Пояснительная записка
Программа составлена для учащихся 6 класса основной общеобразовательной школы.
Программа «Изобразительное искусство, 6 класса» создана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Примерной программы
- Авторской программы «Рабочие программы» под редакцией Б.М. Неменского
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально – пространственного мышления учащихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально – пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно – значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки
- овладение основами культур практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно – творческую деятельность, художественно – эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она влючает в себя основы разных видов визуально – пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно – прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно – эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно – педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно – творческие задания, художественно – эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической ценности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Тема 5 класса – «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»- посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно – декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство» Время необходимое для изучения предметов, курсов, период изучения (классы) определяются примерной программой образовательного учреждения и учебного плана школы.
Настоящая программа предусматривает возможность изучения курса « Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю.
Данная учебная программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души растущего человека.
Художественно – эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в тоже время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально – нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно – нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно – пространственной среды; а декоративная деятельность – это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель – формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности – сущность обучающихся методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально – ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно – образного языка, средств художественной выразительности. Развивая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально – ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуро -созидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия – часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народ России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитии эстетического, эмоционально – ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально – пространственного мышления как формы эмоционально – ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно – прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально – пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков воспитания, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно – значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание курса
Изобразительное искусство в жизни человека
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека – главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж – большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Тематическое планирование
Содержание курса Тематическое планирование
Характеристика видов деятельности учащихся
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятие «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды.
Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей.
Роль пространственных искусств в создании предметно – пространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире.
Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
Художник и зритель: художественный диалог.
Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия.
Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя.
Задание: участие в беседе на тему пластических искусств и деление их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные)
Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.
Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.
Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе.
Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.
Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.
Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.
Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.
Понимать, что восприятие произведения искусства – творческая деятельность на основе зрительской культуры, т.е. определение знаний и умений.
Рисунок – основа изобразительного творчества
Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств.
Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Выразительные возможности графических материалов.
Навыки работы с графическими материалами.
Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Задание: выполнение зарисовок с натуры отдельных растений, травинок, веточек, соцветий или простых мелких предметов.
Материалы: карандаши разной твердости, уголь, фломастер, гелевая ручка, тушь ( на выбор учителя), бумага.
Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества.
Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.
Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.
Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.
Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Овладевать навыками размещения рисунка на листе.
Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений.
Условность и образность линейного изображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров.
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий – тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных ит.д.)
Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.
Приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника.
Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа.
Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников.
Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке.
Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др.
Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статистики (спокойствия).
Знать и называть линейные графические рисунки известных художников.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта.
Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Понятие тонального контраста. Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый) контраст.
Характер поверхности пятна – понятие фактуры. Граница пятна.
Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
Материалы: черная и белая гуашь, кисти, белая бумага или бумага для аппликаций, клей.
Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения.
Приобретать навыки обобщенного, целостного видения формы.
Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее).
Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа.
Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.
Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т.д.).
Цвет. Основы цветоведения.
Понятие цвета в изобразительном искусстве.
Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком. Цветовой спектр, радуга.
Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов.
Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета.
Насыщенность цвета, светлота цвета, цветотональная шкала.
Восприятие цвета – ощущения, впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен.
Символическое значение цвета в различных культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействие на наше восприятие.
Задание: 1.Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен.
2. Создание фантазийных изображений сказочных царств с использованием ограниченной палитры и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т.д.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет.
Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком.
Получать представление о воздействии цвета на человека.
Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах.
Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета.
Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета.
Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции.
Различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.
Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета.
Цвет в произведениях живописи.
Эмоциональное восприятие цвета человеком.
Цвет в окружающей нас жизни.
Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах.
Искусство живописи.
Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие теплого и холодного цвета.
Понятие «локальный» цвет.
Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника.
Умение видеть цветовые отношения.
Живое смещение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.
Задание: изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием (яркий, радостный букет золотой осени, времени урожаев и грустный, серебристый, тихий букет поздней осени).
Материалы: гуашь (или акварель, акрил, темпера), кисти, бумага.
Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.
Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.
Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.
Объяснять понятие «колорит».
Развивать навык колористического восприятия художественных произведений , умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и реальной жизни.
Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.
Овладевать навыками живописного изображения.
Объемные изображения в скульптуре.
Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа.
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением.
Характер материала в скульптуре: глина (терракота, майолика, фаянс), камень (гранит, мрамор, известняк), металл (бронза, медь, железо), дерево и др.
Выразительные свойства разных материалов и применение их в различных видах скульптуры.
