СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка : …………………………………………………………………………………..............………................ 3 - 10
- нормативные документы…………………………………………………………………………………….….………….............. 3 - 4
- место учебного курса «Мировая художественная культура» в учебном плане……………………………………………… 4 – 5
- образовательные цели и задачи курса……………………………………………………………………….….…………..............5 - 7
- общеучебные умения, навыки и способы деятельности………………………………………………………….…………......... 7
- результаты обучения …………………………………………………………………………………..............………................ …….......... 7 - 8
- обоснование выбора УМК…………………………………………………………………………………….…..………............... 8 - 9
- межпредметные связи, преемственность………………………………………………………………………...………............... 9
- используемые технологии, методы, формы работы………………………………………………………….…………............... 9 - 10
Содержание программы учебного курса………………………………………………………………………….………............... 10 - 12
Календарно-тематическое планирование:………………………………………………………………………... ………............... 13 - 18
График и форма мониторинга знаний учащихся…............................................................................................... …………............ 19
Требования к уровню подготовки учащихся…………………………………………………………………………………............ 20
Учебно-методическое обеспечение программы………………………………………………………………………………............ 21
Характеристика КИМов…………………………………………………………………………………………………………............ 21- 24
Лист корректировки календарно – тематического планирования………………………………………………………………........ 25
9. Приложение …………………………………………………………………………………………………………............……...... 26- 34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по Мировой художественной культуре 10 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по МХК МО РФ 2004 г., Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. 5-9 классы.10 - 11 классы. Сост. Г.И.Данилова. – Дрофа, 2009.
Преподавание дисциплин образовательной области «Мировая художественная культура» в 2014-2015 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»,
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. 5-9 классы. 10 - 11 классы. Сост. Г.И.Данилова. – Дрофа, 2009.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- Концепции художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).
- «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
- Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в 2014-2015 учебном году;
- Школьный учебный план МКОУ «СОШ № 13» на 2014-2015 учебный год.
Место учебного курса «Мировая художественная культура» в учебном плане.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
В курс 10 класса входят темы: «Художественная культура древнейших цивилизаций»
«Художественная культура античности»
«Художественная культура средневековья»
«Средневековая культура Востока»
«Художественная культура Возрождения»
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
По учебному плану школы на 2014-2015 учебный год на изучение МХК в 10 классе выделено 35 часов, 1 час в неделю
Образовательные цели и задачи курса:
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса:
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Обоснование выбора УМК.
Для реализации изучения курса «Мировая художественная культура» 10 класс выбран учебно-методический комплект по МХК издательства « Дрофа» автора Г.И.Даниловой.
Данный комплект представляет собой сквозную завершенную линию учебников по МХК. Комплект включен в Федеральный перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования РФ; реализует Обязательный минимум содержания основного общего образования, и соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по МХК.
В состав комплекта входят поурочные разработки хорошо согласованные со структурой и содержанием учебника. Все это позволяет вести системное освоение материала с использованием современных интерактивных технологий, организовывать в классе учебно-исследовательскую и поисково-творческую деятельность учащихся, предоставляет хорошие возможности для проведения уровневой дифференциации обучения.
Учебно-методический комплект:
Программа:
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. 5-9 классы. 10 - 11 классы. Сост. Г.И.Данилова. – Дрофа, 2009.
Учебник:
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, «Дрофа», 2014
Учебно-методические пособия для учителя:
1.Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2007
Межпредметные связи, преемственность.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к среднему (полному) общему образованию и основной школе путем углубленного изучения некоторых периодов истории мировой культуры.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы, музыка и др. Используемые технологии, методы, формы работы.
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются подготовку докладов, сообщений.
При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
- школьная лекция;
- семинарское занятие с использованием дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
- использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
- объяснение учителя и беседа с учащимися;
- написание сочинений-эссе;
- заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, проекты.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита проекта.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 часов)
Художественная культура Древнего мира
Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).
Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).
Культура Античности
Крито-микенская культура. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи. Раннехристианское искусство. Типы храмов: ротонда и базилика. Христианская символика.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.
Художественная культура Средних веков
София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Художественная культура Востока в средние века.
Китай. Вечная гармония инь и янь – основа китайской культуры. Ансамбль храма в Пекине. Япония. Культ природы – кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Ближний Восток. Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений.Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Художественная культура эпохи Возрождения
Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
3. Календарно-тематический план мировой художественной культуры 10 класс.
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Требования стандарта.
