Методика работы над учебным рисунком в 1 классе.(1 часть)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Методика работы над учебным рисунком. Построение натюрморта из 2-х предметов.

Рисунок как учебная дисциплина является одной из базовых составляющих художественного образования в детской школе искусств. Принципы реалистического изображения предметов окружающего мира с передачей их пространственного положения, объема, конструкции, как с натуры, так и по памяти, представлению, развивают творческие способности, необходимые обучающимся для дальнейшей профессиональной деятельности. В процессе рисования развиваются и совершенствуются такие качества, без которых профессиональная деятельность невозможна: глазомер, чувство пропорций и гармонии, целостность видения, уверенность руки. Также формируется эстетическое отношение к действительности, активнее познается окружающий мир. Осваивая средства выразительности рисунка, дети учатся передавать форму предмета, его объем, положение в пространстве, фактуру и материальность, глубину пространственной среды.

Поэтому целью учебного предмета «Рисунок» являются освоение обучающимися законов, правил и приемов изобразительной грамоты при изображении окружающего мира, его предметов и человека, методики ведения длительного и краткосрочного рисунков.

Ставя задачей научить обучающихся правдивому изображению действительности, детская школа искусств основывает метод обучения рисунку на всестороннем изучении натуры. Программа по учебному предмету «Рисунок» намечает путь по которому должно идти изучение: от простейших геометрических тел как основы всех существующих форм через анализ форм мертвой и живой природы (натюрморт, пейзаж, изображение животных) к самому сложному - человеку. «Учащийся должен понять строение формы и уметь ее изобразить средствами линии, светотени и тона» (А. Барщ). «Видеть и изображать форму в пространстве» (А.Барщ)- это значит прежде всего видеть ее в трех измерениях, или, как выражаются художники, видеть ее «объемно». Вопрос в данном случае ставится о воспитании у детей профессионального понимания способов изображения объемной формы.

Дело в том, что детская школа искусств принимает детей в возрасте

7-10 лет в 1 класс и при обучении их правилам рисования с натуры пришлось столкнуться с проблемой передачи пропорций и объема на предметах. Выяснилось, что не всегда дети понимают, как передать пропорции, т.е. как правильно соотнести размер действительный к размеру на листе бумаги, как правильно передать объем. Как правило, они изображают объем как тщательно сделанный контур, а свет и тень – как плоские пятна. Никакого осмысливания объемности формы, в сознании обучающегося при этом не происходит. Работа над рисунком сводится к механическому срисовыванию линий и пятен, видимых в натуре. Но если, по выражению Н.Н. Ге, «видеть значит понимать», то задача рисующего заключается вовсе не в бессмысленном срисовывании объема, а в том, чтобы на основе понимания строения формы построить форму в воображаемом пространстве. По этому поводу А.Барщ писал: «Усилия преподавателя должны быть направлены прежде всего на то, чтобы заставить ученика отрешиться от привычного отношения к лежащему перед ним листу как к плоскости и представить себе этот лист как «окно в пространстве», в котором необходимо построить средствами светотени и тона объемную форму».

Н.Н.Ростовцев в своей книге «Учебный рисунок» пишет: «Учебный рисунок со­здается не самостоятельно учеником, а под руководством педагога. Начиная с момента композиционного размещения изображения на листе бумаги и до окончательного завершения рисунка, учащий­ся с помощью педагога усваивает правила графического изображе­ния и законы построения формы. С помощью педагога учащийся познает конструктивное строение формы предметов, анатомию, перспективу, законы распределения света на предметах».

В том случае, когда отсутствует руководство преподавателя, т. е. не осуществляется методическая работа (обучение умению правильно видеть, логически мыслить и правдиво изображать), учебный рисунок перестает быть учебным предметом. Оно становится предметом обучения только тогда, когда налицо систематическое руководство преподавателя, когда есть методическая последовательность в изложении учебного материала, когда ставятся учебно-аналитические задачи. Учебный рисунок не может превратиться в эксперимент и опыт, не может опираться на неизвестное и случайное, преподаватель передает обучающимся уже известные знания, а также приобретенный и проверенный опыт в искусстве рисунка.

