Изобразительное искусство, 7 класс
УРОК № 18
ТЕМА УРОКА. ГОРОД СЕГОДНЯ И ЗАТРА. ПУТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА
• осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве, проблему урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города; • выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы;
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности
Познавательные:
• понимать значение преемственности в искусстве архитектуры.
Регулятивные:
• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).
Коммуникативные:
• использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;
• уметь слушать друг друга, обмениваться мнениями
о социальном аспекте «перестройки» в архитектуре, планировать деятельность и работать по плану
• осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
• проявлять интерес к изучению нового материала;
• осознавать современный уровень развития архитектуры и градостроительства;
• осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него;
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процесс е образовательной, творческой деятельности;
• понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор
Методы и формы обучения
Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск. Формы: индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы
• Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.,vikipedia.org/wiki/
• Режим доступа: http://www.artsait.ru
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Материалы: карандаш, бумага, фломастеры, цветные карандаши
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентации «"Перестройка" в архитектуре», «Архитектура будущего»
Основные понятия и термины
Урбанизация. Ландшафт. Градостроительство
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляе-мая деятельность учащихся
Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Проме-жуточ-ный конт-роль
1
2
3
4
5
6
7
I. Органи-зацион-ный момент
Беседа
- Скажите, что обозначают слова революция, перестройка?
- Правильно, коренные изменения в чём-либо.
А как вы думаете, могут ли быть коренные изменения в архитектуре? В связи с чем такие изменения могут про изойти?
- Правильно, в связи с изменениями жизни человеческого общества.
Двадцатый век называли веком прогресса науки, победы гуманизма и демократии, веком грядущего процветания человечества и всевозрастающего могущества над слепыми силами природы. Начало века было отмечено рядом революций и гражданскими войнами - в России, Венгрии, Германии, Китае и других странах. И конечно же, искусство и архитектура ХХ века, как и все другие стороны жизни общества, отличаются мозаичностью, наличием самых разнородных течений и концепций.
С поисками и находками в архитектуре мы с вами сегодня и познакомимся
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Осознают цель урока
Фронталь-ная
Регулятивные: принимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; адекватно выражают и контролируют свои эмоции
II. Изу-чение нового материала
Объяснитель-но-иллюстратив-ный
Организует эвристическую беседу.
- Углубление социальных противоречий общества в начале века, возможно, наиболее отчетливо сказалось в архитектуре. Стихийный рост городов, численности населения, занятого в промышленном производстве, и несоответствие этому темпов жилищного строительства повлекли за собой переуплотнение за- I стройки, повышение этажности, неизбежное уничтожение зелени.
Столица Америки Нью-Йорк начала ХХ века. Презентация « "Перестройка' в архитектуре». (Слайд 2.) Си. ресурсный материал (1) к уроку на с. 114.
- Одним из наиболее ярких представителей стиля .\10- дер" в русском и европейском зодчестве является Фёдор Осипович Шехтель. Классическим образцом русского модерна считается особняк предпринимателя и коллекционера С. П. Рябушинского, построенный Ф. О. Шехтелем в 1900-1902 ГГ. на Малой Никитской улице. (Слайд 3.)
См. ресурсный материал (2) к уроку.
Концепцию «Дом-Ино» Ле Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках. (Слайды 4-5.) Си. ресурсный материал (3) к уроку.
В начале ХХ века родилось архитектурное течение под названием «конструктивизм».
Олимпийский стадион. Лион. Архитектор Тони Гарнье. (Слайд 8.)
- Выделите основные элементы стилей модернизм. функционализм и конструктивизм. Что в них разного и обшего?
В Веймаре 25 апреля 1919 года была образована школа Баухаус. (Слайды 7, 9. См. ресурсный материал (4) к УРОКУ.)
25 декабря 1920 года были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).
(Слайды 10-12. Си. ресурсный материал (5) к уроку.) - Что определяет стиль зданий, которые мы сейчас рассмотрели?
В начале ХХ века экспрессионизм во многом продолжил традиции модерна, пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. (Слайды 13, 14.) см. ресурсный материал (6) к уроку на с. 114-115.
- Ребята, что понравилось и удивило вас в этих зданиях?
Интернациональный стиль - ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930- 1960-х гг. (Слайд 15.)
См. ресурсный материал (7) к уроку на с. 115. Архитектура ХХ века является частью системы меняющегося мира.
Москва. Театральная площадь. Начало ХХ века. (Слайд 16.)
Ребята знакомятся с архитектурой начала ХХ века. Слушают учителя, анализируют стилевые особенности архитектуры ХХ века.
