МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, РАСКРЫВАЮЩИЕ МЕТОДИКУ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
«РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»
ГБОУ школа № 619
Воспитатель ГПД
Ильина Эльвира Валерьевна
г. Санкт Петербург
2016 год
Содержание
1.Пояснительная записка
1.1.Цели и задачи
2.Теоретическая часть
2.1Античная цивилизация
2.2.Крито-Микеннская культура
2.3.Культура Гомеровского времени
2.4.Архаическая культура
2.5.Искусство ранней классики
2.6.Искусство Высокой классики
2.7.Культура эпохи Эллинизма
2.8.Заключение
2.9.Вопросы по теории
3.Практическая часть
3.1.Дидактическая игра «Укрась древнегреческую вазу из вырезанных частей» 3.2.Дидактическая игра «Найди предмет античности»
3.3.Конспект занятия «Поэтапный метод рисования древнегреческого храма Парфенона»
4.Словарь
5.Литература
1.Пояснительная записка
За несколько веков до нашей эры в Древней Греции, а позднее покорившем ее Риме существовало искусство, которое мы теперь называем античным. Слово это произошло от латинского «antiguus» - «древний». Античная культура есть величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации. К античности восходят почти все ныне известные литературные жанры, многие философские системы, главные принципы архитектуры и скульптуры, основы многих наук. Тысячелетняя история античности накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа, которые именуются классическими, отсюда произошло название художественного стиля 17-18 вв.- классицизм, ориентированный на античность. История греческой культуры прошла в своем развитии следующие этапы:
1.Крито-микенский (Эгейским);
2.Гомеровский;
3.Архаический;
4.Класический;
5.Эллинистический.
Область распространения древнегреческого искусства выходила за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах, значительную часть Малой Азии, многие острова и луниты на Средиземном и Черном морям, где находились греческие колонии. После походов Александра Македонского греческая художественная культура распространилась по всему Ближнему Востоку. Древнегреческое искусство полнее всего раскрыло свои возможности в период классики, когда переживала рассвет рабовладельческая демократия, полисы (города-государства) достигли наивысшего подъема, а свободные ремесленники и землевладельцы ощущали себя полноправными гражданами общества. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Идеалом греков стал образ человека-гражданина, гармонически развитого физически и духовно. Античных мастеров вдохновляли греческие мифы: статуи, созданные ими, изображали богов. Они имели облик физически совершенных людей, наделенных и высокими душевными свойствами. В глазах каждого грека боги воплощали в себе красоту, благородство, мужество и разум.
Прогресс пластических искусств в античной Греции был поистине огромен. Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитая система реалистических принципов; развивались многочисленные светские формы искусства; возросла его общественно-воспитательная роль. В архитектуре были выработаны ордерные принципы и заложены основы градостроительства; в скульптуре осознана выразительность человеческого тела на основе великолепного знания его анатомической структуры; в живописи были созданы первые станковые картины, зародились принципы светотени и перспективы, т.е положено начало живописи; развивалась совершенная по своим декоративным качествам вазопись. Древнегреческие художники блестяще разрешили проблему синтеза пластических искусств, о чем свидетельствуют скульптурные фризы и фронтоны храмов, образцы монументальной живописи, статуи, созданные с расчетом на архитектурное окружение.
Каждая последующая эпоха в той или иной мере использовала опыт древнегреческого искусства.
Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры. Занятия направленные на знакомство с художественными стилями выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, художественных способностей так как ,известно, дети отражают, в своих рисунках, лепке, аппликации впечатления полученные не только от окружающего мира, но и от знакомства с миром прошлых столетий. Помимо приобретения теоретических знаний можно получить и практические навыки, которые будут представлены в данной работе.
1.1.Цели и задачи
Целью курса занятий по истории греческого искусства является нравственное совершенствование детей, формирование духовного мира, гармоничное развитие личности.
Задачи:
1.Обучение основам древнегреческого искусства и формирование знаний о новом художественном стиле.
2.Развитие художественно-творческих способностей личности учащегося.
3. Воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического восприятия культуры прошлых столетий.
