Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
п. Рощинский Чаплыгинского муниципального района
Липецкой области Российской Федерации
Рассмотрена Согласована Утверждаю
На заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ Протокол №1 от по УВР МБОУ СОШ п.Рощинский
« »августа 2016 г. п.Рощинский _____/Тырнова Н.А./
Руководитель МО _______/Густова Г.Е./ Приказ №
_______/Варламова А.И./ « » августа 2016 г. от « »августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 11 КЛАСС.
Разработана Аксёновой Е.В., учителем I квалификационной категории.
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от « » августа 2016г.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка.
1.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации указано, что образование должно обеспечить историческую преемственность поколений, распространение и развитие национальной культуры. На рубеже двух тысячелетий в России изменились гражданские и политические ориентиры, но сохранились духовно-нравственные ценности, воплощенные в великих произведениях художественного творчества разных эпох. Чувство родной культуры, знание ее истории, любовь к искусству своего народа, гордость за творцов, создавших бессмертные произведения литературы, живописи, музыки, зодчества, невозможно воспитать вне контекста мировых художественных традиций. «Свое» лучше познается на основе сравнения, сопоставления, анализа национального и общечеловеческого культурного опыта.
С этих методологических посылок формировалась авторская концепция настоящей программы по курсу «Мировая художественная культура» для старшеклассников: изучение предмета сквозь призму «взгляда из России». Этот метод позволил отобрать из зарубежных художественных произведений и культурных фактов то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.
Цель курса — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.
Задачи курса:
раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности, вобравший в себя исторический опыт народов мира, отразивший религиозные, нравственные, философские, эстетические установки разных эпох;
дать представление об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада;
показать духовно-нравственный смысл основных течений и направлений художественной культуры, их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров;
сформировать у учащихся представления о художественной картине мира XX в., роли и месте русской национальной культуры современности
2.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».
Примерная программа основного общего образования по искусству с учётом авторской программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы, под редакцией Л.А.Рапацкой, Москва, «Владос», 2014 год
3.Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской).
Моя рабочая программа по искусству составлена на основе авторской программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы, под редакцией Л.А.Рапацкой, Москва, «Владос», 2014 год
4.Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
Содержание авторской программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы /– Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 ». обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности. В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы.
5.Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Внесение изменений в авторскую программу не предусмотрено. Моя рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 классе составлена на 34 часа.
6.Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении учащимися требований к уровню подготовки учащихся (выпускников) в соответствии с государственными стандартами.
Предмет «Мировая художественная культура» для изучения в 11 классе входит в вариативную часть ФБУП на базовом уровне. Изучение МХК направлено на расширение кругозора учащихся, повышению их культурного уровня через приобщение к мировой художественной культуре. Педагогическая целесообразность использования авторской программы Л.А.Рапацкой, заключается в том, что в рамках изучения предмета МХК есть возможность создать условия для формирования ключевых компетентностей. Программа обеспечивает современное качество образования по МХК на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательной программы. Предметное содержание УМК соответствует возрасту обучающихся и отражает круг интересов школьников. Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объём знаний, практических умений и навыков. ФБУП на изучение искусства в 11 классе отводит 34 часа из расчета 1 час в неделю
7.Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.
ФБУП на изучение МХК в 11 классе отводит 34 часа из расчета 1 час в неделю.
8.Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации учебного процесса по мировой художественной культуре является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса по данной программе используется система индивидуальных занятий, работа учащихся с использованием современных информационных технологий (презентации, экскурсии по виртуальным музеям), работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, беседы, сообщения, творческие задания.
9.Технологии обучения, используемые для изучения курса.
В системе преподавания курса мировой художественной культуры предполагается реализация традиционной технологии обучения в её современном состоянии и использование современных педагогических технологий на различной основе:
-музейно-педагогических технологий - технологий проблемного обучения - групповых технологий - здоровьесберегающих технологий - информационно-коммуникационных технологий
10.Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся.
Курс «Мировая художественная культура» предполагает формирование следующих ключевых компетенций учащихся:
общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);
учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);
информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);
коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).
11.Виды и формы контроля.
