Тема: «Коллективная работа на уроках изобразительного искусства» Методическая разработка к уроку по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №3

имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола

города Кызыла Республики Тыва»














Тема: «Коллективная работа на уроках изобразительного искусства»

Методическая разработка к уроку по программе

Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»






Разработала: МОТОЛОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

учитель изобразительного искусства
















г.Кызыл 2016 г.




СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...................3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ Б.М.НЕМЕНСКОГО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» …………………………………………………...4

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПО ПРОГРАММЕ Б.М.НЕМЕНКОГО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»…….8

КОНСПЕКТ УРОКА .......…………………………………..…………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............…………………….........................................................20

ЛИТЕРАТУРА……………………………………..……………………………....21



























ВЕДЕНИЕ

Методическая разработка по теме «Коллективная работа на уроках изобразительного искусства» предназначена для рассмотрения формы коллективной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда, а также во внеклассных и внешкольных занятиях в общеобразовательной школе.

Данная разработка состоит из теоретического аспекта изучения программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», методических особенностей подхода изучения вопроса коллективной работы с учащимися, конспекта урока, заключения и списка изученной литературы.

Изобразительное искусство – это особый предмет, в отличие от других предметов, изучаемых школьниками. Искусство - это внутреннее восприятие окружающего мира, которое воспринимается человеком через душевные переживания, эмоции, чувства и реализуется индивидуально. Высокое искусство направлено на воспитание в подрастающем поколении ценностей жизни, морально-нравственных устоев и отношений.

Главной целью методической разработки является изучение программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» и представить коллективную художественную деятельность на уроках изобразительного искусства.

Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить программу «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М.Неменского;

  • выявить основной интегрированный подход в коллективно- художественной деятельности на уроках изобразительного искусства;

  • научиться видеть себя и других в процессе совместного творчества;

  • представить методическую разработку урока по теме «Коллективная работа на уроках изобразительного искусства».


Теоретический аспект изучения программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Существует несколько программ по предмету «Изобразительное искусство» для общеобразовательных школ. Учитель - предметник имеет право выбора использования методики преподавания на уроках изобразительного искусства того или иного автора. Рассмотрим самые приемлемые программы настоящего времени авторов Б.М.Неменского и В.С.Кузина.

За последние годы произошло значительное сближение общеобразовательных концепций, но остаются и различия. Сближение программ дает возможность для более детального изучения направлений и методик предлагаемых авторами, для того, чтобы и создать систему, адаптированную для определенного образовательного учреждения с учетом регионального компонента выраженного через коллективное творчество.

Коллективная художественная деятельность сегодня, по мнению Б.М.Неменского – комплексная педагогическая технология, интегрирующая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее кульминация – общий успех, оказывающий позитивное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого его участника в отдельности, развивающий творческую инициативу и индивидуальность учащихся. Основной целью коллективной работы на уроках изобразительного искусства, по мнению автора, является научить ребят видеть себя и других в процессе совместного творчества, вместе, помогая друг другу, открывать красоту окружающего мира, вкладывать ценность индивидуального чувства и отношения к миру и людям в общую работу. Совместная творческая деятельность учащихся на уроках способствует сплочению коллектива, повышение самооценки, уверенности и получения опыта эмоционального сопереживания.

Вооружившись коллективной формой работы, учитель может наблюдать за постепенно меняющимися отношениями между учащимися. В познавательном процессе педагог сознательно создает такие социальные взаимоотношения, которые вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений:

- каждый имеет право высказывать сою точку зрения;

- отстаивать свою позицию и аргументировать;

- терпеливо относится к чужому мнению и извлекает из него главное;

- несет личную ответственность за доверенную ему часть дела.

Такое взаимодействие в познании автора программы стимулирует у каждого ученика желание проявить инициативу, творчество.

