Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» № 273, на основании СанПиН 2.4.2.2821-10. примерной программы начального общего образования

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ»


Утверждено приказом

директора МБОУ «Лицей»

от .09.2016г. №




Рабочая программа по

Изобразительному искусству

Класс 2А, 2Б, 2В.


Количество часов по учебному плану всего 34часа в год;

в неделю 1 час.


Планирование составлено на основе рабочей программы по изобразительному искусству,

Автор Т.Я Шпикалова, Л.В. Ершова

Предметная линия учебников. Я Шпикаловой ,Л.В. Ершовой


Учебник Изобразительное искусство 2 класс, Я Шпикалова Л.В. Ершова

М., «Просвещение», 2014.




Рабочую программу составила

Учитель

изобразительного искусства

Дурыничева Т.Г



«Согласовано»

Руководитель МО учителей

Оскирко И.Ю. / _________/








г.Арзамас

2016-17 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» № 273, на основании СанПиН 2.4.2.2821-10. примерной программы начального общего образования, с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова.
 Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для бщеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2014.

2. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. 2 класс. Творческая тетрадь. Пособие для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2012.

3. Т. Я. Шпикалова. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 2 класс. – М., Просвещение, 2011.


Общая характеристика учебного предмета 

Изобразительное искусство в начальной школе является одним из базовых предметов. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, связано с воздействием искусства, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Здесь формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.

Цели курса:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, фантазии, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира;.

Задачи обучения:

развитие воображения, фантазии, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира;

развитие способности к художественно-образному, эмоциональному восприятию произведений искусства, выражения в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах - их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане во 2 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.Особенности художественного творчества.

1.1 Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников

1.2. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.

1.3Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. И.Куинджи, В. Ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).

1.4Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.

2.Художественный язык изобразительного искусства

2.1Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция.

2.2 Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция);

2.3Элементарные основы живописи живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета);

2.4основы декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

3.Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

3.1Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности

3.2 Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов (гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры).

3.3Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

3.4Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России , их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметные  результаты:

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно- творческую и предметно-продуктивную деятельность;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные  результаты:

в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; умение различать основные виды и жанры пластических искусств;

ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

--- трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

известные центры народных художественных ремесел России;

ведущие художественные музеи России;

уметь:

различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.


ФОРМА КОНТРОЛЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО необходимо использовать систему оценки ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

.

Используется три вида оценивания –вводное, текущее и итоговое –

Критерии оценки творческой работы работы учащихся

1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

2. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа.

5. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами

Таблица результатов:

Список учащихся

Показатели

оценка

Уровень

11

22

33

44

55



 

 

 

 

 

 


 


ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Б. Г. Лихачев под формой организации обучения понимает целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

На занятиях изобразительного искусства в данной программе предусмотрены следующие формы организации творческой деятельности учащихся:

Фронтальная ( классно-урочная), предполагающая   обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя;

Индивидуальная форма − применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика;

Коллективная форма (общеклассная)–рассматривающая обучение целостного коллектива. Данная форма ориентирована на активное взаимодействие учащихся, их взаимопонимание, взаимообучение, сплоченность.



ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


N

п/п

Дата

Тема занятия

Характеристика учебной деятельности


Пл

фак



1

2

3

4

5

В гостях у осени. Узнай какого цвета страна родная 11час

1



Тема лета в искусстве. Сюжетная ком-позиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные

Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших осеннюю природу. Различать краски осени на картинах живописцев и соотносить их  c цветами в осенней природе родного края и описаниями их в стихотворениях поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца. Сравнивать произведения художников, находить в них общее и различное в показе осенней природы. Выполнять упражнение: наносить кистью красочные пятна акварелью или гуашью и изображать с помощью линий деревья. Изображать по памяти картину «Золотая осень», используя в работе выразительные средства живописи, правила композиции (красочное пятно, линия, холодные теплые цвета, композиционный центр) и выражать в ней своё отношение к природе родного края .

. Обсуждать творческие работы одноклассников, давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


2



Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет (

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и состояние.

Рассматривать произведения художников-пейзажистов и выражать своё отношение к ним. Находить признаки реальной природы в художественном воспроизведении её на картинах и в поэзии, контраст тёплых и холодных цветов в пейзажах живописцев.

