Пролетарский район станица Будённовская__ __
(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
Будённовская средняя общеобразовательная школа___
«Утверждаю»
Директор МБОУ Будённовской СОШ
Приказ от _________ № _____
Подпись руководителя _______Неговора Т. Г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее 7 класс
Количество часов 35
Учитель Стадникова Зульфия Алексеевна
Программа разработана на основе:
«Изобразительное искусство. Рабочие программы» 5-9 классы.
Под руководством Б. М. Неменского 4-е издание Москва «Просвещение» 2011 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
5. Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783);
6. Примерной и авторской программ основного общего образования по изобразительному искусству.
Целью программы, учебника и методического пособия к нему является воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности.
Задачи программы:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 7 класс является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
VII класс - Следующая ступень посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Общая характеристика
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно - творческую деятельность, художественно - эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы различных видов визуально – пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно - прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Программа учитывает традиции российского художественного образования и современные инновационные методы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Предполагается вариативность решения поставленных задач.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 7 класса – «Дизайн и архитектура » - посвящена изучению дизайна, т.е. конструктивному виду искусства в ряду пространственных искусств, организующих среду нашей жизни. Изучение этой темы опирается на уже сформированный уровень художественной культуры учащихся.
Визуально – пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно – прикладным искусствами.
Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно – структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей.
Дизайн – логичное продолжение вклада художника в формирование вещно – предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально – вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества.
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Содержание учебного предмета, дисциплины
Раздел 1: «Художник — дизайн — архитектура» - 8 часов
Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры
Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции»
Tема: «Прямые линии и организация пространства»
Тема: «Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»
Тема: «Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции»
Тема: «Многообразие форм графического дизайна»
Раздел 2: «В мире вещей и зданий» - 11 часов
Художественный язык конструктивных искусств. Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность»
Тема: «Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете»
Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля»
Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания»
Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени»
Тема: «Роль и значение материала в конструкции»
Тема: «Цвет в архитектуре и дизайне»
Раздел 3: «Город и человек» - 7 часов
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»
Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»
Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»
Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды»
Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера»
Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Тема: «Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»
Раздел 4: «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» - 8 часов
Тема: «Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»
Тема: «Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища»
Тема: «Дизайн и архитектура моего сада»
Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»
Тема: «Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды»
Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна»
Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна»
Тема: «Моделируя себя — моделируешь мир»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по Изобразительному искусству основного общего образования должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки;
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт художественно - творческой деятельности:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры;
развитие эмоционально – ценностного видения окружающего мира;
зрительной памяти, ассоциативного мышления;
развитие визуально – пространственного мышления;
освоение культуры во всем ее многообразии жанров и стилей;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств, в том числе базирующихся на ИКТ;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Предметный результат выпускника 7 класса
Учащиеся должны знать:
о роли декоративного искусства в жизни общества и человека;
о современном выставочном искусстве;
о гербах и эмблемах;
как устроена книга; о профессии художник – иллюстратор.
основы народного костюма, обуви и аксессуаров;
особенности образного языка конструктивных видов искусств и их социальную роль;
способы передачи пропорций фигуры человека;
о дизайне интерьера;
о ландшафтном дизайне.
как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства;
создавать художественно – декоративные объекты предметной среды, объединенной единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера);
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием вещной среды;
выстраивать декоративные композиции;
создавать художественно – декоративные объекты предметной среды;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства;
владеть навыками работы в конкретном материале.
конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
Место учебного предмета изобразительного искусства в учебном плане в 7 классе
(по 1 часу в неделю инвариантная часть учебного плана – 35 часов в год)
Продолжительность учебного года: в 7 классе - 35 учебных недель
Продолжительность учебной недели: в 7 классе - 6 - дневная
Режим работы школы
09.11.2015 – 26.12.2015 III четверть
11.01.2016 – 20.03.2016
IV четверть
29.03.2016 – 31.05.2016
Сроки каникулярного времени
Осенние каникулы с 01.11.2015 г. - 08.11. 2015 г. (8 дней)
Зимние каникулы с 27.12. 2015 г. - 10.01. 2016 г. (15 дней)
Весенние каникулы с 21.03.2016 г. - 27.03. 2016 г. (7 дней)
Сроки итогового контроля
7 класс - 16.05.2016 - 25.05.2016 гг.
