КГБОУ «Канская общеобразовательная школа»
Мастер класс по теме:
«Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности у детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости»
Подготовила и провела учитель
начальных классов
1квалификационной категории:
Рукавец Е.В.
Канск 2016год
Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности у детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости
Дети с нарушением интеллекта — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Главной задачей обучения и воспитания таких детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. Рисование - один из предметов программы обучения умственно отсталых детей, имеющее важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.
В комплексе с другими учебными предметами, рисование оказывает существенное коррекционно-развивающее воздействие на умственно отсталого ребенка. Влияет на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом, моторику рук), развитию личностных качеств, способствует формированию эстетического восприятия, оказывает развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и на его личность в целом, способствует развитию потребности в речевом общении, активизации и обогащению речи умственно отсталых детей.
Под влиянием правильно осуществляемого обучения изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.
Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности изобразительная деятельность приближается к игре. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. И сегодня я представлю вашему вниманию нетрадиционные техники рисования, которые я использую на занятиях по изобразительной деятельности в 1 классе при обучении детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.
Задача педагога состоит не столько в том, чтобы научить умственно отсталых детей рисовать (хотя это тоже важно), сколько в том, чтобы преодолеть или сгладить присущие им недостатки в процессе занятий изобразительным искусством. И здесь огромное значение имеет нетрадиционная техника рисования, она помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.
Почему я на занятиях по изобразительной деятельности делаю большой упор на нетрадиционные техники рисования?
Я работаю учителем первого класса, изучив личные дела учащихся, психолого-медико-педагогические характеристики, и рекомендации специалистов, проведя первичную диагностику детей, мною была оставлена характеристика класса. В классе 9 человек, 2 учащихся находятся на надомном обучении и имеют диагноз, тяжёлая степень умственной отсталости, остальные дети обучаются по очной системе. 6 учащихся имеют диагноз, умеренная степень умственной отсталости, 1 – тяжёлая степень умственной отсталости. Из них у 1 уч-ся, расстройство аутистического спектра, два уч-ся с сопутствующим диагнозом, ДЦП и рекомендацией обучения в сопровождении тьютора, трём уч-ся ввиду их физического и умственного развития рекомендовано частичное включение в образовательный процесс. У детей моего класса внимание крайне неустойчиво; процесс запоминания является механическим; зрительно-моторная координация грубо нарушена; им трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное; установить причинно-следственные связи; перенести уже знакомое, известное действие в новые условия. У всех учащихся наблюдается замедленное развитие и понимание речи, она косноязычна состоит из небольших, однотипных фраз. 2 учащихся её просто не используют, хотя и могут понимать простые инструкции и общаются только примитивными мануальными знаками, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речевого развития. Большинство детей имеют грубые нарушения зрительно-двигательной координации, не выполняют двигательные упражнений даже по подражанию взрослому. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым, интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив, наступает быстрое пресыщение деятельностью, волевых усилий не проявляют. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается.
К 8 годам у данных учащихся не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, не знают соответствующие предметы и материалы (карандаш, кисточка, фломастер) и не умеют ими пользоваться, побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом, не используют пространство листа, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла.
А применение нетрадиционных техник позволяет не только обучить умственно отсталых детей приемам рисования, но и знакомить их с сенсорными эталонами формы, цвета, величины в игровой форме, выражать свои чувства с помощью цвета, обеспечить достаточное количество повторений учебного материала, положительно влияет на подготовку руки к письму.
В процессе проведения урока, я создаю условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своём темпе, проявляя максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход органично сочетаю с фронтальной беседой. Успешность обучения детей с выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приёмов, применяемых учителем. Важным элементом урока является музыка. Она создаёт особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.
В результате систематического применения нетрадиционных техник рисования, развиваются моторная и сенсорная функции. Сенсомоторное развитие, в свою очередь, влияет на развитие познавательной функции. Все это в процессе социализации умственно отсталого ребенка позволяет ему успешнее осваивать различные виды деятельности, то есть возрастают возможности его интеграции в общество.
Хочу познакомить с некоторыми техниками нетрадиционного рисования, которые я уже применяла на уроках по изобразительной деятельности в своём классе.
«Раскраска с подсказкой»
При знакомстве ребёнка с цветом, можно использовать такой вид рисования, как раскраски с подсказками, что позволяет ребёнку не только повторить основные цвета, но и подбирать их для персонажей раскраски.
«Раскрашивание картинки по большому образцу»
«Раскрашивание картинки по маленькому образцу»
«Раскраска с подсказкой цвета карандашей»
«Рисунки ватной палочкой или пальчиками»
«Осенние деревья»
Перед выполнением провожу беседу о времени года, о приметах, о том, каким цветом надо изображать листья, что они могут быть не только на дереве, но и на земле. При выполнении задания включаю детскую песенку «Тучи в небе кружатся»
«Снег идёт»
Перед выполнением провожу беседу о времени года, о приметах, о том, каким цветом надо изображать снег. Дети выполняют работу на заранее подготовленных распечатанных листах. При выполнении задания звучит детская песенка.