В рабочей программе предусмотрены следующие виды контроля: текущий, тематический, промежуточный, в форме фронтального и индивидуального опроса, собеседования, тестирования, самостоятельных творческих работ, мини-диктантов по терминологии, сообщений. Промежуточная аттестация по окончании учебного года – в интегрированной форме.
12.Планируемый уровень подготовки учащихся на конец года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
В результате изучения искусства ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
основные эпохи в художественном развитии человечества;
об эстетических идеалах различных эпох и народов;
основные доминанты различных эпох в развитии мировой художественной культуры;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
основные музеи мира, своего народа и края.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания, анализировать и интерпретировать художественное произведение;
дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных для различных эпох и народов;
объяснять непреходящую роль классики как духовного ориентира развития современного человека
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества;
формирования необходимости быть в курсе современной культурной ситуации в стране и мире;
умения отличать истинные произведения искусства от псевдоискусства, китча;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения над собственным культурным уровнем.
13. Информация об используемом учебнике.
Для реализации данной рабочей программы используется учебник «Мировая художественная культура» 11 класс Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2015 г. Автор : Л.А.Ропацкая.Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для преподавания в школе в 2016-2017 учебном году.
Содержание программы
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры древнего мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Раздел 1.
Предчувствие мировых катаклизмов. Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в. (4 часа).
Романтизм в художественной культуре Европы. Романтизм как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры XIX в. Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов. Романтическое направление в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж.Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г.Гейне). Сказка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена. Музыка в эпоху романтизма (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер и др.). Романтизм в изобразительном искусстве (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа и др.)
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Рождение импрессионизма во французской живописи. Творчество К. Моне, Э. Мане, А Сислея, С. Писсаро и др. Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель). Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в. Влияние эстетики импрессионизма на изобразительное искусство, музыку, театр.
Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма. Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIX—XX вв. Сущность экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные, антигармоничные начала бытия — главная тема экспрессионизма. Экспрессионизм в изобразительном искусстве (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк и др.) Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг, А. Онеггер и др.)
Мир реальности и мир «новой реальности»: Традиционный и нетрадиционный направления в искусстве конца 19 нач. 20 в.
Символизм как философская «сверхидея» искусства конца XIX ~ начала XX в. Влияние символизма на многие стилевые направления и художественные течения. Предшественники символизма(Ш. Бодлер «Цветы зла»). Символизм в творчестве П. Верлена, А. Рембо, И. Малларме, М. Метерлинка. Вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие человеческого разума — образы поэзии Э. Верхарна («Черные факелы»). Эстетические и инженерные новации в архитектуре (В. Гропиус,Л. Корбюзье, А.Г. Эйфель ). Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности. Постимпрессионизм во французской живописи (П. Сезанн, П. Гоген и др.). Фовизм во французском изобразительном искусстве (А. Матисс). Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности. Кубизм как принципиально новое направление в живописи и скульптуре (П. Синьяк, Ж. Брак, П. Пикассо и др).
Раздел 2.
Художественная культура России 19-нач.20в. (5 часов)
Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол. 19 века
Усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Характерное сочетание классицизма с новыми романтическими и реалистическими идеалами. Отражение в искусстве наболевших социальных проблем. Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь). Европейская романтическая концепция свободной личности и ее преломление в русской художественной культуре.
Художественная культура России пореформенной эпохи.
Отмена крепостного права и его культурные последствия. Непосредственное отражение в искусстве общественных борений, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в художественных образах. Слияние образа народа и героя. Опыт духовного наставничества в литературе, живописи, музыке, театральной драматургии.
Литература как ценностное ядро русской художественной культуры. Просветительский, учительский пафос литературы. Нрав ственно-философские проблемы в творчестве Н.А. Некрасова, И.О. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого (обобще ние пройденного по литературе).
Реалистическая образность произведений художников-передвижников. Отказ живописи от функций «украшения». Вера художников в общественную миссию изобразительного искус ства. Просветительский характер живописи передвижников. Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижничества. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова. Вершинные достижения русской живописи в творениях И.Я. Репина и В.И. Сурикова. «Былинный стиль» произве дений В.М. Васнецова.
Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи национального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А. Балакирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Бородина (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония»). Реализм в музыке М.П. Мусоргского. Обращение композитора к сюжетам из ис тории русского народа («Борис Годунов», «Хованщина»), Песни Мусоргского. «Картинки с выставки» (по выбору учителя). Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н.А. Римского-Корсакова. Национальные основы его музыки.
Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма.
«Серебряный век» как этап, завершающий традицию развития русской художественной культуры от древности до советского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве. Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и возрождение духовной основы художественных образов. Стремительное развитие нетрадиционных художественных течений и направлений. «Гармония противо положностей» в искусстве «серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с авангардистскими идеями.
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.
Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Новизна как эталон современности в искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы самовыражения художника, не скованного общественным служением, как скрытая основа художественных произведений авангардистов.
Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов, Акмеизм в поэзии («Цех поэтов»).
В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.
«Новое дыхание» романтического искусства. Обращенность к судьбе России в романтически возвышенной русской поэзии. Тема родины в творчестве Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока (по выбору учителя),
Раздел №3.
Европа и Америка: художественная культура ХХ в.(4 часа)
Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла.
Преемственность и новаторство в литературе XX века, проблема положительного героя, новая художественная образность (Э.М. Ремарк, Г. Гессе, А. Камю, А. де Сент-Экзюпери и др.)
Музыкальное искусство в нотах и без нот.
Национальные композиторские школы XX века, рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард (К. Орф, Г. Лорка, Ф. Пуленк и др.)
Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость.
Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности (П. Брук, М. Рейнхард и др.). Проблема элитарности и массовости в киноискусстве (Ч. Чаплин, А. Вайда, А. Куросава и др.)
Художественная культура Америки: обаяние молодости
Полиэтнический характер традиций, сочетание элементов художественного мышления. Воплощение «великой американской мечты» в художественных произведениях литературы, архитектуры, живописи, музыки, кино (Ф. Купер, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер; Р. Кент, С. Дали; Д. Гершвин; В. Флеминг, М. Монро идр.)
Раздел 4.
Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.(4 часа)
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры.
Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917 года. Противоречивый облик литературной жизни 20-х годов (В. Маяковский, И. Бабель, М. Булгаков и др.). Политизация изобразительного искусства и противостояние различных творческих групп (М. Греков, А. Дейнека, К. Петров-Водкин и др.). Музыкальное и театральное искусство. Творческие искания в условиях новой культуры (К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд; А. Александров, А. Давыденко и др.). Трагедия личности в условиях авторитарного режима ( А. Ахматова, Б. Пастернак и др.). Соцреализм в изобразительном искусстве ( Б. Иогансон, С. Коненков, В. Мухина и др.). Оптимистический пафос «массовой песни» (И. Дунаевский, М. Блантер и др.) и травля инакомыслящих в музыкальном искусстве (Д. Шостакович). Киноискусство, утверждающее великую легенду о стране «победившего социализма» и героику трудовых будней (М. Ромм, И. Хейфец, С Герасимов, И. Пырьев и др.).
Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет.
Литература военных лет и воплощение в ней чувств и переживаний защитников Родины (К. Симонов, А. Ахматова, А. Твардовский и др.). Воссоздание событий фронтов ВОВ очевидцами-писателями (В. Гроссман, В. Некрасов, Ю. Бондарев и др.). Кинематография военных лет. Ее роль в воспитании патриотизма, веры в победу над фашизмом («Два бойца», «Жди меня» и др.). Отражение подвига народа в киноискусстве военных лет («Баллада о солдате», «А зори здесь тихие» и др.). Изобразительное искусство военных лет, агитационные плакаты. Монументальное зодчество (А. Пластов, С Герасимов, И. Тоидзе и др.). Песни военных лет («Священная война» А. Александрова и др.). Образы войны и победы в музыке послевоенных десятилетий («Реквием» Д. Кабалевского, «День Победы» Д. Тухманова и др.).
Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве. Период «оттепели» в русской культуре.