Учебно-тематический план по предмету изобразительное искусство 7 класс
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение «Изобразительного искусства» в 7 классе – 35 часов. Данная рабочая программа предусматривает изучение «Изобразительного искусства» с расчётом на 35 часов (1 час в неделю).
Направленность курса на развитие художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями, создает условия и для реализации надпредметной функции, которую «Изобразительное искусство» выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на освоении художественно – образного языка, средств художественной выразительности, на систематическом освоении художественного наследия культуры своего народа и предполагают развитие эмоционально – нравственного потенциала ребенка.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УУД
(ТЕКУЩЕГО, РУБЕЖНОГО, ИТОГОВОГО)
Формы текущего контроля УУД (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении) учащихся будут различны: устный, письменный контроль, в виде тестового контроля, ИЗО викторин, ИЗО кроссвордов, а также контрольных художественно – практических заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины и др.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
Активность участия.
Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и системы оценки творческих работ:
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание), архитектурного дизайна.
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Актуальность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
Познавательные УУД:
Основы архитектуры и дизайна;
Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Пути развития современного дизайна и архитектуры;
Коммуникативные УУД:
Применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
Анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности
(цвет, линия, перспектива, композиция), ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке, графике и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Результаты освоения учебного курса и система их оценки
Оценка "5" ставится, если:
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4" ставится, если:
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3" ставится, если:
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2" ставится, если:
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1" ставится, если:
- учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 7 классе
(1час в неделю – 35 часов в год)
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
1
ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА
- 8 часов
Конструктивное искусство, дизайн. Архитектура и ее функции в жизни людей.
Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст. Ритм и движение. Разреженность, сгущенность. Прямые линии – соединение элементов композиции или членение плоскости. Функциональное значение цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, доминанта. Общее и разное в образно- языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусств. Синтез слова и изображения в искусстве плаката. Монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Многообразие форм графического дизайна: от визитки до книги.
Соединение текста и изображения.
Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
Знать:
— как анализировать произведения архитектуры и дизайна;
— о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику;
— особённости образного языка конструктивных видов искусства. единство функционального и художественного начал;
— основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Уметь:
— гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников;
- передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение) и состояние от происходящего в природе, картинах жизни;
- применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту.
Создавать творческую работу в материале.
Понимать информационную цельность синтеза слова и изображения.
2
В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ
- 9 часов
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при взгляде сверху. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов (точка – вертикаль, круг – цилиндр…). Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение. Прочтение по рисунку простых геометрических тел. Конструирование их в объёме. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Вещь, как сочетание объёмов и образ времени. Многообразие мира вещей. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и функционального. Красота – наиболее полное выявление функции вещи. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал. Роль материала в определении формы. Эмоциональное и формообразующее значение цвета. Влияние цвета на восприятие формы. Отличие роли цвета в живописи от его роли в конструктивных искусствах. Преобладание локального цвета в архитектуре и дизайне.
Психологическое воздействие цвета. Фактура цветового покрытия.
Уметь:
— конструировать объемно пространственные композиции;
— моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты, основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
— работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды;
— конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции
3
ГОРОД И ЧЕЛОВЕК
- 6 часов
История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры. Развитие образного языка конструктивных искусств. Подбор и анализ репродукций с изображением интерьера зданий. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Роль цвета в формировании пространства. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в городской среде. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Город в единстве с ландшафтно – парковой средой.
Уметь:
– использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру;
– владеть навыками формирования, использования объемов
в дизайне и архитектуре;
– создавать композиционные макеты объектов, архитектурные образы графическими материал
4
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
- 12 часов
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, детей и т. д. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактуры и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла. Способы зонирования помещения. Ландшафтный дизайн. Дизайн сада. Зонирование территории. Садовые дорожки, клумбы, водоёмы, садовая мебель, кормушки для птиц, спортплощадка, зона отдыха, др. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Психология индивидуального и массового. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и т.д.
