Урок по МХК на тему: Изобразительное искусство Древней Греции (10 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Автор: Алтынник Антонина Николаевна

Учитель изобразительного искусства и МХК

МОУ «Вейделевская СОШ»


Урок МХК в 10 классе


Тема урока. Изобразительное искусство Древней Греции.

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – урок-исследование.

Цель урока – формирование знаний учащихся об изобразительном искусстве

Др. Греции.

Задачи урока: 

- Формирование представления о развитии скульптуры и

вазописи Др. Греции.

- Осознание роли и места человека в художественной культуре Др. Греции на протяжении её исторического развития, отражение поисков эстетического идеала в лучших произведениях искусства того времени.

- Формирование навыков аналитического осмысления изучаемого материала.

- Развитие образно-ассоциативного мышления, навыков анализа произведений искусства.

- Воспитание художественно-эстетического вкуса, интереса и уважения к ценностям мировой культуры.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

- ответы на вопросы Главы 7. Подготовить презентацию по архитектуре эллинизма. Пергамский алтарь. Стр.80-82

Опрос определений:

Ордерная система - …. тип архитектурной конструкции, где учитывается сочетание несущих и несомых элементов.

Периптер - ….. тип древнегреческого храма, прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой.

Наос - …. главное помещение античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.

Портик —  …. колоннада с несущим перекрытием в виде треугольника - фронтоном

Кариатида — … скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Кариатиды обычно прислонены к стене или выступают из неё.

Пинакотека —….. хранилище произведений живописи, картинная галерея

Акрополь —….. возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божеств покровителей данного города. 

  1. Знакомство с новым материалом.

В историю мировой культуры Древняя Греция вошла благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи.

Большинство доступных сейчас нам произведений – это лишь копии, искусно выполненные позднее римскими мастерами.

Скульптура и вазопись архаики

АРХА́ИКА (от греч. archaikos — старинный, древний),

в искусствознании — ранний период древнегреческой культуры.

Архаика — время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора). В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. — краснофигурный стиль. 

В период архаики создаются идеальный образ Мужчины и Женщины.

Пропорция и динамика – направление в скульптуре этого периода.

[pic] [pic]

КУ́РОС (греч. kouros — "юноша",) Ко́ра ( [link]  на устах.

Коры практически всегда изображались стоящими во весь рост, с одной ногой слегка выдвинутой вперед (с сомкнутыми ногами — редко), и с одной рукой, придерживающей одежды таким образом, чтобы не наступить на них в движении. Свободная рука часто держала приношение тому богу или богине, которому они были посвящены.

Вазопись

К гончарному мастерству греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но прежде всего как к искусству.

Д [pic] [pic] ревнейшие из сохранившихся до наших дней произведений – вазы из Дипилона (по названию некрополя в Афинах) – VIII в. до н.э.

Огромные вазы, в отдельных случаях достигающие высоты в 1,5м, устанавливались в качестве надгробных памятников вблизи греческих поселений

Поверхность вазы разделена на горизонтальные ленты с геометрическим узором.

В [pic] самой широкой части изображали сцену оплакивания умершего в окружении фигур плакальщиков с воздетыми к небу руками.

В VI в. до н.э. утверждается Чернофигурный стиль вазописи.

Фигуры изображаются черными силуэтами (густым черным лаком на глиняную поверхность) , на которых затем прорезались и раскрашивались детали.

Крупнейшим мастером чёрнофигурной керамики был Эксекий.

Свои произведения он подписывал словами: «Эксекий сделал»

Темы: битвы греков, мифологические сюжеты

Изобразительное искусство классического периода

Кла́ссика (от лат. classicus — образцовый)

Классический период — время наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры, который пришелся на V—IV века до н. э.

Ранняя классика (строгий стиль)

К [pic] раснофигурный стиль вазописи

Художники рисовали на черном фоне фигуры, не закрашивая при этом естественный цвет глины.

Евфроний - древнегреческий аттический вазописец и гончар конца 6 — начала 5 вв. до н. э., крупнейший представитель «строгого стиля» 

Скульптура классического периода

В период классики скульптура достигла новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека.

С [pic] кульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного подлинного произведения этого автора, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о его высоком мастерстве.

Н [pic] аиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, — статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими (итал. palazzo Massimi) в Риме. А у копии, находящейся в Британском музее, голова расположена неправильно.

Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера — стройный юноша атлетического телосложения.

Ю [pic] ношам Поликлета присущи «все добродетели». Духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение «Дорифор» — образец совершенного Человека, в котором сочетаются физическая красота и одухотворенный облик.

Скульптура классического периода

Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, отчаяние, страдание и горе становятся главными темами творчества известных скульпторов: Скопаса (420 — ок. 355 гг. до н. э.), Праксителя (ок. 390—330 гг. до н. э.), Лисиппа (370—300 гг. до н. э.) и Леохара (середи­на IV в. до н. э.).

Скопас - Мелеагр

Пракситель - Афродита Книдская

Лисипп - Отдыхающий Гермес. Геракл, борющийся со львом

Леохар - Аполлон Бельведерский. Диана-охотница

Скульптурные шедевры эллинизма

На смену классическим традициям в эпоху эллинизма приходит более сложное понимание, обостренный интерес к внутреннему миру человека, динамике его образа. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных классических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характеров и событий.

Среди скульптурных шедевров эллинизма прежде всего следует назвать «Венеру Милосскую» - Агесандра .

Скульптурные группы, выполненные для фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме.

К [pic] [pic] рылатая богиня Победы «Ника Самофракийская» неизвестного автора — одно из самых совершенных скульптурных произведений Античности. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака.

Скульпторами Агесандром, Афинодором и Полидором была создана замечательная группа «Лаокоон с сыновьями», сюжет которой заимствован из легендарных сказаний о падении Трои.


Домашнее задание:

Глава: 8, стр. 84 -91