Пояснительная записка
Рабочая программа учебного «Искусство» Мировая Художественная Культура 5-8класса составлена на основе:
Федерального закона от29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверджен приказом Минобрнауки РФ от17.12.2010г.,зарегестрирован в Минюсте России 01.02.2011г., регистрированный номер 19644);
Примерной образовательной программы основного общего образования,одобренной решением федерального учебно-методического объединения пообщему образованию(протокол№1,15 от 08.04.2015г.);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ»СОШ№26 п.Новонежино
Авторской программы по курсу («Искусство») Мировая Художественная Культура» для 5-8 классов авторов: Г.И. Данилова (Москва, Издательский центр Дрофа, 2014);
Фундаментального ядра содержания общего образования.
Общая характеристика курса Мировая Художественная Культура
Цель курса: изучение шедевров мирового искусства, созданного в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов.
Задачи курса:
*способствовать воспитанию художественного вкуса
*создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства
*подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства
*развивать общеучебные и предметные умения учащихся.
Общая характеристика курса «Искусство» Мировая Художественная Культура
Курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека.
Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Программа курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитании.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ»СОШ№26 пос. Новонежино».
Данная программа расчитана на 5 лет-с 5-8 класс.
5-8 классы – факультативными модулями;
Общее число учебных часов за пять лет обучения составляет 140 ч. Из них:
В 5 классе -35 (1 ч в неделю)
В 6 классе- 35(1ч в неделю)
В 7 классе -35(1ч в неделю)
В 8 классе -35(ч в неделю)
Требования к уровню подготовки учащихся по «Искусству» Мировой Художественной Культуре:
Личностные результаты :
-формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
-развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
-накопление опыта эстетического переживания;
-формирование творческого отношения к проблемам;
-развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
-гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
-подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения искусства отражают:
-формирование ключевых компетенций в процессе диалога и искусства;
-выявление причинно-следственных связей;
-поиск аналогов в искусстве;
-развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
-формирование исследовательских. Коммуникативных и информационных умений;
-применение методов познания через художественный образ;
-использование анализа. Синтеза. Сравнения, обощения. Систематизации;
-определение целей и задач учебной деятельности;
-выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
-самостоятельную оценку достигнутых результатов.
Предметные результаты :
-наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
-восприятие смысла (концепции, специфики) искусства;
-представление системы общечеловеческих ценностей ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
-формирование коммуникативной, информационной компетентности.
Описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
-развитие индивидуального художественного вкуса расширение эстетического кругозора;
-реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.
Структура курса
5 класс. »Вечные образы искусства. Мифология».
На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной и славянской мифологии. Не утратившие актуальность и нравственную значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мирового искусства.
6 класс .»Вечные образы искусства .Библия». В центре внимания Библия- величайший памятник литературы, истории, источник творческого вдохновения для многих деятелей искусства в различные художественно-исторические эпохи. Главная задача- показать духовное богатство и красоту библейских сюжетов и образов, возникших в древнейшую эпоху, запечатленных и озвученных в произведениях различных видов искусства.
7 класс .»Мир и человек в искусстве».В основе курса- обращение к проблемам личности, ее связям с обществом и миром окружающей природы. Поиск идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантой изучения. Главное внимание сосредоточено на своеобразии художественных традиций народов мира, раскрытиях внутренней сущности и характерных особенностей; различиях между культурами разных стран, нашедших отражение в произведениях искусства, обычаях, праздниках и религиозных представлениях о мире.
8класс. »Виды искусства».Основное внимание акцентировано на определении роли и места искусства в жизни человека и общества, формировании и развитии и понятия «художественный образ» и выявлении его специфики в различных видах искусства. Постижение современной классификации видов искусства, выявление эстетической характеристики и специфических особенностей художественного языка пространственных и временных видов искусства определяют главное содержание курса.
Содержание программы
5 класс
Вечные образы искусства. Мифология.
1Сюжеты и образы античной мифологии.
Введение. В мире античной мифологии. Сотворение мира.
Мифология как система образов и представлений о жизни. Мифологические сюжеты и образы в произведениях различных видов искусства. Причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мирового искусства.
