Составлено Мартынюк О.В. по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство».
Тема урока
Ко-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Учебно-творческое задание
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вид контроля
Элементы дополнительного (необязательного) содержания.
Домашнее задание
ИКТ (информационное обеспечение урока)
Дата
план
факт
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 часов).
1
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
1
Урок изучения новых знаний.
Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст.
Задания:
1) расположить на формате один большой прямоугольник и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;
2) уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя разновеликими.
Знать:
- определение композиции и её закономерности;
-типы композиций;
-центр внимания в композиции: доминанта.
Уметь:
организовывать пространство, создавая уравнове шенную композицию.
Устный опрос. Практическая работа.
Композиции художника Василия Кандинского и «Чёрный квадрат Казимира Малевича».
Учебник, с. 7-20.
Задание № 4 на с. 20.
Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».
2
Прямые линии и организация пространства.
1
Комбинированный.
Ритм и движение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение элементов композиции членение плоскости.
Задания:
1) введение в композицию от трёх до пяти прямых линий;
2) выполнение коллажно-графических работ с разными композициями.
Знать
образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций.
Уметь
выполнять коллаж на заданную тему.
Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
Работа на компьютере в программе Paint.
Учебник, с. 21-22.
Задание № 1-3 на с. 22.
Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».
3
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
1
Комбинированный.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Создание композиции из произвольного количества простейших цветовых геометрических фигур в тёплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста.
Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.
Уметь
– применять локальный цвет при создании композиции;
- определять средства художественной выразительности.
Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.
Работа на компьютере в программе Paint.
Учебник, с. 23-27.
Задание № 1 на с. 27.
Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».
4-5
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
2
Комбинированный.
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры.
Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и символического изображения.
Знать определение шрифта: буквы, объединённые одним стилем графического начертания.
Уметь использовать шрифты в композиции.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.
-
Учебник, с. 29-31.
Задание № 1, 3 (а) на с. 31.
Мультимедийная презентация «История шрифта».
6
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
1
Комбинированный.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве.
Задания:
1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;
2) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката.
Знать:
- искусство композиции лежит в основе графического дизайна;
- отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины.
Уметь применять правила дизайнерской грамоты.
Анализ творческих работ, выполненных на уроках и дома.
-
Учебник, с. 33-39.
Задание № 3 на с. 39. Подобрать зрительный материал (журналы, открытки, книги).
Мультимедийная презентация «Язык плаката».
7-8
Многообразие форм полиграфического дизайна. Полиграфический дизайн на московских полиграфических предприятиях.
2
Урок формирования новых умений.
Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.
Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся).
Знать:
- историю полиграфии;
- изобразительный стиль книги или журнала.
Уметь выполнять коллажную композицию.
Анализ творческих работ.
Работа на компьютере в программе Paint.
Учебник, с. 41-45.
Мультимедийная презентация «Полиграфический дизайн».
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8 часов).
9
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.
1
Урок изучения новых знаний.
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения.
Задания:
1) прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа-схемы;
2) баланс объёма и поля на макете;
3) баланс объёмов.
Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.
Уметь прочитать плоскостные композиции.
Анализ творческих работ, выполненных на уроке.
-
Учебник, с. 49-53.
Задание № 2 или 3 (по выбору).
Мультимедийная презентация «Конструктивные виды искусств».
10
Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура города Верея.
1
Комбинированный.
Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Задания:
1) прочтение линии как проекции объекта;
2) построение трёх уровней рельефа;
3) добавление архитектурного объекта.
Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.
Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
-
Учебник, с. 54-57.
Задание на с. 57.
Мультимедийная презентация «Композиция в архитектуре».
11
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.
1
Комбинированный.
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, изображающих дом. Деталь и целое. Модуль.
Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объёмов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.
Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм).
Уметь моделировать из бумаги.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
-
Учебник, с. 59-64.
Задание № 3 на с. 64.
-
12
Важнейшие архитектурные элементы здания.
1
Комбинированный.
Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.
Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.
Знать главные архитектурные элементы здания.
Уметь
использовать элементы здания в макете проектируемого объекта.
Творческое обсуждение работ.
-
Учебник, с. 65-69.
Задание № 2 на с. 69.
Мультимедийная презентация «Ордерная система. Арки».
13-14
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.
2
Урок формирования новых умений.
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального.
Задания:
1) аналитическое упражнение – исследование формы вещей;
2) проектное упражнение на функциональное использование форм;
3) создание тематической образно-вещной инсталляции на выбранную тему.
Знать:
- определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция.
Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Китч. Основная стилевая идея китча – насмешка над историей и художественными традициями, вкусами, стилями.
Учебник, с. 71-75.
Задание № 2 на с. 75. Подобрать материал для инсталляции.
Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире».
15
Роль и значение материала в конструкции.
1
Комбинированный.
Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, автомобиль и т. п. (полуфантастическое соединение функций).
Знать
- особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи;
- взаимосвязь формы и материала.
Уметь
использовать разнообразные материалы.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
-
Учебник,
с. 76-81.
Задание № 2 на с. 81.
Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире».
16
Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектура и дизайн центра города Верея.
1
Комбинированный.
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска.
Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения.
Знать
отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.
Уметь
работать по воображению.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Психофизическое влияние цвета на состояние человека.
Учебник,
с. 82-87.
Задание № 2 на с. 87.
Мультимедийная презентация «Цвет в архитектуре и дизайне».
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12 часов).
17
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
1
Урок изучения новых знаний.
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма.
Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определённого стиля и эпохи.
Знать
- основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм;
- памятники архитектуры
Анализ образцов архитектуры разных стилей.
