Исследовательская работа по искусству «Тайная Вечеря» - Истина и загадка мирового шедевра Леонардо да Винчи

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования Лениногорского муниципального района Республики Татарстан

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан









Исследовательская работа

по Искусству

«Тайная Вечеря» - Истина и загадка мирового шедевра Леонардо да Винчи





Выполнила: учитель высшей квалификационной категории

Чаадаева Ирина Анатольевна




























Содержание




Стр.

I.Введение 3-4

II.Основная часть 5-9

А) Тайная вечеря. История создания мирового шедевра.

Б) Евангелие от Иоанна. Из истории Ветхого завета.

III. Истина и загадка мирового шедевра Леонардо да Винчи. 10-13

IV.Заключение 14

V. Список использованной литературы 15































Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий

к тайне, тот не возвращается оттуда без мыслей.

Ницше

I. Введение

Тайна всегда завораживает и вызывает интерес. Всем хочется попробовать свои силы для её разгадки. Изобразительное искусство способно подарить целую гамму эмоций. Некоторые картины заставляют вглядываться в них часами, другие же буквально шокируют, изумляют, взрывая наше мировоззрение. Есть такие шедевры, которые заставляют задуматься и искать тайный смысл, который иногда удаётся расшифровать. История великих картин действительно захватывающая. Есть имена в истории человечества, которые, словно облаком, окутаны загадками и тайнами. И одно из таких имён – это имя Леонардо да Винчи. Мы называем его гением, титаном эпохи Возрождения. А современникам он казался чудесным волшебником. Предлагаем вам проникнуться в один величайших шедевров живописи эпохи Великого Возрождения, кисти Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», в котором нам в ходе исследовательской работы удалось найти зашифрованные тайные знаки и смысл.

Мы понимаем, что эпоха Возрождения, будучи величайшим переворотом в искусстве, оказалась, прежде всего, преобразованием духовного мира, внутренней гармонии человека. Поэтому в недрах ренессансной культуры наряду с жизнерадостным свободомыслием назревали такие сложные и противоречивые явления, которые до сих пор не только влияют на гармоничность мировосприятия человека, но и оставляют недосказанным многие послания великих творцов эпохи Возрождения, каковым, по нашему мнению и является картина «Тайная вечеря».

Неоднократно, на протяжении многих лет учащиеся нашей школы являются победителями муниципального этапа и победителями и призерами республиканского этапа Всероссийской олимпиады по искусству (Мировой художественной культуре). Как педагог – наставник, проделав кропотливую работу по анализу выполнения олимпиадных заданий на республиканском этапе, я действительно сама стала непосредственным участником спора о великом шедевре неподражаемого мастера ренессансный эпохи. Эта тема захватила моё сознание, захотелось и самой стать исследователем загадки картины Леонардо да Винчи. И вспомнились идущие из глубины души строки поэта Р. Гамзатова:

Столетья таинства полны,

И не исчезает жизнь, покуда,

Есть ощущенье новизны,

И удивления, и чуда.

И здесь я задалась вопросом: как непостижимая тайна одного из ярких шедевров эпохи Возрождения до сих пор будоражит наше сознание и выдвигает ряд предположений в литературе, искусстве по раскрытию сюжетной линии фрески. А ведь однозначного ответа на этот вопрос так и не появилось.

Таким образом, объективная необходимость систематизации сведений в исторических источниках, литературе и искусстве о создании великого шедевра «Тайная Вечеря» определяет актуальность предпринятого исследования. Предметом исследования являются творчество художника Леонардо да Винчи в период работы над картиной, его строгое следование библейскому сюжету и в то же время, внесение в его сюжетную трактовку скрытых символов и загадок, которые не раз упоминались в мировой художественной литературе, и, над которыми до сих пор размышляют исследователи жизни и творчества великого Мастера.

Цель исследования состоит в том, чтобы показать, как в истории, мировой художественной литературе и научных исследовательских источниках на протяжении вот уже 500 лет продолжает развиваться непознанная тайна картины «Тайная Вечеря». Указанная цель влечет за собой постановку следующих основных задач:

1) отбор произведений искусства, отвечающих теме исследования;

2) выявление особенностей создания сюжета картины и точное следование библейского прочтения. Выражая истинные чувства, дал ли Леонардо своему творению всю силу, какую требует такой сюжет?

