ПРОГРАММА
кружка
«Юный художник»,
проводимого в рамках внеурочной деятельности при введении ФГОСНО
на 2016/2017уч. год
Составлено учителем ИЗО Подковыркина Анастасия Леонидовна
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного курса.
Данная образовательная программа представляет собой познавательно-развивающий метод обучения изобразительному искусству.
Дети одарены ко многим видам художественного творчества. Но самое широкое и прочное признание они получили в области изобразительного искусства. И неудивительно: ведь оно оставляет «продукт», рисунок, который можно хранить, изучать, экспонировать как свидетельство талантливости маленького автора.
Если считать, что художественным творчеством могут плодотворно заниматься лишь немногие специально одаренные дети, то задача педагога и психолога – рано и по возможности безошибочно выявить таких детей, а потом создавать для них особые оптимальные условия развития.
Если же художественное творчество доступно всем, то ничего этого делать не надо. Нужно другое: создавать максимально благоприятные условия художественного развития для всех. А в этих условиях тот, кто, образно говоря, «рожден для искусства», непременно выделится сам, быстрее найдет себя, самоопределится как возможный в будущем живописец или поэт, актер или музыкант. Но при этом и все остальные соприкоснутся с тем изначальным и главным в искусстве, в художественном творчестве, что поможет им в дальнейшей жизни ценить настоящее искусство.
Творчество – одна из главных педагогических ценностей в нашем учреждении. Ориентация на приоритет творчества означает, что оно рассматривается как универсальный механизм развития личности.
Художественно-творческое развитие представляет собой, прежде всего целенаправленное формирование дарований детей в той или иной области искусства, в данном случае – изобразительного. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Художественное творчество вряд ли возможно без наличия правильно выбранного поля творческой деятельности, без полного овладения практическими навыками и принципами работы и без уже сложившихся, художественных критериев и оценок. Настоящее творчество не имеет ничего общего с беспочвенными мечтаниями, хотя и начинается порой с весьма туманных образов и смутных фантазий. Настоящим, полноценным и ничем не ограниченным художественным творчеством является только тот процесс, в котором автор-ребенок не только сам рождает идею, но и сам становится ее реализатором, что возможно, лишь в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Все это реально лишь в том случае, если он уже прошел курс определенной подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, т.е. и общеобразовательной, и профессиональной, и воспитательной одновременно. Только при наличии и успешной реализации всех этих трех составляющих программы можно рассчитывать, что, прошедший учебный курс, ребенок добьется в своей творческой деятельности желанных результатов. Образовательное, профессиональное и духовно-нравственное – главные ориентиры при составлении данной программы.
Чтобы создать хотя бы простейший, но конкретный продукт, нужны знания и навыки, в том числе и о способах деятельности (правила работы инструментами, правила создания художественных композиций), а самое главное – овладение ими на достаточно высоком уровне. Поэтому, снабдив учащихся определенным минимумом знаний, можно говорить о самостоятельном создании ими конкретных продуктов, можно говорить об обучении творчеству.
И для одаренных детей, и для детей, которые впоследствии не собираются быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда ребенок овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.
Данная программа позволяет детям усвоить простые, но исключительно важные для последующего развития их художественных способностей понятия и закономерности.
Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет – линия – объем, фактура материала, ритм, композиция.
Приобщение к изобразительному искусству начинается с рисунка. Рисунок и в целом умение рисовать являются весьма полезными в жизни каждого человека, способствуют лучшему овладению множеством профессий
Рисунок, живопись и композиция являются основой любого произведения искусства. Разделы «Рисунок» и «Живопись» взаимосвязаны, в каждом из них присутствуют элементы другого. Так, нельзя выполнять живописную работу, одновременно не рисуя, а в рисунке могут решаться и определенные живописные задачи. Кроме того, в каждом задании по рисунку или живописи обязательно присутствуют элементы композиционных видов деятельности; сочинение на какую-либо тему может быть выполнено как живописными средствами, так и средствами рисунка.
В работе по рисунку и живописи приобретаются и систематизируются навыки и знания учащихся в области законов линейной перспективы, конструктивного построения формы, передачи пропорций, объема и светотени.
Режим занятий: 2 занятие в неделю, длительностью 40 минут 68 часа в год.
Основная форма проведения занятий – коллективная, групповая. При проведении занятий учитываются психолого-педагогические особенности младших подростков, а именно то, что в этом возрасте у детей часто пропадает интерес к рисованию из-за возрастающей самокритичности. Чтобы этого не произошло, предполагается создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Основная цель:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Так же целью программы является формирование УУД
Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.
Иметь представление о живописных пейзажах русских художников
Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.
Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения.
Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.
Находить ассоциации природных форм.
Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.
Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.
Рисовать по представлению на обозначенные темы
Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.
Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель и др.)
Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи.
Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.
Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации.
В целом занятия в изостудии способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Принципы, методики, формы и приемы, используемые в программе:
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Эстетическое воспитание учащихся не должно нивелировать индивидуальное восприятие каждого ученика, свойственное ему как личности.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только, копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по настоящему желающий этого ребенок.