Рассказывать о происходящих переменах в природе по мере наступления осени, о цветовом богатстве родной земли. Объяснять смысл понятия линия горизонта.

Изображать по памяти, по представлению, какой ты видишь землю своего города, деревни, посёлка осенью. Использовать в рисунке высокую линию горизонта, передавать осеннее многоцветье в пейзаже с помощью удлинённого раздельного мазка, разного по направлению. Выражать в творческой работе своё осознанное уважение к Отечеству, родной земле, родному дому.










Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы


.Рассматривать драгоценные камни и минералы в природе. Определять оттенки цвета в самоцветах в произведениях живописцев и на примере слов (изумрудный, лиловый, янтарный и т. д.). Рассказывать о форме самоцветов (симметричный, многогранный и т. п.).Прослеживать получение сближенных сочетаний цветов. Выполнять упражнение на освоение приёма создания нюансных цветовых сочетаний. Решать, какие мотивы (листья, звёзды, птицы, цветы) включать в орнамент, какое чередование элементов (повторение одинаковых или один за другим следуют разные мотивы). Рисовать силуэт девичьего праздничного головного убора и украшать его декоративной композицией (венец или корона). Включать древние образы-символы в свою работу. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.


4



В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира

Рассматривать керамические сосуды, созданные народными мастерами Древней Греции и Дагестана (аул Балхары), и различать их по форме и узору. Сопоставлять сосуды. Определять сходство и различия в форме, их цветовом решении, декоре. Объяснять смысл понятий керамика, гончар, меандр, пальметта. Выявлять природную основу древних орнаментов. Изображать силуэт симметричного предмета (сосуда). Намечать основные его части (горловые, тулово, поддон), которые украшаются орнаментами. Создавать эскиз декоративного украшения керамического сосуда ,согласовывать декор с формой сосуда. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.


5



Природные и рукотворные формы

в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень

Рассматривать натюрморты художника-графика и живописца из природных и рукотворных форм.Называть изображённые в них формы предметов. Различать средства художественной выразительности графики в передаче объёмной формы предметов в натюрморте (линия, пятно, штрих, светотень, светлые и тёмные тона).

Рисовать с натуры натюрморт, составленный из сосуда и овощей или фруктов. Применять выразительные графические средства в работе (линия, пятно, штрих,

светотень). Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к природным и рукотворным формам.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности







Красота природных форм в искусстве графики. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт

.

Рассматривать произведения графики, воссоздавшие красоту родной природы.

Называть, какими средствами рисунка (линия, штрихи разные по виду и ритму, пятно, силуэт, чёрный и белый цвет) художники создают выразительный образ деревьев в графическом пейзаже и натюрморте. Объяснять понятия силуэт, ритм. Экспериментировать , рисуя линии, разные по виду и ритму (кривые, ломаные, волнистые, дугообразные, сетки, параллельные штрихи). Рисовать с натуры комнатные цветы выразительными средствами графики: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


7



Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст.


Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства и живописи на темы народного праздника. Называть характерные, существенные черты праздника всех тружеников земли - Дня урожая. Описывать словами, как отмечают народный праздник — День урожая там, где ты живёшь. Объяснять смысл понятий цветовой круг, цветовой контраст. Выбирать сюжет для творческой работы из предлагаемых или запомнившихся из наблюдаемых осенних праздников в своём крае, городе (посёлке).Создавать по представлению или по памяти композицию осеннего праздника - День урожая. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


8



В мастерской мастера-игрушечника.

Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров


Рассматривать народные глиняные игрушки из села Филимоново Тульской области. Вспоминать глиняные народные игрушки: дымковские, каргопольские, о которых узнали в 1 классе, и сравнивать филимоновскую игрушку с ними. Рисовать последовательно узоры кистью от светлых тонов к тёмным (жёлтый, красный, тёмно-зелёный) .Изображать знаки-символы в филимоновской росписи. Передавать специфику стилистики произведений народного художественного промысла России (с учётом местных условий). Выражать в творческой работе своё отношение к образному языку народной глиняной игрушки. Участвовать в обсуждении характерных образов-символов филимоновской игрушки, их связью с природои и жизнью человека. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности




Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция .

.Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства. Рассказывать о красном цвете как основном, об использовании красного цвета как одного из выразительных средств в изобразительном искусстве. Находить соответствие красного цвета в произведении искусства реальному цвету в натуре, объяснять символическое значение красного цвета в композициях с предметами, имеющими в реальной жизни другую окраску. На основе образца осуществлять поиск информации и находить изображения красных птиц в орнаменте русской вышивки, украшающей рубахи, полотенца, скатерти. Передавать знако-символический смысл языка народного искусства. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу птицы-павы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

10



Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет

Рассматривать произведения живописи (портрет, натюрморт, пейзаж).

Называть оттенки красного цвета в природе и находить их в картинах художника. Рассказывать, как получить оттенки красного цвета, находить их путём смешивания красок на практике или по цветовому кругу. Решать, какие предметы включить в композицию натюрморта, где и как их расположить. Рисовать с натуры натюрморт, учитывать в его композиции простейшие приёмы перспективы в расположении предметов на плоскости (ближе , дальше, загораживание), применять разные оттенки красного цвета. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.


11



Загадки белого и чёрного. Графика:

линия, штрих, силуэт, симметрия.

Рассматривать произведения художников-графиков, мастеров декоративно-прикладного и народного искусства. Объяснять смысл понятия симметрия. Находить симметрию в произведениях изобразительного искусства. Определять характерные признаки (прозрачность, изящество, блеск и т. п.) изделий из стекла (хрусталя) и называть их. Прослеживать, как передать тоновый контраст, и выполнять растяжение цвета от чёрного до серого, называть последовательность рисования предметов симметричной формы: определять положение оси симметрии, наносить разметку основных парных орнаментов на горизонтальных линиях, получать очертания силуэта по парным ориентирам. Рисовать с натуры вазу из обычного стекла, применять выразительные средства графики: белые линии, штрихи разной толщины, направления и ритма, силуэт, симметрию. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях кружева.




В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок.

.Рассматривать произведения керамики из Гжели. Участвовать в обсуждении своеобразия произведений из Гжели, синего цвета и его оттенков в живописном пейзаже и гжельской росписи по белому фарфору. Прослеживать постепенный переход от тёмного к светлому оттенка синего цвета, осваивать приёмы гжельского живописного мазка (мазок с растяжением, мазок с тенями, примакивание). Повторять элементы росписи Гжели (фигурные и растительные: «усики», «завитки», «капельки», «листочки»). Рисовать силуэт изделия (фарфорового чайника), украшать его росписью по мотивам Гжели. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческо-художественной деятельности.


13



Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет

Наблюдать зимнюю природу, изменения в её состояниях неба, деревьев, снежного покрова при разной освещённости (солнечный морозный день или пасмурный) и в разное время суток и любоваться ею. Рассматривать зимние пейзажи художников. Находить линию горизонта. Аргументировать свой ответ.

Решать, какое состояние зимней природы будешь изображать в творческой работе. Намечать линию горизонта и располагать деревья на ближнем и дальнем планах. Подбирать цвета для неба и снега. Изображать приёмами гжельского живописного мазка деревья и кусты. Рисовать по памяти, по представлению «Зимний пейзаж», использовать в нём свои наблюдения природы.. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


14



Маска, ты кто? Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски

Рассматривать маски, представленные в учебнике, и сравнивать их. Участвовать в обсуждении того, почему маска скрывает черты лица реального человека и придаёт образу новый облик (смешного, страшного, каверзного и т. п.) героя, художник придаёт облику героя маски загадочность, фантастичность.

Прослеживать последовательность рисования лица маски (овал, расположение глаз, носа, губ, ушей), как меняется линия губ, бровей, выражение глаз при разных эмоциональных состояниях человека (сердится, смеётся, спокоен). Наблюдать за выражением лиц людей и своего собственного. Различать по мимике лица разные эмоциональные состояния человека. Сочинять маску необычного фантастического персонажа для новогоднего карнавала, использовать свои наблюдения за выражениями лиц человекаСоздать эскиз карнавальной маски — образ сказочного или фантастического персонажа. Высказывать своё суждение об

изображении героев народных сказок, былин, фантастических животных в масках



Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция



Рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, посвящённые новогодним праздникам. Описывать словами, кто станет героем композиции, какое место в ней займёт новогодняя ёлка, как будут располагаться на ветвях ёлочные украшения. Выбирать материалы, соответствующие замыслу работы. Рисовать по представлению или наблюдению композицию «Новогодняя ёлка в комнате или на улице». Передавать цветом радостное чувство праздника с помощью яркого света на поверхности стеклянных игрушек и сверкающего блика.