Б.М.Неменский в своей программе указывает, что коллективная художественно-творческая деятельность будет успешной только в комплексном подходе доступном для всех возрастных групп учащихся и уровней (базовом и дополнительном) образовании. Групповая, коллективная, проектная деятельность может быть использована с разными акцентами и доминантами как по горизонтали (в течение развития темы четверти, года), так и по вертикали (линии развития от класса к классу). Возрастные особенности при этом являются ориентиром для углубления в тему и решения задач обучения. Чтобы не утерять элемент новизны и привлекательности для детей необходимо разнообразие коллективной формы работы. Особое внимание следует уделять общей драматургии занятия и строить подачу материала в соответствии с заранее выстроенной кульминацией урока.

При проектировании коллективной деятельности, автор программы указывает на необходимость определить не только ее место и количество в программе четверти и учебного года, но посмотреть по вертикали на уровне всех лет обучения. Коллективную деятельность можно разделить по способу взаимодействия: собственно коллективная и групповая (включая работу парами). Любую коллективную работу условно можно разделить на этапы.

Подготовительный этап – это экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций. Этот этап позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их собственной деятельности.

Основной этап – этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие формированию у них умений работать в коллективе и художественно-эстетическому развитию.

Заключительный этап – это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы.

В коллективной работе дети могут самостоятельно распределять обязанности, осуществлять контроль и стремиться к согласованным действиям в решении сложных творческих задач.

Б.М.Неменский обращает внимание на три основных формы коллективной изобразительной деятельности, которые описывает кандидат педагогических наук И.Н.Турро в своей работе «Коллективные работы по изобразительному искусству в системе и воспитании младших школьников»

  • фронтальную – соединение индивидуальных рисунков, сделанных с учетом поставленной задачи учителя;

  • комплексную – каждый учащийся делает свою часть задания, предвидя общий результат и согласовывая с другими учащимися;

  • коллективно-производственную – каждый делает только одну определенную операцию.

По мнению Б.М.Неменско самая простая и наиболее часто употребляемая форма организации коллективной работы на уроках изобразительного искусства является фронтальная форма. Она не требует особых условий организации, особой подготовки детей и может использоваться на занятиях, начиная с первого класса. Коллективная работа имеет большую ценность в воспитательном аспекте. Художественное творчество оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка.

В программе «Изобразительное искусство» под редакцией В.С.Кузина коллективная работа не выделена отдельным направлением, хотя в программе детально и просто изложены принципы проведения занятий, примеры заданий и методики систематического контроля знаний и полученных навыков для учеников 1-8 классов. При реализации программы этого автора, по усмотрению учителя, можно самостоятельно разработать групповой метод работы на уроках.

Таким образом, рассмотрев аспект коллективной работы по предмету «Изобразительное искусство» авторов, можно заключить, что направление коллективной работы более четко выделено в программе Б.М.Неменского:

  • коллективная работа ведется в комплексе, с учетом всех возрастных групп;

  • коллективная деятельность создает ситуацию опережающего обучения для более слабых учеников;

  • коллективная работа на уроках способствует сплочению коллектива, повышение самооценки, уверенности и получения опыта эмоционального сопереживания.

В программе В.С.Кузина наиболее ярко детально и просто изложены принципы проведения занятий, примеры заданий и методики систематического контроля знаний и полученных навыков для учеников 1-8 классов.















Методические особенности коллективной работы по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Коллективная работа на уроках изобразительного искусства невозможна без тщательно продуманной методики ведения, без четкого представления о композиции будущего коллективного произведения. Б.М.Неменский отмечает , что организация коллективной деятельности на уроке изобразительного искусства требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная. При выборе темы и методики коллективной работы изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:

- место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока изобразительного искусства;

-возрастные особенности учащихся – участников коллективной изобразительной деятельности;

-посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.

В методике преподавание изобразительного искусства коллективная деятельность определяется как прием обобщения знаний учащихся, полученных в течение цикла уроков, объединенных единой тематикой. Коллективная деятельность часто используется в качестве методики ведения итогового урока четверти, года Совместная деятельность на уроках обобщения знаний учащихся предполагает систематизацию и закрепление большого объема знаний и умений учащихся. Такая форма позволяет организовать работу детей в разнотематических группах, задания которых отражают темы уроков всего цикла, всей четверти.

