ГБПОУ Первый Московский Образовательный Комплекс СП Средняя общеобразовательная школа
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ПЕЙЗАЖ В МИРЕ МУЗЫКИ
Выполнила: Лашина Диана Алексеевна , ученица 5 класса ГБПОУ «1-й МОК»
Научные руководители: Сафонова Ирина Давыдовна, учитель изобразительного искусства ГБПОУ «1-й МОК», Пронина Любовь Ивановна, учитель МХК ГБПОУ «1-й МОК»
Москва 2016
СОДЕРЖАНИЕ: 1.Введение. 2. Что такое пейзаж и музыкальный пейзаж. 3.Автобиография Исаака Ильича Левитана. 4. Методика выполнения пейзажа. 5. Заключение. Вывод. 6. Информационные источники. 7. Приложения.
2
Введение.
В своей работе предлагаю рассмотреть, как связаны живопись и музыка, как они влияют на наше восприятие мира и как важно не потерять то, что мы приобрели к нашему времени и сохранили. Цель проекта. Создание картины в жанре пейзажа. Определение способов, которыми можно достичь чувств любви к миру, доставляя радость и вдохновляя на творчество, изучая историю создания картин ы (И. Левитан «Золотая осень»), описание пейзажа и музыки, как они могут способствовать эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывая доброе и бережное отношение к природе, ее красоте. Данную цель планирую достигнуть с помощью решения таких задач как: 1.Составить представление о жанре изобразительного искусства – «пейзаж» и понятием «музыкальный пейзаж», изучая литературу по данной тематике. 2. Научиться использовать полученные знания в собственном творчестве при создании выразительного пейзажа, используя соответствующие изобразительные материалы. 3. Сделать выставку пейзажных работ в школе.
Что такое пейзаж и музыкальный пейзаж.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому нам необходимо окружать себя всем прекрасным, чем сможем! Природа может дать нам все необходимое, сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! Пейзаж это французское слово, дословный перевод – “местность”. Пейзаж это описание природы. Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные. Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. 3 Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество. Музыкальный пейзаж это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. В музыке, как и изобразительном искусстве, есть свои музыкальные краски. Композиторы, как и художники, используют определенные музыкальные краски для создания «музыкальной картины» передачи ее настроения. Музыкальные и изобразительные краски являются художественными средствами выразительности в музыке и живописи. В пейзаже предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, фактур, размеров, цветовых взаимоотношений, сезонных, климатических, временных изменений. Пейзажная картина — это всегда обобщение художником увиденного, выражение языком живописи. В пейзажах мы часто видим изображение воды: реки, озера, болота, пруды или лужицы. В спокойной воде, как в зеркале, отражаются окружающие предметы, однако цвет их менее интенсивен. При ветре поверхность воды покрывается рябью и волнами. В волнующейся воде отражения прерывисты, изломаны. Даже ясное голубое небо имеет различные оттенки: в зените оно насыщенно голубое, ближе к горизонту — бледнеет, над горизонтом — бледно-голубое или белое, а утром и вечером приобретает вблизи солнца желтые, оранжевые, красные оттенки и зеленые, синие, серо-синие, темные — в зените. "Основным средством выразительности живописного пейзажа является цвет, точнее — колорит (от лат. color) — гармоничная живописная согласованность в картине, ее цветовой строй. Колорит помогает художнику передать перспективу, пространство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому. Каждый предмет обладает основным, локальным цветом (без учета внешних влияний). Но в жизни цвет предмета: травы, дерева, неба, озера — постоянно меняется в зависимости от освещения. Поэтому художник 4 пишет не основным, а постоянно меняющимся цветом. Он видит, как воздействует цвет одного предмета на другой, как взаимосвязаны цвета в природе. Видеть и писать в «цветовых отношениях» — основной способ живописного изображения. При написании пейзажей художники учитывают цветовую палитру каждого времени года. Так, палитру начала и середины осени составляют краски с теплым основным тоном. Очень нарядны картины, построенные на контрастах синего и оранжевого, красного, желтого; темные красно-коричневые, бордовые и фиолетовые цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму дополняют различные буро-зеленые оттенки. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синевато-холодные, сверкающие тона льда, контрасты белого и черного. Розовато-лимонно-желтые холодные нежные цвета сочетаются с нейтральными серыми оттенками. Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: розового, абрикосового, кремового, голубого, светло-желтого, охристого. Краски лета - сочные, яркие и радостные. В палитру лета входят травянисто-зеленые, алые, малиновые, синие, темно-желтые и оранжевые цвета с разнообразными сложными оттенками. Кроме сезонных особенностей палитры, художники знают закономерности цветосочетаний времени суток: в утреннем пейзаже много светлых холодных и голубоватых оттенков, в полуденном - контрастных, насыщенных светлых теплых и темных холодных, в вечернем — темных теплых, в ночном — очень темных холодных синеватых и зеленоватых тонов. В пасмурную погоду господствуют серые, малонасыщенные цветосочетания. Владея цветовой культурой, художники учитывают воздействие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие. Успокаивают голубые, синие, зеленые тона, возбуждают — красные, пурпурные, оранжевые, желтые. Но воздействие цвета обуславливается и теми ассоциациями, которые он приобрел в 5 практической жизни. В живописи колорит играет существенную роль. Выражение главной идеи зависит от выбора художником доминирующего цвета и подчинения ему всех остальных. Именно тогда цвет несет особую эмоциональную нагрузку, передает настроение, состояние природы, вызывает различного рода ассоциации. Наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в построении произведения, его конструкции; симметрия — в равновесии левой и правой части картины; ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. 'Для симметрии характерно относительное спокойствие, равновесие частей, ритм передает движение. В музыке эти качества мы можем прочувствовать в произведении П.И. ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА». Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра. Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы. Исследователь творчества Чайковского Кайгородов говорил о композиторе: «Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал» (5 с56.) Я хотела бы в своей работе рассказать о таком художнике И.И. Левитане.
