Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца XVIII – середины XIXв. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды человека и его духовной сферы жизни. 1 урок.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Тема: Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца XVIII – середины XIXв. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды человека и его духовной сферы жизни.


Цель: дать понятие о русской архитектуре усадеб 17-18вв.

задачи:

- познакомить учащихся с разнообразным миром усадеб; научить различать разные типы усадеб.

-уметь выполнять рисунок композиции интерьера дворянского особняка по описанию;

- реализовать в рисунке чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой;

- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;

- развивать интерес к истории родного края, чувство патриотизма.

- совершенствовать навыки самостоятельной работы над композицией.

Оборудование и материалы

- Репродукции картин художников и фотографии.

- Формат А3, карандаши.


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  1. Повторение пройденной темы.

- что такое архитектура?

- что такое усадьба?

- что типично для архитектуры классицизма?

- в чём различие регулярных и пейзажных парков?


III. Сообщение нового материала

Подмосковные усадьбы – весьма своеобразное явление. Тип подмосковной усадьбы складывался из сочетания торжественности и интимности, но без лишней помпезности и грандиозности. ПУ свободно сочетала в себе несколько функций, которые уравновешиваи друг друга: она была и увеселительной резиденцией, и местом тихого уединения, и хозяйственным предприятием деятельного владельца.

В ПУ происходило такое же совмещение старины, как и в самой Москве, в которой древний архитектурный облик Московского Кремля соседствовал с домами в стиле классической архитектуры.


Усадьба Кусково.

Привлекает неповторимым сочетанием парадной роскоши и интимной простоты.

Парадность усадьбы соответствовала настроению гостей в дни многолюдных празднеств и пышных торжеств. Интимная сторона усадьбы раскрывалась для хозяина и его близких друзей, которым она служила тихим, спокойным приютом.

Мир усадьбы Кусково великолепен, наряден и уютен. И в пышности, и в простоте своей он равно требует, чтобы им восхищались. В доме гостя встречают зеркала, расположенные вдоль стен. Зеркала отражают друг друга, противоположные окна и сад, видимый за ними, связывая дом с миром природы вокруг.

В Кускове ведётся игра пространствами реальными и фантастическими. Чётких границ между домом, садом и прудом как будто нет. Секрет такой дифференциации пространств здесь кроется в разных приёмах: в игре масштабами и пропорциями и в основном в активном колористическом решении того или иного фрагмента усадьбы.

Кусково выглядит эффектно благодаря своей полихромности. Во дворце каждая гостиная имеет свой неповторимый цветовой строй. Фасады павильонов в саду тоже колористически разнообразны. Каждый по-своему оживляет яркими пятнами стен зелень сада.

В Кускове не хочется стоять на месте. Всё убранство усадьбы рассчитано на рассматривание во время движения. Например, из окна кареты, в самом доме, в саду. Здесь через небольшие интервалы гость попадал в новые пространственные и образные ситуации. Он путешествовал по разным мирам. Посещая такие постройки, как Голландский и Итальянский домики, он словно бывал в разных странах. Ибо не только фасады и интерьеры этих павильонов оформлялись в соответствующем духе, но и вся природа вокруг.


Сердцем каждого усадебного комплекса были, конечно, жилые здания. Обычно они видны уже с дороги. Длинная аллея, где могучие стволы деревьев напоминают колоннады, приводит от проезжей дороги к усадьбе.

Торжественные и величественные портики, колоннады выступали вперёд, словно образуя первый план.

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок.


Усадьба, как правило, строилась в живописной местности, выбор которой определялся традицией или личными вкусами владельца. Господский дом возводился на холме, под которым текла река или находилась система прудов. Цветники и сады разбивались обычно с южной стороны. Некоторые парки славились коллекциями деревьев различных пород.

Широко использовалась скульптура.


Останкино.

Обильная скульптурная декорация украшает фасады Останкина, ниши и проёмы фальшивых окон. Она даёт понять, что перед нами здание театра. Фигуры каменных львов охраняют вход в дом. Скульптурные украшения применялись при оформлении въезда в усадьбу. В Останкине на въезде стояли изваяния лошадей (позже – кентавров).

Сердцевина бытия любого поместья – внутренние покои главного дома, его парадные гостиные и жилые комнаты. Они образуют общую интерьерную среду. Эта интерьерная среда была чрезвычайно функционально устойчива, и потому «вкус мудрой старины» сохранялся в строительстве загородных усадеб исключительно долго.

