Краткий словарь театральных терминов
АВАНЛОЖА – места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.
АВАНСЦЕНА – пространство сцены между занавесом и зрительным залом
АКТ – законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.
АКТЕР (АКТРИСА) – исполнитель (исполнительница) ролей.
АМПЛУА – специализация актёра на исполнении ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования
АМФИТЕАТР – 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.
АНГАЖЕМЕНТ – приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.
АНОНС – объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.
АНТИГЕРОЙ – нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.
АНТРАКТ – перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.
АНТРЕПРЕНЕР – владелец, содержатель, арендатор частного театра.
АНТРЕПРИЗА – частный театр.
АНШЛАГ – объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.
АПЛОДИСМЕНТЫ – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля.
АПОФЕОЗ – торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.
АРЬЕРСЦЕНА – наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.
АФИША – объявление о представлении.
БАЛАГАН – [link] представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).
БАЛКОН – места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.
БЕЛЬЭТАЖ – первый ярус балконов над партером, амфитеатром и бенуаром в зрительном или концертном зале.
БЕНЕФИС – 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал в пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.
БЕНУАР – театральные ложи на уровне сцены или несколько ниже по обеим сторонам партера.
БЕРИКАОБА – грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.
БУРЛЕСК – преувеличенно комическое изображение на сцене.
БУТАФОР – театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.
БУТАФОРИЯ – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения).
БУФФОН – амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.
БУФФОНАДА – 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.
ВЕРТЕП – народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII – XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика – вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.
ВОДЕВИЛЬ – комическая пьеса на лёгкие бытовые темы, первоначально с пением куплетов.
ГАЛЕРКА – верхний ярус зрительного зала.
ГАСТИОН – актер в Древнем Риме.
ГАСТРОЛИ – выступление актеров на выезде в других театрах.
ГЕРОЙ – главное действующее лицо в спектакле.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ – последняя перед спектаклем, концертом.
ГРАНДАМ – амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.
ГРАНДКОКЕТ – роль взрослой знатной дамы.
ГРИМ – 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.
ГРИМЕР – специалист, занимающийся гримировкой актеров.
ГРИМ-УБОРНАЯ – комната для гримирования и переодевания актеров.
ДЕЙСТВИЕ – законченная часть спектакля. То же, что и акт.
ДЕКЛАМАЦИЯ – четкое выразительное чтение вслух.
ДЕКОРАЦИЯ – художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.
ДЗЁРУРИ – вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.
ДИАЛОГ – разговор между двумя или несколькими актерами.
ДИВЕРТИСМЕНТ – музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.
ДРАМА – действие с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода.
ДРАМАТУРГ – автор драматических произведений.
ДРАМАТУРГИЯ – 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.
ЖЕСТ – движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
ЗАНАВЕС – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.
ЗАДНИК – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
ЗВОНОК. Их в театре обычно бывает три. Первый предупреждает о скором начале спектакля и о том, что пора двигаться по направлению к своему месту. Второй говорит о том, что нам пора уже сидеть на своих местах, а задержавшимся – поторопиться. Третий звонок дают с началом представления. Входить в зал после третьего звонка неприлично, в некоторых театрах после него совсем не пускают в зал.
ЗЛОДЕЙ – амплуа актера, играющего отрицательных героев.
ИНЖЕНЮ – амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.
ИНТЕРМЕДИЯ – небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.
КАБУКИ – один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.
КАРТИНА – часть акта в драме.
КЛАКА – специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.
КОКЕТ – амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.
КОЛОСНИКИ – верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.
КОМЕДИЯ – спектакль с весёлым, смешным сюжетом.
КОМИК – амплуа актера, исполняющего комедийные роли.
КОНФИДАНТ – актер, играющий роль приближенного главного героя.
КОТУРНЫ – род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.
КУЛИСЫ – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
ЛИРИК – амплуа актера, играющего лирические персонажи.
ЛИЦЕДЕЙ – название актера в Древней Руси.
ЛОЖА – группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами; места располагаются по сторонам и сзади партера (ложи бенуара) и на ярусах.
МАРИОНЕТКА – театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.
МЕЛОДРАМА – драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла.
МИЗАНСЦЕНА – расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены – один из важнейших элементов режиссуры.
МИМ – актер пантомимы.
МИМИКА – один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.
МОНОЛОГ – речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.
МЮЗИК-ХОЛЛ – вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР – 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).
НОО – один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи – в масках, костюм лишен бытовой конкретности.
ПАДУГА – горизонтальная полоса занавеса по верху сценической площадки.
ПАНТОМИМА – вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
ПАРТЕР – плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
ПЕДЖЕНТ – передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.
ПЕТИМЕТР – образ щеголя в сатирической комедии.
ПЕТРУШКА – главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.
ПОДМОСТКИ – синоним слова «сцена».
ПОСТАНОВКА – творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.
ПРЕМЬЕР (ПРЕМЬЕРША) – актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.
ПРЕМЬЕРА – первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.
ПРИМАДОННА – актриса, исполняющая главные роли.
ПРОСТАК – амплуа актера, исполняющего простодушного человека.
РАМПА – невысокий барьер вдоль авансцены, прикрывающий со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены, а также театральная осветительная аппаратура, помещаемая за таким барьером и служащая для освещения передней части сцены снизу.
РЕВЮ – эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.
РЕЖИССЕР – постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создающий новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.
РЕЗОНЕР – амплуа актера, высказывающего нравоучительные суждения.
РЕКВИЗИТ – предметы, используемые в театральных постановках.
РЕПЕТИЦИЯ – основная форма подготовки театрального представления путем многократных повторений (целиком и частями)..
РЕПЕРТУАР – совокупность произведений, исполняемых в театре в определённый промежуток времени.
РЕПЛИКА – краткое высказывание, произносимое одним актером, за которым следует текст или действие другого сценического персонажа.
РОЛЬ – художественный образ, создаваемый актёром.
СКЕНА – помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.
СОЛИСТ – ведущий актер в спектакле.
СОФИТЫ – часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.
СПЕКТАКЛЬ – театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.
СТАТИСТ – актер массовки, исполняющий роль без слов.
СУБРЕТКА – роль находчивой служанки.
СУФЛЕР – работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.
ТЕАТР – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
ТЕАТР КУКОЛ – вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.
ТЕАТР МИНИАТЮР – вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).
ТЕАТР ТЕНЕЙ – вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
ТЕЛАРИИ – приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.
ТРАВЕСТИ – амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.
ТРАГЕДИЯ – напряженное действие с неразрешимыми проблемами, оканчивается гибелью одного или нескольких героев.
ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.
ТРУППА – актерский состав театра.
ТРЮМ – помещение под сценой.
ФАРС – театральная постановка легкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.
ФАТ – амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).
ФИГУРАНТ – актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.
ФИНАЛ – завершающая часть спектакля.
ФОЙЕ – зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля или во время антракта.
ФУРКИ – приспособления для перемещения на сцене декораций.
ЭТУАЛЬ – актриса развлекательного жанра.
ЭТЮД – в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.
ЯРУС – идущий вдоль задней и боковых стен зрительного зала балкон с местами для зрителей.