Изобразительное искусство, 7 класс
УРОК № 11
ТЕМА УРОКА. КОНСТРУКЦИЯ: ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ. ЗДАНИЕ КАК СОЧЕТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ объёмов. ПОНЯТИЕ МОДУЛЯ
Цели деятельности учителя
Формировать представление о структуре зданий различных архитектурных стилей и эпох; учить особенностям образного языка постройки, взаимному влиянию объёмов и их сочетанию; развивать конструктивное мышление, видение художественной красоты здания и баланса функциональности
Планируемые образовательные результаты
Предметные ууд
Метапредметные ууд
Личностные ууд
• применять модульные элементы в создании макета дома, достигая выразительности и целесообразности конструкции;
• использовать модуль как основу эстетической цельности постройки;
• членить композиционное пространство при помощи линий;
• понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них;
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности
Регулятивные:
• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей);
• определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу.
Коммуникативные:
• излагать своё мнение о структуре архитектурных сооружений; делать выводы;
• планировать деятельность в учебной ситуации, выполнять практическую работу по заданной теме;
• аргументированно оценивать свою работу;
• строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания
• осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели), проявлять интерес к поставленной задаче;
• понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• осознавать свои эмоции;
• осознавать мировоззрение художников, анализируя произведения архитектуры и дизайна;
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
Методы и формы обучения
Методы: беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы
• Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
• Режим доступа: http://www.artsait.ru
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Материалы: бумага, клей, ножницы
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация «Единое архитектурное целое».
Фотография здания, состоящего из нескольких сочетающихся между собой элементов.
Основные понятия и термины
Модуль. Стиль. Тектоника. Рельеф
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляе-мая деятельность учащихся
Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Проме-жуточ-ный конт-роль
1
2
3
4
5
6
7
I. Органи-зацион-ный момент
Беседа с постановкой проблемы
- Рассмотрим фотографию. Перед нами здание.
Мы можем определить его функциональное назначение, дать оценку его художественной ценности и конструкции. Расскажите об этом здании по предложенному плану.
Подробнее остановитесь на конструкции этого здания.
- Правильно! С первого взгляда мы воспринимаем здание как целое, а я попрошу разглядеть составляющие его части.
Есть части крупные и мелкие детали, но все они соединяются в единое целое.
Одно здание не привлекает нашего внимания, а от другого не можем оторвать взгляд. Это оттого, что архитектор нашел оригинальное сочетание элементов, которое называется модулем.
Как он нашел это оригинальное сочетание? На этот вопрос мы и попробуем ответить на нашем уроке!
Слушают учителя. Делают
небольшое устное сообщение. Осмысливают цель урока. Отвечают на вопросы учителя
Фронталь-ная
Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу.
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои интересы; правильно идентифицируют себя с позиции школьника
II. Изу-чение нового материала
Частично-поисковый
- Большинство сооружений отличает то, что по форме это не один объем, а соединение различных объёмов. Посмотрим презентацию «Единое архитектурное целое», в которой представлены здания, позволяющие увидеть многообразие архитектурных форм и объёмов. Небоскрёбы в Чикаго. (Слайд 2.)
Соединять объемные формы в единый архитектурный облик можно взаимосочетанием объемов, когда одна форма «обтекает», «захватывает», «пронзает» другую. Можно использовать все многообразие объемных форм: цилиндры, конусы, многогранники, шары и др. Здание городской ратуши в Праге. (Слайд 3.)
Объемные формы, из которых состоят здания, могут просто примыкать, «обтекать» одна другую, а могут «пронзать», «захватывать», «покорять» одна другую. (Слайды 4-5.)
Храм Саграда Фамилия (Храм Святого Семейства). Гауди. (Слайд 6.)
Функция здания определяет, какими будут объёмы и как они будут связаны в единое целое. Архитектор ищет такую форму здания, в которой можно максимально выразить его функцию. От этого зависит и красота сооружения.
Планетарий в Волгограде. (Слайд 7.) Разнообразные архитектурные формы влияют на психофизиологический комфорт человека и смотрятся интереснее. Винсент Каллебот создал проект «Живой риф». (Слайд 8.)