Эволюция в искусстве как результат развития технических средств и способов получения изображения. Роль визуально-зрелищных искусств в обществе и жизни человека, телевидение, Интернет
Знать законы композиции;
Уметь отражать в эскизном проекте дизайна интерьера образно-архитектурного композиционного замысла.
Совершенствовать умение работать с разными материалами.
Узнавать о различных вариантах планировки территории сада. Приобретать общее представление о технологии создания одежды.
Знать основы образного языка фотографии. Овладевать новейшими компьютерными технологиями.
Уметь различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография.
Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки. Осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса, крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии.
Понимать, что в основе фотографии лежит дар видения мира. Уметь пользоваться средствами ИКТ. Уметь применять сценарско -режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, также звукового ряда своего слайд - фильма или компьютерной анимации.
Понимать многофункциональное назначение телевидения, как средства не только информации, но и культуры, просвещения развлечения. Осознавать значение художественной культуры и искусства для личной творческой реализации. Уметь рассуждать, вести диалог, выражать своё оценочное суждении.
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 7 классе на 2015-2016 учебный год
(1 час в неделю – 35 часов в год)
№
п/п
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Планируемые результаты обучения - УУД
Домашнее
задание
Дата
проведения
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Раздел 1: «ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН - АРХИТЕКТУРА» - 8 часов
1
1.1
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
1
Формирования новых знаний
Введение в искусство архитектуры.
Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн. Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне. Архитектура и ее функции в жизни людей.
Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст.
Уметь объяснять: глубинные смыслы основных знаков – символов традиционного прикладного искусства, отмечать их лаконично – выразительную красоту.
Находить в окружающем рукотворном мире предметы плоскостных и объёмно – пространственных композиций
Добиваться эмоциональной выразительности в практической работе, применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов.
Выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из 1 – 4 и более простейших форм (прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия.
учебник
стр. 15-20
2
1.2
Прямые линии и организация пространства.
1
Комбинированный
Ритм и движение. Разреженность, сгущенность. Прямые линии – соединение элементов композиции или членение плоскости.
Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства
Познакомиться со свойством прямых линий: соединение элементов композиции и членение плоскости.
Проследить взаимосвязь элементов композиции.
Создать групповую композицию из геометрических фигур
Работа на компьютере: создание ритмического узора
учебник
стр. 21-22
3
1.3
Цвет — элемент композиционного творчества.
Свободные формы; линии и пятна.
1
Комбинированный
Функциональное значение цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета.
Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, доминанта.
Применять цвет в графических композициях как акцент и доминанту.
Понимать роль цвета в конструктивных искусствах.
Работа над абстрактным рисунком
Знание характера мазка, линии в абстрактной композиции.
Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах.
учебник
стр. 23-27
4
1.4
Буква - строка – текст. Искусство шрифта.
1
Комбинированный
Общее и разное в образно- языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусств.
Воспринимать букву как изобразительно – смысловой символ звука.
Определять отличия и графические особенности нескольких разных шрифтов из книг, журналов, газет, рекламных объявлений
Создать совместный эскиз эмблемы, торговой марки, символического изображения, личной печати, фирменного знака
Различать понятия «буква», «искусство шрифта», «архитектура шрифта», шрифтовые гарнитуры
учебник
стр. 28-31
5
1.5
Буква - строка – текст. Искусство шрифта.
1
Комбинированный
Общее и разное в образно- языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусств.
Воспринимать букву как изобразительно – смысловой символ звука.
Определять отличия и графические особенности нескольких разных шрифтов из книг, журналов, газет, рекламных объявлений
Создать совместный эскиз эмблемы, торговой марки, символического изображения, личной печати, фирменного знака
Различать понятия «буква», «искусство шрифта», «архитектура шрифта», шрифтовые гарнитуры
учебник
стр.28-31
6
1.6
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
1
Комбинированный
Общее и разное в образно- языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусств.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката. Монтажность их соединения, образно-информационная цельность.
