Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Трехстенская ООШ» Каменского муниципального района
Воронежской области
ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Выполнила учащаяся VII класса
МКОУ «Трехстенская ООШ»
Бабакова Анастасия Сергеевна
Научный руководитель
учитель ИЗО Бабакова Л.П.
с. Трёхстенки 2014 г.
Содержание
I. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 - 6
II. Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 - 14
1. Виды и жанры изобразительного искусства . . . . . . . . . . 6 - 9
2. Художники земли Воронежской . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 - 14
а) И.Н.Крамской . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 - 11
б) Е.А.Киселёва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 -14
в) Воронежский областной художественный музей
им. И.Н. Крамского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
III. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
IV. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 17
V. Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 - 41
Введение
Цели моего исследования:
формирование основ художественной культуры как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; устойчивого интереса к творческой деятельности; активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности; визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, своего края выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Задачами исследования являются:
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах; освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства,
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусств! и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
Определим, что такое культура. В разные эпохи люди вкладывали в этот термин разный смысл. Интерес к культуре, любовь к искусству ни для кого не обязательны сегодня и никогда не были обязательны в прошлом, но тем не менее ни одно общество вне культуры существовать не может. Даже если Вы представляете себе, что культура – важное явление жизни, что она возникла вместе с потребностью наших предков улучшить свою жизнь, полезно все же уточнить это понятие.
Культура – слово латинское (culture). Первоначально означало возделывание земли. Но уже в Древнем Риме появилось более ёмкое толкование этого выражения – culture animi, в переводе обработка, совершенствование души. Позже слово культура начинает употребляться в близких различных значениях: воспитание, образование, совершенствование, развитие. В современном значении слово культура употребляется с XVIII века. В настоящее время существует более 350 определений культуры, претендующих на раскрытие сущности данного понятия.
Культура – совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития человека.
Культура – это совокупность духовного опыта человечества.
Культура – это созданная человеком часть окружения.
Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя.
Культура – это общий и принятый способ мышления.
Культура – это то, что отличает человека от животного.
Культура – это система символов, разделяемых группой людей и передаваемых ею следующим поколениям.
Во многих концепциях ХХ века культура отождествлялась с цивилизацией. Это было вызвано нежеланием разделять материальную и духовную культуру, а точнее – выдвижением на первый план материального начала при изучении культуры. Принято рассматривать культуру в двух основных формах – в материальной и духовной. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результат: орудия труда, жилище, предметы быта, одежду, транспорт. Духовная культура – сфера духовного производства и его результаты: наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, фольклор, религия. Духовная культура – это прежде всего мир науки и искусства. Это два лика человеческого бытия. А какова роль искусства в жизни человека? Является ли оно инструментом познания мира? Искусство – это опыт личной жизни, рассказанный в образах и ощущениях. Искусство создает свою модель мира через художественный образ. Искусство – средство познания мира, но в отличие от науки – это целостное, образное отражение мира.
Художник передает нам своё понимание мира, своё отношение к нему. Художник, творец искусства, обращается сначала к сердцу человека. Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на свое место в нем. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство.
Вобрав в себя опыт духовной жизни многих поколений, искусство помогает нам понять других людей, самих себя, помогает создать свой идеал, видеть и утверждать красоту.
Основная часть
1
Сегодня я познакомлю вас с видами и жанрами изобразительного искусства, покажу, как они раскрываются в произведениях воронежских художников. Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна, в музеях рассматриваем статуи, слушаем музыку, читаем литературу, удивляемся красоте старинных построек, следим за театральным выступлением артистов, смотрим кинофильмы. И это разные казалось бы явления называются одним словом - искусство. Искусство (от старославянского слова искоусити) – это художественное творчество в целом. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Основными видами искусства является: архитектура, живопись, графика, прикладное искусство, литература, музыка, кино, танец, фотография, театр и т.д.
Основными видами искусства являются:
Живопись, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.
Графика (греч. graphikë, от gráphô — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями...
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.
Декоративно-прикладное искусство, область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
До XIX века тремя главными видами считались:
Архитектура (зодчество)
Скульптура (высекание)
Живопись (писать живо)
Затем появился еще один вид искусства
Жанры изобразительного искусства.
Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами. К жанрам изобразительного искусства относятся:
Бывает:
Морской
Деревенский
Архитектурный
Городской
По временам года
Портрет – изображение человека. (Приложение 8)
Батальный – изображение военных действий. (Приложение 9)
Бытовой - изображение жизни людей. (Приложение 10)
Исторический – изображение исторических событий. (Приложение 11)
Мифологический (сказочно-былинный) – изображение сказочных героев. (Приложение 12)
Анималистический – изображение животных. (Приложение 13)
2
И.Н. Крамской (Приложение 14)
Иван Николаевич Крамской - русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель организатор “передвижников”. С 1856 г. учился в Петербургской Академии художеств. Увлекался революционно-демократическими идеями Н.Чернышевского, Д.Писарева и Н.Добролюбова.
Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины Х1Х века. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества. Сила интеллекта, редкий организаторский талант и темперамент прирожденного общественного деятеля, которым был наделен Крамской, дали основание утверждать, что Крамской сделал более для искусства, чем в искусстве, что он был художественным деятелем по преимуществу. Крамской безбоязненно всматривался в человека, раскрывал глубокие драмы человеческого сердца, что по убеждению художника, “ и есть действительное искусство в его настоящем значении и высший его род”. Через всю жизнь Крамского прошла работа над портретом. Своим стремительным взлетом в 1870-е годы Крамской - портретист во многом обязан П.М.Третьякову, с которым его связывала в ту пору духовная близость, общность эстетических и жизненных взглядов.
Свидетельством того остался камерный, не предполагавшийся для публичного показа портрет основателя Третьяковской галереи, в котором за внешней замкнутостью, строгостью облика живет сердечное тепло и подлинная одухотворенность. (Приложение 15) Лучшие портреты Крамского 1870-х годов созданы в осуществление давнего масштабного замысла Третьякова, над которым в начале 1870-х годов работал В.Г.Перов, а в 1880-е годы - И.Е.Репин: создание портретной галереи выдающихся деятелей русской культуры, прежде всего писателей. Центральным творением [link] ).
2. Картины из архивных данных Воронежского областного музея им. И.Н.Крамского.
3. Архивные ереписка М.И.Луневой с Е.А.Киселёвой.
Приложение
Приложение 1
[pic]
Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты». Масло(1654)
[pic]
Э. Дега. «Голубые танцовщицы». Пастель(1865)
[pic]
Е.Рындин. «Тишина». Акварель (2002)
Приложение 2
[pic]
Микеланджело. Подготовительные рисунки для «Секстинской капеллы» (1511)
[pic]
Рембрандт. Офорт «Явление Христа» (1648) [pic]
В. Фаворский. Гравюра иллюстрация к роману П. Муратова «Эгерия»(1921)
Приложение 3
[pic]
Поликлет «Раненая амазонка». Мрамор (440—430 до н. э.)
[pic]
Донателло Мраморный рельеф «Мадонна Пацци» (1422)
[pic]
О.Роден «Мыслитель». Бронза (1882)
Приложение 4
[pic]
Софийский собор на территории Новгородского Кремля (1045—1050 гг.) — древнейший сохранившийся храм на территории России, построенный славянами.
[pic]
Шуховская башня (1922) на ул. Шаболовка. Арх. В.Г.Шухов.
[pic]
Арх. А.Гауди. Дом стиля модерн. Барселона, Испания (1896)
Приложение 5
[pic]
Батик.
[pic]
Гобелен «Дама с единорогом». (1490)
[pic]
Витраж.
[pic]
Ювелирное искусство.
[pic]
Вышивка, вязание.
Приложение 6
[pic]
Ван Гог «Натюрморт с розами и подсолнухами» (1889)
[pic]
Г. Попова «Натюрморт» Графика (2004)
Приложение 7
[pic]
А. Саврасов «Зимний пейзаж. Оттепель»(1890)
[pic]
С. Никереев «Весенний разлив» (1999)
[pic]
И. Шишкин «Рожь»(1878)
Приложение 8
Ф. Шубин «Портрет Павла I». (1797) [pic]
[pic]
К.Брюллов «Портрет сестер Шишмаревых» (1839)
Приложение 9
[pic]
А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942)
[pic]
Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри» (1503) Гравюра
Приложение 10
[pic]
Я. Вермер «Служанка с кувшином молока» (1658)
[pic]
В.Цигаль «Уроки» (1961)
Приложение 11
[pic]
В. Суриков «Боярыня Морозова»(1883)
[pic]
В. Серов «Петр I» (1907)
Приложение 12
[pic]
И. Репин «Садко» (1876)
[pic]
В.Васнецов «Алёнушка» (1881)
Приложение 13
[pic]
Ф. Марк «Синий конь» (1911)
[pic]
В. Ватагин «Медведь». (1956)
Приложение 14
[pic]
Иван Николаевич Крамской. (1837 - 1887)
Крамской Иван Николаевич - великий организатор и теоретик искусства - самые «громкие» художественные объединения, появившиеся в России во второй половине XIX века, были созданы именно по его почину.
Приложение 15
[pic]
И.П.Крамской. Портрет П.М.Третьякова 1876, холст, масло
[pic]
Портрет Л.Н.Толстого(1873).
[pic]
Приложение 16
[pic]
Портрет М.Е.Салтыкова – Щедрина. 1879 год.
[pic]
Портрет А.Грибоедова работы И.Крамского.
Приложение 17
[pic]
Приложение 18
[pic]
Крамской «Лунная ночь» (1880 год.)
[pic]
Крамской «Неизвестная».
[pic] [pic]
И.Н.Крамской. «Неутешное горе». И.Н.Крамской. «Неутешное горе».
1883 год. 1884 год.
Приложение 19
Композиционный автопортрет «У себя». [pic] [pic]
1908 год.
Приложение 20
[pic]
"Маруся", 1913, холст, масло.
[pic]
Е.А.Киселёва вместе с Е.М. Милашевской выполнила диораму "Ассамблея при Петре I".
Приложение 21
[pic]
Любовь Марковна Гофман.
Приложение 22
[pic]
«Троицын день».
Парные портреты:
[pic] [pic]
«Мать и дочь». «Дачницы»
Приложение 23
[pic]
Е.А. Киселева "Базар в Которе (Черногория)", 1925, холст, масло.
Приложение 24
[pic]
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.
[pic]
42