[pic]
МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина»
Занятие в 11 классе.
Тема: Искусство Голландии 17 века.
Учитель: Изобразительного искусства,
Мировой художественной культуры
Казанина Е. А.
Высшей категории.
с. Сростки 2013г.
Занятие в 11 классе [pic]
Занятие-дискуссия.
Тема: Искусство Голландии 17 века.
Цель: развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию, осмыслению и анализу особенностей искусства, культуры мировосприятия Голландии 17 века, через произведения великого голландского художника Рембрандта.
Задачи:
расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с творчеством фламандских художников эпохи малых голландцев;
развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному проживанию изучаемых произведений искусства, а также умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал;
постижение мировоззренческих акцентов и мировосприятия Голландии 17 века, отражение его в искусстве и культуре, творчестве малых голландцев, в частности в искусстве Рембрандта.
Художественная педагогическая идея занятия: Путем созерцания и сравнения прийти к пониманию мировоззренческих акцентов культуры Фландрии, и мировосприятия малых голландцев.
Тип занятия: Дискуссия.
Зрительный ряд: Презентация «малые Голландцы» «Рембрандт ванн рейн», фильм «Салярис» А. Тарковский.
Материалы: индивидуальная познавательно - творческая карта.
Оборудование: проектор, экран.
Структура занятия:
I. Эмоциональный настрой на художественное восприятие.
II. Художественно -эстетическое восприятие.
III. Художественно эстетическое погружение и исследование произведений искусства
IV. Закрепление и осмысление изученного.
V. Рефлексивный анализ.
Ход занятия [pic]
Этапы Деятельность учителя
Деятельность учеников
I. Эмоциональный настрой на художественное восприятие
Приветствие учащихся.
О чем шла речь на предыдущем уроке?
Слайд1. Назовите художников Фландрии 17 века.
В чем особенность искусства Фландрии 17 века.
Готовятся к уроку
Отвечают на вопросы.
II. Художественно –эстетическое восприятие.
1. Актуализация знаний. Повторение.
Составьте кластер искусство Фландрии.
Слайд 2. Опираясь на кластер определите название картин и авторов.
Слайд 3. Что за страна на экране?
Слайд 4. Новости из Голландии.
Определите тему разговора.
Искусство Голландии 17 века. Творчество Рембрандта.
Что происходило Голландии в 17 веке? Исторические события.
Представите себя на месте голландцев, что вы стали делать после освобождения от Испании.
А если бы вы были художниками, что стали писать?
Голландцы очень натерпелись в этой войне. И конечно после ужасов испанских расправ им хотелось красивой и спокойной жизни. И они её изображают в своих картинах.
Картины малых Голландцев.
Слайды 5-10.
Что изображают малые Голландцы?
Но среди художников выделялся один художник, творчество которого было наполнено другими идеями.
Слайд11. Вглядитесь в этот портрет. Человек на все времена.
Портреты Рембрандта.
Его искусство стоит обособлено в стороне от того, что мы видели. И мы сегодня познакомимся с одним великим его произведение выполненным в конце жизни. [pic]
Слайд 12. Просмотр фрагмента фильма «Солярис».
Какие чувства у вас возникли после просмотра фильма?
О чем рассказал вам этот фрагмент?
Человек вернулся .
О какой картине Рембрандта пойдет речь?
Слайд 13.
Составляют кластер в парах.
Работа со слайдами.
Голландия.
Просмотр новостей.
Определяют тему разговора.
Историческая справка.
Ответы учащихся.
Красоту жизни.
Бытовые сцены, натюрморты, пейзажи.
Отвечают на вопросы.
Возвращение блудного сына.
III. Художественно эстетическое погружение и исследование произведений искусства. [pic]
Изучение нового
1. Определение круга изучаемых вопросов и составление плана деятельности.
«Возвращение блудного сына».
Сюжет картины ?
Возвращение блудного сына.
Что вы видите?
Слайд 14. В начале своей блестящей карьеры художника Рембрандт пишет картину «Автопортрет с Саски на коленях».
Что вы можете сказать об этой картине?
Ложится ли она на сюжет притчи?
