Открытый урок по изобразительному искусству на тему: «Изображение женских и мужских образов в народных костюмах»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70»





Открытый урок по изобразительному искусству

на тему: «Изображение женских и мужских образов в народных костюмах»





Выполнила:

Ермилова К.Е.

учитель изобразительного искусства








2016 год

Тема урока: «Изображение женских и мужских образов в народных костюмах»

Учитель: Ермилова Кристина Егоровна

Дата проведения: 04.10.2016

Класс: 4 «Г»

Кабинет: 127

Количество учащихся на занятии: 28 человек

УМК: Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд».

Цель урока:

- знакомство с традиционным русским костюмом родного края, воспитание национального самосознания в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям;

- развитие учебно-познавательной и информационно - коммуникативной компетенции: знать историю зарождения русской одежды, формировать понимание роли символики в жизни древних славян;

- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач;

- развитие художественного вкуса и совершенствование умений и навыков в создании эскиза русского костюма.

Планируемые результаты

Предметные

- овладение  навыками   изображения  фигуры  человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств.

Метапредметные

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- анализировать  конструкцию  русского  народного  костюма;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- оценивать свою работу.

Личностные

- понимание  особой  роли  искусства в  жизни  общества и  отдельного  человека;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Задачи:

Воспитательная

-приобщение школьников к изобразительному искусству в рамках уроков ИЗО.

Образовательная

-формирование у школьников поисковой творческой деятельности на интегрированных уроках.

Развивающая

-развитие творческой активности ребенка, индивидуально и в коллективе.

Художественная

-поиск новых путей преподавания традиционных тем.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно – иллюстративный (беседа, рассказ, демонстрация наглядных пособий).

Формы работы: индивидуальная.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, доска-экран.

Зрительный ряд:

- Презентация Power Point;

- рисунки учеников с прошлых уроков;

- экспонаты изделий народных костюмов.

-репродукции картин художников.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.


Информационно-коммуникационная технология.

Всегда существовала проблема иллюстративной наглядности на уроках и естественно назрела необходимость поиска новых средств обучения.

Современные информационно - образовательные технологии именно то, что призвано помочь учителю ИЗО в его деятельности.

С помощью компьютерных технологий повышается интерес, развиваются творческие способности обучающихся, формируется духовно-нравственная, культурно-образованная личность современного школьника. Дети учатся самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.

Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю: не как цель, а как еще одно средство обучения; как источник дополнительной информации по предмету; как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности; как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся; как возможность интегрированного обучения предмету.

Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации. Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю-предметнику. Презентация-особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д.

Каждый урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского построен на обширном зрительном ряде, поэтому использование возможностей ИКТ позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир медиа-искусства в мир наиболее полного познания картины мира. 

Здоровьесберегающая технология.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.

Применение данной технологии обусловлено рядом причин, приводящих к снижению здоровья учащихся:

- плохая экология;

- перегрузка учащихся;

- снижение двигательной активности;

-кризисные явления в обществе, которые приводят к снижению творческой активности обучающегося, замедлению физического и психического развития;

- отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом и как следствие несформированность навыков здорового образа жизни.

Все выше сказанное приводит к замедлению физического и психического развития обучающегося.

Чтобы ребята не уставали на уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:

- проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения;

- соблюдение психологического климата в классе (взаимоотношения на уроке: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей), наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка, стихотворное приветствие, подбадривающие слова в процессе выполнения задания);

- соблюдение организационно-педагогических условий проведения урока: плотность, чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды);

 - обеспечение двигательной активности (по мере возможности провожу подвижные дидактические игры);

 - поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей);

 - соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (слежу за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением класса и доски).

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Закрепление понятий о символах в славянском орнаменте и их культурном значении. Актуализация опорных знаний.

  3. Постановка художественной задачи.

  4. Физминутка

  5. Практическое выполнение задания.

  6. Подведение итогов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(играет музыка русская народная) учитель входит в кабинет.

Как у наших у ворот 
Стоит озеро воды. 
Ай-люли, ай-люли, 
Стоит озеро воды.


Молодец коня поил 
И к воротам подводил. 
Ай-люли, ай-люли, 
И к воротам подводил;


К вереюшке привязал 
И девице наказал; 
Ай-люли, ай-люли, 
И девице наказал:


«Красна девица душа, 
Сбереги добра коня. 
Ай-люли, ай-люли, 
Сбереги добра коня!


