Рабочая программа МХК 10-11 класс Солодовников

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САМОДЕДСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель Заместитель Директор школы

методического директора по УВР

объединения учителей

____________________ _______/__________ _______/_________

________/____________ ФИО ФИО

ФИО

Протокол № _________ «___»_________ 20__г Приказ №_______

от «__» ________ 20__ г от «__»________ 20__г


Рабочая программа по МХК

11 класс

Разработала

Ферина Юлия Николаевна

п. Самодед

2014-2015 гг.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсу МХК 10-11 классы

Программа «Мировая художественная культура. 10—11 классы» автор Ю Солодовников является переработанным вариантом программы «Мировая художественная культура. 6—9 классы». Содержание программы соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования и реализовано в учебно-методическом комплекте «Мировая художественная культура. 10—11 классы». Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип сравнительного рассмотрения главных проблем эпохи, которые воплощены в типологически близких памятниках художественной культуры — артефактах. Например, в Древнем мире в качестве главных проблем выделены проблемы возникновения цивилизаций, проблема происхождения мира, проблема бессмертия, проблема человека. Таким образом, программа для 10—11 классов рассчитана как для учащихся, уже знакомых с основами мировой художественной культуры (6—9 классы), так и для учащихся, впервые приступивших к ее изучению (10—11 классы, базовый уровень). Учитывая возрастные особенности, при изучении художественных артефактов программа предполагает значительную творческую самостоятельность в их изучении и расширении образовательной базы учащихся путем обращения к межпредметным связям. Основным видом искусства для создания эмоциональной среды урока по-прежнему остается изобразительное искусство (архитектура, скульптура, живопись), дополненное чтением фрагментов произведений литературы и прослушиванием музыки. Вместе с тем программа рассчитана на активное использование знаний, полученных учащимися на уроках в области гуманитарного знания. Цели: приобщение к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества через общение с искусством во всем комплексе его видов и развитие активно «мыслящего мировоззрения», формирование на основе знакомства с артефактами мировой художественной культуры умения свободно ориентироваться в ее пространстве от истоков (первобытное искусство) до Новейшего времени (вторая половина XX в.); акцентирование внимания при анализе художественно-образного содержания памятников мировой художественной культуры на общечеловеческих ценностных ориентациях, составляющих основу для формирования личностных индивидуальных мировоззренческих позиций; формирование внутренней открытости и лояльности к незнакомому и новому в сочетании с устойчивыми индивидуальными мировоззренческими позициями.

Задачи: дать представление об особенностях мировой художественной культуры на важнейших исторических этапах ее развития в процессе изучения артефактов от истоков (первобытное искусство) до Новейшего времени (вторая половина XX в.) и выявления главных проблем каждой эпохи: первобытное общество • раскрыть особенности художественного освоения мира на примере петроглифов, орнаментальных узоров, образцов пещерной живописи и мегалитических сооружений (менгиры, дольмены, кромлехи); • выделить в качестве главной особенности первобытного интеллекта синкретичность мышления; • акцентировать внимание на том, что результатом осмысления законов природы на ранней стадии развития человеческого общества стали первые художественные модели мироздания, воплощенные в главном типе мегалитических построек — кромлехах (Нью-Грендж, Стонхендж);