После того как обучающийся начинает понимать задачи объемного изображения, тогда он начинает сознательно относиться к процессу рисования. Перелом в сознании ребенка, или, как принято выражаться, «перевод на объемное видение», важно произвести как можно скорее в младших классах. Это является актуальным на сегодняшний день.

Основное требование учебного рисунка - точность в передаче натуры. Точность - это прежде всего правильное определение размеров модели и ее частей. Она достигается воспитанием глазомера, то есть способности к безошибочному определению размерных отношений натуры (пропорций), и является одной из задач постановки глаза. Особо следует отметить при этом важность развития глазомера для измерений линий и объемов, направленных в глубину. Глазомер воспитывается в процессе работы над рисунком методом визирования- с помощью карандаша в вытянутой руке.

Определение пропорций и построение формы, светотеневое решение и лепка формы тоном требует одновременной работы над всем рисунком, так как практически невозможно проводить необходимые сравнения, имея перед глазами разное состояние отдельных частей изображения (частично плоскостное, частично объемное). Для того чтобы развивать у обучающегося «способность видеть и изображать форму в пространстве», занятия в детской школе искусств должны соответствующим образом «поставить» его глаз. Преподаватель должен научить его объемно видеть форму и «рисовать формой», для чего ребенок, прежде всего, должен уметь определять размеры формы и соотношение этих размеров. Всем вопросам, входящим в общую задачу «постановки глаза», преподаватель должен уделять самое большое внимание при обучении рисунку с первого и до последнего года обучения. Для этого прежде всего следует привить детям те первоначальные навыки, без которых невозможна никакая практическая работа над рисунком и которые в целом могут быть названы как «постановка руки».

При обучении рисунку на постановку руки обращается, к сожалению, очень мало внимания, а между тем с правильно поставленной рукой связано не только овладение техникой рисунка, но и в какой-то мере воспитание способности целостного видения.

От того, как сидит ребенок за мольбертом и как он держит в руке карандаш, в зна­чительной мере зависят выразительность и художест­венное качество рисунка. Поэтому, прежде всего надо научить правильно держать карандаш, правильно сидеть за мольбертом, тем более, что это связано и с вопросами гигиены обучающегося. Эти первые навыки должны прививаться детям с самого начала.

Последовательность работы над учебным рисунком

Сознательное построение объемной формы на плоскости листа требует определен­ной последовательности в работе.

Умение работать последовательно развивается у обучающихся постепенно. Оно появ­ляется вместе со способностью критически оценивать свой рисунок на основе постоян­ного сравнения его с натурой.

Но для того чтобы анализировать натуру, требуется, в свою очередь, известный профессиональный опыт, которого еще нет у детей 1 класса. Они, как правило, рисуют эмоционально, ни над чем, не задумываясь, как они привыкли делать это еще до школы. Поэтому в их рисунках много случайного, мешающего нормальному ходу работы, что, конечно, сказывается на ее результатах.

Неуверенность в своих силах, появляющаяся после ряда неудачных попыток изобразить предмет «как в натуре», может надолго задержать нормальное развитие ребенка и снизить его интерес к рисованию.

Поэтому на первых порах лучше заставлять детей вести работу по определен­ному плану, предлагаемому преподавателем, и только после удовлетворительного ре­шения одного этапа рисунка преподаватель может разрешить им переходить к следующему этапу.

