Урок по изобразительному искусству- Праздничный ночной город

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


КГКУ «Центр содействия семейному устройству

Г.Дальнереченска»

Студия ИЗО “Радуга надежды”

Педагог дополнительного образования

Шепеленко Любовь Степановна.

Тема урока: «Праздничный ночной город».

Предмет: изобразительное искусство.

Класс:5 , время 1,5ч.

Базовый учебник: «Изобразительное искусство» система уроков Л.А.Неменской и Б.М. Неменского, энциклопедия юного художника Н.И.Платонова

Цель урока:ознакомить с работами художников батального жанра, активизировать учащихся для решения изобразительной задачи, содействовать воспитанию чувств, уважения к старшему поколению, любви к Родине.

Задачи урока:

- совершенствовать навыки композиционного решения;

- развивать изобразительные навыки;

- уметь передать эмоциональное состояние совмещением различных приёмов, различных техник.



Формы и методы обучения: обьяснительно-иллюстративный ; фронтальная и индивидуальная.



Зрительный ряд:

Репродукции картины Шаталины В.В “По долинам и по взгорьям – 1926г.

М.Б.Греков – “Трубачи Первой конной армии 1920г.”

«Тачанка»-1925г

Карл.Моор. – “Ты записался добровольцем? -1920г.

И.М.Тоидзе. –« Родина мать зовёт»-1941г.

А.А.Дейнека-« Оборона Севастополя»-1942г.

А.А.Пластов.-« Фашист пролетел» – 1943г.

Таутиев–« Белград освобождён»



Материалы:

баночка с водой, палитра, тряпочка, карандаш, резинка, альбомный лист, кисти две № 3,6. 1\4 листа для зарисовок.

Тезис: “Армия – наша защитница”.

Ключевое понятие: тема, контраст, композиция.



Техника безопасности:

Во время занятий пользоваться палитрой, не брызгать и не разливать воду.

Для заточки карандаша использовать точилку, не брать в рот кисточки и карандаши. После завершения работы, кисточки вытирать сухой тряпочкой.



Ход занятия:

  1. Вступительная беседа – “Наша Армия – защитница Родины” – обзор по картинам.

Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создаёт образы героев, избирает действия, пишет картины. Живопись не похожа ни на музыку ни на книгу. Мелодия музыки течёт и изменяется непрерывно. События в книге действует одно за другим. На картине же все неподвижно и она изображает только одно мгновение, но нас волнует значит картина может рассказать нам гораздо меньше, чем книга или музыка – спросите вы?

Ведь на картине герои не могут двигаться и не разговаривать, но это не так…

У живописи есть свои секреты, свои способности побеждать время.

Какие секреты мы знаем?

- Перспектива.

- Распределение героев сюжета на листе.

- Передача формы и объектов.

- Передача темы, диалога, действия.

- Эмоциональное владение цветом.

- Умение найти мгновение и запечатлеть его.



Мгновение войны, эпопея, подвига изображали в своих работах художники – баталисты.

Батальный жанр пришёл к нам ещё с эпохи возрождения – 15-16вв.Французское слово – “Батай” – означает битва. От него и получил название жанр изобразительного искусства. Художники – баталисты стремились передать пафос и героику военных действий, исторический смысл батальных действий того дня. Художники являлись разоблачителями несправедливости агрессивной войны, прославляли народный героизм, воспитывали высокие патриотические чувства.





  1. Виктор Васильевич Шаталин – художник батального жанра в новой России – По долинам и по взгорьям – 1926г.

  2. Митрофан Борисович Греков ( 1882-1934гг) – ученик Рубо – великого баталиста, который написал Севастопольскую панораму.

Греков добровольцем поступает в Красную Армию в отряд Буденному, где служит простым солдатом. Все свободное время посвящает рисованию. Рисует ружья, коней, тачанки, товарищей по походу. Всю жизнь и все своё творчество посвятил Красной Армии Первой Конной дивизии. Именно здесь и развернулось его дарование как художника баталиста. Он работает на Кубани, а его картина одна за другой появляется на московских выставках. Так сложилась живописная летопись о подвигах легендарной Первой Конной Армии.

Картины Грекова полны стремительного движения. Кубанские степи, выжжены палящим солнцем – вот неизменное место действия и всех его картин. Под Ростовым сдается в плен оркестр полковых комиссаров, так в дивизии появились первые трубачи – музыканты.

