Урок на тему по МХК «Художественные средства и жанры живописи»
для 9 класса
Задачи: 1.Познакомить с понятиями «живопись», «стиль», «жанр»; жанрами живописи.
2. Развить умения различать жанры живописи.
3.Воспитать интерес к предмету.
Ход урока
I Организационный момент.
II Опрос
III Изучение новой темы
ЖИВОПИСЬ - один из видов изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-нибудь поверхность. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
Как и другие виды искусства, живопись может выполнять познавательную, эстетическую, религиозную, идеологическую, философскую, социально-воспитательную или документальную функции.
Функции живописи
1.Познавательная.
2. Эстетическая.
3.Философская.
Стиль — набор признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру творца.
Жанр (Франц. genre - род, вид) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.
Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, национального региона или мирового искусства вообще. В каждом виде искусства (литературе, музыке, театре, живописи и т.д.) система жанров слагается по-своему. В изобразительном искусстве жанр определяется на основе предмета изображения (портрет, пейзаж, натюрморт, батальный, исторический, бытовой, анималистический жанры), а иногда и характера изображения (карикатура, шарж). Следует учесть, что между жанрами нет строго соблюдаемых, абсолютных границ, хотя в XVII-XVIII вв. эстетика классицизма и пыталась установить жесткие правила, призванные обеспечить чистоту каждого жанра (именно тогда во Франции и вошел в обиход сам термин "жанр"). В искусстве чаще наблюдается взаимодействие, сочетание жанров (портрет на фоне пейзажа, историко-бытовая картина и т. д.).
Жанры живописи
1. Портрет – это жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей.
Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека.
А) Парадный портрет – изображение человека в полный рост
Б) Камерный портрет – поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне.
По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне.
Существуют двойной и групповой портрет. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, но согласованные между собой по композиции, формату и колориту. Портреты могут образовывать ансамбли – портретные галереи, объединяемые по профессиональному, семейному и др. признакам (галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т.д.). В особую группу выделяется автопортрет – изображение художником самого себя.
В) Автопортрет - изображение художником самого себя
Темой портрета является индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. «Если темы теряют свою самостоятельность, портрет выходит за пределы своей жанровой специфики. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя её герои могут быть изображены портретно».
Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.
Г) Исторический портрет — изображение исторической личности по воспоминаниям и пр.
Изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.
Д) Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).
Е) Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
Иногда при классификации используется сословный принцип: купеческий, крестьянский портрет, портрет духовного лица, шутовской портрет, поскольку социальное положение модели влияло на определённые методы репрезентации, используемые художником.
2.НАТЮРМОРТ (франц. «натуре морте» – букв. «мертвая натура») – жанр живописи, где изображены неодушевленные предметы.
В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым и приравнивается к вещам.
Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком. Художник не изображает вещи «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компанует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.
3. Анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр живописи, где изображаются животные.
Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).
4. Истори́ческая жи́вопись — жанр живописи, изображает важные события прошлого.
Включает в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины. Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого. Сюжетом зачастую является не реалистическое представление прошедших событий, а преднамеренное их прославление с целью создания исторического мифа.
5. Бата́льный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни.
Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.
6.Бытовой жанр — жанрживописи, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику.
К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.
Россия: Венецианов и венециановская школа, Федотов, Перов, Мясоедов, Савицкий, Репин, Серов.
7.Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр живописи, в котором основным предметом изображения является природа.
А) Сельский пейзаж
Б) Городской пейзаж (ведута)
В) Морской пейзаж (марина)
В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный — ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.
В пейзаж входят некоторые основные элементы:
- Земная поверхность
- Растительность
- Перспектива вида