Включение в календарно-тематический план урока коллективной деятельности может быть вызвано общественно значимыми причинами, такими, как подготовка к празднику в школе, к выставке детского творчества, посвященной знаменательной дате, юбилею и т.п.посвященной знаменательной дате, юбилею и т.п. Если коллективная деятельность направлена на оформление интерьера школы, среды проведения праздника, то основное требование к художественно-оформительской работе, ее результату – качество и выполнение всего объема в короткий срок. В условиях урока изобразительного искусства можно достичь хорошего уровня качества при большом объеме, используя в младших классах совместно-индивидуальную форму, а в старших классах совместно-последовательную.

Коллективная работа на уроках требует от учителя соблюдения ряда условий, от которых зависит успех процесса и качество результата коллективной работы. Рассмотрим структуру успеха урока:

  1. продумать композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости;

  2. выбрать художественный материал и технику исполнения;

  3. определить размеры деталей и их соразмеримость в общей композиции относительно общего размера листа (плоскостная композиция) или пространства (объемно-пространственная композиция);

  4. выбор помощника для составления общей композиции, их можно назвать «главными художниками» и менять в каждой новой работе, давая возможность каждому ребенку попробовать себя в этой роли.

Во время коллективной художественно-творческой деятельности Б.М.Неменский указывает, что необходимо уделять созданию атмосферы сотворчества и взаимодействия. Сам продукт – коллективную работу – можно использовать в качестве наглядного ряда, декорации для спектакля или праздника и т.п

Коллективные композиции очень эффективно смотрятся на выставке изобразительного творчества детей, поэтому учитель заранее продумывает процесс работы учащихся над коллективной тематикой или декоративной композицией. Подготовка и выполнение работы занимают несколько уроков, объединенных в цикл единой темой и целью. Поэтому методика проведения урока, на котором учащиеся сообща выполняют композицию для выставки, принципиально не отличается от методики ведения итоговых обобщающих уроков изобразительного искусства.

Выбор формы и методики организации совместной деятельности во многом зависит от типа урока изобразительного искусства, его основной цели: сообщить новый материал, закрепить пройденный или обобщить знания учащихся, полученные в течение нескольких уроков. Коллективная деятельность может быть использована в качестве средства активизации учебно-воспитательного процесса, направленного на достижение поставленных задач на уроке.

Универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями позволяет участникам педагогического процесса использовать компьютер и средства мультимедиа, многократно демонстрировать приемы выполнения операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж и т.д.

На рисунках 1 - 9 представлены примеры реализации коллективной урочной и внеурочной работы учащихся 5-8 классов. .

[pic]

Рис. 1. Оформление сцены к Новогоднему спектаклю «Вечера на хуторе близь Диканьки» (8 класс)


[pic]








Рис. 2. .Декоративная композиция «Новогодняя елочка». ( 6 класс)


[pic]

Рис. 3. Работа учащихся в технике аппликация «Мой первый учитель ».

(5 класс)


[pic] [pic] [pic]


[pic] [pic] [pic]

Рис.4. Коллективная творческая композиция «Осень» - с применением техники рисунка и аппликации. (5 класс).


[pic] [pic] [pic] Рис.5. Предварительная работа к уроку «Праздник и карнавал (7 класс)


[pic] [pic] [pic]

Рис.6. Групповая работа по теме «Праздник и карнавал. Работа по группам \ мастерским. (7 класс)

[pic]

Рис. 7. Участие в выставке, посвященной декаде «Полиция и дети» - младшие и средние классы школы.


[pic] [pic]

Рис. 8. «Веселые ребята». Красота, выразительность пропорций человека. Лепка из пластилина с применением каркаса из проволоки. 7 класс


[pic]

Рис.9. Коллективная работа «Поделись улыбкою своей». (8 класс).

