Серия уроков по искусству Средневековья.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное образование

городского округа «Инта»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»







Комплекс серии уроков:

«Средневековая эпоха»,

разработанный по программе Б. М. Неменского





Составитель: Филиппова С. В.















2011 г.

«Рыцарский замок в средневековой Европе»

Ход урока:
1) Организационный момент
2) Вступительное слово учителя, объявление темы урока.
- Сегодня мы продолжаем путешествовать по городам и эпохам. Наш взор будет прикован на культуру и традиции Средневековой эпохи. А точнее на архитектуру средневековья. (под музыку ученица читает стихотворение Теофиля Готье)

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым.
Мне сердце радует их праздничная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века.

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывает мне…
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья.


- Вот так мы и назовем наш урок – «
Рыцарский замок в средневековой Европе», а будут ли наши работы соответствовать такому красивому названию, посмотрим.

3) Рассказ об архитектуре средневековья (с использованием компьютерной презентации «Рыцарский замок в средневековой Европе» №1 с фотографиями средневековых построек) [pic]

Слайд 1. Эпоха Средневековья - мрачная, серая эпоха, в которой царили войны и борьба за выживание, поэтому…

Слайд 2. Одним из основных строений в Средневековье являлся замок. В эпоху раннего Средневековья замки строились из дерева и выглядели так: на высоком холме (природного или искусственного происхождения) возводилось деревянное строение. Вход размещался высоко от земли. Попасть внутрь можно было только с помощью специального помоста, который в случае нападения неприятеля быстро разбирался. Все это огораживалось деревянными стенами, размещенными на земляном валу, внизу которого находился ров.

Слайд 3. Но постоянные войны, разорительные набеги соседей, а также развитие осадной тактики и техники привели к тому, что сооружения замка стали возводиться из камня и приобретали тот мощный и величественный вид, который мы можем наблюдать и по сей день.

Учитель – Ребята, какую функцию несли средневековые замки?

Учащиеся – Защитную

Учитель - Правильно, из этого мы можем сделать вывод, что…

Слайд 4. Замок – символ защиты и власти

Средневековый замок - это символ силы и власти. В книгах того времени при описании замков в первую очередь рассказывают о башнях. Широко распространено изображение замковых башен на гербах и печатях, где башня служила архитектурной «афишей» и являлась важным элементом претензий на силу и господство. Образ башни соответствовал идеальному представлению о средневековом замке: мощное, возвышающееся, неприступное строение лучше всего демонстрировало превосходство, силу и неприкосновенность рыцаря-феодала. Также башня являлась символом принадлежности к благородному сословию.

Слайд 5. В замке Munzenberg в Гессене стоят два паласа и две высокие башни романского и готического периода. Эти строения являются примерами высокого искусства каменотесов. Паласы богато украшены орнаментом.

Ворота замка также имели большое символическое значение. Даже в наше время, если хотят архитектурно подчеркнуть благосостояние хозяев загородного дома, их ворота делают большими, помпезными, с различными украшениями. Такие ворота дают представление посетителю, в чьи владения он вступает и сколь скромен его общественный статус по сравнению со статусом хозяина. Вход был и остается в значительной степени визитной карточкой хозяина дома.

Слайд 6. Каких размеров мог достигать замок как символ статуса и притязаний на власть, впечатляюще иллюстрирует пример средневекового замка Соuсу - каменный образ мощи и мании величия. Гигантский замковый ансамбль всего за несколько лет, между 1225 и 1230 годами, возвел перед воротами Парижа, посреди Пикардии, Enguerrand III, господин de Coucy. Здесь, за рвом, посреди щитовой стены стояла действительно огромная круглая башня 30 метров в диаметре, высотой более 50 метров, толщина стен башни достигала 7 метров. Только лишь четыре угловые башни имели диаметр 18-23 метра и высоту 35 метров - больше, чем главные башни большинства замков того времени! В центре замка находились роскошное парадное здание размеров большой церкви, а также кухня и замковая церковь. Даже в своих архитектурных деталях и внутреннем оформлении замок-гигант демонстрировал невероятную роскошь - здесь все было гигантским.

Замок являлся резиденцией рыцаря-феодала.

