КГКУ «Центр содействия семейному устройству
Г.Дальнереченска»
«Студия ИЗО “Радуга надежды”
Педагог дополнительного образования
Шепеленко Любовь Степановна
Ноябрь 2016 г.
Тема урока: Иллюстрация к сказке “Mорозко”.
Предмет: Изобразительное искусство.
Класс: 3, время 1.5 ч.
Цель урока: знакомство с художниками сказочниками иллюстраторами. Воспитания интереса к творчеству художников детских книг.
Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки
Задачи урока:-
-уметь передать самостоятельно эпизод из сказки, выделяя главное крупно в центре;
- уметь передать цветовую гамму холодных и тёплых оттенков;
-совершенствовать умение передачи эмоционального состояния;
-воспитывать интерес к творчеству художников иллюстраторов книг.
Оборудование:
Для учащихся – детские работы по данной теме. Репродукции картин В.М.Васнецова “Алёнушка”.
М.А.Врубель-“Царевна-лебедь”,В.Серов- картина“Русалка”,К.Клодт – « Колдунья».
В.Васнецов-“Витязь на распутье”,И.Я.Билибин-“Битва Еруслана Лазоривеча с царём Змейским”, М.В. Врубель -“Демон и тайна”.
Музыкальный ряд- музыка из оперы Н.А. Римско –Корсакова. “Богатыри”, “Царевна Лебедь “
Формы и методы работы: фронтальная и индивидуальная работа.
Тезис: “Сказка – ложь, да в ней намёк”
Ключевое понятие: композиция, образ, сюжет.
Ход урока
Организация, психологический настрой
Подготовительный этап.
Музыка. Слушание музыки из оперы.
- О чём рассказала музыка?
- Какие цвета вы бы использовали, если бы рисовали музыку к сюжету оперы.
Постановка темы урока. Иллюстрация сказки “Морозко”
Вводная беседа.
– Как рождается сказка?
-Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма .
А.С. Пушкин
Откуда к нам пришла сказка? В древние времена сказка входила в магический обряд. Посвящение во взрослые. Он назывался инициацией. Вместе со сказочными героями, подростки отправлялись символический потусторонний мир “Учились побеждать страх проходили через ряд испытаний и благополучно возвращались обратно”
Как рождается сказка?
Сюжеты сказочных картин дарила сама жизнь. Если посмотреть на известную картину Виктора Михайловича Васнецова – “Алёнушка”, своим взглядом, то можно признать что девочка мало похожа на сказочную героиню. Когда Васнецов встретил возлеАбрамцево босоногую девочку, она поразила его не красотой, а выражением тоски и одиночества и чисто русской печали на лице. Поколдовав над этим образом на этюдах, он поселил девочку в картину. Алёнушка выплакала все свои горести, печали, поделилась с тоненькой осиной и острой осокой. Она уже не плачет, а тихо шепчет или поёт. Васнецов в картине одушевляет природу и она как в сказке разговаривает с Алёнушкой.
В сказках добро борется со злом. Когда наступают сумерки, кажется что правят силы зла. В русских сказках предвестниками нечистой силы считались – черные вороны. В картине В.М.Васнецова Баба Яга, входящий месяц, зловещее уханье филина. Иногда добро кажется хрупким и беззащитным. Как юна царевна в царстве Кощея Бессмертного.
Нечисть– верные приспешники зла – нечисть не только вредит героям, но иногда им и помогает. Дедушка Водяной на картине Врубеля – бог полей, лесов, стад. Он на людей наводит страх – Пан – панический. Отсюда произошло выражение “Панический страх”
Русалки – образы нечистой любви. ( В.Серов – картина “Русалка” )
Чары – колдуны надевают звериную шкуру – К.Клодт“Колдунья”.
Похищение счастья – почти в каждой сказке героев ожидает награда: любовь девицы красавицы и богатство. Но счастье нужно заслужить, завоевать. Злой человек – никогда не будет счастлив. “Иван Царевич на сером волке”, “Сивка Бурка”, “Полёт на ковре самолёте”. Хочешь быть счастлив, не страшись и испытай судьбу.
Превращение – “Три царевны подземного царства”. “Царевна лягушка”.
Чудо богатыри – В.Васнецова. За спиной витязей – Русь матушка с её бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, которую им защищать.
Испытания в сражениях – В.Васнецов. “Витязь на распутье” – всадник на коне в раздумье замер перед камнем. Зловещие вороны смотрят на витязя , “Что он решит?”. “Побоище Игоря Святославовича с половцами”.
Секреты сказочного оружия – И.Билибина“Битва Еруслана Лазоревича с царём Змейским.”
Смешинки – Рябушкин – Девушка – чернявушка побивает мужиков Новгородских. И.Билибин – “Плящущая Баба Яга”.
Фантастические работы – Михаила Врубеля “Демон и Тайна” – художник мечтать, провидец и фантазёр – демон голубого цвета.
Художники мечтатели, отличающиеся музыкальностью.. Водоём – образ прозрачный и лёгкий.
В сказках всегда счастливый конец
И.Билибин подарил читателям необыкновенное “зеркало” – это иллюстрации.
В.Васнецов – былинных и сказочных героев. Художник сам их объединял в смысловые группы Добро и Зло. Баба Яга и добрый Ивашечка, Кощей Бессмертный и Прекрасная царевна.
Н.Рерих. – Сказочный философ – мудрец. Он воспевает былинную сказочную Русь. И всю жизнь искал страну Шамбалу.
В.Васнецов. – Сколько много среди сказочных картин страшных и печальных. А уж нечисти сколько притаилось. Что ни в сказке сказать не пером описать. Чудо, чудное, диво, дивное! Как много полотен ярких и радостных, добрых да светлых. Сердце радуется!
Работа над новым сюжетом.
Дети вспоминают сказку “Морозко” рассказывают о том, что им больше всего понравилось и запомнилось. Выбирает понравившиеся сюжеты и сказки анализируют поведение героев, обстановки настроения и одежды. В иллюстрации используются выразительные возможности композиции: высота, горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовое отношение, выделение центра композиции. Анализируется сходство рисунков и различия в облике героев, характер и настроение героев.
Самостоятельная работа
После выбора сюжета для иллюстрации сказки учащиеся приступают к рисованию.
В начале решается общая схема задуманной композиции. Тонкими линиями намечаются герои сказки. После эскизного построения композиционной схемы, прорисовываются детали. Уточняется линейное построение рисунка иллюстрации.
Выполнение работы в цвете учащиеся начинают ( с неба ), с фона.
Постепенно цветовой фон усиливается на первом плане цветовое решение должно быть ярче, контрастнее, дальний план более светлый слегка размытый. Выразительные сказочные рисунки получаются на слегка тонированной, цветной бумаге. При этом можно выбрать бумагу тёплых или холодных оттенков. Работа ведётся гуашью, белилами и цветными мелками.
Итог урока, анализ и оценка работ.
Перед вами выставка работ. В этих работах хорошо передана сказочность темы на пример. Фамилия ученика.. точно раскрыт сюжет. Замечательно выделены и размером и расположением, и цветом главные герои.
Обобщение
- Как можно подчеркнуть сказочность сюжета?
- Как получили холодные или тёплые оттенки?
-Что нового узнали сегодня на уроке?