Обсуждать творческие работы одноклассников. Составлять коллективное праздничное панно композиций для украшения новогоднего школьного интерьера. Учиться работать в коллективе


16



Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция, симметрия, ритм


Рассматривать белокаменные храмы, представленные в учебнике, высказывать свое суждение о них.. Узнавать и называть памятники архитектуры своего Отечества. Устно описывать наиболее известные памятники архитектуры древней Руси и сравнивать их с храмами родного города Объяснять смысл понятий зодчество, храм, церковь, собор, колокольня. Различать сочетание архитектурных объёмов одноглавого храма (нижнее основание храма, основная часть храма, глава, барабан, купол). Изображать по памяти или по представлению силуэт одноглавого белокаменного храма. Использовать в композиции выразительное сочетание архитектурных объёмов, а также выразительные средства языка живописи и декоративно-прикладного искусства. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.


17



Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет


Рассматривать произведения живописи, посвящённые красоте родной природы в зимнее время. Называть месторасположение линии горизонта в пейзажах.

Выполнять упражнение на получение нежных оттенков приёмом смешения яркого цвета с белилами. Выбирать сюжет для своего зимнего пейзажа, определять линию горизонта в нём, составлять его композиционную схему, намечать место снежного покрова и деревьев, решать, какое время дня и почему выбрать для своего пейзажа, подбирать соответствующую цветовую гамму. Изображать зимний пейзаж по памяти, по представлению. Обсуждать творческие работы одноклассников. Высказывать свои суждения о передаче зимнего колорита в работах одноклассников.




Воспринимать и эмоционально оценивать произведения на спортивные темы. Осваивать передачу пропорций в изображении фигуры человека в движении. Создавать композицию на заданную тему «Зимняя прогулка». Решать, какой сюжет изображать в ней: прогулку с друзьями на лыжах, катание на коньках или с гор на санках, игру в снежки и др. Использовать схематические рисунки пропорций человеческой фигуры в движении при поиске движений героев собственной композиции. Определять, какая цветовая гамма будет соответствовать твоему замыслу (солнечный или пасмурный день). Подбирать нежные оттенки белого цвета, смешивая яркие цвета с белилами. Выражать в творческой работе свое отношение к природе и человеку. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


19



Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца


Рассматривать старинные изразцы в декоре храмов, старинных печей в боярских палатах. Вспоминать и рассказывать, в каких видах народного искусства встречались образы льва, птицы-сирин, полкана. Находить соответствие композиционной схемы расположения узоров на квадрате в изразцах из декоративного убранства храмов или печей. Использовать форму изразца — квадрат или прямоугольник. Строить композицию узора на ней с учётом симметрии для растительных мотивов и свободно от неё при изображении фантастических зверей, птиц или людей. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


20



Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок


Рассматривать старинные русские печные изразцы, представленные в учебнике, и произведения художников, воссоздавших образ русской печи. Участвовать в обсуждении художественных особенностей русских изразцов, разнообразии их форм, рисунков и цветовых решений. Называть сказки, в которых печь была героиней. Изображать печь в единстве её частей (опечье, шесток, устье, печурки, дымоход) в крестьянском доме. Изображать сюжетно-декоративную композицию по мотивам народной сказки, в которой печь помогает героям. Прорисовывать характерные части печи, передавать движения героев и ответное волшебное действие печи на их просьбу. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.




Рассматривать произведения разных видов искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное и народное искусство, поэзия), посвящённые прославлению воинской доблести, подвигов воинов Древней Руси. Рассказать, как изображены русские воины-богатыри в этих произведениях. Рассматривать костюм и доспехи русских воинов далёкого прошлого, выделять их детали и декор. Изображать (по выбору) один из сюжетов: богатырь на коне в дозоре, или выступивший в поход на боевом коне, или стоящий на родной земле и готовый принять бой. Использовать центральное расположение фигуры воина-богатыря в композиции как важное выразительное средство. Выражать в творческой работе своё чувство сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России — подвиги воинов Древней Руси.