Особенности восприятия скульптурного произведения зрителем, зрительские умения. Обход как важнейшее условие восприятия круглой пластики.
Задание: создание объемных изображений животных в разных материалах.
Материал: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей.
Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях.
Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе.
Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объемного изображения животных различными материалами (лепка, бумагопластика)
Основы языка изображения (обобщение темы)
Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке изобразительного искусства как о языке выразительной формы. Художественные материалы и выразительные возможности. Художественное творчество и художественное мастерство. Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности, зрительские умения.
Культуросозидающая роль изобразительного искусства.
Задание: участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа и подведения итогов изучения материала; обсуждение художественных особенностей работ.
Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей.
Объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение.
Объяснять, почему изобразительное искусство – особый образный язык.
Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
Участвовать в выставке творческих работ.
Мир наших вещей. Натюрморт. (8 ч)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно – выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
Реальность и фантазия в творчестве художника
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком.
Выражение авторского отношения к изображаемому.
Выразительные свойства и правила изображения в изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства.
Задание: участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников.
Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека.
Уяснять, что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность.
Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества.
Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов.
Изображение предметного мира – натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его знаний и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусстве к правдоподобному изображению реального мира.
Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства.
Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства.
Ритм в предметной композиции.
Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов(например, кухонной утвари) с решением задачи их композиционного, ритмического размещения на листе (в технике аппликации).
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.
Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т.д.) в зависимости от целей художественного изображения.
Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).
Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.
Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.
Получать навыки художественного изображения способом аппликации.
Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия форм.
Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение видеть конструкцию сложной формы.
Задание: 1. Изображение с натуры силуэтов двух – трех кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур.
Материалы: карандаш, бумага или материалы для аппликации.
2. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.
Материалы: листы белой (ксероксной) бумаги, клей, ножницы.
Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи.
Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира.
Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.
Определять понятия: линия горизонта; точка зрения, точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке.
Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов.
Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение трехмерного пространственного мира на плоскости.
Задачи изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание личности человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Изображение как окно в мир и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы.
Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел.
Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс.
Задания: 1. Создание линейных изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел, выполненных из бумаги или гипса (свободные зарисовки карандашом без использования чертежных принадлежностей).
2. Изображение с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел.
Материалы: карандаш, бумага.
Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи.
Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира.
Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.
Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке.
Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов.
Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел.
Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «Собственная тень», «рефлекс», «падающая тень»
Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и темного как средство построения композиций драматического содержания.
Возрастающее внимание художников в процессе исторического развития к реальности и углублению внутреннего пространства изображения. Появление станковой картины. Картина натюрморт XVII – XVIII веков.
Задание: 1. Выполнение быстрых зарисовок геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением с целью изучения правил объемного изображения.
Материалы: карандаш, бумага
2. Изображение (набросок) драматического по содержанию натюрморта, построенного на контрастах светлого и темного.
Материалы: гуашь (темная и белая – две краски), кисть, бумага или два контрастных по тону листа бумаги – темный и светлый (для аппликации)
Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства.
Углублять представления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины.
Осваивать основные правила объемного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень).
Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта.
Знакомиться с картинами – натюрмортами европейского искусства XVII - XVIII веков, характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений.
Натюрморт в графике
Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники.
Печатная графика и ее виды.
Гравюра и различные техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп – оттиск печатной формы.
Задания: 1. Выполнение графического натюрморта с натурной постановки или по представлению.
Материалы: уголь или черная тушь, перо или палочка, бумага.
2. Создание гравюры наклейками на картоне (работа предполагает оттиски с аппликации на картоне).
Материалы: листы картона, резак и ножницы, клей, одноцветная гуашь или типографская краска, тонкий лист бумаги, фотовалик и ложка.
Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению.
Получать представления о различных графических техниках.
Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды.
Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами.
Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне.
Цвет в натюрморте
Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей.
Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен.
Выражение цветом в натюрморте настроения и переживаний художника.
Задания: 1. Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т.д.)
Материалы: гуашь, кисти, большие листы бумаги.
2. Выполнение натюрморта в технике монотипии.
Материалы: краска, бумага
Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.
Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета.
Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Предметный мир в изобразительном искусстве.
Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о себе самих.
Жанр натюрморта и его развитие.
Натюрморт в искусстве XIX – XX веков.
Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Задание: создание натюрморта, который можно было бы назвать «натюрморт – автопортрет» (натюрморт как рассказ о себе)
Материалы: гуашь, кисти или пастель, восковые мелки, бумага.
