горы.
Проход к ступе обеспечивают ворота, расположенные по осям север — юг, запад — восток. Они образуют крест, центр которого совпадает с центральной точкой воображаемой вселенной и означает равномерное распространение учения Будды во все стороны. Кроме того, ворота отмечают границу двух миров, сакрального и земного.
Ворота состоят из двух квадратных в плане столбов и трех изогнутых горизонтальных балок, которые соединяются скульптурами или плитами. Рельефы на столбах и балках на сюжеты из жизни Будды делают их похожими на иллюстрированные рукописи, когда-то переносимые странствующими рассказчиками из деревни в деревню.
Рельеф западных ворот, например, воспроизводит «дерево мудрости» — наиболее часто встречающийся мотив буддийского изобразительного искусства. К дереву, украшенному цветочными венками, с обеих сторон движутся последователи религиозного учения Будды: здесь и небесные девы, парящие в воздухе с гирляндами и сосудами в руках, и пузатые духи деревьев верхом на мифических львах, и бог богатства Кубера, любимое божество купцов, и сами купцы.
Симметричное расположение фигур вокруг дерева с густой круглой кроной, линейный ритм молитвенно сложенных рук, тяжелые браслеты, повторяющие абрис постамента, из которого вырастает дерево, придают всей композиции очертания круга, вызывая ассоциации с колесом Судьбы, запущенным благодаря просветлению Учителя.
Бык (знак зодиака Гаутамы) символизирует рождение, цветок лотоса — медитацию, колесо и олень служат аллегорией первой проповеди,
Ступни намекают на реальное присутствие Будды и обозначают духовный след, оставленный Учителем на земле, ступа — вхождение в нирвану. Печатью Будды и символом счастья в буддийской традиции является свастика — знак, встречающийся в доарийской индийской культуре как воплощение солнечной энергии и распределения ее по четырем сторонам света.
Учитель: Рассмотрите внимательно свастику. Что вы о ней можете сказать?
Ответы учеников. Похожа на фашистскую, но какая-то не такая.
Учитель: Сва́стика (символ «卐» или «卍», санскр. свасти — приветствие, пожелание удачи, благоденствие) — крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными либо по часовой стрелке, либо против неё. У свастики, как символа много значений, и у большинства народов они были положительны. Так, у большинства древних народов она была символом движения, жизни, Солнца, света, благополучия.
Нацистами свастика была просто позаимствована. Сам Адольф Гитлер, СС и все руководство нацисткой партии и «Третьего рейха» были мистиками и оккультистами, проповедовали мистические учения, искали «Шамбалу», контактов с пришельцами и древними цивилизациями. Так что неудивительно, что символом нацистской партии они сделали символ самой древней религии, которая известна на Земле. Но обманули их буддийские монахи, концы буддийской свастики, в отличие от нацистской, направлены не в левую, а в правую сторону , что в двадцатом веке, хотя и косвенно, но повлияло на историю всего человечества, вместо вечной жизни, свастика привела их к краху. Вращение свастики было не вперёд, а назад…
Слайд 16-24
Пещерный храм Аджанта
Наряду со ступой местом отправления буддийского культа был пещерный храм, где молитвенные залы соседствовали с жилищем монахов.
Близость индийцев к природе обусловила появление изобразительного канона, приближающегося к природным формам: стройная фигура, как у дерева баньян, ноги, как у газели, «львиный корпус» — широкие плечи, тонкая талия, разрез глаз, напоминающий восхитительные изгибы лотоса. Отличительными признаками Будды служат знаки величайшей мудрости: выпуклость на темени, родимое пятно на лбу, удлиненные мочки ушей.
Главным украшением пещерных храмов служила живопись. В пещерных храмахв Аджанте (IV—VII вв.) она покрывает широкие пространства стен и потолков.
В росписях Аджанты преобладают бытовые, жанровые сцены, которые как бы перетекают одна в другую, представляя зрителям цепь жизненных явлений. Неслучайно живопись Аджанты по богатству сюжетов считается энциклопедией индийской жизни.
Слайд 25 -33
4.Итог урока Закрепление материала.
3 минуты
Культуру Древней Индии можно интерпретировать как метафору сакрального, ибо основу архитектуры, скульптуры, живописи, поэзии, танца, музыки, театрального действа здесь составляло представление об Абсолюте. Вместе с тем щедрая, изобильная природа развила у индийцев любовь к созерцательности и склонность к радостям и наслаждениям. В связи с этим вдохновение они черпали не только в беспредельном стремлении к Абсолюту, но и в чувственном жизнелюбии. Неслучайно аскетически суровая простота внутренних помещений храма ассоциируется с небесами и предназначена для богов, а пышный наружный декор ориентирован на людей. Такой магический сплав глубины мистических учений и роскошной фантазии знойного юга делает индийскую культуру столь притягательной во все времена.
Что лежит в основе буддизма?
Назовите три буддийские ценности.
Какую роль выполняет изобразительный канон в живописи?
Есть ли место «простому человеку» в учении Будды?
Слайд 34
5.Рефлексия.
1 минута
Звучит тихо музыка. Мантра буддийская.
Учитель: Нам немножко приоткрылась совершенно незнакомая для нас культура, новые понятия, совершенно иные ценности, духовность индийского народа. Я прошу осмыслить материал сегодняшнего урока и дома ответить на вопросы рефлексии.
Урок МХК. Тема: «Культовые сооружения буддизма»
Ученик ( Ф.И.)____________________________
Слайд 34
6.Домашнее задание
20 секунд
Стр 55-59, закончить заполнение таблицы рефлексии. Творческое
( выполнение не обязательно) : презентации, сообщения. Темы: Буддизм в России или в любой другой стране, исповедующей буддизм … Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии (задание не записывается, оно есть в электронном журнале)
Слайд 34
7.
Заключительное слово учителя
1 минута
«Не верьте никому на слово, даже Будде. Проверяйте все учения на опыте. Будьте сами себе путеводным светом».
Я хочу, чтобы вам запомнились эти слова Будды и пусть они вас ведут по жизни. Ведь не обязательно становиться буддистами. Учитесь брать всё самое лучшее в культурах разных народов мира.
Всем спасибо за урок!
Слайд 34