- получить начальные навыки в работе карандашом, кистью и красками;
- приобрести интерес к рисованию с натуры, по памяти и представлению;
- иметь представление о рисовании и живописи как о возможно более точном изображении предметов (по строению, форме, пропорциям, цвету, деталям);
- знать три основных цвета (синий, красный, желтый) и способы получения на их основе составных цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовый);
- понимать профессиональные термины «контур», «пятно», «натура», «темное-светлое», «строение предмета», «вспомогательная линия», «рисование с натуры, по представлению», «набросок», «палитра», «пропорция».
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
_ правильно держать и пользоваться карандашом, кистью, палитрой, бумагой, красками; использовать различный нажим карандаша, разведение краски водой (в гуаши - белилами), одноразовое и многослойное покрытие; смешивать краски;
- внимательно и подробно рассмотреть и понять строение предмета, особенно его окраски;
- разместить изображение на бумаге, выбрать ее положение в зависимости от основных пропорций изображаемого предмета (предметов);
- видеть и по возможности точно передавать пропорции, общий контур, положение, строение предмета, его цвет;
- постоянно уточнять изображение предмета в процессе рисования путем сравнения между собой предметов и их частей;
- изображать, наблюдать, вспоминать как выглядят предметы и как они размещены в природе, и стараться использовать это в рисунках на темы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование Раздела программы
Тема
Практическая работа
1-2
Волшебная ПАСТЕЛЬ
Рисуем Мельницу.
Материалы/ Формат А4, пастель, ластик.
3-4
Волшебная ПАСТЕЛЬ
Морской пейзаж.
Материалы/ Формат А4, пастель, ластик.
5-6
Волшебная ПАСТЕЛЬ
Как нарисовать Москву!
Материалы/ Формат А4, пастель, ластик.
7-8
Волшебная ПАСТЕЛЬ
Как нарисовать белую лошадь.
Материалы/ Формат А4, пастель, ластик.
9-10
Волшебная ПАСТЕЛЬ
ПОРТРЕТ – рисование по фото – профиль.
Материалы/ Формат А4, пастель, ластик.
11-12
Волшебная ПАСТЕЛЬ
Самостоятельное рисование на выбранную ему, применяя навыки рисования пастелью - (контроль, помощь).
Материалы/ Формат А3, пастель, ластик.
13-14
Волшебная ПАСТЕЛЬ
Самостоятельное рисование на выбранную ему, применяя навыки рисования пастелью - (контроль, помощь).
Материалы/ Формат А3, пастель, ластик.
15-16
Графическое изображение пейзажа.
Особенность рисования пейзаж, изучение перспективы.
Материалы/ Формат А4, простые карандаши от М…..7М, ластик, клячка.
17-18
Графическое изображение животных.
Особенность рисования животных.
Материалы/ Формат А4, простые карандаши от М…..7М, ластик, клячка.
19-20
Графическое изображение человека (портрет)
Изучение пропорций лица.
Материалы/ Формат А4, простые карандаши от М…..7М, ластик, клячка.
21-22
Графическое изображение человека (фигура)
Изучение пропорций фигуры человека.
Материалы/ Формат А4, простые карандаши от М…..7М, ластик, клячка.
23-24
Графическое изображение человека (АВТОПОРТРЕТ)
Передача максимального сходства, повторение пропорций лица.
Материалы/ Формат А4, простые карандаши от М…..7М, ластик, клячка.
25-26
Графическое изображение человека (РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА)
Передача максимального сходства, повторение пропорций фигуры человека.
Материалы/ Формат А4, простые карандаши от М…..7М, ластик, клячка.
27-28
«Я и мои увлечения»
Нарисовать себя, используя полученные знания пропорций фигуры человека и лица - в мире увлечений.
Материалы/ Формат А3, простые карандаши от М…..7М, ластик, клячка.
29-30
«Я и мои увлечения»
Нарисовать себя, используя полученные знания пропорций фигуры человека и лица - в мире увлечений.
Материалы/ Формат А3, простые карандаши от М…..7М, ластик, клячка.
31-32
Гуашь
Натюрморт «Букет ромашек»
33-34
Гуашь
«Ландыш», «Роза», «Лаванда»
35-36
Гуашь
Рисуем пейзаж с березами
37-38
Гуашь
«Морской пейзаж»
39-40
Акриловые краски
Рисование «Подсолнух» в стиле Ван Гога
41-42
Акриловые краски
Рисование «Цапля»
43-44
Акриловые краски
Пейзаж «Закат на море» -холсте
45-46
Гуашь или акрил- А3
«Кот на заборе»
47-48
Гуашь или акрил- А3
«Тигр»
49-50
Гуашь или акрил- А3
«Мопс»
51-52
Гуашь или акрил- А3
«Дельфины в море»
53-54
Гуашь или акрил- А3
«Утро в Париже»
55-56
Гуашь или акрил- А3
«Пасмурный Лондон»
57-58
Гуашь или акрил- А3
«Нью- Йорк»
59-60
Гуашь или акрил- А3
«Растворяя солнце»
61-62
Гуашь или акрил- А3
Портрет
63-64
Гуашь или акрил- А3
«Любимый город»
65-66
Гуашь или акрил- А3
«Любимый город»
67-68
Паспарту, рамы
Оформление картин к выставке