Рабочая программа по МХК в соответствии с ФГОС второго поколения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Березовская средняя общеобразовательная школа








Рассмотрена и принята на заседании ШМО

Протокол от _____№


Руководитель ШМО

_____ ______________

ФИО



Согласовано

заместитель директора по УВР

____ _________

ФИО



Утверждаю

Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.


Директор школы

_____ ______________

ФИО









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Мировой Художественной Культуре

для 5 АБВГД класса

Кашириной Ольги Николаевны

соответствие занимаемой должности














2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Мировая художественная культура (МХК) — предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Появление новых программ, учебников и пособий по МХК, повышенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах массовой информации — неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.

Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения МХК в средней школе, достаточно четко определяют его место в Базисном учебном плане. В них особо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов. Взятая за основу программа составителя Г.И.Даниловой содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.

Программа по курсу «Вечные образы искусства. Мифология» направлена на приобщение обучающихся к шедеврам мировой художественной культуры на основе знакомства с мифами и их интерпретациями в произведениях искусства различных жанров и эпох. Курс «Вечные образы искусства. Мифология» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры. Программа предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принципы построения программы: непрерывность, преемственность, принцип интеграции, дифференциации и индивидуализации.

Цели и задачи

Цель курса: изучение шедевров мирового искусства, созданного в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов.

Задачи курса:

*способствовать воспитанию художественного вкуса

*создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства

*подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства

*развивать общеучебные и предметные умения учащихся.

Методы организации учебного процесса:

а) по уровню активной познавательно деятельности – объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение учебного материала, частично - поисковый;

б) по функциям – методы устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

в) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

г) на основе структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

Приемы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный учебный материал), преобразующая деятельность (новый учебный материал), творческая деятельность (новый учебный материал, новые способы деятельности, степень овладения приемом учебной деятельности).

Методы и приемы обучения: словесный (беседа, монолог, диалог, рассказ), наглядный (карта, таблица, схема, диаграмма, видеофильм, иллюстрация), печатно-словесный (работа с учебным текстом), частично-поисковый (доклад, сообщение).

Типы уроков: по соотношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учета знаний), по ведущему методу (видеоурок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.


Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 5 класса разработана на основе:

·  Федерального компонента государственного стандарта общего образования

·   авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны  «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных  учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Основная идея программы: приобщение школьников к миру искусства через конкретно-чувственное восприятие произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

     Тип программы: программа изучения МХК на базовом  уровне.

     Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Г.И. Данилова: Мировая художественная культура: Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс. – М.: Дрофа, 2011», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е. ее интеграция в общество, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования.

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное культурно-историческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках истории школьники получают представления и основы знаний о происхождении человека, его развитии и становлении, о развитии и образовании исторических цивилизаций, о культуре разных стран.

Существен вклад школьного культурно-исторического образования в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам исторической культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между человеком и государством. История содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.

Изучение истории играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них — способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.


Описание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы

Личностные результаты:

— формирование мировоззрения, представления о формах искусства;

— развитие умений и навыков познания посредством искусства;

— накопление опыта эстетического переживания;

— формирование творческого отношения к проблемам;

— развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

— гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности.

— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, толерантности, приверженности национальным, этническим и региональным культурным ценностям

Метапредметные результаты:

— формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

— поиск аналогов в искусстве;

— развитие способности аргументировать свою точку зрения;

— формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

— применение методов познания через художественный образ;

— использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

— самостоятельную оценка достигнутых результатов.

Предметные результаты:

— наблюдение (восприятие) объектов искусства;

— восприятие смысла художественного образа, произведения искусства;

— представление места и роли искусства в жизни человека и общества;

— представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

— усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;

— осознание ценности искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям родного края;

— уважение и осознание ценности культуры народов, освоение ее духовного потенциала;

— формирование коммуникативной, информационной компетентности; овладение культурой устной и письменной речи;

— развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;

— реализация творческого потенциала; использование выразительных средств искусства в собственном хореографическом творчестве.

осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного и регионального искусства Крайнего Севера;

– уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентировать в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях мира;

– проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

Названные достижения проявляются как в учебных ситуациях (в устных и письменных ответах, подготовленных материалах, создаваемых танцевально-художественных композициях и т. д.), так и во внешкольной деятельности, общении со сверстниками и людьми старших поколений в окружающей среде.

Содержание учебного предмета

Введение. Что такое культура?

I. Сюжеты и образы античной мифологии

В мире античной мифологии. Cотворение мира. Мифология как система образов и представлений о жизни.