  1. конкретизация изученных фактов из истории создания картины, постижение истины и загадки мирового шедевра Леонардо да Винчи.

Практическая значимость и научно-исследовательская перспективность работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут применяться на уроках истории, литературы, истории искусства, мировой художественной культуры. В своем ежегодном послании к нации духовный настоятель католической церкви - понтифик Ватикана отметил: «Нынешний год в культурном наследии обусловлен необходимостью возрождения традиций великих мастеров Ренессансной эпохи, как пример эстетичного и духовного начала в сознании поколения 21 века».

Разгадать тайный смысл – это всегда чувства и эмоции, мысли, самые противоречивые. Понять, почему люди всегда интересовались началами таинства и загадок, почему эти образы волновали их и вдохновляли на создание произведений искусства не просто. Но возможно…

I. Основная часть

Тайная вечеря. История создания мирового шедевра.

Евангелие от Иоанна. Из истории Ветхого завета.

Во всем таинственность, во всем –

Она в любви и милосердье,

И мы таинственность несем

В рожденье, бытии и смерти…

Столетья таинства полны,

И не исчезает жизнь, покуда,

Есть ощущенье новизны,

И удивления, и чуда.

Р. Гамзатов

В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров — фреска « Тайная вечеря » Леонардо да Винчи.

«У него, словно у принца, была своя свита. Он был щедр, как король, и при этом, как отмечали некоторые из его современников «имел меньше, чем ничего». Сильные мира сего любили и ценили его, поскольку видели в нем не только великого художника, но и замечательного философа. Он был красив, добр и великодушен. Когда он шел по улице, люди останавливались, чтобы посмотреть на него – человека из мистической легенды».

Стендаль

Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом в то время. Сюжет «Тайной вечери» изображался флорентийскими живописцами и до Леонардо, однако среди них можно отметить только работу Джотто (или его учеников) и две фрески Доменико Гирландайо.

Что же послужило историей для создания картины? Думаем, следует обратиться к великому библейскому Писанию «Евангелие от Иоанна».

Сия есть заповедь Моя,

Да любите друг друга,

Как Я возлюбил вас.

Евангелие от Иоанна


    Тайная вечеря… Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил со своими учениками последнюю трапезу Тайную Вечере. В Иерусалиме Спаситель с апостолами праздновали ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память избавления еврейского народа от египетского рабства. Тайная вечере была совершена Иисусом в четверг вечером, накануне всеобщего празднования ветхозаветной пасхи.

Иисус зная, что пришёл час его перейти от мира сего к отцу, явно делом, что, возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их. (Евангелие от Иоанна)

Таинство причащения. Иисус показал, что сила божия заключается в жертвенной любви и смирении. Взяв хлеб, и преломив его, подал ученикам со словами: Сие есть тело моё, которое за вас предается. Сие творите в мое воспоминание. Потом он взял чашу с виноградным вином, благословил её и подал им, говоря: «Пейте из неё все: ибо сие есть кровь моя нового завета, за многих изливаемая во оставлении грехов». Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство: «Сие творите в мое воспоминание». С того времени Таинство причащения именуется Таинством Евхаристии – соединения верующих с Христом.

Для своей фрески на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам — один из вас предаст меня" и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов.

    После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены.

   Готовый к самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя, схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми серебряниками...

    Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение. Все в этой фреске выполнено с удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей стол, выглядят настоящими.

   У Леонардо так же, как и у Джотто, все фигуры композиции расположены на одной линии — лицом к зрителю. Христос изображен без ореола, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах.

    Игрой лиц и движением выражают они свое душевное беспокойство. « Тайная вечеря » — одно из великих творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагичной. Любой, кто видел эту фреску уже в наши дни, испытывает чувство непередаваемой скорби от вида тех страшных утрат, которые нанесли шедевру неумолимое время и варварство людское.