Древний мир выявить влияние природных условий (река, пустыня, море) на формирование типов древнейших цивилизаций (Месопотамия, Древний Египет, Античный мир); • выделить в качестве главной идеи эпохи проблему познания мира, выраженную в мифологической форме мышления; • выявить на примере сравнительного анализа основных мифологических систем Древнего мира (Древний Египет, Древняя Греция, Мезоамерика, Зороастризм) как объективную диалектическую догадку общую многоэтапную логику мифологической версии происхождения мира — движение от хаоса к упорядоченному космосу (небо — земля — подземный мир); • определить особенности мифологической модели поведения человека Древнего мира — поддержание мирового порядка, устроенного богами (Древний Египет. Мезоамерика), участие человека в миротворении (Древняя Греция), личная ответственность за «качество мира» (Зороастризм); • доказать, что выдающиеся памятники художественной культуры Древнего мира (архитектурные ансамбли, изобразительное искусство, скульптура, литературные произведения) отображают главные проблемы эпохи, в которых мифология и искусство выступают как неразрывное целое; • показать на примере сравнительного анализа культовых сооружений Древнего мира (древнеегипетский храм в Карнаке и Парфенон на Афинском Акрополе в Древней Греции), что в конструктивных особенностях храма воплощена не только художественная модель мироздания, но и особенности мифологического мышления; • выделить в качестве важнейшей проблемы Древнего мира — проблему бессмертия, которую человек этого времени решал как культурологическое бессмертие, сохранившееся в памяти потомков («Книга мертвых», «О все видавшем...»); • показать, что художественная культура Древней Греции и Древнего Рима, несмотря на явные различия в культурологическом пространстве античного мира, является неразрывным целым, в котором человек стал «мерой всех вещей»; • подвести к итоговому выводу о том, что произведения искусства, созданные в Древнем мире, составляют не только часть общечеловеческой культуры, но и оказывают огромное влияние на ее дальнейшее развитие; Средние века • показать, что культурологическую базу Средних веков составляют два типа культуры — восточный и западноевропейский; • объяснить, что древнейший и средневековый периоды в истории цивилизаций Востока (Индия, Китай, Япония) составляют неразрывный процесс, основанный на сохранении традиций и культе предков; • акцентировать внимание на том, что переход от языческого многобожия Древнего мира к монорелигиям во многом определил особенности художественной культуры Средних веков, которые нашли выражение в новой главной идее эпохи — познание высшей реальности; • объяснить, что появление мировых религий (буддизм, христианство, ислам) вызвало изменения не только художественной картины мира, но и модели поведения средневекового человека; • доказать, что в художественной культуре Древней и Средневековой Индии, Китая и Японии, Западной Европы, Древней Руси и арабско-мусульманского мира, несмотря на их различия, существует культурологическое единство, основанное на общечеловеческих нравственно- эстетических ценностях, разработанных в моно (конфуцианство) и мировых религиях (буддизм, христианство, ислам);

• выяснить, что содержание памятников художественной культуры народов стран Востока, Западной Европы, Древней Руси и арабо-мусульманского мира, созданных в Средние века, во многом определяется каноническими книгами мировых религий — буддийский канон, Библия, Коран; • показать, что изображение картины мира, созданной в религиозных системах, нашло отображение в культовых памятниках архитектуры (буддийский храм, христианский собор, исламская мечеть), основанных на общности пространственных ориентаций по сторонам света и символической связи между небом и землей; • выявить и акцентировать внимание на том, что религиозно-мистическая форма мышления в художественной культуре Средних веков является определяющей доминантой, в которой осуществляются и главная идея эпохи (познание высшей реальности), и модель поведения средневкового человека (восстановление утраченного единства с Богом); эпоха Возрождения • показать, что художественная культура эпохи Возрождения занимает пограничное положение между художественной культурой Средневековья и художественной культурой Нового и Новейшего времени, являясь исторически необходимым и закономерным воплощением перехода от религиозного мышления к светскому; • показать на примере выдающихся произведений литературы, архитектуры, скульптуры и живописи, созданных титанами Возрождения, особенности перехода к новой форме искусства, а также возрастающую роль художественно-творческой личности как новое понимание гуманистического отношения к самому себе, выраженного в личностной свободе и свободе мышления и творчества. («Делай, что хочешь, твори добро». Ф. Рабле.); Новое и Новейшее время • определить типологию Нового и Новейшего времени как закономерный этап в истории мировой художественной культуры, характерный только для Западной Европы и России; • объяснить, что единство и разнообразие художественной культуры Нового и Новейшего времени определяется формированием европейских государств (национальные школы) и активным вхождением России в европейскую художественную культуру; • акцентировать внимание на появлении новых главных идей эпохи — познание окружающей действительности и познание самого себя, выраженных в новой светской рационально-эстетической (XVII—XIX вв.) и субъектно-объектной (XX в.) форме познания; • выявить отличительные особенности художественной культуры Нового и Новейшего времени, главными из которых являются: появление и сосуществование стилей (барокко, классицизм), творческих методов (романтизм, реализм) и направлений (импрессионизм, сюрреализм и т. д.), профессионализация искусства (Академии художеств), выравнивание и жанровое разнообразие искусства (в литературе, живописи, музыке), появление новых синтетических видов искусства (опера, кино) — от художественной культуры предшествующих исторических периодов; • определить литературу, живопись и музыку как виды искусства, способные наиболее ярко выразить проблемы эпохи, и как главные составляющие художественной культуры Нового и Новейшего времени; • показать на примере отечественного искусства советского времени социальную направленность искусства XX в., усиливающуюся в эпоху тоталитаризма.









Критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание


Критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание

знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.


Критерии оценки знаний учащихся таковы:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Учебно-тематическое планирование


Кол-во

часов

Регионал.

компонент


Мировая художественная культура (34 часа)



1

Художественная культура 17- начала 19 века

13


2

Художественная культура сер.19- пер. пол 20 веков

21

3


Итого

34

3






Календарно-тематическое планирование


тема

кол

часов

тип урока

элементы содержания

основные понятия

требования к уровню подготовки учащихся

вид

контроля

дом.

зад

дата


факт



Раздел 1 : Художественная культура 17- н. 19в

Глава 1.

Бессмертие старого мифа.

13




4









1

Право на познание

1

беседа

Великие астрономы.

Победа научного знания. Историки о буржуазной революции. Джон Мильтон.

буржуа

бюргеры


Уметь сравнить достижения науки и философии.

синквейн,составление

схемы

п.1

4.09


2

«Мрамор гибкий как воск»

1

Комбиниров

Стиль барокко. Его происхождение. Эпоха Возрождения.

Итальянская архитектура.

барокко

Уметь отличать стиль барокко от других стилей

Ответы на вопросы с.19

п.2

11.09


3

«Государство- это я»

1

комбиниров.

Франция 17 век. Стиль классицизм.

Н.Пуссен

классицизм

Уметь выделять признаки классицизма

сделать кроссворд

п.3

18.09


4

Рождение оперы

1

беседа

Зарождение оперы. Виды опер

драма, опера

Знать отличия оперы


Вопросы: 1,5

п.4

25.09



Глава 2.

Живописцы реального мира

5










5


Город и его обитатели


1


лекция


Испания и Голландия 17 век. Художники. Натюрморты и пейзажи


натюрморт


Уметь сравнивать живопись различных направлений


составление таблицы


п.5



2.10




6

Художник и его модель

1

комбинир.

Художники Фландрии Испании, Голландии: Рубенс, Веласкес, Рембрандт.

автопортрет

Знать символы, и приемы художников.

вопроссы1-3

п.6

9.10


7

Театр на мольберте

1

лекция

Уильям Хогарт и его серия картин на одну тему

просветительский реализм

уметь описать все картины Хогарта

составить кроссворд

п.7

16.10


8

Быть самим собой

1

комбиниров.

Французский писатель 18 века Бомарше. Создатель Фигаро.

цензура

Знать содержание оперы Женитьба Фигаро

воп.1,4

п.8

23.10


9

Гений французской революции

1

беседа


Начало 19 века неоклассицизм. Французские художники : Давид

неоклассицизм

Отличать картины Давида от других произведений художников


Таблица

п.9

30.10



Глава 3 Россия на пути к Европе

4










10




«Парадиз не хуже версальского»


1




комбиниров.




Основание Петром Санкт-Петербурга






Знать архитекторов, построивших здания в Пет-ге

таблица




п.10







13.11











11

«Укротители злонравия»


1


беседа

Основание Екатериной 2 Академии Художеств. Русский портрет.


просветительский классицизм


Уметь сравнивать различные виды портретов

вопросы4,5


п.11



20.11




12

Слава граждан наших

1

комбиниров

Архитектура Санкт-Петербурга

эклектика

Уметь сопоставить архитектора и архит. сооружение

составление презентации

п.12

27.11


13

Практикум

1

Систематизации и контроля знаний



уметь обобщить все полученные знания

решение теста


4.12



Раздел 2: Художественная культура сер. 19- первой пол. 20 веков.