Не сорвал бы повода 
Не сломал бы удил
а
Ай-люли, ай-люли, 
Не сломал бы удил
а

«Эхо родных звуков». Избранные русские народные гимны и песни, находящиеся в руководствах для пения Маренича, Альбрехта и др. Составил К. Ройский, М. 1888
Русские песни / Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

  1. Закрепление понятий о символах в славянском орнаменте и их культурном значении. Актуализация опорных знаний.

Слайд №1

Учитель: - Русский народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях и истории своего народа, с этой книгой можно путешествовать из одной губернии в другую и увидеть каким разнообразием отличалась русская одежда.

Слайд №2

Учитель: - Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом и костюмом нашего края. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Русский костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий. Соединив в себе множество видов ремёсел и рукоделия, он стал своеобразным памятником художественному гению русского народа. Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов. Мы видим, как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.

Слайд №3

Ученик:

- Костюм крестьянки – он традиционно

Носил национальные черты.

И не касался Запад просвещённый

Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин различались

Из северных и южных областей.

Слайд №4

Ученик:

- На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала.

Слайд №5

Ученик:

- Крестьянки Юга – те предпочитали

Поверх рубах понёвы надевать,

Они узором по подолу украшались,

Но юбки было принято считать

Нарядом женским,

Девушки носили

Поверх рубахи фартук иль армяк,

На совершеннолетие им шили

Понёвы – юбки,

вот бывало как!

Слайд №6

Ученик: - Мужская одежда Воронежского края была более однотипной, чем женская. В состав костюма входили рубаха, порты, пояс, обувь, головной убор. Праздничные рубахи украшали тканьем и вышивкой по вороту, разрезу на груди, краю рукавов и подолу. Орнаменты на рубахах и техника их исполнения были те же, что и у женских рубах.

Слайд №7

Ученик: - В Воронежской области предпочитали носить поневу с фартуком и кичку. Поневы, которые носила молодая жена до рождения первого ребенка, были самыми красивыми. Молодая жена после венца надевала поневу из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами. Её шили из черной или темно-синей шерстяной клетчатой ткани.

Слайд № 8

Ученик: - В Россошанском районе предпочитали носить поневу чёрного цвета с фартуком и кичку. Рубаху шили из белого конопляного холста и расшивали по рукавам и у ворота. Наиболее используемая фигура в вышивке – ромб. Основой женского головного убора была рогатая кичка.

  1. Постановка художественной задачи.

Учитель: - «Встречают по одёжке». Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. И всё это так или иначе было зашифровано в вышивке или отделке праздничного костюма. Вышивка выполнялась по определённым правилам.

Практически каждая женщина обязана была сама шить одежду для себя и семьи. Соответственно - чем более удачно получался костюм, чем больше на нем орнамента, украшений и т. д - тем лучше и старательней считалась хозяйка. Кроме этого - основа славянского мировоззрения - умение гармонизировать пространство вокруг себя. То есть - гармония в семье, порядок во дворе и доме и т.д. Эта гармония может достигаться только при условии внутренней гармонии. Если человек сбалансировал и привел в гармонию свои энергии - он без труда это сделает и с пространством вокруг себя. Соответственно – если женщина находится в гармонии сама с собой - результат ее действий (в данном случае пошив и украшение одежды) будет гармоничным и привлекательным. Вывод - если к тебе приходит человек в рваной рубахе с торчащими нитками и косыми рукавами - это отражение атмосферы в его семье, соответственно и в его душе. Хорошего ничего не стоит ожидать от этого человека, к чему бы он не прикоснулся - получится так же как его рубаха.

Вышивка играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил.

Слайд№9

Учитель: - Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Элементами орнамента могут быть линии, точки, квадраты. Они называются солярными знаками.

Слайд №10

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца!

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов можно найти в разных видах народного искусства. Поэтому Солнце изображается чаще всего на рукавах рубахи.

Слайд №11

- Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. В распаханную землю сеятели бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Символы земли обычно располагали на подоле.

Слайд №12

- В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, только дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Волнистая горизонтальная линия – вода. Горизонтальная волнистая линия – дождь.

Символы воды тоже чаще располагали по подолу

Слайд №13

- В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях, либо цветами и плодами.