22



Народный календарный праздник

Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация


Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздавшие обрядовые действа яркого календарного народного праздника Масленицы. Рассказывать о традициях празднования Масленицы и впечатлениях об участии в этом народном календарном празднике в родном крае (городе, селе, посёлке). Различать признаки этого праздника и прихода весны, подмеченные в жизни и воспроизведённые на картинах живописцев и в произведениях народного мастера. Изображать силуэт саночек для катания на Масленицу. Украшать саночки, импровизируя образы-символы лучистого солнышка, земли. Вспоминать узоры, символы солнца и земли в росписи глиняной игрушки. Сочинять на их основе узор для декорирования саночек. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

23



Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости


Рассматривать старинные предметы быта в натуре и живописные натюрморты с их изображением. Использовать приёмы построения симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров на горизонтальной оси. Рисовать с натуры натюрморт «Предметы старинного быта», применять простейшие приёмы перспективы расположения предметов на плоскости, использовать известные приёмы и техники в живописном натюрморте. Эмоционально откликаться на красоту старинной утвари, созданной народными мастерами, выражать в творческой работе своё отношение к старинным предметам быта. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности





«А сама-то величава, выступает будто пава...» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация

.

Рассматривать произведения изобразительного и других видов искусства, воссоздавшие образ женщины в праздничном народном костюме. Давать характеристику героиням русских народных сказок и песен. Устно описывать традиционную женскую одежду, которую встречал на иллюстрациях в книгах, видел в театральном представлении или кинофильме, в музее. Рисовать фигуру красной девицы в народной одежде. Изображать основные элементы народного костюма (рубаху, сарафан, душегрею, головной убор — венец или корону). Соблюдать симметрию. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.


25



Чудо палехской сказки. Сюжетная

композиция: импровизация на тему литературной сказки


Рассматривать миниатюры палехских народных мастеров. Планировать свою работу (определять порядок её выполнения) в соответствии с последовательностью палехских мастеров (выбирать сюжет из сказки А. Пушкина, выполнять схематическую зарисовку композиции, изображать главных героев в действии по сюжету и детали (люди, фон, природа, архитектура), подбирать цветовую гамму для главных и второстепенных элементов композиции и завершать работу в цвете). Нарисовать свою иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина на выбранный сюжет из сказки. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


26



Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа


Рассматривать произведения А. Саврасова, И. Левитана; произведения лаковой живописи, изображающие весеннюю природу. Рассказывать, какое впечатление и настроение возникает при восприятии картин и миниатюр, их колорита, как пейзажисты используют в своих произведениях свойства цвета для передачи настроения. Называть, какие цвета участвуют в создании весеннего колорита в разных пейзажах И. Левитана. Решать, какие весенние состояния природы изобразить в творческой работе, определять, какие цвета могут передавать.








Космические фантазии. Пейзаж:

пространство и цвет, реальное и символическое изображение


Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, посвящённые космосу. Рассказывать о первом полёте в космос и космонавте Юрии Гагарине, о Дне космонавтики — 12 апреля 1961г. и радости людей на всей нашей планете Земля и особенно нашей страны, о том, что изображено на картинах живописца и в работе народного мастера. Участвовать в обсуждении представлений художника о звёздном мире, о том, как выглядит Земля из космоса.

Нарисовать фантастический пейзаж «Космические дали». Представлять себя летящим среди звёзд и передавать свои воображаемые космические впечатления в цвете, использовать известные приёмы и техники. Включать в композицию летательные аппараты необычной формы. Обсуждать творческие работы и составлять коллективное панно «Космические дали»


28



Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия


Наблюдать изменения в весенней природе. Любоваться её красотой.

Сопоставлять свои наблюдения цвета в натуре с весенним колоритом произведений живописи на тему весны. Сделать пробный оттиск в технике монотипии — разового отпечатка. Выполнять композицию «Весна разноцветная» в технике монотипии — разового отпечатка с дорисовкой. Сделать отпечаток. Дорисовать увиденное кистью, фломастером или тушью. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.


29



Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации



Рассматривать народные игрушки из ПолховскогоМайдана. Вспоминать и называть народные игрушки, которые создают мастера в разных регионах России (Архангельской, Кировской, Тульской областях). Называть их материал, палитру и характерные элементы в узоре. Понимать знаково-символический язык народной игрушки. Называть в росписи тарарушек цветовой контраст (красный — синий, зелёный — оранжевый, жёлтый — фиолетовый, синий — оранжевый).