Слайд 7. Эта резиденция была укреплена настолько, чтобы предоставить достаточную защиту против набегов, неожиданных нападений и непродолжительных осад. Все постройки замка должны были подчеркивать высокий статус владельца. Считалось, что высота замка показывает, насколько богат и могуществен его владелец. Практически все владельцы замков соперничали друг с другом за право называться обладателем самого высокого замка. Поэтому часто к замку пристраивали различные архитектурные строения, чтобы показать свое величие. Строили сторожевые башни.

Учитель – Ребята, как вы думаете, много в замке было башен? Для чего они предназначались?

Учащиеся – Много. Башни самих феодалов показывали власть хозяев. Сторожевые башни для того, чтобы вести с них дозор. Сторож, который находился на самой высокой башне замка и в случае опасности трубил в рог. Поэтому замки несли оборонительную функцию. Оборона замков Слайд 8

. [pic] [pic]

В Средневековье существовали четкие признаки, характеризующие замок. Это - ров, высота стен, башня, зубцы, бойницы, опускающаяся решетка, высокое расположение входа и т.д.

В эпоху Средневековья замок являлся надежным военно-оборонительным сооружением, за мощными стенами которого рыцарь-феодал мог укрыться со своей семьей, воинами и слугами во время нападения превосходящих сил противника. Замок старались расположить на выступе горы или вершине холма, или же внутри рва с водой на равнине. Замок состоял из: главной башни, донжона (где размещались комнаты хозяина замка и его семьи, воинов, слуг и т.д.), замковой часовни и различных хозяйственных построек. Все это обносилось высокой, массивной каменной стеной. Поверх стены обычно проходила крытая дозорная дорожка. Остальные части стены были защищены зубцами. Через равные промежутки возводились башни. Форма башен была разной: четырехугольной, многоугольной и круглой. Круглым башням отдавали предпочтение, так как они меньше разрушались при попадании в них различных снарядов осадных метательных машин неприятеля. Основным строением в замке был донжон.

Слайд 9. 10. Донжон являлся самой высокой башней замка. Башня спасала все богатое семейство замка. В ней был интересный секрет. В башню из замка шел вход по винтовые лестнице наверх. Если же, несмотря на все оборонительные сооружения, замок был взят неприятелем, то его хозяин со своей семьей и уцелевшими защитниками мог незаметно покинуть замок через подземный ход, который вел в безопасное место (это мог быть лес, находящийся на некотором расстоянии от замка).

Слайд 11. Ворота замка чаще всего размещали между двумя башнями, соединенными между собой стеной. Весь замок обносился рвом, который был наполнен водой.

Учитель - Как люди попадали в замок?

Учащиеся - Попасть в замок можно было только по подъемному мосту (его поднимали на ночь и в случае опасности). Поднятый мост представлял собой дополнительную защиту ворот.

Учитель - Все сооружения замка служили одной цели - сделать замок неприступным. Уязвимым местом замка были ворота, поэтому об их защите заботились особенно. Обычно ворота замка состояли из двух частей: больших ворот и маленькой калитки.

Для улучшения оборонительных функций замок по возможности укомплектовывали метательными машинами различных размеров. Небольшие метательные машины устанавливались на башнях, а большие во внутреннем дворе замка (они метали снаряды через стену в наступающего противника). Метательные машины были установлены так, чтобы обстреливать наиболее вероятные пути наступления противника при штурме замка.

Слайд 12-18. Функции замков

[pic] [pic]

Замок в средневековой Европе выполнял оборонительную и управленческую функцию. Но действие гарнизона замка распространялось на непосредственно прилегающую к замку территорию. Поэтому замки возводились в основном с конкретной целью. Одни замки охраняли поместья феодалов, другие стояли на границах и выполняли функции пограничных застав. Возводились также замки для охраны важнейших торговых гаваней и на стратегически важных участках дорог и горных проходах. Помимо охранных функций при постройке замка учитывалось и его расположение. Как уже говорилось, все хозяева замков старались расположить свой замок как можно выше, чем у соседа, тем самым подчеркивая свое превосходство. Поэтому замок Karneid расположен таким образом, что если на него смотреть из долины, то благодаря оптическому эффекту он выглядит внушительнее и мощнее, чем есть на самом деле.