2.Теоретическая часть
2.1.Античная цивилизация
Культура Древней Греции обладала рядом существенных особенностей. Античная Греция никогда не была единым политическим целым, представляла собой совокупность нескольких
сотен небольших городов-государств- полисов, располагавшихся на Балканском полуострове и островах Эгейского и Ионического морей. Различия между полисами были весьма существенными: в государственном строе, денежных системах и системах мер и весов. Греческие полисы постоянно соперничали друг с другом (например, демократические Афины и аристократическая Спарта). Смыслом этого соперничества было достижение славы и формирование достойной личности. Важнейшей частью греческой культуры являлось искусство, которое воспринималось греками как катарсис
-очищение и возвеличивание человеческой души.
История греческой культуры прошла в своем развитии следующие этапы: 1.Крито-микенский (эгейский);
2.Гомеровский;
3.Архаический;
4.Класический;
5.Эллинистический.
Рассмотрим их.
2.2. Крито-Микенская культура
Под крито-микенской культурой понимается культура бронзового века (3-2 тыс.до н.э.), господствовавшая в Восточном Средиземноморье (остров Крит). Центрами критской культуры были монументальные дворцовые комплексы в городах Кносс, Маллия, Фест. Знаменитый Кносский дворец царя Миноса своей величественной архитектурой напоминал древнеегипетские храмы с их обширными колонными залами и открытыми дворцами. Подземные помещения этого дворца называли Лабиринтом, а греческие мифы сделали его местом обитания Минотавра- получеловека- полубыка. Самой известной достопримечательностью Кносского дворца была великолепная фресковая живопись, украшавшая его стены, а также замечательные керамические вазы с растительными и морскими (изображения осьминогов, моллюсков, рыб) мотивами.
Микенская культура многое позаимствовала у критской, но была намного примитивнее. Греки-ахейцы строили мощные оборонительные сооружения: символами могущества ахейских царей были укрепления на возвышенных местах, обнесенные толстыми стенами, сложенными из огромных каменных квадратов. Мощные стены Микен имели несколько ворот, самые знаменитые из которых- «Львиные ворота», украшенные скульптурным рельефом, изображающим двух львиц.
Микенские цари воздвигали для себя величественные купольные гробницы. К наиболее пышным усыпальницам относится гробница Агамемнона, героя Троянской войны. Центром микенских дворцов был мегарон- зал с очагом, окруженный колоннами. Стены дворцовых покоев покрыты многочисленными фресками с изображением охотничьих и батальных сцен.
2.3. Культура Гомеровского времени
Гомеровский период (9-11вв. до н.э.) часто называют «темными веками» в истории Древней Греции, так как наши знания о нем скудны и отрывочны. В то время в Греции отсутствовали монументальная архитектура и письменность, а греки жили родоплеменным строем. Несмотря на общий низкий уровень общественного развития Греция в 9-11 вв. до н.э. литература обладала двумя шедеврами эпической поэзии, значение которых в мировой художественной культуре необычайно велико: «Илиада» и «Одиссея» являются основой европейского искусства, этики и философии. Их сюжеты, идеи и образы уже много столетий вдохновляют художников, драматургов, скульпторов, музыкантов и других мастеров искусства.
Искусство в гомеровскую эпоху было развито слабо. Некоторое развитие получило лишь изготовление керамики и вазовая роспись.
В последней господствовал так называемый геометрический стиль- схематический, однообразный узор, располагавшийся поясами по всей поверхности сосуда.
Лучшими образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном количестве в Афинах (9 в. до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами.
Архитектура, скульптура, изобразительное искусство начнут интенсивно развиваться в Греции в следующий, архаический, период.
2.4.Архаическая культура
В архаическую эпоху (6-8 вв.до н.э.) возникли почти все формы античной культуры и искусства- философия, классическая литература, изобразительные искусства- архитектура, скульптура, живопись, олимпийские игры.
Греческие игры.
Агональное (состязательное) начало греческой культуры породило целую систему знаменитых греческих игр. Настоящей жемчужиной среди них были Олимпийские игры, прославившие Древнюю Грецию в веках. Участвовать в них могли лишь полноправные граждане полиса (исключались женщины, рабы, иноземцы).Игры повторялись каждые 4 года, сопровождались общегреческим перемирием, а наградой победителям были лишь венки из оливы, лавра или сосны.