-
Учебник,
с. 89-101.
Задания № 1-3 на с. 101 или мультимедийная презентация.
Мультимедийная презентация «Архитектура прошлого: народного жилища, храма».
18
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
1
Урок изучения новых знаний.
Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.
Современные поиски новой эстетически архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».
Знать
- основные школы: Баухауз, ВХУТЕ-МАС;
- имена архитекторов 20 века.
Уметь
Создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами.
Анализ образцов архитектуры разных стилей.
Создание Оскаром Нимейером оригинального архитектурного стиля.
Учебник,
с. 103-109.
Задания № 1-3 на с. 109 (по выбору).
Мультимедийная презентация «О. Нимейер».
19-20
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Верея – город, ее микрорайоны и улицы.
2
Комбинированный.
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Цветовая среда.
Задания:
1) аналитическое прочтение схем городов;
2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города.
Знать
- различные композиционные виды планировки города;
- роль цвета в формировании пространства.
Уметь создавать композиционный макет пространства.
Творческое обсуждение работ.
-
Учебник,
с. 111-115.
Задания № 1-3 (по выбору).
-
21-22
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
2
Комбинированный.
Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизациии индивидуализации городской среды. Связь между архитектурой и человеком.
Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой и т.д..
Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды.
Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Реклама в нашем городе.
Учебник,
с. 117-119.
Задание № 1 или 2 на с. 119 (по выбору).
Мультимедийная презентация «Малые архитектурные формы».
23
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
1
Комбинированный.
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст.
Рисунок-проект одного из общественных мест с использованием дизайнерских деталей интерьера (можно фрагмент).
Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий.
Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека.
Учебник,
с. 121-125.
Задание № 1 или 2 на с. 125 (по желанию).
Мультимедийная презентация «Психофизическое влияние цвета на человека».
24-25
Природа и архитектура.организация архитектурно-ландшафтного пространства.
2
Урок изучения новых знаний.
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования.
Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (детский парк, сквер с фонтаном и т. п.), использование имитирующих фактур.
Знать термин ландшафтная архитектура.
Уметь создавать архитектурные образы различными материалами.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
-
Учебник,
с. 126-131.
Задания № 1 и 2 на с. 131.
Мультимедийная презентация «Ландшафтная архитектура».
26-27
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Архитекторы города Москва.
2
Урок обобщения и систематизации изученного.
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.
Коллективная работа – создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов.
Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
-
Учебник,
с. 132-135.
Подобрать материал к теме «Мой дом – мой образ жизни».
-
Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7 часов).
28
Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.
. Функционально-архитектурная планировка дворца - усадьбы "Царицино" в Москве.
1
Урок изучения новых знаний.
Принципы организации членения пространства на различные функциональные зоны. Образно-личностное проектирование в дизайне.
Технический рисунок (эскиз) частного домав городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация.
Знать
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта.
Творческое обсуждение работ.
Возможное выполнение задания на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и др..
Учебник,
с. 139-142.
Подобрать иллюстративный материал по теме «Интерьер».
Мультимедийная презентация «Проекты частного домовладения».
29
Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.
1
Комбинированный.
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера.
Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения.
Знать принципы организации пространства квартиры.
Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека.
Подобрать иллюстративный материал по теме урока.
Мультимедийная презентация «дизайн интерьера».
30
Дизайн и архитектура моего сада.
1
Урок обобщения и систематизации изученного.
Виды организации садов: английский,французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории.
Задание:
1) создание плана земельного участка;
2) макетирование фрагмента сада из природных материалов (по выбору учащихся).
Знать
- композиционные приёмы паркового дизайна разных стилей; - фитодизайн (икебана).
Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании.
Творческое обсуждение работ.
-
Учебник,
с. 147-153.
Подобрать материал.
Мультимедийная презентация «Виды организации садов».
31
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
1
Урок изучения новых знаний.
Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт.
Создание своего собственного проекта вечернего платья – рисунок или рельефный коллаж.
Знать
- законы композиции в одежде;
- два композиционных принципа конструкции костюма.
Уметь работать над эскизом костюма.
Творческое обсуждение работ.
-
Учебник,
с. 155-161. задания № 1 и 2. подобрать зрительный материал.
Мультимедийная презентация «Мода на протяжении веков».
32
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
1
Комбинированный.
О психологии индивидуального и массового.Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Стереотип и кич.
Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и пр.), подбор цветовой гаммы.
Знать: - демократичность в моде;
- принцип функциональности.
Уметь трансформировать одежду.
Творческое обсуждение работ.
-
Учебник,
с. 162-168.
Задания 1 и 2.
Мультимедийная презентация «Современные дизайнеры одежды».
33
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
1
Урок изучения новых знаний.
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке.
Рисование причёски и макияжа на фотографии.
2) Упражнения в нанесении макияжа и создании причёски на «живой натуре» (попарно).
Знать:
- каждая эпоха рождает свой стиль и моду;
- грим и причёска являются продолжением костюма;
- профессии стилиста и визажиста.
Творческое обсуждение работ.
Боди-арт татуаж как мода. Работа на компьютере в программе Adobe Photoshop/
Учебник,
с. 169-173.
Задания 1 и 2.
Мультимедийная презентация «Искусство грима и причёски».
34
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир.
1
Урок обобщения и систематизации изученного.
Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу».
Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария –проекта с использованием различных визуальных элементов. Соревновательно-игровой показ проектов.
Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.
Эстетическая оценка результата работы.
-
-
Выставка лучших работ учащихся, выполненных в течение года.