Столкновение оптимистических настроений «общества победителей» с деспотическим политическим режимом сталинской системы. Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX века. Истоки возвращения исторической памяти (П. Корин. Триптих «Александр Невский»; к\ф С. Эйзенштейна «Иван Грозный»). «Деревенская тема» в русской литературе (Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев и др.). Национальные традиции живописи (А. Шилов, И. Глазунов и др.). Музыкальная классика XX века (С. Прокофьев, Д, Шостакович, С. Свиридов). Саморазоблачение сталинщины и «оттепель» 60-х годов. Процесс нравственного очищения народа. Традиции русской «книжной песни» и «авторская песня» поэтов – шестидесятников (Б. Окуджава, В. Высоцкий и др. ). Оптимизм и молодой задор в поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко и Р. Рождественского.
Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.
Диссидентское движение в период «отката оттепели». Новая волна эмиграции (И. Бродский, А. Солженицын, М. Ростропович и др.).
Киноискусство (А. Тарковский, Э. Рязанов, М. Захаров и др.). Перестройка 80-х годов. Усиление критических оценок социальной действительности в искусстве (Ю. Поляков, В. Ерофеев, В. Пелевин, Т. Толстая и др.). Развитие театральной режиссуры (П. Фоменко, Л. Додин, О. Табаков и др.). Новые темы и идеи в кинематографе (Н. Михалков, П. Тодоровский, А. Герман и др.). Живопись и скульптура (М. Шемякин, Э. Неизвестный и др.). Музыкальное искусство. Сочетание традиционного и новаторского (А. Эшпай, А. Шнитке, Р. Щедрин и др.). Массовые музыкальные жанры, рок-ансамбли. Разгул пропаганды вседозволенности, насилия в культурной жизни России 90-х годов. Противостояние злу: возвращение к истокам традиционных духовно-нравственных ценностей.
Раздел 5.(4 часа)
Русская художественная культура первой половины 19 века.
«Прекрасное начало»: расцвет искусства пушкинской эпохи. Исторические события, повлиявшие на развитие русской культуры пушкинской поры. 19 столетие – «Золотой век» русского искусства. Идеалы гражданственности и патриотизма. Значение сочинений М.И.Глинки в становлении русской классической музыки.
«Суть две сестры родные»: романтическая поэзия и музыка.
Сходство и различие европейского и русского романтизма. Творчество В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова. К.Ф.Рылеев с оценкой творчества Жуковского. Творчество поэтов – декабристов.
Роль М.Ю.Лермонтова в развитии русской художественной культуры. Сочинения Ф,И.Тютчева.Творцы русског классического романса А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилёв
Новые пути русской живописи.
Новые пути, намеченные русским изобразительным искусством в первую половину 19 века. Отличия парадного портрета 18 века от портретов О.А.Кипренского и К.П.Брюллова. А.Г.Венецианов – открытие новой темы в живописи. Жизнь и творчество К.П.Брюллова. А.А.Иванов «Явление Христа народу».Два самых больших полотна в русской живописи – что их роднит и различает.
Искание правды: «Гоголевское направление»в русском искусстве.
Основные события предреформенных десятилетий 19 века, повлиявшие на жизнь российского общества. Как определяли будущее России славянофилы и западники.. Роль сочинений П.Я.Чаадаева в развитии русской общественной мысли. Как пытался решить проблему правды в художественном творчестве Н.В.Гоголь. Гоголевские черты в музыке А.С.Даргомыжского. Почему Горький назвал реализм 19 века «критическим». П.А.Федотов – акварель «Передняя частного пристава накануне большого праздника».. Мастера гоголевского направления.
Раздел 6.(4 часа)
Русская художественная культура пореформенных лет.
Литература как ценностное ядро русской художественной культуры пореформенных лет.
Влияние отмены крепостного права на развитие русской общественной мысли. «Народничество»Творцы русской культуры в трактовке «Народного блага»Поэзия уступает первенство прозе. Особенности поэзии Н.А.Некрасова. Отличие философских и общественных позиций И.С.Тургенева и И.А.Гончарова. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.Н.Островского. Творческое наследие Ф,М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Особенности художественного мира А.П.Чехова.