Знакомятся с творениями выдающихся архитекторов.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя
Фронталь-ная
Познавательные: осознают современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве, проблему урбанизации ландшафта, безликости
и агрессивности среды современного города. Коммуникативные; используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей; включаются в определённый вид деятельности (понимают значение преемственности в искусстве архитектуры); формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него
ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность
Практический. Творческий поиск
- Сегодня мы будем создавать фантазийную зарисовку города будущего. Предлагаю посмотреть презентацию о том, как город будущего видят современные архитекторы.
«Архитектура не заканчивается, она лишь непрерывно изменяется». (В. Гропиус.)
Приподнимем завесу времени и посмотрим, что нас ждёт в будущем? Архитектурные возможности развиваются крайне быстро, и уже сейчас появляются такие здания, от которых захватывает дух.
Архитектурный комплекс будущего Dubai Towers. Aqua. США, Чикаго.
Презентация «Архитектура будущего». (Слайды 3-4.) Издали может по казаться, что этот небоскрёб, строительство которого завершил ось в 2009-м году, похож на все остальные, коих в Чикаго тысячи. Но стоит подойти ближе, и вы поразитесь эффекту ряби и волн, который удалось создать архитекторам с помощью балконов, имеющих различные формы и размеры. Ими буквально усыпано всё здание сверху донизу. (Слайд 4.)
Chkago Sp-ire. США. (Слайд 5.)
Этот феноменальный шпиль, который построили всё в том же Чикаго в 2010-м году, станет самым высоким жилым зданием в мире и самым высоким строением в западном полушарии. Похоже, дизайнеры при разработке проекта случайно наткнулись на сверло, но одно мы знаем точно - это здание, высотой в 609 метров, будет доминировать в чикагском небе. Спиральный небоскреб. Индия. (Слайд 6.) Концепция эко-небоскреба радует необычной архитектурой и экономической выгодой. Огромные ветровые турбины и солнечные панели на крыше дадут жителям энергию. Здание будет полностью независимо от ресурсов города, а уж о минимизации выбросов в окружающую среду позаботятся многочисленные фильтры. Огромное строение как будто отделится от всего мира, создав свой, собственный мир. Плавающий остров Lily pad. (Слайд 7)
Бельгийский архитектор Винсент Каллебот решил создать проект Lily pad. Фактически это целые плавающие города, рассчитанные на 50 тыс. человек. Шу pad в переводе с английского - города-лилии. Города-острова состоят из трёх «лепестков» и лагуны, в которых есть всё необходимое для полноценной жизни. Lily pad могут быть пришвартованы к суше или свободно плавать в открытом океане. Штаб-квартира Газпрома. Россия. (Слайд 8.) 300-метровое пламя из стекла в Санкт-Петербурге затмит все окружающие здания поблизости. В зависимости от положения солнца, оно будет менять цвет до десяти раз за день.
Вращающиеся башни. Италия. (Слайд 9.) Итальянский архитектор Дэвид Фишер спроектировал динамическую башню-небоскреб, в которой насчитывается 80 этажей. Каждый из этажей спроектирован таким образом, чтобы человек мог наслаждаться закатом и рассветом из одной и той же комнаты. Как это возможно? Очень просто, все этажи вращаются, причем для того, чтобы заставить свой собственный уровень начать вращаться, достаточно дать голосовую команду. Полный круг уровень делает за три часа. Все уровни снабжены собственным покрытием из солнечных батарей, равно как и 79 ветряными турбинами, которые снабжают здание-гигант энергией. Сверхсовременная ферма Dragonfly. (Слайд 1 О.) Dragonf1y будет построена на острове Рузвельта, в Нью-Йорке. Эта ферма, по замыслу создателей, будет снабжать жителей Нью-Йорка свежими овощами и фруктами. В проекте предусмотрено создание 132 этажей, каждый из которых будет отведен под определенный вид овощей или фруктов. (Слайд 10.) Ступенчатые пирамиды. Рио-де-Жанейро. (Слайд 11.) Очередное архитектурное чудо украсит город Рио-деЖанейро. Одной из особенностей нового здания являются террасы - многочисленные ступенчатые переходы, плавно превращающиеся в балконы и парки. Выполнение заданий: с. 109 учебника
Смотрят презентацию «Архитектура будущего».
Смотрят презентации, выражают свое мнение.
Выполняют фантазийные зарисовки архитектуры города будущего
Фронталь-ная, индивиду-альная
Познавательные: выполняют в материале разнохарактерные практические творческие работы. Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации.
Личностные: осознают современный уровень развития архитектуры и градостроительства; проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; развивают художественные способности в процессе работы над композицией, Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; соблюдают нормы коллективного общения; учатся осмысливать предложенную информацию; используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей; излагают спое мнение в диалоге; строят понятные для собеседника высказывания
IV. Итоги урока. Рефлек-сия
Выставка работ
Организует выставку работ.