Но такое расположение снизило охранные способности замка по отношению к дороге, хотя рядом с замком есть площадки, где он мог бы лучше выполнять свою охранную функцию.

Некоторые замки, например, замок Baldenstein, строились возле деревень. В 1140 году деревня возле замка насчитывала 10 дворов и одну мельницу. Деревня снабжала замок всем необходимым: едой, деньгами (поступающими от налогов), рабочей силой, ополченцами в случае войны. Такое расположение подвластных хозяйств для хозяина-феодала было очень удобным. Ведь из дальних деревень налоги и провизия могли не дойти по различным причинам - будь то нападение разбойников или если жители деревни просто решили кое-что оставить себе. Чем дальше владения, тем труднее их контролировать, а тут все рядом, на виду - ничего не скроешь.

4) Практическая работа

Выполнить работу по теме «Средневековый замок». Работа выполняется в графике с использованием конкретных материалов: простой карандаш, черная гелевая ручка. На доске вывешенны детские работы в графике.











Образ художественной культуры средневековой Западной Европы"

Цели урока:

  • Воспитывающая: воспитывать трепетное отношение к произведениям старины.

  • Обучающая: научить составлять целое из частей.

  • Развивающая: показать связь одежды с архитектурой.

Оборудование:

  • таблица с изображением пропорций фигур людей (взрослого и ребенка в сравнении);

  • проектор, ноутбук, экран;

  • изображение площади средневекового города на большом листе бумаги (формат Ао);

  • листочки с индивидуальными заданиями для учащихся;

  • краски, альбомные листочки, кисти, ножницы, клей, линейка, тряпка, стаканы для воды;

  • гостья из средневековья в одежде того периода.

  • Презентация «Средневековая эпоха» №2

Оформление доски:

  • таблица с изображением пропорций фигур людей;

  • изображение площади средневекового города;

  • надписи: “пулены”, “энкин”.

План урока:

  1. Объяснение целей урока.

  2. Домашнее задание.

  3. Техника безопасности.

  4. Гостья.

  5. Повторение.

  6. Новый материал.

  7. Физкультминутка.

  8. Практическая работа.

  9. Завершение урока.

    1. Объяснение целей урока.

Выполнить коллективную работу, составленную из индивидуально выполненных человеческих фигур, в одежде средневековья.

    1. Домашнее задание:

Принести на урок гуашь, карандаш, кисти.

Гостья (девочка в одежде средневековья)





Ход урока

Девочка в одежде средневековья: Что это, куда я попала? Не могу понять. Хотя вот это похож на клавесин (показывает на фортепиано). А вот это наша площадь (показывает на изображение средневековой площади), но почему она пустая? Так у нас не бывает. На площади всегда много народу: ремесленники, торговцы, студенты, рыцари проскакивают на резвых конях.

Учитель: Вы попали к нам на урок, в 21 век. Вы очень кстати к нам пришли. Ученики 4-го класса на этом уроке знакомятся с историей развития искусства средневековья. Ребята, действительно город “мертвый”. Давайте “вдохнем” в эту работу жизнь. Тогда на площади жизнь бурлила, было много людей. А как мы это сделаем? Если будем рисовать, то все у этого панно не уместимся. Поэтому каждый будет рисовать и потом вырезать фигуры людей.

1)Повторение.

[link]

Учитель – Что мы можем сказать о сочетании цветов? Какой художественный прием способствовал тому, чтобы одни цвета смотрелись выразительно рядом с другими, и герб мог хорошо “читаться”?

Учащиеся – Контраст. (термин распологается на доске)

Учитель – Кроме цветов при составлении гербов использовали металлы: серебро и золото.

Учитель делает вывод: итак, для герба имели значение форма и цвет, которые не были случайными. Говоря о гербах, мы затрагиваем понятие геральдика.

Учитель – Как вы думаете, от какого слова происходит это понятие?

Учащиеся – Слово геральдика происходит от слова герольд. Это глашатай, который объявлял имена рыцарей на турнирах.

Учитель – Что означает это понятие?

Совместно с учителем школьники формулируют понятие: геральдика – это наука, изучающая гербы, наука о правилах составления герба. (термин распологается на доске)

Учитель вновь обращается к плакату “Цвет в геральдике”.

Учитель – Что по-вашему, имело значение в гербах, кроме формы и цвета?