Вершины русской музыкальной классики. Общность тем, сюжетов, идей русской классической музыки с произведениями писателей того времени. Первые русские консерватории. Бесплатная музыкальная школа. Творческое объединение «Могучая кучка». Творческий облик и образный мир А.П.Бородина. А.С.Пушкин и М.П.Мусоргский «Борис Годунов». Великий оперный композитор Н.А.Римский-Корсаков – «Снегурочка», «Садко». Человек в музыке Чайковского. Идеалы русской музыкальной классики.
На грани искусства и жизни: реалистическая живопись.
Основные темы, сюжеты и идеи, волновавшие русских живописцев «пореформенной эпохи». Общность творений русских художников с произведениями других видов искусств. «Товарищество передвижных художественных выставок». Творчество В.Г.Перова. «Хоровые» полотна в русской живописи. Полотна И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, В.Д.Поленова. Известные полотна Маковского, Верещагина. Пейзажи А.К Саврасова, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи, В.Д.Поленова.. Наследие И.Е.Репина и В.И.Сурикова.
Архитектура и ваяние: отголоски традиций.
Отражение в отечественной архитектуре наиболее актуальных идей пореформенной эпохи. Освобождение русского зодчества от влияния европейского классицизма. Абрамцевский кружок. Русский стиль в архитектуре. История создания храма Христа Спасителя.
Обзор памятников русской архитектуры, посвящённых победе в войне 1812 года.
Раздел 7.(4 часа) Художественная культура Серебряного века.
Скрытая и явная музыка символизма.
Кто и когда назвал конец 19 начало 20 в. Серебряным веком или «духовно-культурным ренессансом». Идеалы русской культуры «Серебряного века». «Символизм», теоретики символизма. Врубель – «идеальный тип художника» Творчество М.А.Врубеля. Открытия режиссёра В.Э.Мейерхольда, актуальные и в наши дни. А.Н.Скрябин – «последний русский символист».
Искушение новизной: ранний русский авангард.
Возникновение авангардных течений в России. Идеи молодых «ниспровергателей прошлого». Основные направления русского авангарда. Литературный футуризм. Общее и индивидуальное в русском поэтическом футуризме. Шедевры экспериментального стихосложения – Хлебников, Маяковский и Пастернак. Художники «Бубнового валета».Новый язык живописи. И авангардные направления – кубизм, примитивизм и абстракционизм.
Целительный неоклассицизм. Тяготение мастеров русской художественной культуры Серебряного века к «вечной красоте». Стиль модерн в архитектуре. Возникновение творческого объединения «Мир искусства». Темы и сюжеты в живописи мирискуссников. «Русские сезоны» в Париже и роль С.П.Дягилева в их организации. Выдающиеся художники, композиторы, артисты балета и хореографы, создавшие новый синтетический балет. «Целительный» неоклассицизм Серебряного века.
Образ России в искусстве Серебряного века. Образ России у поэтов-символистов. Особенность «Русской темы». Своеобразие жанра «пейзаж-настроение». Н.А.Бердяев – соответствие между «землёй» России и настроенностью души русских живописцев. Что роднит искусство И.И.Левитана и М.В.Нестерова и в чём отличия. Красочная декоративность в работах художника. Судьба С.В.Рахманинова, образы его музыки.
Раздел 8.(5 часов)
Судьба русского искусства в период становления и развития культуры Советской эпохи.
От идеалов «духовно-культурного ренессанса» к образам победившей революции. Влияние революционного переворота 1917 года и Гражданской войны на развитие русской художественной культуры. отражение «романтики революционных лет» в художественном творчестве мастеров искусства. Образы революции в искусстве: реальность или вымысел. Судьбы русских художников, оставшихся в России после переворота 1917 года. Музыкальная жизнь первых послереволюционных лет. Революционные песни.
Первая перестройка литературно-художественной жизни (30-е годы 20в.) «Социалистический реализм» как художественная доктрина. Понятие «зла» в искусстве 20-30 годов 20 века. Испытания, выпавшие на долю поколения творцов искусства Серебряного века. Наиболее выдающиеся памятники искусства послереволюционных лет. Развитие русской литературы 20-30-х годов. Произведения изобразительного искусства, киноискусства и зодчества.