В век новых технологий, широко используется компьютерная техника на уроках изобразительного искусства. Как технические, так и программные средства вносят в учебный процесс свою специфику. Доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа, дает возможность использования программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) практически не реализуема.

Таким образом, рассмотрев методические особенности по программе Б.М.Неменского, можно заключить следующее: работу на уроках изобразительного искусства необходимо тщательно продумывать и четко представлять композицию будущего коллективного произведения.

Конспект урока

Методические рекомендации для проведения урока по теме

«Мир вещей. Натюрморт».

Коллективная работа предполагает обобщить знания по теме «Мир наших вещей. Натюрморт».

Подготовительный этап – беседы, рассматривание и обсуждение репродукций, иллюстраций.

Этот этап позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их собственной деятельности.

Для учителя – подготовить мультимедия, презентацию «Натюрморт».

Основной этап этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы.

Цель этапа: - воплотить в композиции образы окружающего мира, создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие формированию у них умений работать в коллективе и художественно-эстетическому развитию.

Заключительный этап – это период взаимодействия детей с завершенной работой, оценка работ.

Тема урока. МИР ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ ( 6 класс).

Коллективная работа

Цель урока.  Обобщить полученные знания об окружающем мире вещей и воспроизвести натюрморт в коллективно-творческой работе.

Задачи урока. 

Образовательная.

  • Освоить знания о композиции натюрморта, как ярком проявлении духовного восприятия окружающего мира.

  • Овладеть умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости методом рисунка и аппликации.

  • Формировать устойчивый интерес к изобразительному творчеству. искусства.


Развивающая.

  • развивать интерес творческого труда в создании натюрморта;

  • развивать умение работать в группе;

  • развивать внимание посредством репродукций картин;

  • развивать мышление, память, представление.

Воспитательная.

  • воспитывать интерес к изобразительному искусству;

  • прививать интерес к окружающему миру, уважать друг друга, и  мнение   другого;

  • воспитывать положительное влияние на нравственный облик ребенка.


Оборудование:

Зрительный ряд:

[pic] [pic] [pic] [pic]

Неизвестный художник. В. Сверчков. В.М. Валевская. Е.Тюнина.

Натюрморт с лукошком Цветы и фрукты Плюшевые друзья  Натюрморт с золотом

[pic] [pic] [pic]

М.Моне. Подсолнухи А.Матисс.Посуда и фрукты П.Клаас. Натюрморт с музыкальными инструментами

Средства информационной технологии.;

Материалы: 

  1. презентация «Натюрморт»;

  2. карточки-задания «Составь натюрморт»;

  3. бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики, цветная бумага, клей, ножницы.

ПЛАН - ГРАФИК

  1. Орг.момент. – 1 мин.

  2. Домашнее задание -1 мин.

  3. Проверка домашнего задания – 5 мин.

  1. Обобщение полученных знаний о картинах художников - 3 мин.

  2. Информационное обобщение содержания натюрмортов -1 мин.

  3. Выделение особенностей выполнения разновидностей – 1 мин.

  1. Практическая работа – 35 мин.

  1. Деление на группы художников. Ознакомление групп с заданиями – 3 мин

  2. Выполнение работы 1 часть. – 15 мин.

  3. Физкультминутка . – 2 мин.

  4. Выполнение работы 2 часть – 10 мин.

  5. Обобщение выполненной работы – 5 мин.

  1. Итог урока -3 мин.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

  1. Оргмомент – 1 мин

    1. Приветствие.

    2. Проверка готовности учащихся к уроку.

    3. Сообщение темы /цели урока.

  2. Домашнее задание -1 мин

Учитель Откройте дневники. Запишите домашние задание.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель. - Как называется картина о мире вещей?

Ученик. Натюрморт.

Обобщение полученных знаний по картинам художников.

Учитель.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине
Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу
Или грушу или торт
Или все предметы сразу
Знай что это…

Ученики. …«натюрморт».

Учитель.