    А между тем, сколько времени, сколько вдохновенного труда и самой пламенной любви вложил Леонардо да Винчи в создание своего произведения! Рассказывают, что часто можно было видеть, как он, внезапно бросив все дела, бежал среди дня в самую сильную жару в церковь Святой Марии, чтобы провести одну-единственную черту или поправить контур в «Тайной вечере».

    Он был так увлечен своей работой, что писал беспрестанно, сидел над ней с утра до вечера, забыв о пище и питье. Бывало, однако, что несколько дней он совсем не брался за кисть, но и в такие дни он по два-три часа оставался в трапезной, предаваясь размышлениям и рассматривая уже написанные фигуры.

    Все это весьма раздражало приора монастыря доминиканцев, которому (как пишет Вазари) «казалось странным, что Леонардо добрую половину дня стоит погруженный в раздумье и созерцание.    Он хотел, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу на огороде. Настоятель пожаловался самому герцогу, но тот, выслушав Леонардо, сказал, что художник тысячу раз прав. Как объяснил ему Леонардо, художник сначала творит в своем уме и воображении, а затем уже запечатлевает кистью свое внутреннее творчество.

    Леонардо тщательно выбирал модели для образов апостолов. Он ежедневно отправлялся в те кварталы Милана, где обитали низшие слои общества и даже преступные люди. Там он искал модель для лица Иуды, которого считал величайшим негодяем на свете.

    Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. На стене, как бы преодолевая ее, развертывается перед зрителем древняя евангельская трагедия. Предатель Иуда сидит вместе с другими апостолами, а старые мастера изображали его сидящим отдельно.

    Но Леонардо да Винчи выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, окутав его черты тенью. Иисус Христос — центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонардо — идеал человеческой красоты, ничто не выдает в нем божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трогателен, но он остается человеком. Точно так же страх, удивление, ужас, живо изображенные жестами, движениями, выражением лиц апостолов, не превосходят обыкновенных человеческих чувств.

    Мы должны задаться вопросом: «Превосходно выразив истинные чувства, дал ли Леонардо своему творению всю силу, какую требует такой сюжет?» Да Винчи был отнюдь не христианином и не религиозным художником, религиозная мысль не проявляется ни в одном из его произведений. Не найдено тому подтверждения и в его записях, где он последовательно записывал все свои мысли, даже самые тайные. Так почему же эта картина вызывает столько предположений и даже пророчеств. В чём её тайный смысл?

  Христос и двенадцать апостолов сидят на этом возвышении, замыкая четырехугольником столы монахов, и как бы вместе с ними справляют свою вечерю.

Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это слева-направо: Варфоломей, Яков - младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков - старший, Филипп, Матвей, Фаддей и Симон Зелот.

      От центра — Иисуса Христа — движение растекается по фигурам апостолов вширь, пока в предельном своем напряжении не упирается в края трапезной. И тогда взгляд наш снова устремляется к одинокой фигуре Спасителя. Его голова освещена как бы естественным светом трапезной.

    Свет и тень, растворяя друг друга в неуловимом движении, придавали лицу Христа особую одухотворенность. Но, создавая свою «Тайную вечерю», Леонардо никак не мог нарисовать лицо Иисуса Христа. Он тщательно написал лица всех апостолов, пейзаж за окном трапезной, посуду на столе. После долгих поисков написал Иуду. Но лицо Спасителя осталось на этой фреске единственным не завершенным.

    Казалось бы, что « Тайная вечеря » должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи. Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения.

   Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой. В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную, коснувшись и фрески. Через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии.

   Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой картиной.

   Позже картину многократно реставрировали, но не всегда удачно. Неповторимый характер "Тайной вечере” придает то, что в отличие от прочих картин подобного рода она показывает поразительное разнообразие и богатство эмоций персонажей, вызванных словами Иисуса о том, что один из учеников предаст его.

   Никакая другая картина, написанная на сюжет Тайной вечери, не может быть даже близко сравнима с уникальной композицией и проработкой деталей в шедевре Леонардо.