Выразительность здания как в реальной архитектуре, так и в макете может быть достигнута за счёт рельефа стен. Рельеф даёт пластическую выразительность поверхностям. Рельефность стены, её членение создается горизонталями балконов и лоджий, вертикалями наружных водостоков или шахт для лифта. Дом Мила (Педрера), (Слайд 9.)
Усложнить рельеф здания можно и при помощи декора - объёмных или цветных форм, не имеющих функционального значения, - лепные орнаменты, пилястры. Такие усложнения формы наиболее подходят для фронтальной композиции.
Кафедральный собор Барселоны. (Слайд 10.)
В глубинной композиции усложнение формы достигается благодаря сочетанию различных объёмов.
Отель Regatta. Джакарта. (Слайд 11.)
Здание парламента ОАЭ построят в Абу-Даби. Огромный купол будет назван «Цветок пустыни». Объёмные элементы соединяются по замыслу художника. Архитектор стремится выразить какую-либо пластическую идею. Например: растянутость (Морской научно-исследовательский центр в Индонезии), сжатие (здание-гора в Армении), стремление ввысь (здание Газпрома в Санкт-Петербурге). (Слайд 12.)
В современной архитектуре разнообразие зданий достигается за счёт единых и неповторимых конструкций, сочетания единообразных элементов - модулей.
Спиральный небоскрёб. Индия. (Слайд 13.) Модульная конструкция - многократные и разнообразные соединения модулей друг с другом и другими модулями.
Жилой дом. Индия. (Слайд 14.)
В конструкции небоскребов заметно не только сочетание различных объемных форм, но и чувствуется «дыхание» времени.
Chicago Spire. США. (Слайд 15.)
Создание макетов из модулей похоже на игру с кубиками - детский конструктор. Необходимо следить за тем, чтобы большие и малые части были соподчинены друг другу. Благодаря этому будет достигнута целостность восприятия
Смотрят презентацию, слушают учителя, анализируют форму зданий.
Смотрят презентацию, слушают учителя, высказывают своё мнение о декоративных элементах зданий.
Смотрят презентацию, слушают учителя, приводят свои примеры.
Смотрят презентацию, делают художественный анализ представленных
в презентации композиций
Фронталь-ная
Познавательные: устанавливают аналогии между реальными зданиями и макетными конструкциями; понимают структуру различных типов зданий, выявляют горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; осознанно используют речевые средства в соответствии с учебной ситуацией; делают выводы; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию.
Познавательные: применяют модульные элементы в создании эскизного макета дома, достигая выразительности и целесообразности конструкции. Используют модуль как основу эстетической цельности постройки.
Регулятивные: различают реальные здания и макетные конструкции; понимают и сокращают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Личностные: адекватно выражают и контролируют свои эмоции; осознают многообразие взглядов и вырабатывают свои мировоззренческие позиции
ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность
Практический творческий поиск
- А сейчас нас ждёт увлекательная работа. Мы попытаемся создать разнообразные формы объекта и композиционные усложнения за счет рельефа плоских поверхностей здания и создавая пластическое разнообразие и образно-ритмическое разнообразие формы. Посмотрите образцы макетных композиций в учебнике (с. 60-64) и презентацию «Единое архитектурное целое». (Слайд 16.)
Просматривают учебник (с. 59-64) и выполняют задания (с. 64) учебника
Смотрят презентацию, делают художественный анализ представленных
в презентации композиций; самостоятельно выполняют задание по созданию макетов и модулей
Индивиду-альная
Познавательные: объясняют структуру различных типов зданий, выявляют горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Личностные: развивают художественные способности в процессе самостоятельной работы над макетом
IV. Итоги урока. Рефлек-сия
Выставка работ
- Представьте свои работы. Объясните структуру своего макета здания, выявите горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в него. Организует выставку работ, обмен мнениями
Расставляют свои работы. Выступают с небольшими сообщениями по теме урока и объясняют процесс работы по созданию макета архитектурного соложения
Индивиду-альная
Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания.
Личностные: осознают
и адекватно выражают свои эмоции; аргументируют и оценивают свою деятельность