Учащиеся – На гербах иногда изображали животных, растения или предметы.

Учитель – Посмотрите на герб Российской Империи, на котором изображен двуглавый орел.

Это реальное животное или фантастическое?

Учащиеся- Фантастическое.

Учитель – На гербах часто изображали животных – реальных или фантастических; растения, предметы, которые тоже имели символическое значение. В начале средних веков даже появилась специальная книга “Бестиарий”, в которой были описаны нравы и качества различных фантастических животных. А само слово бестиарий родом из Римской империи, и означало оно гладиатора, который сражался на арене с дикими зверями.

Учитель – Какие фантастические существа вам известны?

Учащиеся – Единорог, кентавр, грифон и др.

Учитель – Посмотрите на изображения фантастических животных, которые находятся у вас на партах. Что вы можете сказать об их позах? [pic] [pic]

[pic]

Учащиеся – Позы этих животных необычны. Они изображаются в профиль, некоторые животные стоят на двух лапах (ногах). Передние ноги(лапы) подняты.

Учитель – В какие геометрические формы можно вписать изображения многих животных?

Учащиеся – В квадрат, в круг, в прямоугольник.

Учитель показывает изображение герба, на котором щит с двух сторон держат фантастические животные (волки). Они стоят на задних лапах, а передними держат щит. Учитель поясняет, что такое изображение связано с историей рыцарей, за которыми щит часто несли их щитоносцы.

Учитель – Как называется художественный прием, когда природная форма изменялась (упрощалась или усложнялась), ей придавалась форма, напоминающая геометрическую фигуру?

Учащиеся – Стилизация. (термин распологается на доске)

Учитель подводит итог: таким образом, животные на гербах изображались в строго определенных позах – лежащей, сидящей, вздыбленной, держащей щит и т. д. , и такую позу мы называем геральдической позой (термин распологается на доске)

Чтобы придать животному геральдическую позу можно вписать его в геометрическую фигуру или воспользоваться правилом симметрии.

Учитель показывает, как вырезать фронтальную фигуру птицы с распростертыми крыльями, согнув лист пополам.

Итог беседы:

Учитель – Пользуясь знаниями о форме гербов, символике цвета, символике качеств животных, растений и предметов, и правилах их изображения, составьте свой герб или герб вашей семьи. Вспомогательные материалы с информацией лежат у вас на партах.

В конце урока все гербы будут размещены на доске, а авторы должны будут представить свой герб (защитить его).

3) Этап – практическое задание

Учитель переходит к практической части урока.

Учитель – Обратите внимание на доску. Сейчас я покажу вам способ создания герба в технике коллажа, который придумала я. Вы можете воспользоваться этим способом или придумать свой.

Учитель работает с заранее заготовленными формами и прикрепляет их на доску последовательно с помощью магнитов.

  1. белое поле – лист формата А3

  2. цветное поле герба (основа или щит), вырезанное по шаблону

  3. верхнее правое поле – квадрат, контрастный по отношению к основе

  4. нижнее левое поле – квадрат с фигурным нижним краем, контрастный по цвету к основе

  5. окантовка герба (золотая или серебряная фольга)

Под гербом размещается лента, на которой может быть записан придуманный учениками девиз.

На глазах у ребят в течение двух-трех минут появляется готовый герб. Учитель показывает, как использовать шаблон, с помощью которого создается основа и последующие части, если шаблон согнуть по линии симметрии, асимметрии, разрезать и т. д. ( шаблоны—это заранее подготовленные и вырезанные из картона, формы гербов варяжского, немецкого, французского, испанского, итальянского образца). Желающим предлагается придумать свою форму герба.

Учащиеся выполняют практическое задание.

В это время звучит музыка средневековых баллад.

4) Этап защиты гербов

Итог урока

Задание выполнялось в активной творческой атмосфере, школьники были увлечены работой, гербы получились интересные и выразительные.

По окончанию практической работы, ученики по одному приглашаются к доске, на которой размещены все их гербы. Каждый представляет свой герб, аргументируя выбор формы, сочетание цветов и их символику, изображение зверей, птиц, элементов ландшафта или предметов, связывая их значение с историей своей семьи, рода, личностными качествами и ценностями.