Базовый уровень
Знания и умения
Содержание
федерального компонента государственного образовательного стандарта
ОУУН
Форма контроля
I ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1
06.09.
Введение в курс МХК. Первые художники Земли.
Знать особенности первобытного искусства; основные виды и жанры.
Уметь узнавать изученные произведения
Знать особенности языка различных видов искусств первобытной культуры.
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
для выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества
2-3
13.09.
20.09.
Архитектура страны фараонов.
Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта;
Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры Древнего Египта
Знать особенности языка архитектуры Древнего Египта
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
4
27.09
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
Знать понятие «канон»; особенности изобразительного искусства Древнего Египта.
Уметь узнавать изученные шедевры изобразительного искусства Древнего Египта
Знать особенности языка изобразительного искусства Древнего Египта
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
5
04.10.
Художественная культура Древней и Передней Азии.
Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии.
Уметь узнавать изученные произведения
Знать особенности и шедевры художественной культуры Древней Передней Азии
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
6
11.10.
Искусство доколумбовой Америки.
Знать шедевры искусства ацтеков и майя.
Уметь узнавать изученные произведения
Знать шедевры искусства доколумбовой Америки
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
7
18.10.
Эгейское искусство.
Истоки крито- микенской культуры и её значение, произведения эгейского искусства, острова Крит, вазопись и основные принципы изобразительной культуры
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
8
25.10.
Контрольный срез по теме «Древние цивилизации».
Контрольный срез №1 по теме «Древние цивилизации»
II КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
9
08.11.
Золотой век Афин.
Знать значение художественной культуры Древней Греции; архитектурные сооружения Афин.
Уметь узнавать изученные произведения
Знать всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции; шедевры художественной культуры, вошедших в сокровищницу мирового искусства.
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
для выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного
10
15.11.
Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.
Куросы и коры периода архаики, скульптурные каноны Поликлета и Мирона, скульптурные творения Скопоса и Праксителя, скульптура эллинизма
Знать основные периоды развития скульптуры и их выдающихся представителей
11
22.11.
Архитектура императорского Рима.
Знать архитектурные сооружения Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения.
Знать особенности архитектуры и изобразительного искусства Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
12
29.11
Изобразительное искусство Римской империи.
Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
13
06.12.
Театральное и музыкальное искусство античности.
Знать имена великих трагиков и комедиографов греческого театра.
Знать имена, биографию, произведения великих трагиков и комедиографов греческого театра.
Реферат, проект
III СРЕДНИЕ ВЕКА
14
13.12.
Мир византийской культуры.
Знать достижения византийской архитектуры;
Уметь узнавать изученные произведения
Знать особенности языка византийской архитектуры.
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
для выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного
15
20.12.
Архитектурный облик Древней Руси.
Знать архитектурные памятники древнерусского государства, Великого Новгорода, Владимирском-Суздальского, Московского княжества.
Уметь узнавать изученные произведения
Знать особенности и архитектурный облик Древней Руси
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
16-17
27.12.
10.01
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.
Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси; имена великих художников Древней Руси
Уметь узнавать изученные произведения
Знать особенности языка живописи Древней Руси; имена и произведения художников различных школ живописи Древней Руси
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
18-19
17.01.
24.01.
Архитектура западноевропейского средневековья.
Знать основные стили архитектуры западноевропейского Средневековья; шедевры архитектуры.
Уметь узнавать изученные произведения
Знать особенности языка архитектуры западноевропейского Средневековья;
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
20
31.01.
Изобразительное искусство средних веков.
Знать особенности скульптуры романского и готического стиля
Уметь узнавать изученные произведения
Знать особенности языка изобразительного искусства Средних веков.
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
21
7.02.
Театральное искусство и музыка средних веков.
Знать особенности театрального искусства Средних веков и достижения музыкальной культуры
Уметь узнавать изученные произведения
Знать особенности языка театрального искусства и музыки Средних веков.
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
22
14.02.
Контрольная работа по теме «Культура Средних веков».
Контрольная работа №1 по теме «Культура Средних веков»
IV КУЛЬТУРА ВОСТОКА
23-24
21.02.
28.02.
Индия — «страна чудес».
Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.
Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре Востока. Шедевры индийского зодчества.
Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
для выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного
25
7.03.
Художественная культура Китая.
Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры.
Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Космологизм – основа китайской культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с окружающей средой.
26
14.03.
Искусство Страны восходящего солнца (Япония).
Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры.
Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры.
27
21.03.
Художественная культура ислама.
Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.
Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры
Реферат, проект
V ВОЗРОЖДЕНИЕ
28
28.03.