Усадьба О. по своему назначению была развлекательной, главная её достопримечательность – театр. Хотя зрительный зал занимал лишь часть главного дома, все интерьеры его могли рассматриваться как театральные помещения. Особенность планировки останкинского дворца состояла в том, что она допускала сравнительно широкое применение маскировочных вставных щитов, которые могли ставиться или убираться, сокращая объёмы комнат и галерей или, напротив, открывая новые пространства, ведущие в другую часть дворца. Гостей усадьбы О. в дни праздников поражала быстрота пространственных перемен внутри дома, когда после спектакля они на полчаса выходили прогуляться в парк. Зрительный зал в это время быстро превращался в танцевальный «воксал».


В первой трети XIX в. Достоинство усадьбы определяло не совершенство архитектурных форм и убранства, а средоточие культурной и духовной жизни общества.

Известным «литературным гнездом» было Мураново. Дом донёс до нас творческий дух мастерской поэтов, строй мышления и чувствования людей прошедшей эпохи.

Уклад жизни в усадьбе М. был вовсе не похож на образ жизни в увеселительных имениях XVIII столетия. Здесь не было места роскоши, пышности, многолюдности собраний. Облик усадьбы соответствовал будничному существованию. Но искусство продолжало занимать в усадебной жизни важное место. Сам быт людей, владельцев усадьбы М., был неотделим от увлечений искусством.

Сам дом, стоящий на склоне холма, не выделяется оригинальной архитектурой. Тем большее удивление вызывает его внутреннее убранство.

Распахнутые двери прихожей открывают анфиладу комнат.

Мир парадного интерьера начинается с Большой гостиной – самой величественной и торжественной в доме. Отсутствие окон сообщает ей спокойную сумеречность, свет проникает из расположенных по обе стороны проходных комнат с высокими дверями – окнами. Сознательно организованный пейзаж виден через эти окна и будто бы объединяет гостиную с природой.

Здесь всё словно приглашает побыть подольше, что рассмотреть картины на стенах, полюбоваться предметами, мебелью. В интерьере Большой гостиной нашла выражение величественная торжественность, но такая, которая не подавляла человека, а была соразмерна ему.

Библиотечная комната – одна из самых уютных в доме. Комнаты для гостей находились на 1 и 2 этажах. Здесь уже нет белоснежных каминов, люстр, парадной мебели. Всё проще, но и эти комнаты очень уютны и по-своему красивы. В одной из комнат останавливался Н.В.Гоголь. С тех пор она носит название Гоголевской.

Мебель в доме усадьбы М.разностильная, но это не мешает предметам уживаться друг с другом. Часть её чинно расставлено вдоль стен, часть составлена уютными уголками.

Фарфор был широко распространённой в старину принадлежностью бытового и декоративного убранства. В М.собрана целая коллекция фарфоровых изделий русских и иностранных заводов.

В парадных комнатах особняка в усадьбе М. отразилась характерная черта дворянского интерьера первой половины XIXв. – удобство и практичность наравне с красотой и торжественностью. В этой усадьбе выразилась художественная цельность и значимость эпохи, когда искусство глубоко проникало в быт, а быт своей изящной простотой поднимался до уровня искусства.


Физминутка.










IV. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение рисунка композиции интерьера (анфилады комнат, зал, кабинет, детская и т.д.) дворянского особняка. Применение правил линейной перспективы, передача характерных элементов декора стен, меблировки и т.п.


Выполнение работы:

  1. Фронтальный или угловой интерьер (намечаем тонкими линиями элементы композиции);

  2. Выделение центра композиции интерьера (камин, картинная галерея, зеркало и т.д.);

  3. Использование законов перспективы;

  4. Стилевое единство решения интерьера:


5. Итог урока.

Анализ работ



Закрепление:

- Каковы характерные особенности архитектурного комплекса подмосковной усадьбы конца XVIIIв.?

- Какие покои входили в обязательный архитектурный комплекс внутреннего облика дворянской усадьбы?

- Какие элементы внутреннего помещения дворянской усадьбы относились к парадным?

- Насколько мир вещей дворянской усадьбы был связан со статусом её хозяев?

- О каких интересах и занятиях владельцев дворянской усадьбы даёт представление интерьер их жилых помещений?