Мифологические сюжеты и образы в произведениях различных видов искусства. Причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мирового искусства.

Сотворение мира. Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия «Метаморфозы». Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония». Сатурн (Кронос) и Рея— родители верховного греческого бога Зевса. Картины М.Чюрлениса «Сотворение мира» и А. Айвазовского «Хаос». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности интерпретации античного мифа.

Бог-громовержец Зевс. Распределение сфер влияния между Зевсом, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. «Пергамские раскопки» И. Тургенева. Драматизм борьбы богов и гигантов.

Особенности изображения Зевса. Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Голова Зевса Отриколи. Атрибуты Зевса. Окружение Зевса.

Гора Олимп— место вечного обитания богов. Двенадцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса («Илиада»). Изображение пира богов на западном фризе Парфенона. Орел— исполнитель воли Зевса. Сюжет о похищении Ганимеда в скульптурной группе Б. Торвальдсена «Ганимед и орел Зевса» и в картинах П. Рубенса и Рембрандта (по выбору).

Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфозах» Овидия. Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Литературная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера. Миф о Сизифе. Картина Тициана «Сизиф». Возлюбленные Зевса. Картина В. Серова «Похищение Европы». «Юпитер и Фетида» в картине Ж. Д. Энгра.

Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий». Миф о титане Прометее как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Рельеф саркофага «Прометей, создающий первого человека». Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Месть Зевса. Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прикованный Прометей» и в скульптуре Ф. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом».

Образ Прометея в «Теогонии» Гесиода и в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Устойчивость мифа о Прометее в истории искусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Сравнительный анализ стихотворений «Прометей» И. Гете и Дж. Байрона. Сравнительный анализ стихотворения И. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свободе (по выбору). Симфония А. Скрябина «Прометей («Поэма огня»). Образ Прометея— символ активной энергии Вселенной. Замысел автора и особенности исполнения музыкального произведения.

Посейдон — владыка морей. Посейдон (Нептун) — один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера. Миф о состязании Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Эрехтейон— храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах. Образ Посейдона в произведениях искусства. Статуя Посейдона работы неизвестного мастера. Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Нептуна и Амфитриты». Тритон— сын Посейдона и Амфитриты. «Фонтан Тритона» Л. Бернини. Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Картина И. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественного образа. «Владыка морей» в художественном фильме А. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение).

Бог огня Гефест. Гефест (Вулкан) — бог огненной стихиии кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Циклопы— помощники Гефеста. Кузница Вулкана в картинах Л. Джордано и Д. Веласкеса (по выбору). Гефест на острове Лемнос. Вулканалии.

Повторение и контроль знаний.

Афина— богиня мудрости и справедливой войны. Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе. Афина— богиня мудрости, покровительствующая грекам. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия Афина Парфенос и Афина Промахос в архитектурном ансамбле Парфенона. Смысл символических атрибутов Афины. Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки. Картина Д. Веласкеса «Пряхи», соединение в одном полотне античного мифа и реалий жизни. Скульптурная группа Мирона «Афина» и «Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Гнев Афины и мастерски переданный испуг лесного демона Марсия. Картина С. Боттичелли «Афина, усмиряющая кентавра».

Лики Аполлона. Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества. Миф о победе Аполлона над Пифоном и его ироническое отражение в эпиграмме А. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара (Аполлон Бельведерский) и Праксителя (Аполлон Сауроктон). Различия в художественной интерпретации образа. Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах. Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели детей Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Миф о состязании Аполлона и Марсия. Художественное воплощение сюжета в рельефе «Музыкальное состязание Аполлона и Марсия» (школа Праксителя) и картине Х. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору). Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Метаморфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Аполон и Дафна». Художественная интерпретация мифа в картинах Н. Пуссена и А. Поллайоло «Аполлон и Дафна».

Аполлон и музы Парнаса. Аполлон Мусагет— покровитель искусств и творческого вдохновения. Девять муз Аполлона. Неизменный атрибут Аполлона — лира (кифара). Лавры Аполлона — высшая награда поэтам и победителям. Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением».

Балет И. Стравинского «Аполлон Мусагет» (хореография Дж. Баланчина). Чарующая радость жизни и творчества, воплощенная в музыке и танце. Картина А. Мантеньи «Парнас». Фреска Рафаэля «Парнас». Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней атмосфера творческого вдохновения.

Орфей и Эвридика. Миф об Орфее и Эвридике. Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. Скульптура А. Кановы «Орфей». Рождение оперного искусства. «Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мира. Рок-опера «Орфей и Эвридика» композитора А.Журбина и поэта Ю. Димитрина.