Флоренция —
«колыбель» итальянского Возрождения.
Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.
Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Возрождения.
Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
для выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного
29
11.04.
Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения.
Мастера проторенессанса: Джотто, Паоло Учелло. обращение к сюжетам античной мифологии, жанр портрета
Знать основные произведения мастеров проторенессанса и раннего Возрождения
30
18.04.
«Золотой век» Возрождения.
Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника
Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника
31
25.04
«Золотой век» Возрождения.
Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника
Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника
32
2.05.
Возрождение в Венеции.
Архитектурный облик Венеции. Основные вехи творческой биографии Тициана. Мифологическая и библейская тематика
Архитектурный облик Венеции. Следование традициям предшествующих эпох, парадность и красочность собственного архитектурного стиля. Основные вехи творческой биографии Тициана.
33
16.05.
Северное Возрождение.
Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества.
Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества.
34
23.05
Музыка и театр эпохи Возрождения.
Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира
Роль музыки в нравственном воспитании общества. Основные музыкальные жанры
Театр Шекспира «Глобус». Расцвет английского театра эпохи Возрождения. Выдающийся актерский талант Шекспира. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира
35
30.05.
Обобщающий урок по теме «Золотой век» Возрождения.
Художественная культура Возрождения зачёт №1
Часов – 35, контрольный срез – 1, контрольная работа – 1, зачет – 1, реферат, проект –
4. График и форма мониторинга знаний учащихся.
Дата по плану
Дата по факту
Название темы, по которой проводится контроль
1 полугодие
2 полугодие
1
25.10
Художественная культура Древнейших цивилизаций
Контрольный тест по теме «Древние цивилизации»
2
6.12
Художественная культура Античности
Реферат, проект
3
14.02
Художественная культура средневековья
Контрольная работа по теме «Культура Средних веков»
4
21.03
Средневековая культура Востока
Реферат, проект
5
30.05
Художественная культура Возрождения
Зачёт
Проекты
Название тем, по которым предлагаются проекты 1 полугодие
2 полугодие
№1 Художественная культура Античности
+
№2 Художественная культура Возрождения
+
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ 10 КЛАССА
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
6. Учебно-методическое обеспечение программы.
Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы / Данилова Г.И., Москва Дрофа 2009 год.
Учебник
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, «Дрофа», 2014
Учебно-методические пособия для учителя
1.Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2007
2. « Мировая художественная культура» ЗАО « ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И.
(эл. пособие.)
Дидактические материалы
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,
« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»,
« Шедевры русской живописи»,
« История древнего мира и средних веков»
электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
7. Характеристика КИМов.
Контрольно измерительные материалы по МХК содержат тексты итоговых тестовых заданий, которые осуществляются в рамках базового курса. Цель КИМов - контроль качества ЗУНов старшеклассников, а также оценка уровня способов их деятельности в области отечественной и зарубежной культуры. Охвачены разделы программы от культуры древних цивилизаций до культуры барокко конца 17 века. В тест включены задания разного типа и уровня. Использование поэтических текстов и афоризмов обеспечивает содержанию высокую информативность и качество. Специфика работы заключается в сочетании традиционных тестовых заданий с сугубо творческими, что и позволяет учителю осуществить комплексную проверку деятельности учащихся по предмету.
В преподавании предмета МХК в школе большое значение имеет контроль знаний. Однако перед учителем возникают определенные трудности, поскольку четкие критерии контроля до конца не разработаны. В связи с тем, что целью предмета является развитие личности через освоение пространства художественной культуры, конечный итог обучения не должен выражаться простой суммой знаний. Необходимо дифференцировать навыки научного и художественного мышления, интеллектуального и эмоционального освоения мира, которые способствуют правильному восприятию произведений искусства на основе сопоставления, сравнения, обобщения, умозаключения.
Итоговый контроль знаний учащихся удобнее проводить в тестовой форме, поскольку она обеспечивает полную проверку ЗУНов старшеклассников по всем разделам учебной программы. Кроме этого тестовая форма предоставляет учителю возможность учитывать специфические особенности предмета МХК и его отдельных разделов за счет применения современных методик и разработки различных форм тестовых заданий.
Содержание тестовых заданий предполагает наличие у испытуемых более высокого уровня знаний по предмету, а также соответствующих умений и навыков, поэтому предлагаемые задания составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, их жизненного опыта. Наряду с новым материалом включены задания на повторение отдельных тем и разделов, пройденных в предыдущие годы, что, с одной стороны, способствует более глубокому осмыслению причинно - следственных связей, целостному восприятию мира художественной культуры, и, с другой стороны, отвечает общедидактическим принципам преемственности, историзма, наглядности.