 





























 III. Истина и загадка мирового шедевра Леонардо да Винчи.


Так какие же тайны мог зашифровать в своем творении великий художник? Мы предполагаем, что несколько элементов структуры "Тайной вечери” свидетельствуют о зашифрованных в ней символах.

  Во-первых, мы считаем, что фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) — не Иоанн, а некая женщина. На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы V(что может означать как подпись Леонардо), а сами фигуры образуют букву М (что на древнем иудейском наречии означало Любовь)

   Во-вторых, на картине, по нашему мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Создается ощущение, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины. Опять некая загадка!

    В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа — для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец. И это типичный жест Иоанна Крестителя. Стоит ли это обдумать, думаем – да.

    Также нам видится, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо, если сопоставить два художественных портрета - образа.

Разберем каждый из пунктов по порядку. При близком рассмотрении картины выясняется, что персонаж справа от Иисуса (для зрителя — слева) действительно отличается женскими или женственными чертами. Создается впечатление, что под складками одежды даже различима женская грудь. Конечно же, Леонардо порой любил придавать женские черты мужским фигурам и лицам. Но что же из того, что на картине «Тайная вечеря» Иисус и Иоанн (женщина) отклонились в противоположные стороны, образуя между собой пространство в виде буквы V, а контуры их тел образуют букву М? Несет ли это некую символическую нагрузку? Можно предположить, что подобное непривычное размещение фигур, одна из которых имеет явственные женские черты, содержит намек на то, что это не Иоанн, а Мария Магдалина, а знак V — символ священного женского начала. Буква М, согласно нашей гипотезе, означает имя — Мария/Магдалина. Мария Магдалина по праву считается самым загадочным персонажем Нового Завета. Нам ничего не известно ни о её детстве, ни о её родителях, ни о её близких. Ничего мы не знаем и, о её жизни. Во всяком случае, ни одно из четырех Евангелий не может нам рассказать, как жила эта женщина после казни Иисуса Христа... Поскольку Мария Магдалина первой лицезрела воскресшего Христа, избавиться от этого персонажа было сложно. И ее причислили к лику святых, но... на особых условиях - приписав несчастной действия и поступки, которых она никогда не совершала! В церковном понимании святость Магдалины выражалась в том, что она из великой грешницы превратилась в великую праведницу. Кем же на самом деле была эта незаурядная женщина?
Впервые Мария появляется в тексте Библии, когда Иисус изгнал из нее семь бесов. Исцелившись, женщина последовала за Спасителем и стала одной из Его почитательниц.
Мария из Магдалы была женщиной обеспеченной, она охотно брала на себя расходы Иисуса. Когда Иисус был схвачен и приговорен к смерти, она присутствовала на казни вместе с двумя другими Мариями - матерью Христа и сестрой Лазаря. Она участвовала в погребении Иисуса, и умащала Его мертвое тело маслом Миром.
Именно она пришла в пещеру, где был погребен Иисус, и обнаружила, что Его тело исчезло. И именно она первая увидела воскресшего Христа и рассказала о нем апостолам. Упоминалось также, что она посетила Рим, где тоже рассказывала о Христе.
Но кроме четырех канонических Евангелий, существует несколько не признаваемых церковью, то есть неканонических. Эти Евангелия были отвергнуты церковью из-за их гностического (учение, враждебное христианству) происхождения и содержания.
В первые века, когда христианство еще не оформилось в мировую религию, часть христиан разделяла воззрения гностиков, которые утверждали познаваемость бога и возможность приобретения любым человеком с помощью знания божественной сущности. В гностических Евангелиях Марии из Магдалы отводилась очень важная роль. Она считалась любимой и самой верной ученицей Христа. Мария и сама была автором одного из Евангелий - Евангелия от Марии Магдалины.

Прошли века. В 1945 году в египетском Наг - Хаммади были найдены знаменитые свитки, написанные на коптском языке. Это были те самые не признанные церковью тексты, которые чудом уцелели в период борьбы с ересями. Тут неожиданно открылось, что Иисус называл Марию из Магдалы любимой ученицей и часто целовал в губы. А другие ученики сильно Христа ревновали и даже требовали у него объяснений, почему он выделяет эту Марию в ущерб остальным. Иисус на это отвечал иносказательно и уклончиво.