Артемида — покровительница охоты. Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини. Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудона («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Драматизм сюжета в скульптурной группе И.Прокофьева «Актеон, преследуемый собаками». Художественное воплощение мифа о любви богини к простому юноше Эндимиону в картине Н. Калмакова «Артемида и спящий Эндимион».

Арес— неукротимый бог войны. Арес (Марс)— коварный и вероломный бог войны. Богиня раздора Эрида— постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны. Особенность изображения Ареса в произведениях античного искусства. Роль Ареса в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поединок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Дети Ареса. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками». Широкое распространение культа бога Марса в римской мифологии. Легенда о Ромуле и Реме. Скульптурный портрет императора Августа из Прима Порта. Сходство его изображения с богом войны Марсом. Традиции римского скульптурного портрета в памятнике А. Суворову М. Козловского в Санкт-Петербурге. Марсово поле — место военных смотров и маневров. Неожиданное решение образа в картине Д. Веласкеса «Марс».

Триумф Диониса. Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса), его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Античный рельеф «Рождение Диониса». Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». Скульптура «Силен с младенцем Дионисом» неизвестного автора. Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеровских гимнах. Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в картине Тициана «Вакх и Ариадна». Художественная интерпретация образа Вакха в изобразительном искусстве: скульптура Микеланджело и картина Караваджо (по выбору).

У истоков театрального искусства. Свита Диониса. Скульптура Скопаса «Менада». Скульптура Праксителя «Отдыхающий сатир». Рождение театра. Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Дифирамбы — песнопения в честь Диониса. Возникновение греческой драмы и комедии. Первые театры и театральные постановки.

Повторение и контроль знаний.

Афродита — богиня любви и красоты. Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агесандра «Венера Милосская». Миф о рождении Афродиты и его вариации. Античный рельеф «Трон Людовизи». «Рождение Венеры» С. Боттичелли. Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Миф об Адонисе— «прекрасном баловне Киприды». Адонис— один из самых популярных персонажей античной живописи. «Венера и Адонис» А. Кановы. Скульптура Д. Маццуоллы «Смерть Адониса».

Нарцисс и Эхо. Миф о гордом Нарциссе и прекрасной нимфе Эхо. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа в «Метаморфозах» Овидия. Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Образ Нарцисса в картине К. Брюллова. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье «Прекрасный Нарцисс».

В сетях Эрота. Эрот (Амур, Купидон)— юный бог любви, рожденный Афродитой. Неоднородность трактовок его образа в произведениях искусства (юноша, мальчик). Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедия Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа). Сюжет о воспитании и наказании Амура Афродитой. Традиционные атрибуты и окружение Амура. Образ Амура, запечатленный в скульптурах Донателло «Амур-Атис» и Э. Фальконе «Грозящий Амур» (по выбору). Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки.

Богиня цветов Флора. Флора— италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии— празднества в ее честь. Образ жены художника в картине Рембрандта «Флора». Миф о Зефире и Флоре в поэтическом изложении Овидия («Фасты»). Отражение сюжета в картине С. Боттичелли «Весна». Балет «Зефир и Флора» в постановке Ш. Дидло.

Повторение и контроль знаний.

II. Мифология древних славян

Введение. Языческая славянская мифология в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифологией. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия— главный источник знаний о славянской мифологии. Происхождение языческих славянских богов и особенности их изображения. Пантеон славянских языческих богов. Представления славян об устройстве мироздания. Образ Мирового Древа в трудах А. Афанасьева и стихотворении К. Бальмонта «Славянское Древо».

Перун— бог грома и молнии. Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Культ Перуна на Руси. Фрагменты из поэмы М. Хераскова «Владимириада». Причины поклонения Перуну после принятия христианства. Дуб— священное дерево Перуна. Связь Перуна с греческим верховным богом Зевсом и римским Юпитером. Атрибуты Перуна. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца— Ильин день. Связь между языческим богом Перуном, Ильей Пророком и народным богатырем Ильей Муромцем.

Велес. Велес— покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Причины вражды Велеса и Перуна. Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху. Культ святого Власия в Новгороде. Изображение святого на древнерусских иконах. Празднование дня святого Власия на Руси.

Дажьбог. Дажьбог— один из главных богов восточных славян. Версии о происхождении его имени. Народные легенды о Дажьбоге и их символический смысл. Образ Дажьбога как олицетворение правды, запечатленный в русских народных пословицах. Отражение культа Дажьбога в народных обрядах и праздниках. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца.