Автобиография Исаака Ильича Левитана.
Великий русский художник И. И. Левитан жил приблизительно в одно время с композитором П. И. Чайковским. Его пейзажи часто сравнивают с музыкой Чайковского, так как они тоже раскрывают душу и очарованье русской природы. Левитана часто называют мастером настроения в живописи. Исаак Ильич 6 Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии. Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато. В тринадцатилетнем возрасте Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1876 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А. К. Саврасова, а позже его учителем становится В. Д. Поленов. После окончания училища Левитан принимал участие в передвижных выставках, его картины пользовались большим успехом. Помимо пейзажной живописи Левитан также работал над декорациями для Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. В 1880-1884 годы Исаак Левитан пишет с натуры в Останкине. Результатом становятся такие его работы, как "Сосны", "Дубовая роща. Осень", "Дуб". В 1887 году Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дает художнику новые пейзажные сюжеты, появляются полотна "Вечер. Золотой Плёс", "После дождя. Плёс", "Вечер на Волге". С 1890 по 1895 год Левитаном написаны лучшие его произведения. Это картины "У омута", "Над вечным покоем", "Владимирка". Картину "Владимирка" Исаак Левитан преподнес в дар Третьяковской галерее. Весной 1894 года художник приезжает в Тверскую губернию, здесь им были написаны такие полотна, как "Весна. Последний снег","Март", "Цветущие яблони", "Золотая осень", "Большая дорога. Осенний солнечный день". В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи. Исаак Левитан был новатор для своего времени. В чём это заключалось? Он сделал повседневное, мимолётное и преходящее искусством и через искусство приобщил это к вечности. Его творческий путь – это объект для подражания.. Мир И.Левитана грустный по состоянию души, но гармоничный по цветовому восприятию. Он заставляет смотреть на мир заново, новыми глазами. Его пейзажи печальны, как хорошие стихи. Являясь человеком, склонным к меланхолии, он призывал учеников радоваться жизни, ценить каждое мгновенье. 4 августа 1900 года Исаак Левитан скончался. 4.Методика выполнения пейзажа. 7 В русской природе, которую Левитан любил превыше всего, ему всегда хотелось излить свое внутреннее настроение и тревогу, раствориться в ее гармонии, найти "тихую обитель". Осень – любимая пора года Левитана. Ей он посвятил более 100 работ, и это не учитывая набросков и эскизов. Все творчество художника проникнуто светлой печалью, легкой грустью, нежностью. «Золотая осень» выделяется из общего ряда картин мастера, потому что ей присуще более игривое настроение. При детальном рассмотрении картины И.И. Левитана можно сказать что, этот пейзаж светел в нем нет и доли грусти, которая присуща многим его картинам. Солнца не видно, но есть твердое ощущение, что оно играет всем своим блеском, которое отражается на листьях деревьев и на реке. Природа на картине радуется осени, ее нарядам из золотой парчи. Три основные цвета доминируют в этой картине: золотой, синий, голубой с добавлением немного зелени. Картина написана маслом на холсте размером 82 х 126 см.
При написании своей картины я просмотрела многие картины И.И. Левитана. Каждая их них по-своему прекрасна, но я выбрала картину «Золотая осень». Во время ее написания мое настроение было спокойное и солнечное как отблески солнца на листьях деревьев и как гладь реки, без малейших гребешков на ее поверхности. Я вдохновилась данной картиной тем, что на ней изображена настоящая золотая осень, с ее яркими незабываемыми красками, которые я использовала в написании своей работы – это желтая, зеленая, оранжевая, рыжая, черная, голубая, золотая краска, а также многие их оттенки. Свою работу я оформила на бумаге формата А3 для акварели. С помощью карандаша нанесла наброски: деревьев, реки, берегов. Для оживления картины использовала гуашь, так как с помощью ее можно ярче и красочнее придать яркость рисунку, чем акварельными красками.
Заключение и вывод.
Считаю, что цель и задачи, поставленные в данной работе, выполнены. 8 Исследовано понятие и особенности что такое «пейзаж» и «музыкальный пейзаж», рассмотрены элементы создания пейзажа, даны примеры как могут пересекаться пейзаж и музыкальные произведения, представлена краткая автобиография художника И.И. Левитана. Результат работы - моя картина. Искусство в нашей жизни играет очень важную роль для развития в человеке эмоционального и эстетического развития, а также необходимости сохранять красоту нашей драгоценной природы, чтобы современные художники и композиторы могли находить вдохновение для создания своих творений и шедевров.
9 Информационные источники
. Н.П. Бойко Н. П. «Художник Левитан Иссак, Саврасов Алексей». Редактор Гончарова Е.М., изд. Айрис-Пресс, 2015г. 50 Художников, Шедевры русской живописи, Левитан, № 14, еженедельное издание, 2010. [link] .
10 |