«Мария Магдалина обнимает крест, на котором распят Спаситель. Она не могла обнять Иисуса при жизни, но смогла после смерти. На всех картинах и иконах она переживает из-за гибели Спасителя больше, чем любой из апостолов».
Так может быть именно эта трактовка событий из жизни Иисусу Христа и является разгадкой картины, ее символического изображения между фигурами Христа и, возможно, Марии в виде изображения буквы М. С этим предположением можно соглашаться или не соглашаться, но его оригинальности и смелости никто не станет отрицать.

Остановимся на лишенной тела руке. Чья же рука видна слева, рядом с фигурой Петра? Почему она столь угрожающе сжимает кинжал или нож? Еще одна странность состоит в том, что левая рука Петра ребром ладони как будто рассекает горло соседней фигуры. Что этим хотел сказать Леонардо? Что означает столь странный жест Петра? Однако при близком рассмотрении видно, что рука с ножом все-таки принадлежит Петру, а не существует сама по себе. Петр вывернул левую руку, и потому ее положение явно необычное и крайне неуклюжее. Что касается второй руки, угрожающе вскинутой к горлу, Иоанна/Марии, тому имеется объяснение: Петр-де просто кладет руку ему/ей на плечо. Скорее всего, споры на сей счет будут продолжаться еще очень долго. Что касается Фомы, сидящего слева от Иисуса (справа — для зрителя), то он действительно поднял вверх указательный палец левой руки в явно угрожающей манере. Этот жест Иоанна Крестителя присутствует на многих картинах Леонардо, а также других живописцев той эпохи. Он якобы символизирует подземный поток знания и мудрости. Дело в том, что Иоанн Креститель в действительности играл куда более важную роль, чем та, которая отведена ему в Писании. Тем, кто желает больше узнать об этом, мы советуем прочитать книгу «Открытие тамплиеров». Изображенный на картине апостол Фаддей, похоже, обладает некоторым сходством с Леонардо, если сопоставить его образ со знаменитым автопортретом великого художника. На многих картинах Леонардо да Винчи, посвященных Иисусу или Святому Семейству, заметна одна и та же деталь: по крайней мере, одна из фигур бывает повернута спиной к главному персонажу живописного полотна. Например, в картине «Поклонение волхвов».

Недавно завершенная реставрация «Тайной вечери» позволила узнать немало нового об этой удивительной картине. Знаменитую Тайную Вечерю каждые сто лет покрывали новой краской. Но сейчас добрались до первого слоя, и там действительно нашли женщину. Очень популярна версия, что сам Леонардо перерисовал ее на мужчину, по требованию заказчика. Но задумка у него была совсем другая. В Тайной Вечере, да и во многих других полотнах Леонардо на самом деле спрятаны некие тайные послания и забытые символы. Однако их истинный смысл до сих пор остается нам не до конца ясен, что порождает все новые и новые догадки и предположения. Как бы то ни было, в будущем предстоит еще многое сделать для разгадки этих тайн. Хотелось бы, чтобы нам удалось хоть в самой малой степени постичь замыслы великого мастера.    Но вопрос о тайных посланиях и забытых символах так и остаётся открытым.

Разгадкой этой картины занимались и Слависа Пеши, информационный технолог, которая добилась интересного визуального эффекта, наложив зеркальную полупрозрачную версию картины поверх оригинала. В результате на обоих концах стола появились две похожие на тамплиеров фигуры, а слева от Иисуса стал виден ещё один человек — возможно, женщина с младенцем на руках.

Итальянский музыкант Джованни Мария Пала указал, что положение рук и хлеба можно интерпретировать как ноты в музыкальном произведении, и если читать справа налево, как это было характерно для манеры письма Леонардо, то они образуют музыкальную композицию.

