Календарно-тематическое планирование. 7 класс
Кол. часов
Тема урока
Содержание урока
Знания, умения, навыки
Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
1 четверть
«Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»
9 часов
1
1
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Объёмно-пространственная и плоскостная композиция.
Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции – все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.)
Зрительное равновесие масс в композиции
Основные типы композиций: симметричная, асимметричная, фронтальная и глубинная.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 13-20
2
1
Прямые линии и организация пространства
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости.
Прямые линии – элемент организации плоскостной композиции.
Ритм и движение, разрежённость и сгущённость.
Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 21-22
3
1
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
Функциональные задачи цвета и конструктивных искусств. Применение локального цвета. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Абстрактные форму в искусстве.
Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 23-27
4
1
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста.
Искусство шрифта. Буква как знак. Изобразительно-композиционное превращение линии в строку.
Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 29-31
5
1
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность соединения. Образно-информационная цельность.
Изображение – образный элемент композиции. Макетирование открытки ( в реальном формате)
Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 33-39
6
1
Многообразие форм полиграфического дизайна
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.
Графическое макетирование.
Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 41-45
7
1
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.
Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве.
Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 49-53
8
1
Архитектура – композиционная организация пространства.
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий.
Композиционная взаимосвязь объектов в макете.
Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57
9
1
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях.
Композиционная взаимосвязь объектов в макете.
Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57
2 четверть
«Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий»
7 часов
10
1
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.
Соединение объёмных форм в единое архитектурное сооружение.
Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целостности постройки и домостроительной индустрии.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 58-64
11
1
Важнейшие архитектурные элементы здания
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.
Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и т.д.)
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 65-69
12
1
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции вещи.
Схематическая зарисовка.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75
13
1
Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.
Создание образно-тематической инсталляции.
Сочетание образного и рационального.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75
14
1
Роль и значение материала в конструкции.
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначения вещи.
Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.)
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81
15
1
Роль и значение материала в конструкции.
Роль материала в определении формы.
Проект «Из вещи – вещь»
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81
16
1
Цвет в архитектуре и дизайне.
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции.
Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87
3 четверть
«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»
10 часов
17
1
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
Силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города.
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101
18
1
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
Архитектурные образы прошлых эпох.
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101
19
1
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки.
Приоритет функционализма. Проблемы урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Образ современного города и архитектурного стиля будущего.
Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 102-109
20
1
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства.
Макетно-рельефное моделирование фрагмента города.
Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 111-115
21
1
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой.
Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и т.д.
Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 117-119
22
1
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест ( театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.)
Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации)
Архитектурный «остов» интерьера.
Историчность и социальность интерьера.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 120-125
23
1
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления.
Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и тд.)
Обучение технологии макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и тд.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и тд.)
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 127-131
24
1
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Проектирование архитектурного образа города «Сказочный город»
Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135
25
1
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Проектирование архитектурного образа города «Поселение в космосе»
Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135
26
1
Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.
Мечты и представления учащихся о своём будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Мой дом – мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 139-142
4 четверть
«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»
9 часов
27
1
Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал.
Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты» (фотоколлажная композиция или инсталляция)
Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 143-146
28-29
2
Дизайн и архитектура моего сада.
Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и минипруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т.д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты.
Макетирование фрагмента сада из природных материалов
Сад (английский, французский. Восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 147-153
30
1
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового.
Создание своего собственного проекта вечернего платья (спортивного костюма)
Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 155-161
31
1
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде.
Создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма «Мы на дискотеке»
Молодёжная субкультура и подростковая мода. Стереотип и кич.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 162-168
32-33
2
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии.
Изменение образа средствами внешней выразительности.
Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173
34
1
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.
Человек как объект дизайна.
Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария-проекта «Лучший спортсмен года» или «Мисс Европы»
Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и тд, определяющей форму поведения и контактов в обществе.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173
35
1
Моделируя себя – моделируешь мир.
Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра.
Заключительное занятие. Обобщение темы года.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»