Вскоре над степью загремели торжественные звуки “Интернационала”, вдохновляя бойцов в минуты сражений. На белых конях, на высоком холме, стоят музыканты, трубя победу, а над ними развивается боевое Красное знамя. На холме, стоят музыканты, трубя победу, а над ними развивается боевое Красное знамя.

Боевые будни подсказали ему другую тему для картины Тачанка – и вот по степи во весь дух летит тачанка, за ней другая. Они мчатся прямо на зрителя . Тени от коней ложатся на выжженную траву, бойцов подбрасывает на ухабах. Возница перегнулся вперед, управляя четвёркой коней, и только пыль застилает горизонт. Мчатся бойцы – приказ будет выполнен, и кажется никакая сила не может их остановить.

Художник старался показать историческую правду, как видел он её собственными глазами.



  1. Большое значение в борьбе за Советскую власть играл – плакат. Советский плакат с момента его рождения крепко вошёл в нашу жизнь вместе с Великим Октябрём. Назначение плаката – ЗВАТЬ И УБЕЖДАТЬ. Он должен быть деловым, предельно ясным и доходчивым. Своеобразным памятником великой революционной эпохи стал плакат – К.Моор- ( Орлов )

-« Ты записался добровольцем?»( 1920гг )



  1. Плакат грузинского художника И.М. Тоидзе

«Родина мать зовет»( 1941г )



  1. Аркадий Александрович Пластов – (1893 – 1972 г ) художник пейзажист в области военного пейзажа. Ночная безлюдность улиц, тревога осенних зимних сумерек, зловещие вспышки ракет – суровая героическая действительность того времени.



- “Фашист пролетел” ( 1942г ) – одна из волнующих картин. Она захватывает сразу и целиком, заставляя испытывать острую боль при виде мальчика – пастуха, застреленного пролетевшим фашистским стервятником. Картина поражает чудовищной жестокостью и бессмысленностью этого убийства. Погибший мальчик, воющая собачонка и встревоженное поредевшее стадо неотделимо от осеннего пейзажиста.



  1. С.Герасимов – “Мать партизана” – 1943г. – историческая картина. Непримиримый драматический конфликт типичных характеров, рассказ о подвигах русской женщины.

  2. А.А. Дейнека ( 1899-1969г ) – картина панорама “Оборона Севастополя (1942г) - показан героизм советских моряков сражающихся насмерть с фашистами среди шквала огня и разрыва бомб.

Он как бы обобщает героику батального жанра Советской Армии. Горячо мечтали воины сражавшиеся с врагом о тех счастливых днях, когда они вернутся к своим заводам и пашням. О мирной жизни,



Выполнение композиции – « Праздничный ночной город», можно разделить на два этапа – линейное построение и выполнение в цвете.



2.Практическая работа ( 1 урок )



  1. Последовательное выполнение линейного построения.

  2. Выполнение эскиза – кратковременной зарисовки на небольшом ( одной четверти ) альбомном листе.

  3. Выполнение в общей схемы с увеличением масштаба, задуманной композиции.

  4. Тонкими линиями, грамотная передача линии горизонта, точек схода, соотношение величин.

  5. Обозначение главных объектов и перспективное изменение переднего и заднего плана- ( ближе больше, дальше меньше ).

  6. Передача конструктивного строения изображаемой формы объектов остальных частей композиции и ведение работы от общего к частному.

  7. Детальная прорисовка всех элементов композиции.

  8. Стираются вспомогательные линии и рисунок готов к началу работы красками.



3.Работа в цвете ( акварель, гуашь )2 урок.

  1. Внимательный анализ линейного построения и исправления ошибок.

  2. Работа красками ведется последовательно от светлого к темному.

  3. Вначале слабым тоном заливаются участки форм изображаемых объектов, не выходя за пределы контура.

  4. Менять направление мазкой согласно форме.

  5. Соблюдать светлотную разницу, передача контраста используя наслоение цвета, используя контраст теплых и холодных оттенков.

  6. Ассоциативная передача цветом настроения праздника, используя технику забрызгивания, печатания.



4.Итог урока.

Обобщение изученного материала

- Что нового узнали на уроке?

- С каким жанром искусства познакомились?

Выставка и анализ работ учащихся.