Исследователь из Ватикана Сабрина Сфорца Галиция, заявила, что расшифровала «математическую и астрологическую» головоломку, содержащуюся в «Тайной вечере». По её словам, художник предсказал всемирный потоп и грядущий затем конец света, который начнётся 21 марта 4006-го года и завершится 1 ноября того же года — она считает, что это станет началом новой эры для человечества

Тайная вечеря. Для многих ученых-историков и искусствоведов «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи является величайшим произведением мирового искусства. В «Коде да Винчи» Дэн Браун фокусирует внимание читателей на некоторых символических элементах этой картины в те минуты, когда Софи Невё, находясь в доме Ли Тибинга, узнает о том, что Леонардо мог зашифровать в своем шедевре некий великий секрет.

    Как бы то ни было, в будущем предстоит ещё многое сделать для разгадки этих тайн. Хотелось бы хотя бы в самой малой степени постичь замыслы великого мастера, и нам думается, что с этой задачей мы справились.

Тайная вечере, Тайная вечере,

Тихая радость Господнего вечера.

Музыка неба в оконный проём,

Лентой узорной – стихов окоём.

В звёздной купели рождённая истина

Радует сердце и светится искренне.

Тихая радость Господнего вечера

Тайная вечере, Тайная вечере!

Т. Гордиенко

IV. Заключение

Судьбы художников поражают с самых первых моментов знакомства с ними, таковой является и судьба Леонардо да Винчи. Он – великий новатор своего времени, многосторонняя и многогранная личность: познания в науке, ваятель и зодчий, певец и музыкант, стихотворец и импровизатор, теоретик искусства, театральный постановщик и баснописец, философ и математик, анатом и астроном. Но этот перечень только ещё больше погружает нас в то таинственное, чем жил великий художник Высокого Возрождения. Его живописные произведения стали новым шагом на пути к искусству, его истине, тайнам и загадкам. Написанная в Милане фреска в трапезной доминиканского монастыря «Тайная вечеря» продолжает удивлять и будоражить наше сознание, благодаря тем скрытым и зашифрованным символам, которые передал автор полотна. По крайней мере, нам так хочется верить в то неразгаданное и уловить мимолётные оттенки тайн и загадок великого мастера. Леонардо, как точный толкователь роковых слов Иисуса: « Один из вас предаст меня», вместо религиозного таинства передал драму человеческих чувств, психологическое состояние каждого апостола, поражённого словами Учителя в самое сердце. Леонардо создал в «Тайной вечере» самую умную, законченную иллюстрацию этих слов. Но основной смысл композиции состоит в её поразительной, какой – то таинственной взаимосвязи настоящего и будущего. Или же это пророчество? А значимость изображенных фигур усиливает величие происходящего, ощущение реального с таинственным.

Может быть, осознав тайные каноны и суть постижения мира через искусство, мы сможем ответить на риторические в данный момент вопросы. Но пока вербальная связь с символичными тайнами не настроена, человек должен быть готов общаться с ней не вербально – с помощью звуков, образов, символов. Поэтому великие художники, творцы искусства обращались к знаковым символам как проявлениям их сущности и реальности. Они на протяжении многих лет строят мост, который приведет нас и наших потомков в тот же самый мир, только взгляды будут на него другие. Таким образом, истина и загадка они совсем рядом – это часть нашего мироздания, и осознать данное в полной мере сможет не каждый. Но попытаться стоит всегда. Ведь тайна, загадка – есть философия неизученного, непонятного, но это лишь на время… Однако вопрос о тайных посланиях и забытых символах работы великого мастера так и остаётся пока открытым. Что ж, дерзайте!

V. Список использованной литературы:

  1. Духовная поэзия. Т. Гордиенко. Москва, издательство «Стихира»,2015г.

  2. Искусство. 8—9 классы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. (Просвещение 2009 г.)

  3. Леонардо. Исторический роман. А.Е. Клиентов. Москва, издательство «Белый город»,2007г.

  4. Мировая художественная культура: Учебное пособие – 5 – е издание. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г.

  5. Сто великих картин. Н.А. Ионина. Москва, издательство «Вече»,2006г.

  6. Энциклопедия для детей Том «Искусство XVIII-XIX в.в.»

  7. Энциклопедия Кирилла и Мефодия