Глава 4 Столкновение с действительность


21






7









14

15

Действитель-ность реальная и вымышленная


2

лекция

Трагизм эпохи Нового времени

в произведениях Франциско Гойя

копричос, романтизм

Уметь выразить свою точку зрения по картинам

составление презентации

п.13

11.12

18.12



16

Романтическая битва

1

комбиниров.

Французские живописцы 19 века


Знать историю создания картин

составление таблицы

п.14

25.12


17

Концы и начала

1

беседа

Русское искусство пер. пол. 19 века. Брюллов. Иванов

классицизм, академизм.

Уметь сопоставить биографии художников

презентация

п.15

15.01


18

Житейская драма «маленького человека»

1

комбиниров


Художники Венецианов,

Федотов



критический реализм

уметь представить картину зрителям в стиле Федотова.

Составить таблицу

п.16

22.01







29.01

19

Р\К Художники Архангельского Севера

1

беседа

художники

Шевелев В.Д.


знать о художниках севера

составление презентации

зап.


5.02

20

Повторительно-обобщающий

урок

1

урок закрепления и систематизации знаний





тестовые задания



12.02


Глава 5 «Что делать?»

3










21







22

Приговор явлениям жизни







Выход наболевшему трагизму

1








1

комбиниров.








лекция




Русские художники:

Перов, Репин,

Левитан





Середина 19 века русские художники: Флавицкий, Репин,Суриков

передвижники








натурализм

Уметь различать передв-в от других направлений




Уметь связать картины с историческими событиями


составление кроссворда






ответы на вопросы 1,2




п.17








п.18


19.02








26.02

23

Иероглиф, понятный всем

1

комбиниров.

Художники-передвижники:

Крамской,

Поленов, Ге

евангельская

тематика

Уметь проанализиро-вать картину.

ответы на вопросы:

3-5

п.19


5.03

24

Р\К Иконопись на Севере

1

беседа

Часовня Покрова Пресвятой Богородицы.

Живописец

Федор

Захаров Иаков. Изобразил круговые небеса

круговые

небеса

Знать архитектуру

Русского Севера


зап.


12.03


Глава 6 Поворот столетий

5










25

Схватить мгновение




1

комбиниров.

19 век импрессионисты

во Франции,

акфе «Гербуа»

импрессионизм

Уметь отличать

импресси-ов

от других направлений

в искусстве

синквейн

п.20

19.03


26








27

В поисках нового стиля






От правды жизни к правде искусства

1








1

лекция








беседа

Эпоха модерна начало 20 века

Художники :Врубель,Рерих




Выставка передвижников

1888 год Серов,

Врубель, Нестеров

модерн







античная

мифология

Уметь выделить художников,

композиторов.

архитекторов

модерна


Знать приемы, которыми

пользовались

передвижники


кроссворд








вопросы 1-5

п.21








п.22

2.04








9.04





28

Р\К Передвижники на Севере.

1

лекция

Передвижники в Архангельске.


Знать историю Северного края


презентация

зап

16.04


29

Бунт против реальности

1

комбиниров.

Начало 20 века

появление кубизма. Худож-ники: Матисс,

Пикассо.

кубизм

сюрреализм

фовизм

Различать периоды

кубизма, соотносить их с картинами

художников.

кроссворд

п.23

23.04



Глава 7 Кровавое

колесо истории

5









30

Агитация за счастье

1

беседа

Трагические

события 20 века.

Желание счастья художниками.

авангардизм

Отличать

авангардизм от кубизма,

сюрреализма.

составление таблицы

п.24

30.04


31

«Мы наш, мы новый мир построим»

1

комбинирован.

Ассоциация художников революционной России. (АХРР)

Дейнека,Петров-Водкин,

Кустодиев.

художники-

станковисты.

сициалистический

реализм

Уметь объяснить

появление

социалисти-

ческого

реализма.

составление таблицы

п.25

7.05


32






33

Чтобы помнили






Повторительно-обобщающий урок

1






1

беседа






урок обобщения и

систематизации знаний

Беседа о Великой Отечественной войне в произведениях искусства



Уметь анализировать

произведения в свете войны

презентация






тест


14.05







16.05


34

Итоговый урок

1

урок

систематизации

знаний





тест


21.05