«Замок принцессы»
Перед выполнением работы рассказываю сказку о том, что волшебник похитил прекрасную принцессу и закрыл её в замке, откуда она может выбраться только, если его раскрасить. Дети выполняют работу на заранее подготовленных распечатанных листах. А после выполнения показываю им спасённую принцессу.
«Новогодняя ёлочка»
Перед выполнением провожу беседу о предстоящем новогоднем празднике, о традициях. Дети выполняют работы на заранее подготовленных листах. Силуэт ёлочки раскрашивают красками кисточкой, шарики ватными палочками. При выполнении задания звучит новогодняя детская песенка.
«Волшебные картинки»
«Зимняя вьюга»
Еще одна интересная техника рисования "волшебных" картинок с помощью белого воскового мелка. На белой бумаге белым восковым мелком рисуется, например, вьюга и снежинки. Белый лист всё такой же белый и неинтересный... Предложите ребенку закрасить его красками! Дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться картинки. А если сверху влажный лист посыпать обычной солью, то получится эффект сверкающих снежинок.
«Рисуем белого медведя»
Чтобы нарисовать белого медведя на белый лист бумаги наложите трафарет животного, закрасьте лист синей краской при помощи губки. Когда краска высохнет, уберите трафарет медведя. Вот что у вас получится в результате. Таким же способом можно закрашивать изученные геометрические фигуры.
4. Сенсорный пакет для рисования
Для изготовления Вам понадобятся:
- zip-пакет
- гель для волос (можно самый дешевый) или 20 г желатина
- пищевой краситель
- сухие блестки (чтобы ребенку было интереснее)
Берем пакет, выливаем в него гель, добавляем краситель, блестки и застегиваем на zip-молнию. Все тщательно перемешиваем и можно рисовать.
Очень удобно делать отпечатки ладошек или писать буквы-цифры, незамысловатые картинки. Вместо геля можно сделать желе - пакетик желатина - 20 гр растворить в 0,5 литра горячей воды, капнуть немного пищевого красителя и охладить.
5«Рисование манкой (манкография)»
Заниматься рисованием на манке могут даже совсем маленькие дети. Рисование происходит непосредственно пальцами по манке, что способствует развитию сенсорных ощущений, моторики, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Для занятий с манкой не надо замысловатых приспособлений, достаточно иметь разнос и манку. Какие обучающие задачи решают игры с манкой в 1 классе?
Формирование пространственного восприятия. Первое, что ребёнок должен освоить, что у разноса с манкой, так же как и у листа бумаги есть пространство: верх, низ, правая и левая стороны, и так же углы: левый верхний, левый нижний, правый верхний, правый нижний. Чтобы ребенок научился хорошо ориентироваться можно провести несколько игр: картинки можно спрятать в песок и спросить, в каком углу находится петушок.
Начинаем рисовать. В центр поставить игрушку и дать задание, игрушка едёт наверх, вниз, в правый верхний угол, и т.д.
Начинам рисовать с прямых и волнистых линий. Раскладываем кораблики на поверхности песка и просим нарисовать спокойное море –прямые линии и волны, по которым плывёт кораблик, подул ветер, море заволновалось, волны стали большими, волнистыми. Поставили игрушку и предлагаем нарисовать широкую дорожку для неё всей ладонью. По этой дорожке уточка идет в гости, для другой игрушки узкую дорожку и она идёт в гости. Предлагаем другую игрушку и рисуем для неё ступеньки, игрушка поднимается по ним вверх и вниз.
Закрепление цвета и формы. Когда научились рисовать простые линии, учим рисовать предметы, состоящие из округлых форм. По поверхности разбрасываем бабочек и даём задание, для каждой бабочки нарисовать листочки: круглые, овальные. Пальчиками нарисовать шарики.
Рисование предметов из 4 угольных форм: квадрат, прямоугольник, эти действия даются детям сложнее. Даём детям квадраты разных цветов, обводя по контуру, он рисует нужную нам форму.
Когда научились рисовать простые формы, то начинаем составлять более сложные, например, неваляшка. Рисуем круги: большой круг -туловище, поменьше круг –голова, маленькие –глазки, ручки, пампушечка. В ходе выполнения задания, дети закрепляют графическое начертание круга. Пирамидка из прямоугольников, овалов, кругов.
Развитие речи. Как только закрепили знания о простых формах можно усложнять задания. Объединять предметы по любому сюжету. Например прямая линия, прямая линия – дорожка и по дорожке катится колобок (с глазками, ротиком). Ребёнок должен вспомнить эпизод из сказки и рассказать его.
Создание узоров на песке. Когда отработали рисование предметов по сюжету, то можно переходить к созданию узоров на песке. Узоры могут быть симметричные (разложить по углам и в серединку другого цвета квадраты и обвести их, а к сторонам круги и обвести их). Составление узора из капсул, крышек, карандашей, счётных палочек, пуговиц, фасоли на поверхности песка (цветок, солнышко, веточка). Ребёнок учится называть цвета, формы, развивается моторика. Решаем несколько образовательных задач.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
[link]