Общегреческие игры и состязания сыграли огромную роль в истории античного искусства: прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческой скульптуры.
Начиная с архаической эпохи приоритет в искусстве Древней Греции сохранялся за пластическими видами искусства- архитектурой и скульптурой. Высочайшего мастерства достигли греческие вазописцы, создавшие свой неповторимый стиль. Строились храмы, греки создали собственный образ отдельно стоящей опоры- колонны. Колонна была соразмерна человеку и уподоблялась его фигуре. Тогда же определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического- строгого, торжественного и массивного и ионического- легкие пропорции, изящество, широкое применение декоративных элементов.
Искусство вазописи
Древние греки достигли большого мастерства в искусстве изготовления керамических сосудов и вазовой росписи. Керамика сопровождала грека на всем его жизненном пути. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителям спортивных состязаний, стройные лекифы ставили на могилы, в пифосах и амфорах хранили оливковое масло, вино и зерно, в больших кратерах смешивали вино с водой.
За несколько столетий, разделяющих гомеровскую и архаическую эпохи, искусство вазовой росписи претерпело большие изменения. Примитивный геометрический узор постепенно уступил свое место изображениям людей и животных. Стиль искусства вазописи 7 вв. до н.э. называют ориентализирующим (восточный)- это стилизованные растения, реальные и фантастические животные (львы и сфинксы, птицы с головой человека), заимствованные греческими мастерами из искусства Сирии, Финикии, Персии и Египта. Главными центрами керамического производства были Афины и Каринф. В следующем 6 веке до нашей эры, Греческая керамика начинает освобождаться от восточных влияний – возникает новый, чернофигурный стиль.
Изображение на вазах этого стиля исполнено чёрным лаком по красноватой глине. Геометрический узор заменяется сценами бытовыми, взятыми из жизни. К концу 6 века до нашей эры чёрнофигурный стиль сменяется более сложным краснофигурным, при котором фигуры оставляются в цвете глины, а чёрным лаком закрывается фон: на чёрном фоне легче передавать объём и глубину пространства. Примечательно, что позднеархаическое искусство уже не анонимно – гончары и живописцы, даже скульпторы оставляют на своих произведениях собственные имена. Так широко известны вазы, расписанные талантливым афинянином Эксекием на мифологические сюжеты: жемчужиной архаического искусства называют его амфору «Ахилл и Аякс, играющие в кости». Знаменитыми были и имена Клития («ваза Франсуа» с изображением персонажей греческой мифологии) и Андокида, Евфрония и Евтимида.
Стремление к реализму в изображении, к гармонии между изображаемыми фигурами и формой сосуда делает греческую керамику периода архаики особенно ценной, с точки зрения знатоков искусства. Архаическая эпоха заложила основу для будущего рассвета греческой культуры и искусства в следующую, классическую, эпоху.
2.5 Культура Греции периода ранней Высокой классики.
Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством.
Искусство Ранней классики.
В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в
развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений. На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора.
Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По скульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды - при переходе от архаики к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства.
Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души.
Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.
Вторая четверть Vв. - годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних
авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.
Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность - наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.
2.6 Искусство Высокой классики.
Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло
ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районов города.
Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности - Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, - превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.
Архитектура высокой классики характеризуется поразительной
соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид.
В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий - Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.
Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики.
Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.
Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.
В конце Vв. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) - изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).
К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце Vв. эффект светотени, т. е. положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи второй половины Vв. все большее место занимают бытовые сцены.
В сознании последующих поколений V век до н.э. ассоциировался с
величайшими победами, одержанными греками при Марафоне и Саламине, он воспринимался как время героических деяний предков, отстоявших независимость Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая цель - служить родине вдохновляла бойцов, когда высшей доблестью было погибнуть за отечество, а высшим благом считали благо родного полиса.
2.7 Культура эпохи Эллинизма.
