Тематическое планирование по ИЗО 6 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...





Измерители.

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Д\З

Дата проведения

план

факт

1.

Виды изобразительного искусства (9 часов)

Изобразительное искусство в семье пластиче-ских искусств

1

Урок формирования новых знаний ,

Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве

Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа

Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств

Деление пластических (пространственных) искусств на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные

Принести природный материал (веточки, колоски, зонтичные растения)



2.

Виды изобразительного искусства

Рисунок -основа изобразительного творчества

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.) с использованием графических материалов (карандаш, уголь, фломастер)

Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности

Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)

Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ


Творческие задачи рисунка. Виды рисунка: зарисовки, наброски с натуры, учебный рисунок

Принести травянистые растения



3.

Виды изобразительного искусства

Линия и ее выразительные возможности

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т. д.). Материалы: карандаш, уголь

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения.

Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова

Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры

Анализ результатов собственной художественной деятельности

-

Подобрать репродукции графических работ А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова




4.

Виды изобразительного искусства

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен


1

Урок формирования новых знаний, умений и навыков

Изображение раз
личных состоя
ний в природе
(ветер, тучи,

дождь, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашью


Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой


Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики


Просмотр и анализ работ



Подобрать репродукции произведений графики с ярко выраженными тональными отношениями




5

Виды изобразительного искусства

Цвет. Основы цве-товедения

1

Урок формирования новых знаний, умений и навыков. Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисть

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.

Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов


Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов

Просмотр и анализ работ



Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты (насыщенности)



6

Виды изобразительного искусства

Цвет в произведенияхживописи


1

Урок формирования новых знаний, умений и навыков

Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий


Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов.
Взаимодействие цветовых
пятен и цветовая композиция. Выразительность
мазка. Фактура живописи.
Выражение в живописи
эмоциональных состояний: радость, грусть, неж
ность и т. д. Зрительный
ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цве
ты и фрукты»; «На берегу
моря»


Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа. Владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи


Диктант поживописи. Просмотр, анализ и оценивание работ


Принести иллюстрированные книги о животных или рисунки, фотографии животных




7

Виды изобразительного искусства

Объемные изображения в скульптуре

1

Комбинированный

Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки


Выразительные возможности объемного изобра
жения. Связь объема с ок
ружающим пространством
и освещением. Художественные материалы в
скульптуре: глина, металл,
дерево и др., их вырази
тельные возможности. Произведения анималистического жанра В. Вата-
гина, В. Серова

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе

Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ



Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти




8

Виды изобразительного искусства

Основы языка изображения

1

Повторитель-

но-обобщающий

Конкурсные задания

Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения

Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произве-денияискусства


Балльная оценка конкурсных заданий


Составить кроссворд (5-(слов), используя приобретенные знания




9

Виды изобразительного искусства


Реальность и фантазия в творчестве художника


1

Урок формирования новых знаний


Во все времена человек
создавал изображения ок
ружающего его мира.
Изображение как познание окружающего мира и
отношения к нему человека. Реальность и фантазия
в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве


Ответить на во
прос: «Почему
людихранят

произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?».



Подобрать произведения изобразительного искусства, контрастные между собой по языку изображения




10

Мир наших вещей. Натюрморт

(7 часов)


Изображение предметного мира: натюрморт


1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Материалы: бумага формата А4, карандаш, мелки


Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков


Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран
даш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,
пятно, композиция)


Просмотр и анализ работ



Подобрать репродукции натюрмортного жанра




11

Мир наших вещей. Натюрморт

Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира

1

Комбинированный

Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма)

Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм

Иметь представление о многообразии и выразительности форм


Игра «Определи произведение и его автор?, по фрагменту» Просмотр и анализ работ


Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности

Подобрать изображения природных форм и форм, созданных человеком



12

Мир наших вещей. Натюрморт

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

1

Урок формирования новых

знаний, умений


Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага формата А4

Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости

Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры


Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ


Когда и почему возникли задачи объемного изображения. Понятие ракурса





13

Мир наших вещей. Натюрморт

Освещение. Свет и тень

1

Урок формирования новых знаний, умений

Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4

Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине

Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры


Фронтальный
опрос (сип

квейи), Самоанализ работ учащимися



Сбор материала на тему «Выдающиеся русские и зарубежный художники и их произведения натюрмортно-го жанра» (П. Сезанн, В. Ван-Гог, И. Машков и

др.)

Продолжение работы над проектом




14

Мир наших вещей. Натюрморт

Натюрморт в графике.

1

Комбинированный


Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. .Творчество А. Дюрера, В. Фаворского

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики


Просмотр и анализ работ

Гравюра и ее виды (офорт, ксилография, линогравюра). Выразительные возможности гравюры




15.

Мир наших вещей. Натюрморт

Цвет в натюрморте

1

Комбинированный Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, бумага формата A3

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника

Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества



Завершение работы над

проектом



16

Мир наших вещей. Натюрморт

Выразительные возможности натюрморта

1

Урок-обобщение

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна

Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра

Защита проектов. Анализ и оценка результатов проекгнойдеятельности





17

Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)

Образ человека -главная тема искусства

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин

Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр

-

Типология портрета

Подобрать репродукции портретов И. Е. Репина, которые не рассматривались на уроке



18.