Освоить стилистику изображений и способов их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Понимать и объяснять образно – информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе
Создать совместную творческую работу«Плакат – открытка»
Владеть навыками композиционно – смыслового принципа: монтажом, графикой, цветовым единством.
Самостоятельный отбор информации по теме
учебник
стр.32-39
7
1.7
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
1
Комбинированный
Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота.
Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Создавать практическую творческую работу в материале «Коллажная композиция: образность и технология»
Умение работать в группах при осуществлении эскизного проекта - замысла
Владеть навыками различия в тексте графических и дизайнерских замыслов художника
Уметь работать над изобразительным стилем при создании стенгазеты, реферата, книги.
учебник
стр.32-39
8
1.8
Многообразие форм полиграфического дизайна.
1
Обобщения и систематизации
Многообразие форм графического дизайна: от визитки до книги.
Соединение текста и изображения.
Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
учебник
стр.41-45
Раздел 2: «В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ» - 9 часов
9
2.1
От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.
1
Комбинированный
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при взгляде сверху. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов (точка – вертикаль, круг – цилиндр…). Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение.
Развивать пространственное воображение
Понимание учащимися проекционной природы чертежа
Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху.
Освоить понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д.
Развивать пространственное воображение
Создание коллективного объёмно – пространственного макета
Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка –вертикаль, круг – цилиндр, шар и т.д.
учебник
стр.49-53
10
2.2
Архитектура – композиционная организация пространства.
1
Комбинированный
Прочтение по рисунку простых геометрических тел. Конструирование их в объёме. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.
Развивать пространственное воображение
Понимание учащимися проекционной природы чертежа
Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетание на образный характер постройки.
Понимать рельеф местности и способы его обозначения на макете.
Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки
Конструирование геометрических тел в объёме и применение их в пространственно – макетных композициях
Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности.
Работать над дизайном проекта: введение монохромного цвета.
Овладеть способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов
учебник
стр.49-53
11
2.3
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
1
Комбинированный
учебник
стр.54-57
12
2.4
Здание как сочетание различных объемных форм.
Понятие модуля.
1
Комбинированный
Важнейшие архитектурные элементы здания. Модуль как основа цельности постройки.
Развивать баланс функциональности и художественной красоты здания.
Достижение выразительности и целесообразности конструкции
Понимать и объяснять структуру различных типов здания, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них.
Выполнение коллективной творческой работы «Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое»,
«Модуль как основа эстетической цельности в конструкции»
Уметь применять модульные элементы
учебник
стр.59-64
13
2.5
Важнейшие архитектурные элементы здания.
1
Комбинированный
Единство художественного и функционального. Рассмотрение различных видов зданий. , выявление горизонтальных, вертикальных , наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания. (стены, окна, крыши, арки, купала, своды, колонны). Краеведческий материал. Особенности архитектуры храма Спаса Нерукотворного с. Ляхи
Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития.
Познакомиться с возникновением и историческим развитием главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, двери, окна, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.)
Выполнение коллективной творческой работы « Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое»
(создание макета)
Уметь создавать различные модули и применять их при создании архитектурного творческого проекта
учебник
стр.65-69
14
2.6
Единство художественного и функционального в вещи.
1
Комбинированный
Вещь, как сочетание объёмов и образ времени. Многообразие мира вещей. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и функционального. Красота – наиболее полное выявление функции вещи.
Уметь объяснять, что дизайн вещи одновременно искусство и социальное проектирование
Определять вещь как объект, несущий отпечаток сегодняшнего и вчерашнего дня
Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания.
Уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи
Создавать творческие работы в материале
Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование
учебник
стр.71-75
15
2.7
Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.
1
Комбинированный
учебник
стр.71-75
16
2.8
Роль и значение материалов в конструкции.
1
Комбинированный
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал. Роль материала в определении формы.
Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала.
Развивать творческое воображение
Понимать роль материала в определении формы.
Создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей
Работа над творческим проектом «Сочинённые вещи» или «Из вещи – вещь»
Осознавать влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи
учебник
стр.76-81
17
2.9
Роль цвета в формотворчестве
1
Комбинированный
Эмоциональное и формообразующее значение цвета. Влияние цвета на восприятие формы. Отличие роли цвета в живописи от его роли в конструктивных искусствах. Преобладание локального цвета в архитектуре и дизайне.
Психологическое воздействие цвета. Фактура цветового покрытия.
Иметь представление о формообразующем значении цвета в дизайне и архитектуре,
о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Знать о преобладании локального цвета в дизайне и архитектуре.
Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре.
Выполнять коллективно – творческую работу по теме
(создание комплекта упаковок из 3 -5 предметов, макета цветового решения пространства микрорайона)
Отличать роль цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах.
учебник
стр.83-87
Раздел 3: «ГОРОД И ЧЕЛОВЕК» - 6 часов
18
3.1
Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Тенденция и перспектива развития архитектуры.
1
Комбинированный
История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры. Развитие образного языка конструктивных искусств. Подбор и анализ репродукций с изображением интерьера зданий.
Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе
Создание живописных этюдов части города из фотографий
Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно – художественных стилей разных эпох
Коллективная творческая работа
«Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом»
Провести художественно – аналитический обзор развития обзорно – стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
учебник
стр.91-101
19
3.2
1
Комбинированный
учебник
стр.103-109
20
3.3
Город, микрорайон, улица.
1
Комбинированный
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Роль цвета в формировании пространства.
Познакомиться с организацией пространственной среды, с цветовой гаммой.
Проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы
Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей.
Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства
Создавать творческие практические работы,
Развивать чувство композиции
Создание макетной или графической схемы – карты, создание проекта расположения современного здания в исторически сложившейся городской среде.
Создавать коллективные творческие работы в технике коллажа, дизайн - проекта оформления.
Познакомиться с различными композиционными видами планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно – разомкнутая, ассиметричная, прямоугольная.
Иметь представление об историчности и социальности интерьеров прошлого.
учебник
стр.111-115
21
3.4
Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
1
Комбинированный
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в городской среде.
учебник
стр.117-119
22
3.5
Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
1
Комбинированный
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера.
учебник
стр.120-125
23
3.6
Организация архитектурно – ландшафтного пространства.
1
Комбинированный
Город в единстве с ландшафтно – парковой средой.
учебник
стр.127-131
Раздел 4: «ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ» - 12 часов
24
4.1
Мой дом – мой образ жизни.
1
Комбинированный
Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурно-дизайнерских проектах.
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, детей и т. д.
Осуществлять в собственном архитектурно – дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём будущем жилище.
Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами
Учёт в проекте инженерно – бытовых и санитарно – технических задач
Выполнение графического поэтажного плана дома или квартиры, набросок внешнего вида дома и прилегающей территории
Учитывать в проекте инженерно – бытовые и санитарно – технические задачи
учебник
стр.139-142
25
4.2
Интерьер комнаты – портрет её хозяина.
1
Комбинированный
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактуры и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла. Способы зонирования помещения.
Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно – архитектурный композиционный замысел
Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования
Создание многофункционального интерьера собственной комнаты.
Работа с зонированием помещения.
Учитывать функциональную красоту или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование)
учебник
стр.143-146
26
4.3
Сад моей мечты.
1
Комбинированный
Ландшафтный дизайн. Дизайн сада. Зонирование территории. Садовые дорожки, клумбы, водоёмы, садовая мебель, кормушки для птиц, спортплощадка, зона отдыха, др.
Применять навыки сочинения объёмно – пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны.
Узнать о различных вариантах планировки дачной территории
Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Коллективная работа над планировкой сада, огорода, зонированием территории. Организация палисадника и садовых дорожек.