В целях более глубокого и всестороннего контроля ЗУНов учащихся включены задания разного характера: информативного и творческого, которые позволяют проявить и, соответственно, оценить разные аспекты деятельности школьников. В этом же русле разработаны и разноуровневые задания исторической и технологической направленности. Особую значимость приобретает практическая часть, в которой старшеклассники должны показать навыки самостоятельного анализа произведения искусства, глубину их восприятия, умение правильно оценивать. При этом каждый образец рассматривается как продукт своей эпохи.
Тесты традиционны по форме: четыре варианта заданий, правильные ответы выбираются из четырех возможных.
Задания зачетов представляют собой анализ шедевров изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, который выполняется с помощью презентации, создания нужного зрительного ряда.
Тестовая форма контроля не является единственно универсальной и при всей ее заданности и лаконичности, не создает возможности для проявления навыков развернутого ответа старшеклассников, выражения их самостоятельных суждений и в полной мере творчества. В целях реализации и развития данного потенциала у испытуемых разработаны задания по третьей части – творческой. Как показала практика, совокупность заданий творческой направленности с тестовыми является наиболее эффективной формой, которая расширяет возможности реализации деятельности учащихся, а также обогащает и совершенствует формы и методы контроля ЗУНов.
Критерии оценок.
«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.
«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.
«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.
«2» - не выполнение трех и более заданий.
Критерии оценок эссе.
«5» - Яркое эссе с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.
«4» - Грамотно составленное эссе с использованием точных научных сведений.
«3» - Расплывчатое эссе с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.
«2» - Формальное написание эссе без опоры на точные научные сведения.
Критерии оценивания зачета.
Уровень А – 1 балл за каждый правильный ответ
Уровень В – от 1 до 3-х баллов за каждый ответ
Уровень С – от 1 до 5-х баллов
Итого максимальное количество набранных балов 15 баллов.
От 1 до 4 баллов – «2»
От 5 до 7 баллов – «3»
От 8 до 10 баллов –«4»
От 11 до 15 баллов – «5»
8. Лист корректировки календарно - тематического планирования на 2014 – 2015 учебный год.
изменений
Дата
Страницы
с изменениями
Основания для внесения изменений
Содержание откорректированных разделов (тем)
Подпись
1
2
3
4
8. Приложение. Контрольно-измерительные материалы по МХК.
Контрольно измерительные материалы по теме: Культура Древних цивилизаций.
Вариант I
1. Культура это…
2. Истоки зарождения искусства в первобытный период.
3. Особенности Египетской архитектуры.
4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Шумер.
Вариант II
1. Способы распространения Культуры.
2. Истоки зарождения религии в первобытный период.
3. Особенности Египетского пантеона богов.
4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Ассирии.
Вариант III
1. Культура. Основные изучаемые разделы.
2. Первые культовые строения первобытного периода.
3. Особенности Египетской философии.
4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Вавилона.
Вариант IV.
1. Культура это…
2. Виды искусства в первобытный период. Их назначения.
3. Древний Египет, декоративно-прикладное искусство.
4. Доколумбовская Америка. Искусство Майя.
Вариант V.
1. Способы распространения Культуры.
2. Истоки зарождения религии в первобытный период.
3. Особенности Египетской архитектуры.
4. Доколумбовская Америка. Искусство Ацтеков.
Вариант VI.
1. Культура. Основные изучаемые разделы.
2. Истоки зарождения искусства в первобытный период.
3. Особенности устройства Древнеегипетского общества.
4. . Доколумбовская Америка. Искусство Ольмеков, Теотиуакан.
Контрольно измерительные материалы по теме: «Культура Средневековья».
Форма проведения: эссе.
Написать эссе на одну из предложенных тем:
1. Значение христианства в развитии культуры.
2. Театральное искусство Средневековья, новое слово в театре или шаг назад.
3. С чем связан небывалый взлет в развитии архитектуры.
4. Культура Средневековья – тупиковая ветвь, или трамплин для развития мировой культуры.
Контрольно измерительные материалы по теме: «Возрождение»
Форма проведения: зачет.
Вариант №1
А.1. Примерные хронологические рамки эпохи:
а) XIV—XVI века.