Разделение процесса работы над рисунком, особенно в начале обучения, на от­дельные этапы, органически связанные с основными принципами учебного рисования, имеет еще одно практическое значение. Обучающиеся 1 класса рисуют очень быстро. Не обладая способностью критически относиться к своей работе, не замечая своих ошибок, они торопятся скорее подвести рисунок к концу. Разделение рисунка на его логические этапы помогает им понять поставленные задачи, дисциплинирует их вни­мание и систематизирует работу. Обучающимся разъясняется заранее, какие конкретные задачи решаются на каждом этапе рисунка, также указывается примерное время испол­нения каждой задачи.

Привыкнув вести работу по этапам, ребенок начинает понимать, что рисовать — это не просто копировать модель, что рисунок прежде всего требует внимательного и последовательного изучения натуры, что каждый штрих, проведенный по бумаге, не может быть случайным, а должен быть заранее обдуман и решен.

Усвоение обучающимися основных принципов рисования в 1 классе затруднено теми необходимыми условностями, которые он должен понять: условно представлять себе лист как пространство, рисовать не линией, а формой и т. п. Переходя от задания к заданию, обучающийся преодолевает эти трудности, и чем скорее происходит процесс преодоления, тем большая последовательность появляется в его работе.

Ребенок начинает сознательней подходить к стоящим перед ним задачам и понимать принцип объемного рисования. Указанный порядок ведения рисунка перестает быть сдерживающим фактором и делается естественным, единственно возможным способом рисования с натуры.

Все это убеждает нас в необходимости разделения процесса учебного рисунка на отдельные, логически вытекающие один из другого этапы. Разделение процесса на этапы дает возможность преподавателю выяснить, какая часть работы над изображением формы больше всего затрудняет обучающегося, а следовательно, дает возможность вовремя прийти ему на помощь.

Учебный рисунок делится на этапы в соответствии с основными программными положениями работы над рисунком: от общего к частному и от частного к общему, с последующим синтезом того и другого.

Первый этап- это компоновка, то есть размещение будущего рисунка на листе. Обучающийся должен представлять, где и как будет размещено на листе изображение. Умение целостно смотреть на натуру облегчает ученику решение задачи компо­новки.

Компоновка производится в определенной последовательности. Первое, что нужно сделать, — установить размер будущего изображения исходя из размера заданного листа бумаги и расстояния рисующего от модели.

Для этого обучающиеся намечают высоту и ширину предмета (натюрморта). Далее, заключают каждый предмет или предметы в прямоугольники и находят их месторасположение, для того чтобы изображение получи­лось органически связанным с остающимися незаполненными полями листа и со­ставляло бы одно целое с ними. Здесь как раз уместно разобрать, какие «композиционные ошибки» могут быть допущены при компоновке.

При этом обучающемуся приходится следить внимательно за точностью размерных отношений форм предметов, а также за их взаимосвязью и правильностью их перспективного построения.

Следует отметить, что обучающиеся 1 класса, не вполне сознают значение компоновки для последующей работы над рисунком и уделяют ей сравнительно мало внимания. Между тем торопливость на этом этапе работы приводит в дальнейшем к значительным переделкам рисунка.

Второй этап - построение формы, также предполагает определенный порядок работы: от большего к меньшему, от целого к деталям.

Строим конструктивную форму предметов: проводим осевые линии, уточняем пропорции и строим упрощенную форму каждого предмета, входящего в постановку. Далее строим эллипсы, учитывая их нахождение от линии горизонта и контур формы предметов.

Общими задачами для любого построения будут: нахождение линии горизонта, точек схода и линий их пересечений, определение плоскостей, лежащих параллельно картинной плоскости, и плоскостей, уходящих в глубину, и т. д., то есть всего, что относится к наглядной перспективе, а также уточнение размерных отношений объе­мов. Построение ведется от руки и на глаз легкими штрихами и вспомогательными линиями, которые по исчезновении в них надобности убираются.