Сотворение мира. Хаос. как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия «Метаморфозы». Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб(Мрак),Тартар(Бездна) и Эрос(Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море).Рождение первых богов в поэме Гесиода»Теогония». Сатурн (Кронос )и Рея- родители верховного греческого бога Зевса. Картины М.Чюрлениса «Сотворение мира» и А.Айвазовского «Хаос». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н.Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности интерпретации античного мифа.
Бог- громовержец Зевс.
Распределение сфер влияния между Зевсом, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония».Алтарь Зевса в Пергаме.»Пергамские раскопки» И.Тургенева. Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса. Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Голова Зевса Отриколи. Атрибуты Зевса.
Окружение Зевса.
Гора Олимп- место вечного обитания богов. Двенадцать богов –олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса(«Илиада»). Изображение пира богов на западном фризе Парфеновна. Орел- исполнитель воли Зевса. Сюжет о похищении Ганимеда в скульптурной группе. Б.Торвальдсена «Ганимед и орел Зевса» и в картинах П.Рубенса и Рембрандта. Зевс- вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в « Метаморфозах» Овидия. Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Литературная интерпретация мифа в «Одиссее»Гомера. Миф о Сизифе. Картина Тициана «Сизиф». Возлюбленные Зевса. Картина В Серова «Похищение Европы». «Юпитер и Фетида» в картине Ж.Д.Энгера.
Прометей- «сквозь тысячелетия вперед смотрящий.
Миф о титане Прометее как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Рельеф саркофага «Прометей», создающий первого человека». Характер конфликта между Прометеем и зевсом. Месть Зевса. Отражение сюжета в картине Ф.Снейдерса и П.Рубенса «Прикованный Прометей»и в скульптуре Ф.Гордеева «Прометей, терзаемый орлом». Образ Прометея в « Теогонии» Гесиода и в Трагедии Эсхила «Прометей прикованный» Устойчивость мифа о Прометее в истории искусств, его особая популярность в романтическую эпоху 19 века. Сравнительный анализ стихотворений «Прометей» И.Гете и Дж.Байрона. Сравнительный анализ стихотворения И.Гете»Прометей» и песни- арии Ф.Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свободе. Симфония А.Скрябина «Прометей(«Поэма огня»). Образ Прометея- символ активной энергии Вселенной.Замысел автора и особенности исполнения музыкального произведения.
Посейдон-владыка морей.
Посейдон(Нептун)-один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в» Илиаде» Гомера. Миф о состязании Афины и Пасейдона за обладание Аттикой. Эрехтейон- храм Афины и Пасейдона на акрополе в Афинах. Образ Пасейдона в произведениях искусства. Статуя Пасейдона работы неизвестного мастера. Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н.Пуссена «Триумф Нептуна и Амфитриты». Тритон –сын Пасейдона и Амфитриты.»Фонтан Тритона» Л.Бернина. Скульптуры Л.Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Картина И.Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественного образа.»Владыка морей» в художественном фильме А.Михалкова - Кончаловского «Одиссея»(просмотр фрагментов и их обсуждение).
Бог огня Гефест. Гефест(Вулкан)- бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа. Описание кузнецы Гефеста и его жизни среди богов Олимпа. Описание кузнецы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Циклопы- помощники Гефеста. Кузнеца вулкана в картинах Л.Джордано и Д.Веласкеса. Гефест на острове Лемнос. Вулканалии.
Афина- богиня мудрости и справедливой войны.
Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе. Афина- богиня мудрости, покровительствующая грекам. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия Афина Парфенос и Афина Промахос в архитектурном ансамбле Парфенона.смысл символических атрибутов Афины. Кого спасает, а кого губит Афина ? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»).Картина Я.Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки. Картина Д.Веласкеса «Пряхи», соединение в одном полотне античного мифа и реалий жизни. Скульптурная группа Мирона «Афина» и « Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Гнев Афины и мастерски переданный испуг лесного демона Марсия .Картина С.Боттичелли «Афина, усмиряющая кентавра».
Лики Аполлона.