Возвышенное и земное в искусстве военных лет. Новые образы, рожденные в отечественной литературе в годы Великой Отечественной войны. Тема ратного подвига в живописи, скульптуре, музыке военных лет. Наиболее известные мемориалы, посвящённые победе в войне. Чувства, которыми пронизана поэзия и музыка военных песен. Темы войны в кинематографе.
Искусство «шестидесятников»: возвращение российских культурных традиций. Период «оттепели» и изменения в отечественной художественной культуре. Идеи и образы искусства «шестидесятников». Известные поэты «шестидесятники». Явления художественной культуры периода «оттепели», в которых слышны протестные мотивы. Творцы искусства в защиту свободы человеческой личности. Бардовская песня. В.Высоцкий. Развитие традиционных для России духовно-нравственных проблемв искусстве «шестидесятников».
Протестные мотивы отечественного искусства накануне реформ конца 20 века. Влияние «отката оттепели» на развитие отечественной художественной культуры. Развитие отечественной литературы в постоттепельный период. Нравственная миссия писателей и драматургов той эпохи. Правда жизни в сочинениях А.И.Солженицына. Диссиденты в творчестве. Возникновение поставангарда и его несовместимость с идеалами социалистического реализма. Наиболее известные представители русского поставангарда.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся уроки
тестовые работы
творческие работы
-
Предчувствие мировых катаклизмов. Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в.
4
3
1
1
-
Художественная культура России 19-нач.20в.
5
4
1
1
3.
Европа и Америка: художественная культура ХХ в.
4
3
1
1
4.
Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.
4
3
1
1
5.
Русская художественная культура первой половины 19 века.
4
3
1
1
6.
Русская художественная культура пореформенных лет.
4
4
7.
Художественная культура Серебряного века.
4
3
1
1
8
Судьба русского искусства в период становления и развития культуры советской эпохи.
5
3
1
1
1
Итого:
34
26
2
6
7
Календарно-тематический план. Требования к уровню подготовки учащихся.
Раздел, название (тема) урока в поурочном планировании
Контроль знаний учащихся
Планируемые результаты
Кол-во часов
Дата по плану
Дата
по факту
Приме-
чание
Раздел I. Предчувствие мировых катаклизмов. Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в
1
Романтизм в художественной культуре Европы.
Индивидуальный опрос.
Знать: романтизм как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры XIX в.; романтические направления в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж.Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г.Гейне). Музыка в эпоху романтизма (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер и др.).
Понимать: основы романтизма в изобразительном искусстве (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа и др.)
1
7.09
2
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.
Фронтальный опрос
Знать: рождение импрессионизма во французской живописи, творчество К. Моне, Э. Мане, А Сислея, С. Писсаро и др., импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель). Понимать влияние эстетики импрессионизма на изобразительное искусство, музыку, театр.
1
14.09
3
Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма.
Сообщения
Знать: экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIX—XX вв. Понимать сущность экспрессионистической образности. (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк и др.) Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг, А. Онеггер и др.)
1
21.09
4
Мир реальности и мир «новой реальности»: Традиционный и нетрадиционный направления в искусстве конца 19 нач. 20 в.
Анализ художественных
произведений Японии
Знать: эстетические и инженерные новации в архитектуре (В. Гропиус,Л. Корбюзье, А.Г. Эйфель ).понимать: иИзобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности.
1
28.09
Раздел 2.
Художественная культура России 19-нач.20в. (5 часов)
5
Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол. 19 века
Письменный опрос.
Знать и понимать: специфику национальной классики, шедевры русской художественной культуры.. Уметь: пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания.
1
5.10
6
Художественная культура России пореформенной эпохи.
Фронтальный опрос
Знать: непосредственное отражение в искусстве общественных борений, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в художественных образах. Понимать: слияние образа народа и героя, опыт духовного наставничества в литературе, живописи, музыке, театральной драматургии.
1
12.10
7
Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма.
