Рабочая программа по внеурочной учебной деятельности «художественно-эстетического направления»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Винницкая школа» Симферопольского района Республики Крым ул. Терешковой, 8, с. Винницкое, Симферопольский район, РК, 297549 тел.(0652) 33-77-26, e-mail: [email protected]



РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол от «___»___201_ г. Руководитель МО _____________/____________/


СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР____________ Г.Х.Джелялова


УТВЕРЖДАЮ директор школы ___________Я.Д.Васильченко Приказ по школе от «____»____201_г. №__











Рабочая программа

по внеурочной учебной деятельности «художественно-эстетического направления»

кружок «Волшебный мир красок»

для 1-4 классов

уровень базовый







Автор: Петренко М.К.

учитель ИЗО

1 категория







с. Винницкое

2015/2016 учебный год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Кружок

"Волшебный мир красок"

  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно - правовая база:

Нормативно – правовыми документами программы являются:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

    1. Актуальность и перспективность курса:

Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами художественной деятельности учащихся являются:

- художественное восприятие,

- информационное ознакомление,

- изобразительная деятельность,

- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;

  • развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;

  • исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.


Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).


1.3. Возрастная группа учащихся:

Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов.

1.4. Количество часов

Программа рассчитана на 135 часов: 1 кл – 33 ч., 2 – 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.

1.5 . Продолжительность одного занятия:

в 1 классе - 30 - 35 минут, 2 – 4 классы – 35 – 45 минут

1.6. Цели и задачи реализации программы:

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.

Задачи:

  • воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

  • художественно-творческаяразвивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;

  • техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

1.7. Формы и методы работы:

Формы:

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Основные методы и технологии:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

2 . Структура программы

2.1. Основные разделы

1 класс - «Радужный мир»

2 класс - « Мы учимся быть художниками»

3 класс - «Мы художники»

4 класс - «Мы рисуем и исследуем»

2.2. Перечень УУД

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественного искусства в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);

  • понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественной культуры в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.

  • Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;

  • интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;

  • интерес к изучению шедевров искусства великих художников;

  • осознание ответственности за выполненное художественное художественноепороизведение.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);

  • пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, находить ответы.

3. Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • названия основных и составных цветов;

  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;

  • изобразительные основы декоративных элементов;

  • материалы и технические приёмы оформления;

  • названия инструментов, приспособлений.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

  • пользоваться материалами.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 2-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

  • правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. ,

  • Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

  • проявлять творчество в создании работ.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

  • основы графики;

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

  • проявлять творчество в создании работ.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;

  • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;

  • различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;

  • основы дизайна;

  • творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.

  • правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать в определённой цветовой гамме;

  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;

  • передавать пространственные планы способом загораживания;

  • передавать движение фигур человека и животных;

  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

  • свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

  • решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Литература и средства обучения

1. Литература

1.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.

2. Печатные пособия:

Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.

Репродукции картин.

3. Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Компьютер ( по возможности).

Фотокамера цифровая ( по возможности).

4. ЭОРы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [link] Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

  1. Основы художественной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.

  1. Графика.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

  • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

  • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.

  • Гравюра на картоне.

  • Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

  • Связь с рисунком, композицией, живописью.

Календарно-тематический план третьего года обучения (Практическая часть)

Тема занятия


Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Содержание занятия


Основы художественной грамоты. 16 ч.









1

Вводное занятие.

1



Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

2

Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

1



Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг

3

Натюрморт из трёх предметов.

1



Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта.

4

Рисующий свет.

1



Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

5

Холодные цвета. Стихия – вода.

1



Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

6

Теплые цвета. Стихия- огонь

1



. Акварель.рисование по методу ассоциаций.

7.

«Осенние листья».

1



Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка.

8.

Природная форма – лист.

1



Тоновая растяжка цвета, акварель.

9

Натюрморт.

1



Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

10

«Дворец Снежной королевы».

1



Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

11-12

Портрет мамы.

2



Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела.

13

«Цветы зимы».

1



Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

14-15

«Здравствуй ,праздник Новый год!»

1






Свободный выбор тем и материалов для исполнения.

16

«Прогулка по зимнему саду»

1



Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.


Графика. 8 ч.





17





Вводное занятие, введение в тему.

1



Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.

18

«Листья и веточки».

1



Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

19

«Осенние листья»

1



Композиция и использование листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.

20

Натюрморт

1



Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная.

21

«Село родное»

1



Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

22

«Терема».

1



Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала

23

Открытка – поздравление «Защитникам Отечества»

1



Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного

24

Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник»

1



Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

Наше творчество. 1ч.





25

«Мир вокруг нас»

1



Рисование с натуры. Гуашь .

Беседа о экологических проблемах окружающей среды.

Техники изобразительного искусства.4ч.










26

Волшебные нитки.

1



Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити.

27

Кляксография.

1



Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и зубной щетки.

28

Выдувание.

1



Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок.

29

Пальчиковая живопись

1



Практическая работа. Работа выполняется пальцами

Наше творчество. 5 ч.









30

Рисование по теме: «Победа!»

1



Свободный выбор тем и материалов для исполнения

31

Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни»

1



Свободный выбор тем и материалов для исполнения

32

«Мы рисуем бабочку».

1



Свободный выбор тем и материалов для исполнения

33

Рисование по теме:«Мечты о лете!»

1



Свободный выбор тем и материалов для исполнения

34

Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.

Выставка рисунков. Подведение итогов.

1






4 -й класс «Рисуем и исследуем»

На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследованиедоступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.

Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.

  1. Основы изобразительной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.

  • Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.

  • Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.

  • Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.

  • Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.

  • Композиция. Основные правила композиции:

  • объединение по однородным признакам;

  • соблюдение закона ограничения;

  • основа живой и статичной композиции;

  • группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;

  • подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).

  • Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.

Календарно-тематический план четвертого года обучения (Практическая часть)

Тема занятия


Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Содержание

Основы изобразительной грамоты.13 ч














1

Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете».

1



Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Фломастеры.

2

«Деревья».

1



Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива.Форма, структура.

3

Зарисовка растений с натуры в цвете.

1



Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель.

4

Натюрморт.

1



Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция.

5

Осенний натюрморт

1



Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель.

6

Небо в искусстве.

1



Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт

7.

Монотипия. «Отражение в воде».

1



Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.

8.

«Зимние забавы».

1



Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.

9

« Цветы и травы осени».

1



Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.

10

« Скачущая лошадь».

1



Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.

11

«Улицы моего села». .

1



Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам

12

«Новогодний бал»

1



Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.

13

Выставки, экскурсии.

1



Обсуждение

Декоративно – прикладное искусство. 17ч











14

Введение в тему.

1



Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом.

15

«Цветы».

1



Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели».

16

«Цветы и травы».

1



Декоративная роспись. Ассиметричная композиция.

Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи.

17

«Цветы и бабочки»

1



Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа.

18

Плакат – вид прикладной графики.


1



Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах.

19

Поздравления к 23 февраля.

1



Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.

20

Открытка – поздравление к 8 марта.

1



Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа.

21-22

Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства.

2



Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом.

23-24

«Осенние листья».

2



Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок.

25-26

«Туманный день».

2



Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией

27

Кукольный антураж.

1



Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом.

28

Цветоведение.

1



Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком.

29

Флористика.

1



Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий

30

Оформление работ, выставки, посещение выставок.

1




Наше творчество. 5ч





31

«День Победы»

1



Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал

32

Творческая аттестационная работа..

1



Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения.

33

Оформление работ к выставке




Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения.

34

«Наша галерея».

1



Выставка творческих работ


1