Все ребята смогли грамотно и емко представить символику составленных гербов.

[pic] [pic]





















В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII вв. утверждается первый общеевропейский стиль – романский. В это время мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей. Романская архитектура тяжела и сурова. (монастырь Клюни XI-XII вв. Франция). В то время как более поздняя готическая тянула ввысь, романская словно ставила на колени. «Тяжелым молчанием» назвал ее известный скульптор, прекрасный знаток камня Огюст Роден. Она отличалась оборонительным характером – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Башни сначала делали квадратными в плане, а позже круглыми, для лучшего радиуса обстрела. (Собор в Вормсе. 1171-1234гг.) Постройки отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью и отсутствием украшений.
На смену романскому пришел готический стиль. Сначала такие постройки считались бесформенными. Почему? (Собор в Кельне 1248-1322 гг., завершен в 1842-1880гг.) Иногда его называют стрельчатым, потому что его характерными чертами являются стрельчатая арка, вертикальность композиции и легкость, ажурность образа. (Собор в Шартре. XII-XIV вв. Франция). Своды опирались не на стены, а на столбы, на каркас, заполненный облегченной кладкой. (Норт-Дам де Пари)

Но, пожалуй, одним из интереснейших творений западноевропейских средневековых зодчих был рыцарский замок. Одновременно дом и склад оружия, снаряжения и провианта, конюшня и казарма – замок прежде всего был неприступной крепостью. Естественно, для него выбиралось место, укрепленное самой природой: скала или холм, откуда он, прочно врастая в землю основаниями мощных стен и упираясь в небо шпилями дозорных башен, грозил врагам рядами бойниц. Вход защищали подъемные металлические решетки – герасы. Через ров перекидывался подъемный мост. (Замок Лош. Конец XI – начало XII в. Франция, Замок Алькасар. IX в. Сеговия. Испания)
Классическим примером может служить донжон замка Coucu. Построенный в начале XIII века, он был просто огромным по тем временам сооружением: достигал в высоту 64 метров приширине 31 метр. Донжон был разделен на три главных этажа, на каждом из которых находилось роскошное помещение со звездообразным сводом высотой более 12 метров. С особой тщательностью был украшен и обставлен второй этаж башни, где размещались непосредственно апартаменты хозяина замка. Здесь было все, что мы связываем с залом крупного феодала: широкое, наполненное воздухом пространство, роскошный гигантский открытый камин, многочисленные стенные ниши, нужник, солидный свод с богато украшенными капителями - и все несколько богаче, чем где-либо. Третий этаж по интерьеру немногим уступал второму. На крыше башни находились несколько фиал, служивших символами совершенства искусства каменотесов и придающих ему сходство с соборами. Под крышей размещались стрелковые галереи с бойницами, там же находились и специальные сливы для выливания кипящей смолы и расплавленного свинца. Не только донжон, но и дополнительные дворцовые постройки замка Coucu, которые были завершены к 1387 году, могут служить великолепными образцами архитектуры средневековой Франции. Для охраны замка при недостаточном количестве часовых советовали также использовать собак и гусей. Приводится интересный совет: в ситуации, когда замок по каким-либо причинам временно оставался без охраны, для имитации, что в замке кто-то есть, советовали взять собаку и привязать ее поводок к веревке колокола. В результате при попытке достать еду собака дергала веревку, и колокол звонил. Практически все фортификационные сооружения замка возводились с таким условием, чтобы небольшой гарнизон мог обороняться от превосходящих сил противника. Например, винтовые лестницы замка строились узкими - так чтобы по ним могло подниматься только по одному человеку в ряд. А крутой наклон лестницы лишал возможности идущего первым врага рассчитывать на помощь товарищей, находящихся сзади поскольку крутизна витка лестницы строилась специально с таким расчетом, чтобы из-за спины первого воина идущие следом не могли применить оружие, и фактически бой на лестнице сводился к противостоянию двух воинов - нападавшего, и защитника замка. Еще одним плюсом для осажденных было то, что из-за особенностей строения лестницы нападавшие при подъеме лишались возможности свободно наносить удары холодным оружием, зажатым в правой руке. Поэтому штурмующим приходилось или перекладывать оружие в левую руку, или, взяв оружие двумя руками, наносить удары только с левой стороны.