Конспект урока изобразительного искусства
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 7 классе. Развитие творческих возможностей на уроках музыки и изобразительного искусства.
Тема: «Музыкально - художественная палитра весенней природы»
Цели:
Научить видеть жизненную связь музыки и изобразительного искусства, опираясь на силу их воздействия на эмоциональный мир каждого человека,
Воспитание культуры восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства.
Освоение знаний об изобразительном и музыкальном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях музыки, живописи, знакомство с образным языком музыкального, изобразительного искусства на основе творческого опыта.
Формирование устойчивого интереса к музыкальному и изобразительному искусству, способности воспринимать исторические и национальные особенности;
Закладывать основы эмоционального и художественного восприятия на уроках эстетического цикла.
Углублять знания детей о взаимосвязи искусств
Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
Задачи:
Обучающие: дать определение «музыкальный пейзаж», с помощью демонстрации картин обогатить представление учащихся о связи искусства с жизнью, выявить сходство музыкальных и изобразительных красок.
Развивающие: внимание, память, художественное мышление, эстетический, музыкальный вкус.
Воспитательные: музыкальную культуру, правила поведения при прослушивании музыки.
Оборудование:
компьютер
проектор
экран
синтезатор
русские народные инструменты
репродукции картин художников А.Куинджи, И. Левитана, И. Грабарь, детские рисунки.
музыкальный материал
«Вместе весело шагать» В. Шаинский.
«Утро в горах» Ж Бизе антракт к 3 действию их оперы «Камен»,
«Апрель. Подснежник» - «Времена года» П. И. Чайковского
«Весна» «Времена года» из цикла А.Вивальди
«Песня о картинах»
План урока:
Приветствие. Объяснение цели и задач творческого занятия.
Беседа с воспитанниками о красоте окружающего мира и пробуждающейся природы
Музыкальная часть: слушание, пение, пластическое интонирование. игра на муз. инструментах, проба поэтического пера .
Практическая работа: изображения весны в разных техниках исполнения.
Анализ занятия, подведение итогов, выставка работ
Ход урока:
Музыка – это краски, запечатленные в звуке.
Тема урока «Музыкально - художественная палитра весенней природы»
Есть музыка простая – душа ее легка
Есть музыка у ветра и есть у ручейка,
Ты музыку послушай, пойми и полюби
Ведь музыка - природа родной моей земли.
Как вы думаете ребята, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
О музыке, о природе, о красоте окружающего мира, о красоте звука и конечно же о том, можно ли услышать и увидеть музыку. Природа и искусство в жизни неразделимы одно от другого. Природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.
СТИХ О ПРИРОДЕ НА ФОНЕ МУЗЫКИ.
Бог создал мир из ничего.
И если твой талант крупица.
Создай с ней чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса.
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.
Константин Бальмонт.
Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и создают чудесные картины о природе. Итак, тема нашего урока – «Музыкально- художественная палитра в весенней природе».
Как выдумаете можно ли поставить знак равенства между понятиями Музыкальная живопись и живописная музыка.
Приведите примеры.
Дети: Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.
Учитель: А что значит живописная музыка?
Дети: Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины.
Создается музыкальный пейзаж.
Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.
В музыке, как и изобразительном искусстве, есть свои музыкальные краски. Композиторы, как и художники, используют определенные музыкальные краски для создания «музыкальной картины» передачи ее настроения.
Музыкальные и изобразительные краски являются художественными средствами выразительности в музыке и живописи
И чтобы решить эти вопросы мы отправляемся в творческое путешествие.
И чтобы нам не было скучно в пути, возьмем с собой в дорогу песню.
«Мир похож на цветной луг» или «Вместе весело шагать по просторам»
ПРОСЛУШИВАНИЕ
ЗВУЧИТ «Утро в горах», не называя произведение
На фоне музыки демонстрируются несколько картин с изображением природы в различное время суток: Утро, день, ночь, сумерки, закат.
А какую из картин подобрали к данному произведению?
Как бы вы назвали это произведение и нашу остановку.
Дети предлагают варианты ответа.
Я думаю ,вы близки к истине . Ведь французский композитор Жорж Бизе так и назвал это произведение «Утро», но он пошел еще дальше , уточнив -«Утро в горах».
Как вы думаете, почему в горах?
Чувствуется пространство музыкальной фактуры, пространство горного пейзажа. Мы буквально видим как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин , как постепенно они опускаются все ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием все необозримое горное пространство . Большой разрыв в голосоведении и аккомпанементе. Ближний и дальний план : на ближнем – соло флейты, ярко и выразительно, на дальней плане - аккомпанемент оркестра , не ярко ,а чуть приглушенно
Смена динамических оттенков от слабого «р» до мощного « F»-создает контраст в музыкальном звучании.