Второе название картины «Блудный сын в таверне».
Вернемся к картине «Возвращение блудного сына».
Какими выразительными средствами художник передает глубину пространства?
Где находится композиционный и смысловой центр картины?
Кто главный герой?
Что на картине видите впервые? Главный герой изображен спиной.
Каков колорит картины?
Можно ли сказать, что Рембрандт был мастером цвета, тогда что является его выразительным средством?
Король светотени.
Как изображен образ старика?
Рембрандт к теме старости возвращается на протяжении всей своей жизни.
Слайд 15-18. Просмотр слайдов. Отец Рембрандта, старик, старушка, мать художника.
Слайд 19-20. Современные художники тоже обращаются к теме старости. Сравните картины Рембрандта и современного художника А. Шилова.
Делайте выводы.
Что ваш взгляд вызывает больше чувств и эмоций, почему?
Слайд 21. Посмотрите еще раз внимательно на картину «Возвращение блудного сына и скажите» через что художник передал ощущения безысходности. Все жизнь закончено, другого выхода нет. [pic]
Ноги сына.
Вглядитесь в глаза старика, что мы видим?
Стрик возможно слеп.
Как отец принимает своего сына, покажите этот жест.
Руки на спине сына.
Рассказываю притчу.
Рассказывают библейскую притчу.
Ответы на вопросы. Поиск информации в справочнике.
Дискутируют, рассуждают.
Свет. Контраст.
Просмотр фрагмента фильма «Солярис».
Что вы увидели?
Повторение картины Рембрандта. Кто знает название картины и режиссера?
Слайд 23.
Отвечают на вопросы.
IV. Закрепление и осмысление изученного
1. Подведение итогов.
Мог ли Тарковский не пережив подобные чувства окончить свой фильм воссоздав картину Рембрандта?
А мог ли Рембрандт донести до нас смысл картины не прожив этого сам?
Тогда почему творчество Рембрандта ванн Рейна стоит в стороне от творчества малых Голландцев.
[pic]
Писал правду жизни, такой, какая она есть. Писал чувства
V. Рефлексивный анализ.
Читаю стихотворение М. Матвеевой «Король контраста» на фоне музыки и фильма.
Н. МАТВЕЕВА. РЕМБРАНДТ [pic]
Он умер в Голландии, холодом моря повитой.
Оборванный бог, нищий гений.
Он умер и дивную тайну унес нераскрытой.
Он был королем светотени.
Бессмертную кисть, точно жезл королевский, держал он
Над царством мечты негасимой
Той самой рукою, что старческой дрожью дрожала,
Когда подаянья просил он.
Закутанный в тряпки, бродил он окраиной смутной
У двориков заиндевелых.
Ладонь исполина он лодочкой складывал утлой
И зябко подсчитывал мелочь.
Считал ли он то, сколько сам человечеству отдал?
Не столько ему подавали!
Король светотени - он все ж оставался голодным,
Когда королем его звали.
Когда же, отпетый отпетыми, низший из низших,
Упал он с последней ступени,
Его схоронили (с оглядкой!) на кладбище нищих.
Его - короля светотени!
...Пылится палитра. Паук на рембрандтовской раме
В кругу паутины распластан.
На кладбище нищих. В старинном седом Амстердаме
Лежит император контрастов.
С порывами ветра проносится иней печально,
Туманятся кровли и шпили...
Бьет море в плотины...Не скоро откроется тайна,
Уснувшая в нищей могиле!
Но скоро в потемки сквозь вычурный щит паутины
Весны дуновенье прорвется:
Какие для славы откроются миру картины
В лучах нидерландского солнца!
И юный художник, взволнованный звонкой молвою,
И старый прославленный гений
На кладбище нищих с поникшей придут головою
Почтить короля светотени.
А тень от него никогда не отступит. Хоть часто
Он свет перемешивал с нею.
И мастер контраста - увы! - не увидит контраста
Меж смертью и славой своею.
Всемирная слава пылает над кладбищем нищих:
Там тень, но и солнце не там ли?
Но тише! Он спит. И на ощупь художники ищут
Ключи неразгаданной тайны.