Миф о рождении Аполлона и Артемиды . Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества. Миф о победе Аполлона над Пифоном и его ироническое отражение в эпиграмме А.Пушкина. Скульптурные произведения Леохара(Аполлон Бельведерский) и Праксителя (Аполлон Сауроктон). Различия в художественной интерпретации. Образа. Предсказание будущего –один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах. Губительные стрелы аполлона. Миф о гибели детей Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Миф о состязании Аполлона и Марсия. Художественное воплощение сюжета в рельефе «Музыкальное состязание Аполлона и Марсия»( школа Праксителя) и картине Х. Риберы «Аполлон и Марсий». Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь»- прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия. Скульптурная группа Л.Бернини «Аполлон и Дафна». Художественная интерпретация мифа в картинах Н.Пуссена и А. Поллайоло «аполлон и Дафна».
Аполлон и музы Парнаса.
Аполлон мусагет-покровитель искусства и творческого вдохновения. Девять муз Аполлона. Неизменный атрибут Аполлона – лира(кифара).Лавры Аполлона – высшая награда поэтам и победителям. Аполлон как нежный и верный друг в картине А.Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением».Балет И. Стравинского «Аполлон Мусагет»(хореография Дж.Баланчина).Чарующая радость жизни и творчества, воплощенная в музыке и танце. Картина А. Мантеньи «Парнас». Фреска Рафаэля «Парнас». Картина Н.Пуссена «Парнас» и переданная в ней атмосфера творческого вдохновения.
Орфей и Эвредика.
Миф об Орфее и Эвридике. Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. Скульптура А.Кановы «Орфей». Рождение оперного искусства. «Орфей» К.Глюка – одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мира. Рок-опера «Орфей и Эвредика» композитора А.Журбина и поэта Ю.Димитрина.
Артемида – покровительница охоты.
Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини. Диана- охотница в скульптурах Леохара и Ж.Гудона(«Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Драматизм сюжета в скульптурной группе. И.Прокофьева «Актеон ,преследуемый собаками». Художестенное воплощение мифа о любви богини к простому юноше Эндимиону в картине Н.Калмакова «Артемида и спящий Эндимион».
Арес- неукротимый бог войны.
Арес(Марс)-коварный и вероломный бог войны .Богиня раздора Эрида- постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны. Особенность изображения Ареса в произведениях античного искусства. Роль Ареса в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поединок Ареса и Диомеда в « Илиаде» Гомера. Дети Ареса. Картина П.Рубенса «Битва амазонок с греками». Широкое распространение культа бога Марса в римской мифологии. Легенда о Ромуле и Реме. Скульптурный портрет императора Августа из Прима Порта. Сходство его изображения с богом войны Марсом. Традиции римского скульптурного портрета в памятнике А. Суворову М. Козловского в Санкт- Петербурге. Марсово поле – место военных смотров и маневров. Неожиданное решение образа в картине Д.Веласкеса»Марс».
Триумф Диониса. Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса),его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Античный рельеф»Рождение Диониса».Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». Скульптура « Силен с младенцем Дионисом» неизвестного автора. Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеровских гимнах. Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье»Эксекия. Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в картине Тициана «Вакх и Ариадна».художественная интерпретация образа Вакха в изобразительном искусстве: скульптура Микеланджело и картина Караваджо.
У истоков театрального искусства.
Свита Диониса. Скульптура Скопаса «Менада».Скульптура Праксителя «Отдыхающий сатир». Рождение театра. Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Дифирамбы – песнопения в честь Диониса. Возникновение греческой драмы и комедии. Первые театры и театральные постановки.
Афродита – богиня любви и красоты.
Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агесандра «Венера Милосская «Миф о рождении Афродиты и его вариации. Античный рельеф «Трон Людовизи». «Рождение Венеры» С. Боттичелли. Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания(Небесная). Миф об Адонисе – «прекрасном баловне Киприды». Адонис –один из самых популярных персонажей античной живописи. «Венера и Адонис» А Кановы. Скульптура Д.Маццуолы «Смерть Диониса».
Нарцисс и Эхо.
Миф о гордом нарциссе и прекрасное нимфе Эхо. Как был наказан за эгоизм Нарцисс?
Литературная интерпретация мифа в «Метаморфозах» Овидия.
В сетях Эрота.1 час.