Скажите, что вы ощущаете от наступления дня?
Радость или грусть?
Радость от нового дня и новых встреч и впечатлений и грусть - от того, что ночь ушла и никогда уже не возвратиться. ( Смена лада – минор - мажор)
Мелодия нежная, грустная, робкая как сама утренняя заря - природа несмело просыпается.
Краски нежные. Тона пастельные.
Какая музыка выразительная или изобразительная?
Изобразительная, точное описание музыкальной картины, которую можно воплотить в изобразительном искусстве – это музыкальная живопись.
Попробуем сделать наброски к повторно звучащему произведению.
А с каким временем года вы связываете утренний рассвет и пробуждение природы ото сна?
С весной
Почему? Поясните.
Потому что весной все просыпается от зимней стужи. Зимнего оцепенения. Сумрака морозов, и вьюг, к новым чувствам, свету, солнцу. Пробуждается жизнь в лесах, полях. У людей начинается пора полевых забот, в природе все возрождается к жизни - почки набухают, ручьи звенят , снег тает, цветы расцветают. Именно о первом вестнике весны пойдет дальше разговор.
Подскажите, как называется первый весенний цветок?
(Примула. Пролесок. Подснежник)
«Апрель. Подснежник» - именно называется следующая наша музыкальная пьеса из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского - русского композитора 19 века, замечательного лирика и мелодиста прошлого столетия
Прослушайте и попытайтесь представить, как пробуждается цветок. Какие краски использовали бы вы, если бы были художниками?
ПРОСЛУШИВАНИЕ.
Что вы себе представили?
Замедленная съемка. Цветок поднимается из земли к небу , что набухает бутон цветка, распускает свои лепестки -один за другим.
Какие из предложенных вам красок вы бы использовали при создании своей картины?
Холодные и нейтральные : синий, голубой, фиолетовый, сиреневый, белый , серый .
И какова палитра вашего подснежника?
Светло- розовый, светло- голубой, фиолетовый.
Как просыпается первый разведчик весны?
Дети комментируют, фантазируют. ( проснулся, потянулся, поклонился, улыбнулся,. … помахал первым солнечным лучикам)
Давайте мы вместе с вами проживем первые минуты пробуждения с нашим подснежником, превратившись в весенние цветы.
Физкультминутка.
ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ на фоне музыки .
Прослушивание еще раз и выполнение танцевальных движений
Все встали и танцевальные движения под музыку….( руки перед собой в виде бутона, затем раскрываются, поочередно поднимая к солнышку, приветствуют, слегка приседают, кружатся в парах, машут ,кланяются. .)
Замечательное пробуждение природы и хочется жить и творить. Вспомним еще раз , как же называлось музыкальное произведение.?
«Апрель, Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Каждой из 12 музыкальный пьесе из цикла «Времена года» автор адресовал поэтический эпиграф В данном случае- это стихи А. Майкова
«Голубенький . нежный подснежник цветок
А подле сквозистый последний снежок
Последние грезы о горе былом
И первые грезы о счастье ином»
Как вы думаете, созвучны ли настроения стихов и музыки? Да созвучны - стихи лирические. Добрые , искренние и нежные, мечтательные , меланхоличные, как музыкальная пьеса и как сама ранняя весна, у которой все впереди и грозы, и бури - вся жизнь… Вот и сейчас я вам предлагаю стать авторами своего литературного творения.
Создать четверостишье со словами ВЕСНА, ПРИРОДА, КАПЕЛЬ.
А создавать свои литературные шедевры мы будем с вами под музыку итальянского композитора Антонио Вивальди «ВЕСНА» из цикла «Времена года»
СОЧИНЕНИЕ СТИХОВ на фоне музыкальной заставки.
Природа просыпается Весна сменяет зиму.
Звенит вокруг капель-
Поет весна - апрель.
На улице весна – красна
Природу будит ото сна
побольше света и добра
капели, птичьих песен-
И станет мир нам - тесен.
Стихли вьюги на дворе-
Зима отпела песни.
«Весна идет дорогу ей»–
приветствует ее капель
Природа просыпается , капелью омывается
Весна уж рядом где- то ведет за руку лето
Весна явление природы – капелью пополняет воды
Она незримо оживает и зимний сон с ней исчезает.
Капель звенит – весною дышим,
Уж дальний гром в природе слышим.
ПРОЧЕСТЬ ЧЕТВЕРОСТИШИЯ учащихся.
Каких эмоциональных красок добавила нам музыкальная сюита «Времена года» А. Вивальди?
Света, радости, жизни, свежести, яркости и живости, праздничности
Какую бы словесно- музыкальную картину вы нарисовали?
Праздничную- яркую, красочную, более позднюю весну, когда весна все уверенней движется по все планете. Радостных птиц, зверей, людей.
Где все голоса сливаются в музыкальный стройный оркестр. Именно оркестр, где все созвучно и гармонично. Взаимосвязано и взаимозависимо. Именно в оркестровом звучании на народных музыкальных инструментах , я и предлагаю вам проявить себя в создании яркой картины весеннего пробуждения.
ИГРА НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
«» «Светит месяц….»???? Определиться с произведением
Душа праздником полна – ведь на улице – весна .
Мы продолжаем говорить о живописной музыке и музыкальной живописи ? Какие жанры живописи вы знаете?
Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам вспомнить песню
« Песни о картинах» Исполнение Текст на слайде.
Мы с вами увидели весну в различных музыкальных красках , живописности музыкального искусства. Каждый художник, поэт, музыкант видит происходящее по - своему и каждый с помощью разных художественных средств описывает, создает свои неповторимые шедевры.
Ведь не даром говорят , что музыка – это картины ,застывшие в звуках…
… Попробуем связать слова «музыка и живопись» в единый музыкальный тандем( союз) -«живописная музыка», «музыкальная живопись», к которому и отнесем музыкальный пейзаж.
А сможет ли звук, отразить красоту природы.
Темы весны мы продолжим в изобразительном искусстве.
Пока же мы создавали музыкальную живопись, а теперь попробуем создать свою картинную галерею через музыкальную живопись в красках на холсте. Поможет нам в этом преподаватель Изобразительного искусства – Сумароков Аркадий Васильевич.
Творить мы будем под музыку Д. Ласт «Одинокий пастух») Музыка природы.
Создают произведения .
А теперь попробуем изобразить весенний пейзаж.
Перед началом работы выбираем формат листа бумаги (вертикально или горизонтально). Работу выполняем акварельными красками без предварительного наброска карандашом т.е. работа выполняется сразу кистью. Работу ведем в технике лессировок. Начинаем работу с определения линии горизонта. Линия горизонта должна проходить либо выше середины листа, либо ниже середины листа. Иначе работы будет выглядеть скучновато. Работу начинают с фона т.е. с неба. Для изображения неба используем краски: голубая (цирулеум) для основной прокладки фона, ультрамарин для затемнения, малиновая (краплак) для создания розоватого тона неба у линии горизонта. Цвет наносим широкой кистью, движение кисти по горизонтали.
Следующий этап, изображение земли. Начинают от линии горизонта. Используемые цвета: изумрудно-зеленый, охра, травяная зелень, темно-коричневый (умбра жженая)
Для изображения водоема используем те же цвета, что и для неба, т.е.: голубая (цирулеум) ультрамарин, смесь травяной зелени с темно-коричневым (умбра жженая).
После того, как были изображены небо, земля, водоем, оживляем рисунок, населяя его живыми объектами природы, т.е. деревья, растения, трава, цветы. Для изображения используем краски: травяная зелень, светло-зеленая, темно-коричневая (умбра жженая).
В это время слушатели используя вырезанные из бумаги заготовки приклеивают их на свое изображение пейзажа. Располагая предметы в зависимости от места расположения в пейзаже. На дальнем плане предметы меньше, на среднем больше и самые большие на ближнем плане. Таким образом каждый из слушателей создает свой пейзаж. После выполнения работы выставляем и проводит обсуждение получившихся рисунков.
Если бы вы были композиторами, то какую мелодию сочинили бы ,к созданному вами произведению подумайте и попытайтесь напетьсвою мелодию весны. Радостную, грустную, (мажор, минор) громкую, тихую, какие бы музыкальные инструменты исполняли ваше произведение «Весна пришла»????
ИТОГ:
Воспитанники показывают свои работы и рассказывают о том, что они увидели. Какие виды искусств взаимодействовали сегодня на занятии.
Музыка и живопись идут рука об руку и создают красоту окружающего мира.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
3. Выставка работ. Подведение итога работы.
Проанализируйте работы ваших одноклассников. Кто на ваш взгляд лучше всех передал весеннее настроение.
Спасибо за творческий урок и вашу продуктивную работу.