Дерево жизни изображали чаще на рубахах.

Слайд №14

- Взгляни, какие разные птицы! Словно все светом наполнили вокруг себя. В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье «жаворонки». С песнями – заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке прося принести весну на своем хвосте. Птицы символизировали свет, тепло.

Учитель: - Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством от моли и затхлости.

Слайд №15

Пояс – «покромка» - неотъемлемая часть костюма крестьянок. Пояса длиной 2,5-3 м ткали из черной шерсти, концы его красиво декорировали аппликациями из лент, обшивали разноцветной шерстью и бисером. Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: «Без креста, без пояса» (быть бессовестным). Пояс носили иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию «оберега» - защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: «Дарю в день ангела», «Спаси Бог» и т. П. Это поверье осталось с языческих времен, когда круг считался защитником от нечистой силы.

Слайд №16

Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотным галуном, металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами ("рукавами») из линобатиста и кисеи, богато расшитыми тамбурным швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами из "сарафанных» тканей с букетами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.

Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы. Этот наряд в разных местах дополнялся нагрудной короткой одеждой - епанечкой, также сшитой из шелковой фабричной ткани и украшенной золотым галуном. По холодным дням с сарафаном носили душегрею с длинными рукавами, с трубчатыми складками на спине. Покрой душегреи отличается от традиционного кроя, он близок к городской одежде. Праздничную душегрею шили из шелковых тканей или бархата и украшали золотым шитьем. К костюму с шелковым сарафаном в северных губерниях России надевали головной убор, украшенный шитьем речным жемчугом, золото - серебяными нитями, колотым перламутром. Этими же материалами расшивали нагрудные украшения.

Понёвы украшались по подолу цветными ленточками, вышивкой, бисером, иногда бубенчиками. Молодая жена до рождения первого ребёнка носила самые красивые понёвы. Она шла по избе, а понёва позванивала и молодой муж всегда слышал и знал, где его лебёдушка.

Слайд №17

Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п. На нее надевали «сороку» в виде маленькой шапочки из позумента, на твердой основе и с высоким гребнем сзади. Сороку расшивали золотыми нитями, блестками, бисером. Сзади голову закрывали «позатыльником» из бархата малинового, черного или фиолетового цветов, выложенного лентами, круглыми шерстяными розетками, позументом.

Слайд №18

Кокошник. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщины покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми. Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее - полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.

Что означает цвет в вышивке?

Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. Желтый цвет символизировал солнце, черный – землю. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке — белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны — павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом. Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Слово же “ прекрасный” означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию “прекрасный человек”.

Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом. Яркий малиновый нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, “горели”, напоминая закаты и восходы солнца. Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный.

Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами. Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти. Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх. Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу. Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и ткань становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые украшения отпарывались и заменялись новыми.

Черный цвет – излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. Черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.

Слайд №19 - 22

Великие русские художники тоже обращались к красоте русского народного праздничного костюма. К примеру, Аргунов И. П. написал портрет неизвестной крестьянки. Что Вы можете сказать о костюме этой крестьянки.

Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.

Красота русской одежды запечатлена и в полотнах известных художников XIX веке. Можете назвать эти произведения и их автора? Что вы можете с казать об этом праздничном национальном костюме?

  1. Физминутка.

Музыкальная физминутка ( исполняют дети в народных костюмах в сопровождении русской народной музыки).

  1. Практическое выполнение задания.

Практическая работа: Нарисоватьженский и мужской образ в народных костюмах.

Музыкальное сопровождение: Русская народная музыка.

Физминутка для глаз «Отдых» (через 7 -10 минут работы)

  1. Подведение итогов

Выставка и анализ работ: Защита рисунков. Что вы хотели пожелать человеку, который захотел бы носить одежду, придуманную вами?

У этой одежонки

Один вход, четыре выхода.

(Рубаха)

С одного бока - лес,

С другого - поле.

( Шуба)

Надену - ободом сведёт,

Сойму – змей упадёт.

Тепла не даёт.

А без него холодно.

(Пояс)

Полянка полотняная,

Вручную долго тканная

Узорами расшитая

И бахромой обвитая

Украсит и понёву

И сарафан ваш новый

(Фартук)

Два Котика,

А четыре хвостика.

(Лапти)