Сочинять по мотивам росписи тарарушек свою композицию орнамента, украшать силуэт игрушки. Рисоватьполховско-майданскую игрушку по выбору и расписывать её. Использовать цветовой контраст, создающий праздничное, радостное настроение.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности





Рассматривать произведения народных мастеров-резчиков пряничных досок для печатных пряников. Рассказывать о приёмах техники резьбы пряничных досок и образах-символах (птицы, конь, хоромы, терема и др.), характерных для резных пряничных досок. Сочинять рисунок для своей пряничной доски. Выбирать один из традиционных мотивов-символов. Выполнять изображения с учётом стилизации образа коня, птицы и др. в декоративном рисунке. Применять художественные графические приёмы (ритм штрихов в разном направлении, сочетание чёрного и белого) для получения чёткого изображения «прорезки» на пряничной доске.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.


31



Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура


Рассматривать произведения скульптуры (круглой и рельефной). Высказывать своё суждение о них. Рассказывать, какие памятники в память о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. установлены в твоём городе (посёлке, селе).

Объяснять смысл понятий скульптура, рельеф. Выполнять композицию для памятной доски в честь героев-защитников Отечества. Передавать героизм и нравственную красоту подвига защитника Отечества. Использовать свой рисунок для лепки рельефного изображения памятной доски (рельеф-объём на плоскости). Выбирать сюжет для изображения (образ воина, символы-виды боевой техники, боевые ордена). Изображать в объёме выразительные образы воина-защитника Отечества.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


32



Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму



Рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, запечатлевшие образы животных. Рассказывать о своём отношении к защитникам животных. Изображать с натуры, по представлению фигуры животных с передачей характерных особенностей шерсти, формы, движения. Создавать выразительный образ домашнего животного и передавать своё отношение к нему. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.






Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства, выявлять природные формы в образном строе орнаментов народов мира. Сравнивать декоративные росписи тарелки из Китая и вазы из Индокитая. Определять общее в выразительных средствах орнаментальных мотивов народов мира (ритм, симметрия, силуэт, декоративное обобщение природных форм, цвет).Рисовать силуэт предмета, который можно расписать по мотивам орнамента Франции или Древнего Египта. Украшать его. Использовать выразительные средства орнамента народов мира.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности


34



Наши достижения. Я умею. Я могу. Итоговая диагностика

Давать оценку лучшим работам сверстников и систематизировать отобранные работы во 2 классе. Использовать выразительные средства изобразительного искусства (композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём), декоративно-прикладного и народного искусства (композиция, связь декора с формой украшаемого предмета, ритм, орнамент, симметрия — асимметрия, статика — динамика, тоновые и цветовые контрасты и нюансы, национально-региональное своеобразие) для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности. Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками. Обсуждать и оценивать коллективную работу. Называть ведущие художественные музеи России (Русский музей в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея в Москве, художественные музеи своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.





Итого 34 часа









для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1.Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для бщеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2014.

2. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. 2 класс. Творческая тетрадь. Пособие для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2012.

3. Т. Я. Шпикалова. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 2 класс. – М., Просвещение, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

Грошева Т.П., МБОУ «НТГ»

2. Педсовет.org. Живое пространство образования. – Режим доступа : http://pedsovet.org

3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru

4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru

5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).

2. Большая электронная энциклопедия (CD).

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).

4. Аудиозаписи. Классическая музыка.



4. Наглядные пособия.Произведения изобразительного искусства:А. Дейнека. Клубника. На юге; А. Мыльников. Лето; Т. Маврина. По дороге в Александровскую слободу; Б. Шаманов. Васильки. Зеленая рожь; З. Попов. Осенняя уборка; Ю. Земсков. Сибирская деревня; М. Малютин. Обезово (фрагмент); В. Васнецов. Три царевны подземного царства; Н. Рерих. Сокровище гор; Д. Митрохин. Болгарский перец. Яблоки и груши; А. Коняшин. Пироги с калиной; Д. Рожкали. Соколик ржи; В. Фаворский. Пролетающие птицы; Г. Кроллис. Дерево солнца; П. Филонов. Цветы; С. Никиреев. Яблоня цветет; Н. Щеглов. Натюрморт; Л. Одайник. Праздник. Ткачество; Э. Розенбергс. Танец. Ткачество; Т. Маврина. Гладиолус. Букет под липой; И. Машков. Натюрморт с ананасом.