Фронтальный опрос
Знать: «Серебряный век» как этап, завершающий традицию развития русской художественной культуры от древности до советского периода. Понимать: расцвет искусства на новой философско-эстетической почве.
1
19.10
8
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.
Устная и
письменная формы проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос).
Знать: рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Понимать: новизну как эталон современности в искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы самовыражения художника.
1
26.10
9
В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.
Художественный анализ картин.
Знать: «Новое дыхание» романтического искусства. Обращенность к судьбе России в романтически возвышенной русской поэзии. Понимать: тему родины в творчестве Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока.
1
2.11
Раздел №3.
Европа и Америка: художественная культура ХХ в.(4 часа)
10
Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла.
Сообщения.
Знать и понимать: преемственность и новаторство в литературе XX века, проблему положительного героя, новую художественную образность (Э.М. Ремарк, Г. Гессе, А. Камю, А. де Сент-Экзюпери и др.)
1
16.11
11
Музыкальное искусство в нотах и без нот.
Индивидуальный опрос
Знать: имена великих композиторов и их произведения.
Уметь: излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела.
1
23.11
12
Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость.
Анализ рассуждений учащихся в процессе диспута.
Знать: особенности становления театра и киноискусства 20 века..
Уметь: излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела.
1
30.11
13
Художественная культура Америки: обаяние молодости
Фронтальный опрос
Знать: полиэтнический характер традиций, сочетание элементов художественного мышления. Воплощение «великой американской мечты» в художественных произведениях.
Знать: общественные потрясения и ломку духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917 года. Понимать: противоречивый облик литературной жизни 20-х, политизацию изобразительного искусства и противостояние различных творческих групп.
1
7.12
Раздел 4.
Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.(4 часа)
14
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры.
Фронтальный опрос
1
14.12
15
Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет.
Сообщения
Знать: особенности худ. культуры военных лет и воплощение в ней чувств и переживаний защитников Родины.
Знать: столкновение оптимистических настроений «общества победителей» с деспотическим политическим режимом сталинской системы. Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX века. Понимать: истоки возвращения исторической памяти.
1
21.12
16
Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве. Период «оттепели» в русской культуре.
Сообщения
1
28.12
17
Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.
Индивидуальный опрос
Знать: диссидентское движение в период «отката оттепели. Киноискусство (А. Тарковский, Э. Рязанов, М. Захаров и др.). Усиление критических оценок социальной действительности в искусстве. Развитие театральной режиссуры. Новые темы и идеи в кинематографе. Живопись и скульптура. Музыкальное искусство. Понимать: сочетание традиционного и новаторского
1
11.01
Раздел 5.(4 часа)
Русская художественная культура первой половины 19 века.
18
«Прекрасное начало»: расцвет искусства пушкинской эпохи.
Художественный анализ картин.
Знать исторические события, повлиявшие на развитие русской культуры пушкинской поры. Понимать: идеалы гражданственности и патриотизма. Понимать значение сочинений М.И.Глинки в становлении русской классической музыки.
1
18.01
19
«Суть две сестры родные»: романтическая поэзия и музыка.
Фронтальный опрос
Уметь: охарактеризовать романтическая поэзия и музыка.
1
25.01
20
Новые пути русской живописи.
Сообщения
Знать: новые пути, намеченные русским изобразительным искусством в первую половину 19 века. Понимать: отличия парадного портрета 18 века от портретов О.А.Кипренского и К.П.Брюллова.
1
1.02
21
Искание правды: «Гоголевское направление»в русском искусстве.
Анализ творческих работ.
Знать: основные события предреформенных десятилетий 19 века, повлиявшие на жизнь российского общества.
Понимать: как определяли будущее России славянофилы и западники.. Роль сочинений П.Я.Чаадаева в развитии русской общественной мысли. Как пытался решить проблему правды в художественном творчестве Н.В.Гоголь.
1
8.02
Раздел 6.(4 часа)
Русская художественная культура пореформенных лет.
22
Литература как ценностное ядро русской художественной культуры пореформенных лет.