Макошь. Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия— обязательный атрибут ее изображения. Многочисленные версии происхождения имени Макошь. Особенности изображения богини в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Связь Макоши с фольклорным образом Матери Сырой Земли. Параскева Пятница— покровительница хозяйства и торговли. Характерные особенности изображения Параскевы Пятницы на древнерусских иконах.

Лада. Лада (Ладо) — божество, покровительствующее семье и браку. Общность Лады с греческой богиней любви Афродитой. Характерные особенности ее изображения. Отражение культа богини в произведениях устного народного творчества. Версии происхождения имени. Лада и ее дочь Леля. Переосмысление образа в опере-сказке «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

Купало, Ярило, Кострома. Персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в образах Купалы, Ярилы и Костромы представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Версии происхождения их имен. Разделение функций между божествами. Их близкое родство с богом-громовержцем Перуном. Божества в народных обрядах, поверьях праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Костромы в праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Символическое значение образов цветущего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похороны Костромы» в праздник Петрова дня. Сближение языческого праздника Ивана Купалы с христианским праздником Иванова дня (рождества Иоанна Крестителя). Отражение праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в романе П. Мельникова-Печерского «В лесах», картинах Г. Семирадского «Ночные гуляния на Ивана Купалу», С. Судейкина «В ночь на Ивана Купалу», И. Лысенко «Иван Купала» (по выбору).

Повторение и контроль знаний.


Учебно-тематический план

Разделы,

темы

Количество часов


На изучение темы

Контрольные работы

1

Введение. Что такое культура?

1


2

Сюжеты и образы античной мифологии

26

1

3

Мифология древних славян

8

1


Итого

35

2



Требования к уровню подготовки учащихся

По окончанию изучения курса учащийся:

должен знать:

*основные понятия курса – античность, миф, академия, гармония, цивилизация, интерпретация, лицей и др.

*мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров

*причины изменения интерпретации образов и сюжетов на протяжении истории развития мировой художественной культуры

*актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для наших дней

должен уметь:

*выделять главную мысль изучаемого литературного текста

*давать характеристику героя

*формулировать собственную оценку изучаемого произведения

должен владеть навыками:

*отбора и анализа информации, в том числе компьютерных технологий

*монологического связного воспроизведения информации

*выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях

*презентации собственных суждений, сообщений

*сценической, выставочной, игровой деятельности

*толерантного восприятия различных точек зрения

владеть образовательными ключевыми компетенциями:

*исследовательские компетенции – умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники, представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях, работать с документами

*социально-личностные компетенции – умение критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями, осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций, понимать произведения искусства и литературы, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение

*коммуникативные компетенции – умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично, литературно выражать свои мысли, создавать и понимать графики, диаграммы и таблицы данных






Описание материально-технического обеспечения образовательного

процесса

Класс

Название курса

Автор

Год издания

Дидактический материал

Методические пособия

5

Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология


Г.И. Данилова

Москва, Дрофа, 2011

Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2011

Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. 5 класс. М., «Дрофа», 2011

Н.Н. Куцман. Мировая художественная культура. 5 класс. Поуроч-ные планы по учебнику Г.И.Данило-вой. Волгоград, «Корифей», 2007


Литература, использованная при разработке программы


- Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика/ Л.И. Акимова. – Спб., 2007.

- Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика/ Л.И. Акимова. – Спб., 2007..

- Искусство: в 3 ч./ под ред. М.В. Алпатова. – М., 1987-1989.

- Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П. Кошель. - М., 2000.

- Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции/ Н.А. Кун.- М., любое издание.

- Мифы и легенды народов мира. Древний мир/ сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев. –М., 2000.

- Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима/ А.А. Нейхардт. – М., любое издание



Система оценки достижений обучающихся


Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.

Глубокое и прочное овладение знаниями - важнейшая предпосылка фор­мирования мировоззрения. Основа, фундамент, на котором базируется ми­ровоззрение, - это знания и умения.

В связи с этим при оценке уровня знаний и умений учитываются следую­щие показатели:

  • знания учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений;

  • устойчивость знаний и умений;

  • проявление своей позиции в конкретной деятельности.

Знания и умения оцениваются по 5-ти бальной системе.








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Березовская средняя общеобразовательная школа





Календарно-тематическое планирование


по _______Мировой художественной культуре__________________________________

предмет

Класс _____5 АБВГД_________

Учитель _____Каширина О.Н.___________________________________________________

Количество часов

Всего _35__ час; в неделю ___1__ час.

Плановых контрольных уроков__2__, зачетов _____, тестов ______ ч.;

Административных контрольных уроков _______ ч.