Эллинистический этап был последним в истории Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского. Полководцы Александра разделили территорию на отдельные независимые государства жизнь в которых была устроена по эллинскому образцу. В период эллинизма, на ряду с традиционными культурными ценностями развивалась наука и техника, философия и литература, различные виды искусства. Военные походы, торговые путешествия в другие страны расширили кругозор Греков и способствовали развитию техники, механики, астрономии, а так же изобразительного искусства. Формирование эллинистической культуры принимали участие не только Греки, но и представители других народов: Египтяне, Сирийцы, Евреи.
По этому эллинистическую культуру можно назвать в прямом смысле слова мировой. В это время был составлен перечень всего лучшего, что было создано древними цивилизациями за всё время её существования, - «семь чудес света».
7 чудес света
1.Египедские пирамиды(3 тысячелетие до н.э.)
2.Висячие сады в Вавилоне(1тысячелетие до н.э.)
3.Храм Артемиды в Эфесе(6 в.до н.э.)
4.Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия(5 в. до н.э.)
5.Мавзолей в Галикарнассе(4 В.до н.э.)
6.Александрийский(Фаросский) маяк (4 в. до н.э.)
7.Колосс Родосский(2 в. до н.э.)
Архитектура.
Искусство эпохи эллинизма переживала период бурного расцвета. Активное строительство новых городов. Они имели прямоугольную форму и рациональную планировку. Особое развитие получило строительство общественных зданий и сооружений. По всюду на склонах холмов возникают каменные театры. Постройки этого времени часто отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания. Это относится к монументальным алтарям – алтарю Гиерона-2 в Сиракузах и памятнику эпохи – алтарю Зевса в Пергаме. Спецификой эллинистической архитектуры было появление новых зданий – библиотек и сооружений научно- практического назначения «Башня ветров» в Афинах. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда – морской маяк на острове Фарос, который считался одним из «7 чудес света».
Скульптура.
Пластическое искусство характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности. На первый план выступили грубость, жестокость, беспомощность и трагизм – чувство, к которым проявляли повышенный интерес скульпторы 1–4 века до нашей эры, достигшие высочайшего мастерства техники обработки мрамора. Тенденция эллинистической скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частного, личного, а не общественного как прежде. Для неё характерно любопытство к житейским подробностям, позднее стали называть это «жанром». Прославленные работы этого времени: статуя – «Ника Самофракийская», статуя работа Агександра – «Афродита Милосская». Эти работы украшают собой Парижский Лувр. Известные скульпторы мастера Афинодорон и Полидорон создавшие скульптурную группу «Лаокоон», которая хранится в Ватиканском музее. Ярким образцом гигантомании является огромная скульптура 32 метров статуя Бога Гелиоса из золочёной бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда. Это чудо искусства заняло последнюю, 7, строчку в списке чудес света.
Особенно велико было влияние эллинизма на Римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждает слова римского поэта
Горация:
Греция, пленницей став,
Победителей грубых пленила
В Лациум сельский искусства внесла.
Живопись.
О живописи IVв. можно судить в основном по сведениям, сохранившимся у античных авторов. Судя по ним, она достигла высокого уровня не только в практике, но и в теории. Были широко известны такие картины основателя сикионской школы Евмолпа, ученик которого, Памфил, создал трактат о художественном мастерстве.
Тенденции Скопаса были близки художнику Аристиду Старшему, одна из картин которого изображала умирающую на поле битвы мать, к груди которой тянется ребенок. Произведение Никия "Персей и Андромеда" скопировано на одной из фресок в Помпеях. Этого художника высоко ценил Пракситель, доверяя ему тонирование своих мраморных статуй.
В IVв. достигло расцвета искусство малых форм, отмеченное грацией и изяществом. Оно прославлено терракотами мастеров Танагры. Вазовая живопись, напротив, вступала в полосу упадка: чересчур усложнились композиции, возросла пышность декора, появилась небрежность в рисунке.
В целом искусство данного периода расценивается исследователями как время принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху эллинизма.
2.8.Заключение.
Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером, а самым важным её завоеванием было отношение к человеку как к подлинной ценности, как мере всего сущего. Историю Древней Греции принято делить на большие 2 эпохи, на микенскую и античную цивилизации. Первоначально художники, особенно критские, стремились больше к украшательству, то уже с позднее творчество Эллады полно жизненности. Изучаемой культуре присуща определённая традиционность, сохранение ряда понятий, например мотива бегущей спирали, сохранившегося ещё от культуры северо-балканских племён эпохи неолита, получившего развитие в 3 тысячелетии и воспроизведено во 2 тысячелетии в орнаменте не только монументальных царских фолосов, но и декоре бытовых предметов, особенно посуды.
Вместе со спиралью народ сохранил и другие традиционные геометрические мотивы. Поэтому после дарийского переселения уменьшилась потребность в предметах роскоши, геометрический стиль вновь занял ведущее место в искусстве.
В 20-12 веках население Греции прошло сложный путь духовного развития. Произошёл переход от первобытнообщинного к раннеклассовому строю. Параллельное существование этих двух систем обусловило своеобразие истории Древней Греции в эпоху бронзы. Многие достижения эллинов явились основой культуры греков классической эпохи и вошли в сокровищницу Европейской культуры. В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества.
О монументальной живописи архаического периода ничего не известно. Очевидно, что она существовала, но по каким то причинам не сохранилась. За то мы можем судить о вазописи, которая в динамичном, многообразна и быстрее откликается на всевозможные художественные открытия и эксперименты.
Таким образом период архаики можно назвать периодом резкого скачка в культурном развитии Греции. За архаическим периодом следует период классики. Выдающийся художник ранней классики – Полигнот, который изображал людей в пространстве. Аполлодор открыл эффект светотени, то-есть положил начало живописи. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В течение многих веков искусство Древней Греции было образцом для подражания. Поэтому хотелось ознакомить детей с новым художественным стилем «Античное искусство», чтобы сформировать гармоничное развитие личности учащегося.
2.9.Вопросы по теории
Прежде чем перейти к практике нужно проверить, как дети усвоили этот непростой материал. Поэтому были составлены вопросы по всему курсу.
ВОПРОСЫ:
1.Перечислите основные черты и особенности античной греческой культуры.
2.Какого было значение гомеровского этапа в культуре Древней Греции?
3.Какие черты искусства архаического периода свидетельствуют о восточном влиянии?
4.Каков был гражданский идеал древних греков и как он воплотился в искусстве?
5.Почему в Греции достигло высокого расцвета искусство вазовой живописи?
6.Каковы были основные направления развития классического греческого искусства?
7.Каков был вклад древнегреческой культуры в сокровищницу мировой культуры?
8.Назовите « семь чудес света»?
3.Практическая часть
3.1.Дидактическая игра «Укрась вазу из вырезанных частей»
ЦЕЛИ:
1.Учить делать различные композиции из мелких элементов красиво украшать вазу с растительными и морскими мотивами.
2.Развивать творчество, фантазию, мышление и память учащегося.
МАТЕРИАЛ:
Ваза вырезанная из картона покрашенная в черный цвет, гуашевые краски 12 цветов, карандаш, ластик, пастельные карандаши.
Описание игры:
Древние греки достигли большого мастерства в искусстве изготовления керамических сосудов и вазовой живописи. 2 тысячелетие до нашей эры был традиционный геометрический орнамент критян по мотивам спирали, он был схематический, однообразный располагавшийся поясами по всей поверхности сосуда. В дальнейшем, во всех областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя растение, животных и морскую фауну. Особенно важна передача идеи движения, что отличает культуру от других древних культур. Позднее греческие вазописцы не пренебрегали и жизнью социальных низов, изображая сцены полевых работ, ремесленные мастерские, народные празднества в честь Диониса и даже нелегкий труд рабов в рудниках. Сегодня мы будем расписывать 2 вазы.
1ваза по мотивам спирали из критской культуры
Каждому из вас выдана ваза которую нужно украсить. Также вам даны геометрические фигуры которые вы должны раскрасить разными цветами и выложить на вазе в виде спирали. Приступайте к работе. Попробуйте составить несколько узоров.