Эрот ( Амур, Купидон) - юный бог любви, рождённый Афродитой. Неоднородность трактовок образа в произведениях искусства. Изображения Эрота сначала в виде прекрасного юноши, а затем шаловливого и капризного мальчика, пускающего стрелы любви в богов и людей. Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедия Софокла «Антигона» ) и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа).
Амур и Психея.1 час.
Мотив страдающей и мучающейся души в мифе об Амуре и Психее. Особенности изображения сюжета в античном искусстве. Психея как олицетворение человеческой души. Чтение фрагмента из «Метаморфоз» Апулея. Картина О. Фрагонара «Психея показывает сестрам дары Амура». Нескрываемое любопытство и зависть сестер, пользующихся добротой и радушием Психеи. Панно М. Дени «Пролетающий Амур поражен красотой Психеи».
Богиня цветов Флора.1 час.
Флора (гр.- Хлорида) – италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Её отождествление с греческой богиней цветов Хлоридой. Чтение фрагмента из произведения Овидия «Фасты». Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии – празднества в её честь.
II. Мифология древних славян.
Введение. 1 час.
Судьба языческой славянской мифологии в истории русской духовной культуры, её связь с античной мифологией. Происхождение богов и особенности их изображения. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия – главный источник знаний о славянской мифологии. Пантеон славянских языческих богов. Представления славян об устройстве мироздания. Образ Мирового Древа в трудах А.Н. Афанасьева и стихотворение К.Д.Бальмонта «Славянское Древо».
Перун – бог грома и молнии. 1 час.
Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Свита Перуна: Гром, Молния(тетушка Маланьица), Град, Дождь, русалки, водяные, ветры. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый вторник». Главный праздник громовержца – Ильин день. Связь Перуна с греческим верховным богом Зевсом и римским Юпитером.
Велес. 1 час.
Велес – покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучие. Чествование Велеса в Масленицу (Власьев день). Черты сходства с олимпийским богом Аполлоном и Паном. Велес как противник Перуна, воплощение существа змеиной породы.
Дажьбог. 1 час.
Дажьбог – один из главных богов восточных славян, давший солнце, тепло, свет, движение, смену дня и ночи, времен года и лет. Версии о происхождении его имени. Что объединяет греческого бога Гелиоса с восточнославянским Дажьбогом.
Макошь. 1 час.
Макошь - богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия – обязательный атрибут её изображения. Покровительница брака и семейного счастья. Многочисленные версии происхождения имени.
Лада. 1 час.
Лада (Ладо) - божество, покровительствующее семье и браку. Общность с греческой богиней любви Афродитой. Особый культ богини в Киеве, характерные особенности изображения. Почетное место среди других божеств славянского пантеона.
Купало, Ярило, Кострома. 1 час.
Купало, Ярило и Кострома – персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в божествах представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Существующие версии происхождения их имен.
Программа по курсу «Вечные образы искусства. Мифология.»5класс направлена на приобщение обучающихся к шедеврам мировой художественной культуры на основе знакомства с мифами и их интерпретациями в произведениях искусства различных жанров и эпох. Курс «Вечные образы искусства. Мифология» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры. Программа предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Краткая характеристика содержания:
-
Процент учебного времени
Введение
3%
Античная мифология
74%
Мифология древних славян
23%
Цель курса: изучение шедевров мирового искусства, созданного в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов.
Форма обучения: классно-урочная.
Методы, формы обучения и режим занятий
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.
Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.
Планируемый уровень подготовки учащихся:
□ формирование представления о греческой и славянской мифологии;
□ узнавать отдельные произведения выдающихся художников, называть их
авторов;
□ сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика,
живопись, прикладное искусство);
□ полученные знания и умения использовать в практической и повседневной
жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта
восприятия произведений изобразительного искусства при посещении
художественных выставок и музеев.
Учебно-методическое обеспечение программы
Учебная программа
Учебники
(название, автор)
Методические материалы
Материалы для контроля
5
Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2014
Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. 5 класс. М., «Дрофа», 2009
Н.Н. Куцман. Мировая художественная культура. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Г.И.Данило вой. Волгоград, «Корифей»,
Тесты, опрос, понятия, индивидуальные работы