Совершенствовать приёмы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка
учебник
стр.147-153
27
4.4
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
1
Комбинированный
Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Психология индивидуального и массового. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Приобрести общее представление о технологии создания одежды
Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием
Коллективная работа над подбором костюмов для разных людей с учётом специфики их фигуры, пропорций, возраста. Создание 2-3 эскизов разных видов одежды
Понимать, как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике
учебник
стр.155-161
28
4.5
1
Комбинированный
учебник
стр.155-161
29
4.6
Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна.
1
Комбинированный
Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, стилизм. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой.
Объяснять связи имидж – дизайна с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой
Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды.
Понимать и объяснять, в чём разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром и перед визажистом.
Понимать имидж – дизайн как сферу деятельности, объединяющую различные аспекты моды, визажистику, парикмахерское дело, ювелирную пластику, фирменный стиль и т.д.
Познакомиться с понятиями: «стереотип», «кич».
Пофилософствовать на тему: «стая» и её выражение «по одёжке».
Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима.
Создавать творческую работу в материале, активно проявлять себя в коллективной деятельности
Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы.
Выработать чёткое ощущение эстетических и этических границ применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.
Понимать и уметь доказывать, что человеку нужно «быть», а не «казаться».
Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие работы
Ответить на вопрос: Быть или казаться?
Молодёжная субкультура и подростковая мода.
Опрос.
Контроль за действиями.
Уметь воспринимать и понимать макияж и причёску как единое композиционное целое
учебник
стр.162-168
30
4.7
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
1
Комбинированный
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и т.д.
учебник
Стр.173, зад. №2 (б)
31
4.8
Моделируя себя – моделируешь мир.
1
Комбинированный
Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или раб.
Повторить
стр.162-173
32
4.9
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.
1
Комбинированный
Эволюция в искусстве как результат развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому и электронному). Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах: от рисунка к фотографии. Фотография – вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различие между картиной и фотографией.
Подобрать необходимый материал для проекта.
33
4.10
Фильм – творец и зритель.
1
Комбинированный
Синтетическая природа образа в фильме. Разнообразие жанров. Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение – смена кадров, их соединение.
Подобрать необходимый материал для проекта.
34
4.11
Роль изображения в синтетических искусствах.
Жанры в изобразительном искусстве.
1
Комбинированный
Роль визуально-зрелищных искусств в обществе и жизни человека, телевидение, Интернет…. Роль и возможность экранных форм.
Подобрать необходимый материал для проекта.
35
4.12
В царстве кривых зеркал или вечные ценности искусства.
1
Обобщения и систематизации
знаний
Развитие художественного вкуса и овладение богатствами культуры – путь духовно-эстетического развития личности.
Задания нет
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса по изобразительному искусству для 7 класса
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Передметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2011.
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.— М.: «Просвещение», 2012. — (Работаем по новым стандартам).
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений ; под. ред. А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. — М.: «Просвещение», 2011.
Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить/Б. М. Неменский. — М.: «Просвещение», 2012.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: «Просвещение», 2011
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5—7 классы. Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. — М.: «Просвещение», 2011.
Алексеева В. В. Что такое искусство?/ В. В. Алексеева. — М., 1991.
Алпатов М. В. Немеркнущее наследие: книга для учителя/ М. В. Алпатов. — М., 1990.
Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусств / М. В. Алпатов. — М., 1979.
Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 1987.
Неменский Б. М. Педагогика искусства/Б. М. Неменский. — М., 2007. — (Серия «Библиотека учителя. Изобразительное искусство»).
Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. — М., 2000.
Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей/под ред. Е. П. Кабковой. — М., 2009.
Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе/Н. И. Пьянкова. — М., 2006.
Рогов А. П. Русская культура: национальные особенности/ А. П. Рогов. — М., 2009.
Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ: Опыт сравнительного исследования/Д. В. Сарабья-' нов. — М., 1980.
Современная живопись. В поисках свободы: от классицизма к авангарду/сост. С. Дзуффи, Ф. Кастриа. — М., 2002.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Будённовской СОШ __________ Поважная Е. М.
от _________ 20___ года №___ подпись
__ ________ 20___ года
_____________ Неговора Т. Г.
подпись руководителя