- Расставьте свои работы. Полюбуйтесь работами своих товарищей
Свободно передвигаются по классу. Рассматривают работы товарищей, выражают свое мнение
Фронталь-ная
Коммуникативные: понимают позицию другого; умеют слушать друг друга, обмениваться мнениями. Личностные: аргументируют и оценивают свою деятельность
Ресурсный материал к уроку 18
1. В архитектуре ХХ века превалировало несколько стилевых течений. Четких границ между ними не было, иногда даже несколько течений существовали вместе в одно время. Стиль модерн открывает собой двадцатый век. Для него характерным было разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание, казалось бы, несочетаемых геометрических форм с пластичными линиями. Модерн нигде не стал государственным стилем: он оказался слишком волен для официальных зданий. Он использовался в строительстве особняков и парадных зданий.
2. Ле Корбюзье - настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннерс-Гри - один из наиболее значимых архитекторов ХХ века. Французский архитектор швейцарского происхождения, пионер модернизма и функционализма. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье - объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы (сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады (свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей. В 1914 году Ле Корбюзье создал и запатентовал весьма существенный для его творческой биографии проект «Дом-Ино» (совместно с инженером М. Дюбуа). В нём предугаданы возможности строительства из крупноразмерных сборных элементов, что по тем временам было новаторским шагом.
3. Первыми вестниками нового течения стали стеклянный павильон для первой Всемирной выставки в Лондоне и знаменитая Эйфелева башня, возведенная для Всемирной выставки в Париже в 1889 г. Конструирование - один из приемов формообразования, основанный на точных расчетах физических свойств материалов и функций объекта. Одним из первых архитекторов-конструктивистов был француз Тони Гарнье (1869- 1948), автор проекта «Индустриальный город» (1901-1904) (слайд 6) и Олимпийского стадиона в Лионе (l91 3-1916).
4. Преподавателей и учащихся объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Они считали, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. В ХХ веке многие принципы, определяющие внешний облик архитектуры с ХУ по XIX в., были поставлены под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям, и архитекторы изменили многовековую традицию. Вначале новые здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и компактные формы нового стиля.
5. Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности». Одним из выпускников ВХУТЕМАСа был Алексей Викторович Щусев - русский и советский архитектор. Он стал победителем заказного конкурса на комплекс зданий Казанского вокзала в Москве, и в конце 1911 года его официально утвердили главным архитектором строительства. Так же ВХУТЕМАС окончил русский и белорусский советский архитектор, художник, просветитель, крупнейший представитель ретроспективизма в архитектуре Москвы Иван Владиславович Жолтовский. Много прекрасных зданий было возведено этим мастером, но особенно хочется сказать о знаменитом доме на Моховой улице в Москве. Знаменитый советский архитектор Алексей Щусев по поводу построенного Жолтовским дома на Моховой высказался следующим образом: «Я считаю, что даже в Европе трудно найти мастера, который так тонко понял бы классику. Эта постройка является большим завоеванием современной архитектуры».
6. Творчество Эриха Мендельсона -- наиболее яркое в раннем периоде экспрессионизма. К началу 1930-х годов по проектам мастера было возведено большинство крупных архитектурных произведений в новом необычном стиле, символом которого стало здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Эйнштейна» (1921). Оно спроектировано как своеобразное здание-скульптура с пластичными обтекаемыми монолитными железобетонными формами, почти исключающими ортогональные сопряжения. Это своеобразное сооружение, сочетающее в себе строгую функциональность с пластичностью в решении объема. Другим ярким примером архитектуры периода раннего экспрессионизма служат архитектурные шедевры Рудольфа Штайнера. Например, его дом Дульдек обладает смелыми, текучими формами. Сильное впечатление производит на зрителя двухъярусное, перекрытое сводом углубление-ниша в центре фасада дома. Оно усиливается угловыми цилиндрическими объемами. Можно предположить, что за этим углублением скрывается хорошо освещенное пространство. При обходе здания выясняется, что дело обстоит именно так, ибо со стороны долины обнаруживается почти такое же сводчатое углубление, которое также фланкируется двумя небольшими выступами. Наличие этих углублений приводит к тому, что пространство первого этажа сравнительно невелико, но кажется значительно больше благодаря окнам и открывающейся перспективе.
7. Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». (Жилой дом в Ганзе. Архитектор Вальтер Гропиус.) В условиях современного общества этот творческий процесс поисков и находок, разумеется, сложен и неровен и имеет массу камней преткновения.
10