Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему Изображение пространства (6 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Технологическая карта урока 27.


Учреждение: ГБОУ СОШ № 630 Приморского района Санкт- Петербурга

Автор: учитель: Климова Светлана Васильевна


Название урока

Изображение пространства.

Предмет

ИЗО

Класс

6 класс

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

Технологии урока

Урок-лекция, ИКТ

Образовательная среда урока

Альбом, карандаш; методические таблицы. Презентация, мультимедийный проектор.

Цели урока

Главная дидактическая цель урока

Познакомить с особенностями изображения пространства в разные эпохи.

Обучающие цели

  1. Способствовать знакомству с особенностями видения мира в разные эпохи;

  2. Способствовать знакомству с перспективой как изобразительной грамотой;

  3. Уметь определять понятия: картинная плоскость, точка зрения, точка схода, линия горизонта;

  4. Определять особенности обратной перспективы.

Развивающие цели

  1. Способствовать умению анализировать, выделять главное и обобщать.

Воспитывающие цели

  1. Способствовать пробуждению у учащихся эмоционального отклика на произведения искусства и действительности;

  2. Прививать художественный вкус;

  3. Способствовать воспитанию чувства ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность всего класса.

Этапы урока:

время

деятельность

прогнозируемые результаты

учителя

ученика

УУД

организационный

0,5 мин

Приветствие, знакомство с учащимися, проверка готовности к уроку, мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся.

Готовят рабочее место.

Регулятивные УУД:

умение организовать свое рабочее место под руководством учителя.

актуализация имеющихся знаний

3 мин.

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляет лишь ветер… да я!

- Вы уже знаете термин, который обозначает взгляд вдаль? Назовите его.

- Перспектива.

- Перспектива – способ передачи на плоскости глубины пространства.

- Назовите жанр изобразительного искусства, в котором не может работать художник, не зная законов построения пространства.

- Пейзаж.

Теперь, я думаю. Всем понятно, о чём пойдёт речь на нашем уроке: о построении пространства в изобразительном искусстве.


Ответы учащихся.

Познавательные УУД:

  • применение предметных знаний.

Коммуникативные УУД:

  • умение высказываться.

основная часть урока

20 мин.

Понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи. Давайте вспомним немного историю.

В эпоху Древнего Египта изображения подчинялись строгим канонам. Изображения следовали вдоль плоскости, располагаясь рядами, словно мерно шествовали, ритмически повторяя жесты. При этом величина фигуры указывала на её значимость: самыми крупными были боги и фараоны. В этой системе изображалось всегда «что-то», что было предметно, а даль, протяженность земли и воздуха не передавались. Пространство в древнем искусстве было пустотой. Слайд 2.

Скажите, каким видели мир люди в древности?

- Вертикально.

Поэтому они изображали предметы равновеликими, и об удалении говорил не меньший их размер по сравнению с близкими предметами, а то, что предмет изображен в третьем или четвертом поясе картины.

Слайд 3. Перед вами настенная роспись «Сад и пруд».

Какой вид имеют изображения: пруд, рыбки, уточки, деревья?

Закончите предложение: В одном изображении древние египтяне соединяли вид ___ и ___,___.

Слайд 4.Эпоха Древней Греции. Греческие живописцы изображали не само пространство, а фигуру в пространстве. Развернулись плечи, правдоподобными стали движения людей. Изображали только то, что имело телесную, предметную форму. Существовал только передний план, только близкие предметы. Но каждый предмет мог рассматриваться под разными углами зрения- то сверху, то сбоку, то снизу. Фигуры не перекрывались друг другом.

Слайд 5.Эпоха Древнего Рима. В росписях стен появился своеобразный пейзаж. Однако нарисованное пространство не выглядело единым- оно украшало стены и легко переходило в орнамент. Здесь мы видим зачатки линейной перспективы.

Слайд 6 .Перед вами пейзаж китайского художника Го Си. Мы видим параллельную перспективу. Это было первой попыткой « согласовать умозрение со зрением». Для этой перспективы характерно отсутствие фиксированной точки зрения художника. Когда мы смотрим на китайскую картину, возникает ощущение, будто художник изображал предметы, как бы глядя на них с далёкой вершины горы.

Слайд 7. Искусство Средних веков стало преимущественно религиозным и по сюжетам, и по назначению. Изображения повествовательны и несут символический смысл. Они действуют на чувства зрителя. Икона будто открывается навстречу стоящему перед ней человеку. Линии в иконе, если их продолжить, сходятся впереди на молящемся человеке, как бы замыкаются им и, наоборот, расширяются в пространстве иконы. Такой метод называется обратной перспективой.

Слайд 8. В эпоху Возрождения в европейском искусстве появился интерес к изучению реального мира и личности человека. Эти устремления потребовали возвращение к античности. Именно в эпоху Возрождения появились понятия: линейная перспектива (вид перспективы, расчитанный на неподвижную точку зрения), точка схода и линия горизонта (линия положения глаза человека). Художники стремились изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере их удаления от наблюдателя. Пространство, уходящее вдаль, стало изображаемой реальностью.

Вывод: способов передачи пространства на плоскости существует множество. Применение любого из них связано с формой выражения содержания, которое обусловлено мироощущением художника и эпохи.


Просматривают презентацию, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Познавательные УУД:

  • умение видеть и слышать;

  • применение предметных знаний.

Коммуникативные УУД:

  • умение высказываться.

Регулятивные УУД:

  • выполнение учебного задания в соответствии с целью.

2 мин.

Динамическая пауза: демонстрирует простейшие физ. упражнения.

Выполняют упражнения по примеру учителя.

Регулятивные УУД:

осуществлять правильное чередование труда и отдыха.

15

Задание: сделать графические зарисовки с разными точками зрения на пространство.

Выполняют творческое задание в карандаше.

Регулятивные УУД:

  • выполнение учебного задания в соответствии с целью.

Познавательные УУД:

  • применение предметных знаний.

Заключительная часть урока. Рефлексия.


3 мин.

Объясните, как понимаете понятия:

- картинная плоскость

- точка зрения

- точка схода

- линия горизонта

- высота линии горизонта.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

  • выполнение учебного задания в соответствии с целью.

Познавательные УУД:

  • применение предметных знаний.

Коммуникативные УУД:

  • умение высказываться.

Что, на ваш взгляд, было самым интересным, трудным, над чем нужно ещё поработать?

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД:

  • умение высказываться.

Оценочная деятельность.

Выставка работ учащихся.

Обсуждение работ.

Познавательные УУД:

  • применение предметных знаний.

Коммуникативные УУД:

  • умение высказываться.

Домашнее задание

0,5 мин.

Сделать графические наброски пейзажей. Принести: альбом, черная и белая гуашь, палитра, кисти.

Записывают задание в дневник.

Регулятивные УУД:

  • выполнение учебного задания в соответствии с целью.

Организованный конец урока

1 мин.

Благодарность за сотрудничество. Контроль за уборкой рабочего места.

Уборка рабочего места.

Регулятивные УУД:

умение освободить свое рабочее место под руководством учителя.

Источники информации

Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Л.А. Неменская, И.Б. Полякова, Т.А. Мухина, Т.С. Горбачевская. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс.- М.: Просвещение, 2012.

Приложение

Компьютерная презентация «Изображение пространства»