Вглядываясь в человека. Портрет

Конструкция Головы человека и её пропорции

1

Урок формирования новых знаний, умений


Работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица (аппликация вьфезанных из бумаги форм

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека

Просмотр и анализ работ

-

Оформить рамку для портрета в технике коллажа, которая отражала бы ваши личные интересы и увлечения. Принести зеркало



19.

Вглядываясь в человека. Портрет

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

1

Комбинированный


Выполнение автопортрета с натуры. Материалы: бумага формата А4, уголь, мелки, карандаш

Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические пор!ретыО. Кипренского, И. Репина, В. Серова

Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры

Просмотр и анализ работ

Автопортрет: история возникновения и развития. Графические автопортреты

A. Дюрера, Лео
нардо да Винчи,

B. Серова




20

Вглядываясь в человека. Портрет

Портрет в графике

1

Комбинированный

Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль). Материалы: черная тушь, гуашь, бумага


Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры

Просмотр, анализ и оценка работ

Портретный рисунок в истории изобразительно гоискусства. Силуэт: история возникновения и развития. Силуэт в русском ИЗО

Подобрать небольшие литературные фрагменты, характеризующие человека по его предметному окружению



21.

Вглядываясь в человека. Портрет

Портрет в

скульптуре

1

Комбинированный

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.)

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова

Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека

Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного литературного героя. Анализ и оценка работ



-


22

Вглядываясь в человека. Портрет

Сатирические образы человека

1

Комбинированный


Изображение сатирических образов литературных героев (бумага формата А4, черная акварель или гелевая ручка, тушь)


Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами

Тест. Просмотр и анализ работ


Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж, сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского

Сбор материала на тему «Художники-портретисты и их произведения»



23.

Вглядываясь в человека. Портрет

Образные возможности освещения в портрете

1

Комбинированный


Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении (бумага формата А4, черная акварель, кисть)

Изменение образа человека при различном освещении

Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры

Просмотр и анализ работ

Постоянство фор- • мы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения

Подобрать репродукции (фото) с изображением человека в различном освещении



24.

Вглядываясь в человека. Портрет

Портрет в живописи

1

Комбинированный

Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра» и т. п.). Групповая работа

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля

Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа

Тождество и контраст(сравнительный анализ произведений), Представление работ, анализ и оценивание

Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого

Продолжение работы над

проектом



25.

Вглядываясь в человека. Портрет

Роль цвета в портрете

1

Комбинированный

Анализ цветового решения образа в портрете. Материалы: бумага, гуашь, кисть

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура

Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи

Ответить на вопрос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Почему?». Просмотр и анализ работ

-

Завершение работы над проектом



26.

Вглядываясь в человека. Портрет

Великие портретисты

1

Повторитель-

но-обобщающий

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения»

Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра

Презентация проектов на тему «Художники-портретисты и их произведения»






27

Человек и пространство в изобразительном искусстве (9 часов)

Жанры в изобразительном искусстве

1

Комбинированный

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры

Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства

Сгруппировать предложенные произведения по жанрам


Выписать названия нескольких произведений, относящихся к разным жанрам, одного художника: И. Е. Репина или В. Васнецова (на выбор)



28

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Изображение пространства

1

Беседа

Беседа о видах перспективыв ИЗО. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.

Знать виды перспективы. Иметь представление о точке зрения.

Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства



Записи в тетради



29

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Правила линейной и воздушной перспективы

1

Комбинированный.


Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Правила воздушной перспективы.

Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь применять их на практике.

Просмотр, анализ и оценка работ


Подбор иллюстраций



30

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Пейзаж-большой мир. Организация изображаемого пространства

1

Комбинированный

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Роль выбора формата.

Знать организацию перспективного пространства в картине. Иметь представление о роли выбора формата. Уметь изображать эпический пейзаж.

Просмотр, анализ и оценка работ


Подбор иллюстраций













31

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Пейзаж-настроение. Природа и художник

1

Урок-настроение

Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета)

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Мо-не, П. Сезанна, И. Грабаря, К. Юона

Знать выдающихся художников-пейзажистов, представителей русского и зарубежного искусства:И.Левитан, И.Грабарь, К.Юон, П.Сезанн и др.

Уметь передавать многообразие форм и красок в природе.

Просмотр, анализ и оценка работ


Подбор иллюстраций



32-33

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Городской пейзаж

2

Урок-творческого применения знаний, умений, : навыков

Работа над графической композицией «Мой город» (бумагаформата A3, гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликации на картоне)

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XXвека

Знать основы изобразительной грамоты иуметь применять приобретенные знания на практике

Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности

-

Подготовка к КВН (составить кроссворд для команды соперников)



34

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл



1

Повторитель-

но-обобщающий

Обобщение материала учебного года

Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров

Оценка конкурсных заданий






35


Обобщение темы года

1

Повторитель-

но-обобщающий

Обобщение материала учебного года