б) IX – XII века
в) XVI – XVII века
А.2. Архитектор раннего возрождения:
а) Сандро Боттичелли
б) ФилиппоБрунеллески
в) Микеланджело Буонарроти
А.3. В живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека:
а) Раннее Возрождение
б) Высокое Возрождение
в) Северное Возрождение
А.4. Немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса.
а) Леонардо да Винчи
б) Хугован дер Гус
в) А́льбрехтДю́рер
В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.
В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Леонардо да Винчи
С.1. Какова основная идея эпохи Возрождения
Вариант №2
А. 1. Примерные хронологические рамки Северного Возрождения:
а) XIV—XVI века.
б) 1500 по 1580 год
в) XVI – XVII века
А.2. Скульптор Раннего Возрождения:
а) Сандро Боттичелли
б) ФилиппоБрунеллески
в) Микеланджело Буонарроти
А.3В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности:
а) Раннее Возрождение
б) Высокое Возрождение
в) Северное Возрождение
А.4. Итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Все его картины кажутся легкими и воздушными
а) Леонардо да Винчи
б) Хугован дер Гус
в) Рафаэ́льСа́нти
В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.
В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Рогирван дер Вейден
С.1. Особенности Северного Возрождения
Вариант №3
А.1. Примерные хронологические рамки Раннего Возрождения:
а) 1420 по 1500
б) 1500 по 1580 год
в) XVI – XVII века
А.2. Идеал ренессансного «универсального человека»:
а) Сандро Боттичелли
б) Филиппо Брунеллески
в) Леонардо да Винчи
А.3Время самого пышного развития стиля. Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла.
а) Раннее Возрождение
б) Высокое Возрождение
в) Северное Возрождение
А.4. Фламандский живописец. Оказал глубокое влияние на флорентийских живописцев: Гирландайо, Леонардо да Винчи.
а) Микеланджело Буонарроти
б) Хугован дер Гус
в) Рафаэ́льСа́нти
В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.
В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Ян ванн Эйк
С.1. Особенности Высокого Возрождения
Вариант №4
А.1. Примерные хронологические рамки Высокого Возрождения:
а) 1420 по 1500
б) 1500 по 1580 год
в) XVI – XVII века
А.2. один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.
а) Ян ванн Эйк
б) Филиппо Брунеллески
в) Леонардо да Винчи
А.3Отличительная черта эпохи — светский характер культуры и её антропоцентризм:
а) Раннее Возрождение
б) Высокое Возрождение
в) Северное Возрождение.
г) Эпоха Возрождения
А.4. Живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников:
а) Микеланджело Буонарроти
б) Хугован дер Гус
в) Питер Брейгель-старший
В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.
В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Иероним Босх
С.1. Особенности Раннего Возрождения.
Годовая контрольная работа.
Форма проведения: зачет.
Вариант 1.
Архитектура и скульптура Древней Греции.
Живопись в древнем Египте.
Средневековая театр.
Особенности Северного Возрождения.
Особенности культуры Доколумбовой Америки
Вариант 2.
Архитектура и скульптура Древнего Египта.
Живопись Византии
Сравнить романский и готический стиль.
Особенности Раннего Возрождения
Культура Критской – микенской цивилизации
Вариант 3.
Культурные памятники первобытного мира
Театр Древней Греции
Куртуазная культура средневековья.
Особенности Высокого Возрождения
Особенности культуры Древней Передней Азии.
Список литературы.
Для обучающихся:
Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М., 1998.
Бонгард- Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.
Искусство : энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.
История красоты / под общ.ред. У.Эко. – М., 2005.
Китай. Земля небесного дракона / под общ.ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. – М., любое издание.
Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / А.А.Нейхардт. – М., любое издание.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.
Для учителя
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.
Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. – М., 2003.
Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю.Андреева. – СПб., 2007.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.
Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб., 2005.
Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. – М., 2000.
Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. – СПб., 2000.
Даниэль С.М. Рококо / С.М.Даниэль. – СПб., 2007.
Искусство : в 3 ч. / под ред. М.В.Алпатова. – М., 1987—1989.
История красоты / под общ.ред. У.Эко. – М., 2005. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.
Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.
История уродства / под общ.ред. У.Эко. – М., 2007.
Китай. Земля небесного дракона / под общ.ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.
Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. – СПб., 2005.
Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. – СПб., 2007.
Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. – СПб., 2007.
Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г.Нессельштраус. – СПб., 2000.
Русская живопись : энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М. 2001.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.
Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века / А.В.Степанов. – СПб., 2005.
Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / А.В.Степанов. – СПб., 2007.
Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.
Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.
Жевлакова Ольга Ивановна
33
[pic]