2 ваза
2 ваза будет у нас выполнена с морскими мотивами. Кто-то будет рисовать и вырезать осьминогов, кто-то моллюсков, кто-то рыб. Обратите внимание на размеры выданной вам вазы, размеры морских животных не должны быть больше чем сама ваза, причем их должно быть несколько. Сначала карандашом в альбоме нарисуйте морское животное, затем пастельным карандашом раскрасьте его, вырежьте, составьте композицию. Приступайте к работе. Попробуйте составить несколько узоров.
3.2.Дидактическая игра «Узнай предмет античности»
Цели:1.Учить быстро и правильно собирать иллюстрации разделенных на несколько частей из данных произведений искусств разных эпох и найти шедевры античности.
2.Закреплять знания учащихся о искусстве Древней Греции.
Описание игры:
Перед вами лежат иллюстрации произведений искусств разных эпох давайте назовем их. Теперь вам выдаются разделенные на 4 части иллюстрации соберите их воедино и назовите предмет античности.
1.Краснофигурная ваза
2.Барельеф с мужской фигурой
3.Собор Святого Петра
4.Деревянная статуэтка
5.Венера Милосская. Мрамор
6.Панафинейская амфора
7.Кратер
8.Ника Самофракийская
9.Фреска Тассили. Возвращение стада
Какие произведения искусства относятся к античной цивилизации?
1.Древнегреческая краснофигурная ваза 2 в. до н. э.
2.Венера Милосская. Мрамор. 2в. до н. э. Древняя Греция.
3.Панафинейская амфора 4 в. до н. э.
4.Кратер 5 в. до н. э.
Про все эти произведения искусства было рассказано в теоретической части.
3.3.Конспект занятия «Поэтапный метод рисования древнегреческого храма Парфенона»
Цели и задачи занятия:
1.Знакомство с древнегреческой архитектурой Высокой классики 5век до нашей эры, научить детей поэтапному методу рисования древнегреческого храма Парфенона.
2.Развитие общего кругозора, зрительной памяти, внимания.
3.Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного.
Материалы и оборудование
Наглядные пособия в виде репродукций, тематических наборов открыток, лист белой бумаги формат А3,набор простых карандашей (мягкие, жесткие, средний), ластик, мольберт, тушь.
Ход занятия
1.Вступление.
Организационная беседа с разъяснением того, что будет происходить на занятии.
2.Основная часть.
Беседа о строительстве древнегреческого храма Парфенон с показом наглядности, обсуждение формы, расположения на листе.
Рисунок в карандаше создают постепенно:
1.Набросок передних 3 стенок с учетом перспективы, точки зрения, композиционного решения на листе.
2.Уточнение пропорций стенок.
3.Поэтапное рисование храма, прорисовка деталей.
4.Закончить рисунок тушью.
3.Заключительная часть.
Анализ результатов, показ удачных работ.
Содержание занятия
За несколько веков до нашей эры в Древней Греции, а позднее в покорившем ее Риме существовало искусство, которое мы теперь называем античным.
Античным миром стали называть также весь полуторатысячный период от возникновения Греции вплоть до гибели Римского государства в 5 веке нашей эры. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Это искусство было создано жителями свободных древнегреческих городов-республик. Их идеалом стал образ человека-гражданина, гармонически развитого физически и духовно.
Особенно расцвело античное искусство в Афинах в 5 веке до нашей эры. В храмах, на берегу моря стояло множество статуй. Освещенные солнцем, овеянные воздухом, они были бесконечно прекрасны. Античных мастеров вдохновляли греческие мифы: статуи, созданные ими, изображали богов. Они имели облик физически совершенных людей, наделенных и высокими душевными свойствами. В глазах каждого грека боги воплощали в себе красоту, благородство, мужество и разум.
На высоком холме в центре Афин был воздвигнут мраморный Акрополь. За его непреступными стенами афиняне могли укрыться от вторжения неприятеля. Здесь же были самые красивые храмы Древней Греции, и среди них знаменитый Парфенон, посвященный покровительнице города Афине - Парфенос (Афине-Деве). На фоне ярко-синего неба мягко светились его стены и колонны, сложенные из золотистого пентелийского мрамора.
Время не пощадило бессмертного творения Иктина и Калликрата, создавших этот храм.