Узнать историю развития жанра натюрморта.
Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.
Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла пи создании натюрморта.
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по – новому на окружающий предметный мир.
Вглядываясь в человека. Портрет.
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох.
Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешне и внутренне.
Художественно выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Образ человека – главная тема искусства
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека.
Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени.
Парадный портрет и лирический портрет.
Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художники – портретисты.
Задание: участие в беседе на тему образ человека в портрете, образно – выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре.
Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.
Получать представление об изменчивости образа человека в истории.
Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников – портретистов.
Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.
Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет)
Рассказывать о своих художественных впечатлениях
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.
Подвижные части лица, мимика.
Задание: выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесенными по – разному деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и т.д.)
Материалы: бумага для фона и аппликации, клей, ножницы.
Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица
Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.
Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы.
Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации.
Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи.
Большая форма и детализация.
Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Беседа и рассматривание рисунков мастеров.
Задание: зарисовки объемной конструкции головы, движение головы относительно шеи; участие в диалоге о рисунках мастеров.
Материалы: карандаш, бумага
Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.
Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека.
Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.
Создавать зарисовки объемной конструкции головы.
Портрет в скульптуре
Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Скульптурный портрет литературного героя.
Задание: создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка (пластиковая дощечка)
Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.
Получать знания о великих русских скульпторах – портретистах.
Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.
Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.
Учиться по – новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник – скульптор)
Графический портретный рисунок
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение изображения на листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала.
Задание: создание рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника (с натуры).
Материалы: тушь, перо, бумага.
Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей.
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.
Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.
Овладевать новыми умениями в рисунке.
Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.
Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве.
Карикатура. Дружеский шарж.
Изображение дружеского шаржа.
Задание: создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей.
Материалы: тушь, перо, бумага.
Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах.
Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении.
Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения.
Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительного изображения человека.
Образные возможности освещения в портрете
Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль при создании образа. Изменение образа человека при различном освещении.
Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Задание: наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении.
Материалы: гуашь, (три краски – темная, теплая и белая), кисти, бумага или аппликации, монотипии.
Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа.
Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения.
Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет.
Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя.
Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства.
Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Соотношение портретного изображения и его фона как важнейшей составляющей образа. Цвет и тон (темное – светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характера и индивидуальности героя портрета.
Цвет и живописная фактура.
Задание: создание портрета знакомого человека или литературного героя.
Материалы: пастель или восковой мелок (для линейного наброска), гуашь. кисть, пастель (для завершения образа), бумага.
Развивать художественное видение цвета, понимать его эмоционального, интонационного воздействия.
Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа.
Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения.
Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете.
Великие портретисты прошлого
Нарастание глубины образа человека в истории европейского и русского искусства. Выражение творческой индивидуальности художника в создании им портретных образах.
Личность художника и его эпоха.
Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Задание: создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга).
Материалы: гуашь. кисть, бумага.
Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства.
Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и ее духовных ценностей.
Рассказать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи.
Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете.
Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета)
Портрет в изобразительном искусстве XX века
Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве XX века. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модильяни, С. Дали, Э. Уорхол и др.).
Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве XX века.
Сложность и глубина внутреннего мира человека, связь человека с историей своей страны, стремление выразить правду жизни в образе человека своего времени, трагизм в жизни человека, красота устремленности и созидательной силы человека, красота молодости и многие другие темы в лучших работах отечественных портретистов XX века.
Задание: участие в выставке лучших работ класса; посещение музея, выставки.
Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века.
Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве XX века.
Приводить примеры известных портретов отечественных художников.
Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете.
Интересоваться , будучи художником, личностью человека и его судьбой.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников – пейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образно – выразительности языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта.
Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Жанры в изобразительном искусстве
Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр.
Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что этим хотел сказать художник, называется «содержанием произведения»
Историческое развитие жанров и изменения в видении мира. История жанров и целостное представление о развитии культуры.
Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства.
Задание: участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно – выразительных средств жанра пейзажа.
Знать и называть жанры в изобразительном искусстве.
Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения.
Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт.
Активно участвовать в беседе по теме.
Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива
Навыки изображения уходящего вдаль пространства.
Схема построения перспективы. Присутствие наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий, пространственные сокращения.
Прямая и угловая перспектива.
Представления о высоком и низком горизонте.
Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Изменения тона и цвета предметов по мере удаления.
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь (ограниченной палитры), кисти, бумага.
Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии».
Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства.
Объяснять правила воздушной перспективы.
Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы.
Пейзаж – большой мир
Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в Древнем Китае. Пейзаж как фон и место события в европейском искусстве. Появление картины – пейзажа как самостоятельного жанра. Пейзаж эпический и романтический в классическом искусстве. Пейзаж как выражение величия и значительности нашего мира. Огромный и легендарный мир в пейзаже.
Организация перспективного пространства в картине. Земля и небо. Роль формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Задание: изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», « Путь реки» и т.д. (работа индивидуальная или коллективная с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями).
Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей для аппликации.
Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства.
Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики.
Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое восприятие произведений искусства, о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже.
Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства.
Пейзаж настроения
Природа и художник
Изменчивость состояний природы при разной погоде (сумрак, туман, солнечная погода) в разное время суток (утро, вечер, полдень). Роль освещения в природе. Изменчивость цветовых состояний в природе и умение их наблюдать.
Живопись на природе – пленер.
Импрессионизм – направление в живописи XIX в. Задача изображения новых колористических впечатлений. Постимпрессионизм. Состояние в природе и настроение художника, его внутренний мир. Роль колорита в пейзаже настроения. Наблюдение цветовых состояний и освещения в реальном окружающем мире.
Задание: 1. Создание пейзажа настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, утро или вечернее солнце, впечатления наступающей весны).
2. Создание пейзажа на передачу цветового состояния (например, «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Весенний мотив» и др.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIX в.
Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства.
Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.
Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.
Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.
Пейзаж в русской живописи
История формирования художественного образа природы в русском искусстве.
Образ природы в произведениях А. Венецианова и его учеников.
А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели»
Эпический образ России в произведениях И. Шишкина.
Пейзажная живопись И. Левитана и значение его творчества для развития российской культуры.
Задание: разработка творческого замысла и создание композиционного живописного пейзажа (на темы: «Страна моя родная», «Дали моей Родины» или на основе выбранного литературного образа природы в творчестве А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина.
Материалы: гуашь, акварель, кисти и бумага.
Получать представление об истории развития художественного образа природы в русской культуре.
Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А. Васнецова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана.
Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве И. Шишкина, И. Левитана.
Уметь рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.
Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности.
Приобретать умение и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины.
Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников.
Пейзаж в графике
Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников.
Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выразительность графических образов великих мастеров.
Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник.
Печатная графика и ее роль в развитии культуры.
Задание: создание графической работы на тему «Весенний пейзаж»
Материалы: графические материалы (по выбору)
Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве.
Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях.
Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник.
Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путем создания графических зарисовок.
Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок.
Городской пейзаж
Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства.
Достоверность и фантазия в изображении города во времена готики и Возрождения. Жанр архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи.
Появление городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи старинной Москвы, Санкт – Петербурга, других русских городов. Значение этих произведений для современной культуры.
Образ города в искусстве XX в. Разнообразие в понимании образа города: как урбанистическое противостояние природе и как обжитая, многосложная среда современной жизни. Романтический образ города и город как воплощение истории отечественной культуры: каменная летопись истории.
Значение охраны исторического образа современного города.
Задание: создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т.п.) из силуэтов разного тона в техники аппликации или коллажа (возможна коллективная работа)
Материалы: бумага разная по тону, но сближенная по цвету, графические материалы, ножницы, клей.
Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве.
Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.
Приобретать навыки эстетического переживания образа городского пространства и образа в архитектуре.
Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт – Петербурга, родного города.
Приобретать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.
Овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа.
Приобретать новый коммуникативный опыт в процессе создания коллективной творческой работы.
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл
Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей.
Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной деятельности. Мир художественного произведения . Язык изобразительного искусства.
Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения, диалог между художником и зрителем. Творческие способности зрения. Деятельность зрителя и личностный смысл восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство восприятия мира.
Задание: участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ; посещение музея изобразительного искусства.
Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.
Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного отображения, ее претворении в художественный образ.
Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя.
Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года.
Участвовать в беседе по материалу учебного года.
Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.
Учебно – методическое обеспечение
Данная программа обеспечена учебно – методическим комплектом для 6 класса.
В комплект входят следующие издания под редакцией Б.М. Неменского.
Учебник – Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6класс» под редакцией Б.М. Неменского
Пособия для учащихся – Учебник Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6класс» под редакцией Б.М. Неменского
Материально – техническое обеспечение
Планируемые результаты.
По окончании курса изобразительного искусства учащиеся 6 класса должны знать:
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворения в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш и тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения пи изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.