К. Петров-Водкин. Купание красного коня; Ю. Кугач. Семья; А. Лентулов. Небосвод; Д. Левицкий. Портрет дочери Агаши в русском костюме; А. Дейнека. Цветы на ковре; П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом; Р. Шах. Блюдо; Л. Нагорный. Декоративные вазы; В. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Багаж»; А. Житнева. Белый Бим Черное Ухо; Н. Ромадин. Лесная деревня; Т. Маврина. Зимний день; Л. Фроленкова. Новый год; В. Смирнов. Праздник. XIX в. А. Косоков. Церковь Покрова на Нерли; И. Сандырев. А. Рублев; К. Юон. Купола и ласточки; Т. Маврина. Юрьев-Польский; Н. Рерих. Звенигород; А. Остроумова-Лебедева. Зимний день; Н. Ромадин. Ночная тоска; А. Рылов. Трактор на лесных просторах; В. Гаврилов. Солнечный денек; А. Куинджи. Солнечные пятна на инее; Закат в лесу; И. Шишкин. На севере диком; Т. Маврина. Чесноково; А.Дейнека. Лыжники; А. Дейнека. Коньки; В. Васнецов. Богатыри; В. Васнецов. Фронтиспис к «Слову о полку Игореве»; Б. Кустодиев. Масленица; Б. Стожаров. Братина и чеснок; В. Шумилов. Натюрморт с клюквой; К. Юон. Конец зимы. И. Эльконин. Из серии «Стекло»; неизвестный художник. Портрет мальчика; И. Левитан. После дождя; А. Саврасов. Грачи прилетели; Н. Ромадин. Млечный путь; Е. Николаева. Бисер. Рисунок на ситец; К. Юон. Новая планета; К. Юон. Солнечный весенний денек; Е. Зверьков. Последний снег; Е. Зверьков. Голубой апрель; Т. Маврина. Весна на Истре; Н. Ромадин. Розовая весна; В. Бакшеев. Голубая весна; А. Васнецов. Новгородский торг; Б. Кустодиев. Ярмарка; К. Петров-Водкин. Фантазия; Г. Захаров. Ферапонтово; М. Кагаров. Текстильщицы.

Произведения народного декоративно-прикладного искусства:

И. Баканов. Пастушок. Палех; Н. Смирнова. Осень. Шкатулка; ювелирные украшения – бармы, самоцветы Урала; дагестанская (Балхар), узбекская керамика; древнегреческие чернофигурные вазы; филимоновские игрушки; расписные изделия мастеров Хохломы; инкрустированные соломкой шкатулки и пластины кировских и белорусских мастеров; народная керамическая посуда; традиционные ветряки. Вологодское кружево; Т. Беспалова. Родительский дом. Панно «Городец»; изделия гжельских мастеров – А. Федотова, А. Азаровой, З. Окуловой, Н. Бидак; изделия городецких мастеров; маски народов мира – Япония, Монголия, Северная Америка; народные тканые коврики; половички различных регионов России; щепные птицы мастера А. И. Петухова. Старинные муравленые изразцы; А. Куландин. Александр Невский. Панно. Финифть; Т. Рукина. Ледовое побоище на Чудском озере. Городец; Т. девушка в праздничном наряде; А. Котухина. Березка. Пластина. Палех; И. Зубков. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех; Д. Буторин. У Лукоморья. Палех; А. Котухин. Сказка о царе Салтане... Палех; Н. Голиков. Добрыня. Палех; В. Миронов. Песни России. Палех; М. Грузинский. Катание на тройках. Федоскино; А. Тихов. Масленица. Плашка. Финифть; старинные расписные саночки. Архангельская область; традиционные лоскутные изделия с орнаментом из квадратов, треугольников; традиционные украшения из бересты. Игрушки и расписные пасхальные яйца Полховского Майдана; городецкие пряничные доски; М. Примаченко. Корова; декоративный фарфор. Китай; ваза. Индокитай; Набойная мастерская. Миниатюра. Палех.