Фронтальный опрос
Знать: влияние отмены крепостного права на развитие русской общественной мысли. «Народничество».Творцов русской культуры в трактовке. Понимать: Особенности поэзии Н.А.Некрасова. Отличие философских и общественных позиций И.С.Тургенева и И.А.Гончарова
1
15.02
23
Вершины русской музыкальной классики.
Устная и
письменная формы проверки.
Знать: общность тем, сюжетов, идей русской классической музыки с произведениями писателей того времени. Первые русские консерватории. Творческое объединение «Могучая кучка».
1
22.02
24
На грани искусства и жизни: реалистическая живопись.
Урок - диспут. Анализ работы учащихся.
Знать: основные темы, сюжеты и идеи, волновавшие русских живописцев «пореформенной эпохи». Общность творений русских художников с произведениями других видов искусств. «Товарищество передвижных художественных выставок».
1
1.03
25
Архитектура и ваяние: отголоски традиций.
Фронтальный опрос.
Понимать: отражение в отечественной архитектуре наиболее актуальных идей пореформенной эпохи. Освобождение русского зодчества от влияния европейского классицизма.
1
15.03
Раздел 7.(4 часа) Художественная культура Серебряного века.
26
Скрытая и явная музыка символизма.
Сообщения
Знать: кто и когда назвал конец 19 начало 20 в. Серебряным веком или «духовно-культурным ренессансом». Идеалы русской культуры «Серебряного века». «Символизм», теоретиков символизма.
1
22.03
27
Искушение новизной: ранний русский авангард.
Индивидуальный опрос
Знать: возникновение авангардных течений в России. Идеи молодых «ниспровергателей прошлого». Основные направления русского авангарда. Литературный футуризм. Понимать: общее и индивидуальное в русском поэтическом футуризме
1
5.04
28
Целительный неоклассицизм.
Урок-диспут. Анализ работы учащихся.
Понимать: тяготение мастеров русской художественной культуры Серебряного века к «вечной красоте». Знать: стиль модерн в архитектуре. Возникновение творческого объединения «Мир искусства». Темы и сюжеты в живописи мирискуссников.
1
12.04
29
Образ России в искусстве Серебряного века.
Письменный опрос
Понимать и объяснять Образ России в искусстве Серебряного века.
1
19.04
Раздел 8.(5 часов)
Судьба русского искусства в период становления и развития культуры Советской эпохи.
30
От идеалов «духовно-культурного ренессанса» к образам победившей революции.
Анализ творческих работ
Знать: влияние революционного переворота 1917 года и Гражданской войны на развитие русской художественной культуры. Понимать: отражение «романтики революционных лет» в художественном творчестве мастеров искусства.
1
26.04
31
Первая перестройка литературно-художественной жизни (30-е годы 20в.)
Фронтальный опрос
Понимать: «Социалистический реализм» как художественную доктрину. Знать: испытания, выпавшие на долю поколения творцов искусства Серебряного века
1
3.05
32
Возвышенное и земное в искусстве военных лет.
Тестирование.
Знать: новые образы, рожденные в отечественной литературе в годы Великой Отечественной войны. Понимать: тему ратного подвига в живописи, скульптуре, музыке военных лет. Знать наиболее известные мемориалы, посвящённые победе в войне. Понимать чувства, которыми пронизана поэзия и музыка военных песен.
1
10.05
33
Искусство «шестидесятников»: возвращение российских культурных традиций.
Создание исследовательских проектов по пройденным темам.
Защита исследовательских проектов.
Знать идеи и образы искусства «шестидесятников». Известных поэтов «шестидесятников». Явления художественной культуры периода «оттепели», в которых слышны протестные мотивы.
Знать: влияние «отката оттепели» на развитие отечественной художественной культуры. Развитие отечественной литературы в постоттепельный период.
1
17.05
34
Протестные мотивы отечественного искусства накануне реформ конца 20 века. Итоговое занятие.
1
24.05
Литература и средства обучения
1. ,Учебник «Мировая художественная культура» 11 класс в 2-х частях, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2015 г. Автор : Л.А.Ропацкая.
2. Комплекс уроков по искусству ( мультимедийное пособие для учителя).
Электронные пособия:
1. Музейные головоломки [link] - Шедевры зарубежных художников