Затем, продолжая работу над рисунком, обучающийся переходит к построению меньших форм, учитывая все время их местоположение и размеры по отношению к более крупным формам и к целому и намечая при этом (очень легко) собственные и падающие тени. В этой стадии работы над рисунком на форме, нанесенной легкой светотенью, еще отсутствуют блики, полутона и рефлексы, то есть то, что может создать впечатление полной объемности формы, ее рельефа и ее фактуры. Но уже поэтому пока еще очень условно объемному изображению можно лучше судить о правильности отношений раз­меров и расположении форм, составляющих всю массу натуры.

Последняя проверка пропорций должна быть произведена именно сейчас, перед переходом к следующему этапу работы. Проверку эту следует производить, обязательно отставив от себя рисунок и, очень быстро взглядывая с постоянной точки зрения на натуру и на рисунок, как бы сопостав­ляя их, искать различие между рисунком и натурой. Сопоставлять следует формы большие и малые, взятые вместе и отдельно, ориентируясь все время на целое. Найденные ошибки должны быть немедленно исправлены.

По окончании построения перед обучающимися возникает задача сделать изображение более конкретным, приблизить его к натуре. Для этого надо, как говорят, выявить или вылепить форму. В этом и заключается содержание следующего этапа работы над учебным рисунком.

Третий этап -выявление формы, требует полного тонального разбора на­туры. Понимание того, что тон в натуре есть степень освещенности разных поверхностей формы, помогает обучающимся в решении этой задачи. Тон прокладывают постепенно, начиная с самых темных мест. Все время, сравнивая и определяя отношения темных частей, обучающийся постепенно переходит к полутонам, то есть к тем местам, где свет ложится на поверхности форм под разными углами. Накладывая тон, он лепит форму, учитывая при этом не только углы отражения света, но и расстояние данной поверхности от источника света, а также ее окрашенность.

Одновременно определяется степень освещенности пространства позади натуры, иначе говоря, частично прокрывается тоном и фон.

Постепенно переходя от главных частей формы к деталям, обучающийся должен доби­ваться точности тональных отношений, сопоставляя и отделяя второй план от первого плана, выражая тональные различия более резко в свету и мягко в тени. Блики должны оставаться не тронутыми карандашом. Вся градация тонов распределяется от самого темного пятна до белого цвета бумаги.

Работа тоном идет одновременно по всей форме, которая вылепляется до ее види­мых границ. Одновременно разрабатывается тоном и пространство, окружающее форму (фон). Определением «касаний» границ формы с фоном заканчивается выявление формы в рисунке.

Четвертый этап работы- обобщение — завершение рисунка. Работа на этом этапе основана на способности обучающегося отделять главное от второстепенного.

До сих пор работа шла от общего к частному, от определения общей массы натуры к выявлению деталей. Теперь перед ребенком стоит задача - собрать весь рисунок в одно целое, для чего необходимо второстепенное подчинить главному, то есть опять провести кое-какую работу над деталями, но уже в порядке их обобщения. Это обобщение может быть проведено обучающимся только на основе его умения целостно видеть натуру и пони­мания характера и особенностей модели. В 1 классе этап обобщения проводится под руководством преподавателя.

Предлагаемая разбивка рисунка на этапы, обеспечивающая плановость в работе, создает у начинающего уверенность в правильности решения выполняемого им задания, сохраняет драгоценное учебное время и гарантирует правильность выполнения рисунка.

В учебной программе задания по учебному предмету «Рисунок» расположены по нарастающей степени сложности; соответственно повышаются из года в год и требования к качеству испол­нения рисунка. Поэтому педагогически правильным будет считать рисунок окончен­ным в том случае, если в нем решено основное содержание задания и если исполнение рисунка отвечает требованиям данного класса. Поэтому преподаватель обязательно должен перед началом работы раскрыть обучающимся содержание задания.

Умением правильно вести работу над рисунком обучающийся овладевает на основе приоб­ретаемых знаний и навыков и постоянно накопляемого опыта.









Список литературы


  1. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963

  2. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984

  3. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит, искусства». 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985

  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2003






7