- Изображение мира вещей увлекало очень многих художников и все они

по- своему рассказывали о нем. Слайды 1, 2

Учитель.

- Сформулируйте определение -  понятия натюрморт.

Ученик.  - "Натюрморт” (от фр. слова Natur – натура и Mert -мертвая) - один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению предметов обихода, цветов, фруктов, овощей и прочего.

Учитель.. Действительно, существуют различные виды натюрмортов: 
1. Натюрморт из гипсовых геометрических тел.
2. Натюрморт из предметов быта, простых по форме.
3. Натюрморт из предметов быта, простых по форме в цвете.
4. Натюрморт из предметов, близких по цвету.
5. Натюрморт из предметов контрастных по цвету.
6. Натюрморт из темных предметов.
7. Натюрморт из белых предметов.
8. Натюрморт в интерьере.
9. Натюрморт на пленэре.

3,4 слайды :

Учитель. Давайте повторим последовательность работы над изображением натюрморта.

Последовательность в работе над натюрмортом (показ слайдов 5,6,7 )

IV Практическая часть – 25 мин

Учитель. - А сейчас я вам предлагаю, выполнить творческое задание. На прошлом уроке вы разделись по группам-интересам, предпочитающих определенный вид натюрморта, выполнили домашнее задание - заготовки предметов. Ваша задача вырезать эти заготовки и составить общий натюрморт. (Работа выполняется на листе формата А3)

1 группа – цветочный натюрморт;

2 группа – натюрморт из фруктов ;

3 группа – натюрморт из кухонных принадлежностей;

4 группа - натюрморт из игрушек;

5 группа – натюрморт из музыкальных предметов;

Каждый учащийся делает свою часть задания, предвидя общий результат и согласовывая с другими учащимися в группе. Учитель наблюдает за работой, корректирует.

Обобщение выполненной работы

(представитель от группы,  дает объяснение  выполненной работе)

Учитель: каждая группа представляет свою работу и анализирует по плану:

  • Название работы;

  • Приемы, которые использовали для постановки натюрморта;

  • Анализ участниками других групп;

V. Итог урока:

Учитель: В каком жанре изобразительного искусства мы сегодня работали?

Ученик: Натюрморт.

Учитель. Что собой представляет картина?

Ученик. Изображение предметов быта.

Учитель. Что нового узнали?

Ученик. Узнали о приемах постановки натюрморта и применили на практике.

Учитель. Давайте подведем итог в нашей работе. Работали 5 творческих групп по 5 человек и все ребята принимали участие . В классе присутствовало 20 человек, ребята постарались выразить свое видение натюрморта, каждый был ответственен за себя и свою группу. Ребята работали дружно, слаженно. С поставленной задачей справились. (оценивание работ)

Учитель. Я благодарю всех. До свидания!

[pic] [pic]

Рис. 10. Работа над натюрмортом Рис. 11. Получился цветочно-фруктовый натюрморт

[pic] [pic]

Рис.11. Творческий процесс …

[pic]

Рис.12. Результат

[pic] [pic] [pic]

Рис. 13. Натюрморт «Розы»

Заключение

Изучив программу Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» было выявлено, что эта программа более адаптирована для условий нашего образовательного учреждения. Интегративный подход на уроках изобразительного искусства развивает кругозор, выявляет творческий потенциал учащихся. В процессе коллективной работы ребята развивают художественно-эстетический вкус, учатся видеть себя и других, при этом помогая друг другу открывать красоту окружающего мира.

С каждым годом применение метода коллективной работы на уроках изобразительного искусства повышает качество художественно-творческой деятельности учащихся, тем самым дает возможность учителю решать педагогические проблемы.

































ЛИТЕРАТУРА


  1. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

  2. Неменский Б.М., Полякова И.Б., Сапожникова Т.Б. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»: - лекции 5-8 - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 – 136 с.

  3. Неменский Б.М. Познание искусством. М.: Издательство УРАО. 2000

  4. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» М.: Просвещение 2006

  5. Интернет ресурс