Планирование составлено на основе ___авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны  «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных  учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данило­ва. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010

Учебник

Мировая художественная культура: Вечные образы искусства.Мифология. 5 класс. Г.И.Данилова – М.: Дрофа, 2011

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

________________________________________________________________

название, автор, издательство, год издания




Календарно-тематическое планирование

Мировая художественная культура, 5 класс


урока

Название раздела, тема

Кол-во часов

Дата или учебная неделя

Тип урока

Учебные действия (предметные, метапредметные, личностные)

Домашнее задание

план

факт


Введение

1






1

Что такое культура.

1



Вводный

Умение работать с литературой



Раздел 1. Античная мифология

25






2

«Сотворение мира» в греческой мифологии.

1



Урок формирования знаний

Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры


3

Бог-громовержец – Зевс. Особенности изображения Зевса.

1



Комбинированный

Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры


4

Окружение Зевса.

1



Урок формирования умений и знаний

Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников


5

Мифы о Зевсе и их литературная интерпретация.

1



Комбинированный

Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников, работать с литературой


6

Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий».

1



Изучение нового материала

Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему, умение работать в группах


7

Отражение мифа о Прометее в произведениях искусства.

1



Комбинированный

Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему, умение работать в группах, формирование эстетической культуры


8

Посейдон – владыка морей.

1



Урок-лекция

Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности


9

Величественный образ Посейдона в произведениях искусства.

1



Комбинированный

Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности


10

Бог огня Гефест.

1



Комбинированный с элементами практич. работы

Сопоставление мнений и фактов, самостоятельный анализ различных источников, учить отстаивать свою точку зрения


11

Афина – богиня мудрости и справедливой войны.

1



Урок-экскурсия

совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность


12

Образ Афины в произведениях искусства.

1



Комбинированный

совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность


13

Лики Аполлона.

1



Практикум

Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации


14

Аполлон Мусагет – покровитель муз.

1



Комбинированный

Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, представлять результаты своей деятельности


15

Орфей и Эвридика.

1



Изучение нового материала

Рассматривать различные аспекты развития в произведениях искусства, оценивать ответы своих одноклассников


16

Диана (Артемида) – покровительница охоты.

1



Изучение нового материала

Использовать ранее полученные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче


17

Арес - неукротимый бог войны

1



Урок-лекция

Анализировать , сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, работать с литературой


18

Культ бога Диониса

1



Урок самостоятельной работы

Самостоятельная работа с источниками, развивать эстетическую культуру


19

У истоков театрального искусства.

1



Практикум

Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации



20

Афродита – богиня любви и красоты.

1



Урок-экскурсия

Усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе


21

Образ Афродиты в произведениях искусства.

1



Комбинированный

Усваивать информацию по тексам учебных пособий, дополнительной литературе


22

Нарцисс и Эхо в произведениях искусства.

1



Комбинированный

Использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче


23

В сетях Эрота.

1



Комбинированный

Расширение лингвострановедческих знаний, развитие коммуникативных умений


24

Амур и Психея в произведениях различных жанров.

1



Комбинированный

Формирование эстетического и эмоционального видения мира, применение полученных знаний на практике


25

Изображение Флоры в произведениях искусства.

1



Комбинированный

Структурировать учебный материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи


26

Контрольно-обобщающий урок по теме «Античная мифология»

1



Урок контроля

Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями



Раздел 2. Мифология древних славян.

9






27

Мифы древних славян – исторические истоки славянкой культуры.

1



Изучение нового материала



28

Перун – бог грома и молнии.

1



Урок-лекция

Чтение и анализ текстов, расширение познавательной деятельности


29

Велес – символ богатства и благополучия.

1



Комбинированный

Анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное


30

Главные персонажи зимних языческих праздников.

1



Комбинированный

Устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, умение работать с литературой


31

Образ Дажьбога в произведениях искусства.

1



Комбинированный

Применять полученные знания на практике, совершенствовать навыки общения, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации


32

Культ богини Макоши.

1



Комбинированный

Рассуждать, сравнивать, делать выводы, работать с учебной и дополнительной литературой


33

Лада – покровительница семьи и брака.

1



Комбинированный

Логически мыслить, классифицировать, выявлять связи и делать выводы, объяснять особенности


34

Капало, Ярило, Кострома

1



Комбинированный

Обобщать материал как систему знаний, проверить способность творчески мыслить и применять знания на практике


35

Контрольно-обобщающий урок по теме «Мифология древних славян»

1



Урок- контроля

Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями