Особенности Северного Возрождения. Нидерланды

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Слепко З. И., учитель МХК и ИЗО,

ГБОУ «Школа № 538 им. С.В.Гришина»

г.Москва

11 класс. Урок 6


ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.

ГРОТЕСКНО-КАРНАВАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ВОЗРОЖДЕНИЯ

В НИДЕРЛАНДАХ

Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу»

В палаццо и храмах таятся,

Мерцая, полотна и фрески.

Зажгла их рука итальянца

И скрылась в их царственном блеске...

Даль в дымке, одежды цветущи,

Фигуры ясны, но не резки.


На ликах огня и покоя

Слиянием - кто не пленится!

И все же (строка за строкою)

Всегда (за страницей страница)

Я Питера Брейгеля буду

Злосчастная ученица.


Питер Брейгель Старший (поэма)

Новелла Матвеева

Сценарный план урока:

1. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах

2. Питер Брейгель Старший (Мужицкий)

3. «Битва Карнавала и Поста»

4. Живописный цикл Месяцы»: «Охотники на снегу

Этапы урока:

  1. Ориентировочно-мотивационный

  2. Информационный

  3. Обобщение и систематизация

  4. Рефлексия

  5. Домашнее задание


1. ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП


Вопросы для обсуждения с учащимися:


  1. Что определяло духовную и художественную жизнь Италии? - развитие светского гуманистического мировоззрения.

  2. Что возобладало в разных видах искусства в Италии? – античные формы и реализм в их передаче.

  3. А что на Севере? – формы зрелой готики с ее спиритуализмом и натурализмом.

  4. Что составляло основу художественного идеала в Италии? – гуманистическое представление о человеке.

  5. Какая культура на Севере предшествовала эпохе Ренессанса? - Культура Арс нова с ее «новым благочестием».

  6. Может ли художественный идеал Севера быть тождественен идеалу Юга, когда по образному замечанию одного из искусствоведов, «Юг видел колонну в дереве, а Север – дерево в колонне»? – нет.


Художественный идеал Севера не мог быть тождественен идеалу Юга. У каждого направления в искусстве, как и у каждого произведения искусства, есть своя логика и эстетика. Возрождение на Севере носило гротескно-карнавальный характер в Нидерландах, мистический в Германии, светский во Франции. Особая ситуация сложилась в Англии. Попытаемся найти смысл, понять многослойность и контекст Северного Возрождения.


2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП


Реализм северных мастеров иной, чем у итальянцев. Но к северу от Альп в Нидерландах, Германии, Франции в конце XVXVI в. произошло неизбежное - активное взаимодействие итальянского классического идеала и северной традиции изображения мира и человека.

Аналитический подход итальянских мастеров к действительности, выявление характерного, правдивая передача индивидуального при возвышенной идеализации вызывают восхищение, но и отражают весь трагизм эпохи Возрождения, когда возвеличенный лучшими умами человек так и не стал свободным.

Искусство Северного Ренессанса с его натуралистической точностью и синтезом наблюдений над человеком и окружающим его миром называют «магическим реализмом».

Быстрый рост городов в Нидерландах, уклад городской жизни, цеховые ремесла, с одной стороны, и рост обособленности и индивидуализма, карнавальные традиции, не поддающиеся цензуре, с другой, освобождали человека от средневековой догмы, предрассудков и морали.

Великим мастером, показавшим мир в своих картинах-метафорах сквозь призму «смеховой культуры», был Питер Брейгель Старший, по прозвищу Мужицкий (1525(?) – 1569). Потому что:

Прозренья его беспощадны,

Сужденья его непреложны.

Его дураки безупречны,

Его богомольны - безбожны,

Его отношения с вечной

Бессмертной Гармонией - сложны.


Питер Брейгель Старший (поэма)

Новелла Матвеева


В учебнике на цветной вкладке и экране доски одна из самых знаменитых картин Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого) «Битву Карнавала и Поста». Мир, который изображает Брейгель, похож на муравейник, в котором живут и суетятся люди. На площади небольшого городка его жители ряженые, гуляки, монахи и торговки снуют между домами, выходят из дверей и выглядывают из окон, что-нибудь несут, или попросту размахивают руками. Праздник «разбавлен» суровыми реалиями жизни: нищими и калеками. Фигур в монашеских черных одеяниях больше чем гуляк в маскарадных костюмах, но обреченности в этом нет, потому что происходит естественный круговорот вещей. Движение идет по большому кругу человеческой жизни с ее невзгодами, радостями, постами, карнавалами, как смена времен года и ход времени вообще.


Задание для учащихся

На стр. 43-44 учебника дано описание картины Питера Брейгеля Старшего «Битва Карнавала и Поста», используя текст учебника, заполните табличку:


Участие в карнавале

(действия)

Как автор учебника характеризует героев

Карнавальный король

Дальний

план

Стоит, вокруг него пляшет группа калек

Безногий ряженый в красной шапке-короне и мантии с горностаевыми хвостами – символами карнавального битья-«развенчания».

Карнавал

Передний план

Оседлал бочонок с вином.

Лоснящийся от жира, в расходящемся на круглом животе камзоле, держит в руках масленичное оружие – вертел с молочным поросенком.

Постная Дева

Передний план

Примостилась на стуле, напоминающем виселицу

С ульем на голове, с лопатой в руках, где едва просматриваются две иссушенные рыбки.


Совершенно иначе круговорот жизни, показывает Питер Брейгель в живописном цикле «Месяцы»:

«Охотники на снегу» (декабрь-январь);

«Хмурый день» (февраль-март);

утраченный еще в XVII веке весенний пейзаж (апрель-май);

«Сенокос» (июнь-июль);

«Возвращение стад» (октябрь-ноябрь).


Пейзажи Брейгеля великолепны, космический размах в них органично сплавлен с житейской повседневностью, природа грандиозна и достоверна. У художника встречаются картины поразительной красоты. Они словно иллюстрируют мысль Эразма Роттердамского, который утверждал, что Бог способен явить любые чудеса – в нарушении законов природы, но ежедневно творит чудеса большие, чем исцеление прокаженного. Эти чудеса нам привычны и поэтому мы не замечаем их чудесности. В основе каждого пейзажа Брейгеля и лежит такая чудесная реальность.


2. ОБОЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ


1. Северным Возрождением называют период (конец XV-XVI в.) в развитии культуры и искусства стран, расположенных к северу от Альп: Нидерландов, Германии, Франции.

2. В каждой из стран имелась своя специфика, но везде речь идет об активном взаимодействии итальянского классического идеала и северной традиции изображения мира и человека.

3. Художников Северного Возрождения привлекало характерное, а не идеально-обобщенное, как итальянцев, их мало волновала красота совершенных пропорций, и не занимала теория перспективы. Они применяли технику масляной живописи, умело передавали тончайшие свойства материала.

4 Искусство Северного Ренессанса характеризуют как «магический реализм», где натуралистическая точность соседствовала с синтезом наблюдений над человеком и окружающим его миром.

5. В Нидердландах, доведенный до гротеска образ дурака-индивидуалиста, живущего по законам дураческой жизни, позволял взглянуть на эту жизнь по-новому.

6. Великим мастером был Питер Брейгель Старший, по прозвищу Мужицкий (1525(?) – 1569). Знаменитые картины «Битва Карнавала и Поста» (1559), «Охотники на снегу» (1565) дают нам возможность взглянуть на движение по большому кругу человеческой жизни с ее невзгодами, радостями, постами, карнавалами, сменой времен года и на ход времени вообще.


Задание дл учащихся

Используя слайд из презентации учителя, перенести карту-схему урока № 6 в тетрадь

Карта-схема урока

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ


Период (конец XV-XVI в.) в развитии культуры и искусства стран, расположенных к северу от Альп: Нидерландов, Германии, Франции.

Специфика:

«МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ» -

в Нидерландах

«МИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР -

в Германии

СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР -

во Франции

Художников Северного Возрождения привлекало характерное, а не идеально-обобщенное, как итальянцев. Натуралистическая точность и синтез наблюдений над человеком и окружающим миром стало их «магическим реализмом», так как их мало волновала красота совершенных пропорций, и не занимала теория перспективы.

В Нидердландах, доведенный до гротеска образ дурака-индивидуалиста, живущего по законам дураческой жизни, позволял взглянуть на эту жизнь по-новому. Этот образ вел к отрицанию многих моментов жизни и тем самым к отрицанию средневековой морали.

Великим мастером был

Питер Брейгель Старший, по прозвищу Мужицкий (1525(?) – 1569).

Знаменитые картины «Битва Карнавала и Поста» (1559), «Охотники на снегу» (1565).


Великий мастер Питер Брейгель Старший, создавал искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор, где грубоватый народный юмор сочетался со сложным иносказанием, а острая наблюдательность с фантастическим гротеском, при широком обобщении и создании гармонической картины мира.

Ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения.



3. РЕФЛЕКСИЯ


Задание для учащихся

Перед вами три отрывка из поэмы Новеллы Матвеевой.

Сформулируйте вопрос-проблему к каждому из них.


1.

Ступает Гармония ровно,

Нигде не сбивается с шага.

Один ее взор, безусловно,

Для нас наивысшее благо!


Верна, постоянна, урочна

Как Разум, Душа и Святыня.

Но жаль: не указано точно,

Где именно эта богиня

Слоняется? Лес? Катакомбы?

Край пропасти? Пустошь? Пустыня?

2.

О, каверзный Брейгель!

Простейшие пьянки и пляски,

Как жуткую тайну, открыл он.

Как заговор, предал огласке.

И взгляд уловил моментально,

Что это действительно - тайна.

Не тайна - пещеры драконов

И пропасти черной Гекаты.

Таинственен подслеповатый,

Приплюснутый, тусклый, бессвязный,

Создания перл компромиссный,

Творенья венец безобразный.

3.

... При мысли о душах несложных,

Разгадывать кои не надо:

К раскрытию коих подходят

Ключи от амбара и склада, -

Всегда ли резонно - не знаю,

Но Брейгеля я вспоминаю.

При мысли о лицах недвижных,

В тугом напряженье покоя

(На задней стене мыловарни

Всегда выраженье такое!

На брусьях, на дубе стропильном...);

При мысли о каменно-мыльном,

О твердо-подошвенном взоре

Асфальтовых глаз Примитива;

О пальце картофельно-белом

На кнопке вселенского взрыва;

О судьбах, скользящих по краю, -

Я Брейгеля вспоминаю.

При мысли о логике нищей,

О разуме задремавшем,

О стоптанном ухе, приникшем

К железным чудовищным маршам, -

О Брейгеле я вспоминаю! -

О Питере Брейгеле-старшем.



  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Урок 6. стр. 42-47

Творческое задание. Проанализируйте любую из картин серии «Месяцы» с точки зрения идейного содержания, композиции, палитры. Для ответа используйте иллюстрации с DVD.



Используемая литература:


Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008


Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 11 класс (базовый уровень). Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее (полное) общее образование / Л.Г.Емохонова Н.Н.Малахова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009

[link] Матвеева Новелла. Питер Брейгель Старший (поэма)