Сохранились лишь остатки стен и колоннады. Но и эти руины позволяют говорить об удивительной красоте Парфенона.
В центре площади перед Парфеноном стояла большая бронзовая статуя Афины - Промахос (Афины-Воительницы). Шлем и наконечник копья, которое она держала в руках, были покрыты золотом.
Сверкая на солнце, они были хорошо видны в любой точке города. Создавалось ощущение, что богиня Афина бессменно охраняет покой его жителей.
Внутри Парфенона находилась еще одна статуя богини. Она была сделана из дерева, слоновой кости и золота. В ее глазницы были вставлены два огромных изумруда, сверкавший всякий раз, когда на них падал солнечный луч. Обе эти статуи создал знаменитый греческий скульптор Фидий. НИ одна из них не сохранилась и судить о них можно лишь по многочисленным копиям, сделанным уже в те
времена, когда Греция была покорена римлянами.
На этом занятии мы познакомимся со способом рисования храма Парфенона. Итак начнем.
Давайте познакомимся с изображением геометрической основы храма. Рассмотрим гипсовые геометрическое тело: параллелепипед. Приведите примеры подобных тел, предметов из жизни. Давайте, еще раз, вместе проведем анализ формы храма. Передняя стенка храма длиннее, чем дальняя, а уходящая сторона только кажется меньше, а в действительности она остается такой же по величине, так устроен наш глаз. Не забудем и точке схода –это точка на линии горизонта, в которой мысленно сходятся параллельные линии. Вам представлен наглядно поэтапный метод рисования храма. Приступаем к изображению в обычном порядке: сначала определяем композиционное и пространственное расположение рисунка на плоскости листа. Теперь без нажима срисуйте карандашом первый контур, это общие очертания храма, уточните пропорции передней стенки. Этот шаг, который кажется наиболее легким, должен быть сделан особенно тщательно. Второй контур добавляется к первому тоже без нажима и так же тщательно. Проследите чтобы задняя стенка храма при кажущемся уменьшении сохранила правильную пропорциональность своих сторон. Теперь посмотрите на свою работу в зеркало. В нем отразиться любое искажение, допущенное вами. Третий элемент рисуйте прямо поверх первых двух. Продолжайте таким образом до последнего. Главное не совершить ошибки на первых шагах, поскольку ошибки из-за невнимательности в начале могут исказить в конечном счете все изображение. Когда срисовываете, следите не только за направлением линий, но и за расстоянием между ними, старайтесь как можно больше приблизиться к образцу. После каждого шага очистите рисунок ластиком от предыдущих набросков.
По завершению работы нужно усилить законченный рисунок тушью, обведя его тонкой кистью или пером. Когда тушь высохнет, ластиком уберите следы карандаша. Давайте рассмотрим, что у нас получилось. Все работы выложите в ряд. Отметим лучшие работы.
Сегодня на занятии вы немного познакомились с древнегреческой архитектурой Высокой классики и научились поэтапному методу рисования древнегреческого храма Парфенона. На следующих занятиях мы еще узнаем о искусстве Древней Греции.
СЛОВАРЬ
Агональность- состязательность
Антаблемент- перекрытие, поддерживаемое колоннами
Мегарон- зал с очагом, окруженный колоннами
Катарсис- очищение и возвеличивание человеческой души
Ордер- это порядок связи несущих (колонны) и несомых (антаблемент, включавший архитрав, фриз и карниз) частей здания в стоечно-балочной конструкции.
Скипетр- символ власти
Фриз- горизонтальная полоса на верху внутренней или наружной стены, украшенная скульптурами или написанная красками
ЛИТЕРАТУРА
1.Федоров Н.А., Античная литература. Греция. Антология.
2.Алпанов М.В., Художественные проблемы искусства Древней Греции.
3.Виппер Б.Р., Искусство Древней Греции.
4.Кун Н.А., Легенды и мифы Древней Греции.
5.Зарецкая Д.М., Мировая художественная культура
6.Любимов Л.А., Искусство Древнего мира, М; «Просвещение»; 1990
7.Куманецкий К.Н., История культуры Древней Греции и Рима, М; 1998