Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ашпанская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на Заседании Методического
объединения
Протокол № 1
«28» августа 2016 г.
«Согласовано»
______________/Н.В.Дерова
заместитель директора по УВР
«30» августа 2016 г.
«Утверждаю»
_____________/Т.Б.Карелина
директор школы
Приказ № 68
«31» августа 2016 г.
Рабочая программа
по (ИЗО)
для 8 класса
Галичанина
Елена
Николаевна
Ф.И.О. учителя
с. Ашпан
2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования //Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2005 //, на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 5 – 9 классы» автора Б.М. Неменского образовательной программы МБОУ «Ашпанская ООШ» на 2016-2017 учебный год;
учебного плана МБОУ «Ашпанская ООШ» на 2016-2017 учебный год;
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих преставлением об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятие мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Одной из главных целей преподавания искусства становится развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.
Это является залогом развития способности сопереживания.
Задачи данной программы:
- формировать эстетический вкус учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формировать умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формировать отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формировать умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формировать художественно-творческую активность:
- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;
- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.
В течение урока: 20 минут – практика, 20 минут – теория.
Учебно-методический комплект
Неменская Л.А. «Изобразительное искусство» 7 – 8 класс, М., «Просвещение», 2010г
Горяева Н.А. «Рабочая тетрадь» 8 класс, М., «Просвещение», 2007г
Рабочая программа рассчитана на объём 35 часов в учебном году, что соответствует – 1 час в неделю.
Требование к уровню подготовки выпускников.
Понимает:
Как анализировать произведения архитектуры и дизайна;
Каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
Особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно – образных начал и их социальную роль;
Основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Конструирует объёмно – пространственные композиции, моделировать архитектурно – дизайнерские объекты (в графике и объёме);
Моделирует в своем творчестве основные этапы художественно – производственного процесса в конструктивных искусствах;
Работает с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
Использует в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
Владеет навыками формообразования, использование объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
Создает композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
Создает с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
Понимает и воспроизводит эскиз монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная структура);
Использует выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
Использует разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объекте: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
Учебно – тематический план.
№ Раздела, темы
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе, час
теория
практика
контроль
1
Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн-архитектура. Искусство - композиции – основа дизайна и архитектуры.
8
2
Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий.
7
3
Город и человек. Социальное значение дизайна.
10
4
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
10
итого
35
Содержание курса
Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн-архитектура. Искусство - композиции – основа дизайна и архитектуры: (8 ч.)
Объемно – пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие.
Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Буква как изобразительно – смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно – информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения.
Художественный язык конструктивных искусств
в мире вещей и зданий:
(7 ч.)
Объект и пространство. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура – композиционная организация пространства. Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскости композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как плоскостное изображение объемов.
Рассмотрение различных объемов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру.
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающих объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование.
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Город и человек. Социальное значение дизайна: (10 ч.)
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образ жизни, создания людей и развития производственных возможностей.
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитекруры.
Архитектурный «Остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материлы, введение фактуры и цвета в интерьере.
Город в единстве с ландшафтно- парковой средой. Развитие пространнственно – конструктивного мышления.
Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно - смысловой логики.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры: (10 ч.)
Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующая в их архитектурно – дизайнерских проектах.
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода.
О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием.
Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный.
Человек как объек дизайна. Понятие имидж- дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело.
Учебно – методические средства обучения
Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», программы общеобразовательных учреждений 1 – 9 классы, М., «Просвещение», 2010г
Неменская Л.А. «Изобразительное искусство» 8 класс, М., «Просвещение», 2010г
Горяева Н.А. «Рабочая тетрадь» для 8 класса, М., «Просвещение», 2007г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. – М.: Изд-во российского университета, 1953.
Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов 630200 "Художеств. проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти". - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 302 с.: 32 с. ил. - (Изобразительное искусство).
Бесчастнов Н.П. Портретная графика: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 368 с.: 32 л. ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 364-365.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 268 с.: 8 с. ил., ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 267.
Визер В. Живописная грамота. Основы пейзажа . - СПБ.: Питер, 2006. - 192 с. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - СПб.: Питер, 2006. - 192 с.: ил.
Визер В.В. Живописная грамота: Основы портрета. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.: ил. - Библиогр.: с. 185-187.
Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с. - (Преемственность).
Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2006
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).
Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с.
Кульневич С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ч. 2 : Русский язык, чтение, ИЗО, музыка. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2004. - 176 с. - (Педагогика нового времени). - Библиогр.: с. 172-173.
Курочкина Н.А. О портретной живописи - детям. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 112 с.: 24 цв. ил. - Библогр.: с. 104-105.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.: ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 144.
Малевич и Матисс: Альбом для работы взрослых с детьми. Учебное пособие / Сост. Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2009. - 32 с.: ил. - (Предшкола нового поколения).
Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.
Медкова Е.С. Миф и культура. Язык и культура. От импрессионизма к абстрактной живописи: Программы. Методические рекомендации / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с. -
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. М.: Просвещение, 1981.
Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006
Ребенок – Искусство – Учитель/ Методическое пособие для учителей искусства. – М., 2000.
Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры X-XVII вв.-М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII вв.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII вв.: рабочая тетрадь.-М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры XVII-XIX вв.-М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С. История русской культуры XVII-XIX вв.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры XX в.- М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С. История русской культуры XX в.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.
Свиридова О.М. «Изобразительное искусство 8 класс» поурочные планы, В.,2008г.
Свиридова О.В. «Изобразительное искусство 5- 8 классы» проверочные и контрольные тесты, В.,2008
Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2т. Т. 2. - М.: Изд. центр "Академия", 2006. - 208 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование).
Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2т. Т. 1. - М.: Изд. центр "Академия", 2006. - 304 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование).
Штрихи времен. Одежда для работы и отдыха. – М.: РОСМЭН, 1994.
Художественные материалы:
(карандаш, альбом, плакат, гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы)
Альбомы:
«Портреты художников»,
«Репродукции художников»
«Натюрморт»
«Портрет»
«Пейзаж»
Паспорт календарно - тематического планирования
Учебный предмет: Искусство (ИЗО)
Класс: 8
Учитель: Галичанина Елена Николаевна
Количество часов: 35 часов, в неделю 1 час.
Количество практических работ -
Учебное пособие для учащихся: учебник изобразительное искусство:
Питерских А.С. «Дизайн и архитектура в жизни человека»- 7- 8 класс, М.-
2010г., «Просвещение»
(рекомендовано, допущено министерством образования и науки РФ)
№ урока
Кол-во
часов
Тема
урока
Дата
Пров.
Факт.
Дата
Термины
понятия
Ожидаемый
Результат
Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн-архитектура. Искусство - композиции – основа дизайна и архитектуры.
1
1
Основы композиции в конструктивных искусствах.
03.
09
Конструктив
ное искусство, дизайн
Типы композиций:
симмитричая и асимитричная, фронтальная и глубинная.
2
2
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность.
10.
09
контраст
3
3
Прямые линия и организация пространства.
17.
09
Представление о элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне.
Прямые линии: соединение
элементов композиции и членение плоскости.
Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
4
4
Свободные формы: линия и пятна.
24.
09
5
5
Искусство шрифта.
01.
10
шрифт
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографической строчки как элементов плоскостной композиции.
6
6
Буква – строка - текст
08.
10
7
7
Текст и изображение как элемент композиции.
15.
10
Макетиро
вание, полиграфи
ческий дизайн
Синтез слова и изображения в искусстве плаката. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
8
8
Цвет – элемент композиционного пространства
22.
10
Художественный язык конструктивных искусств в мире
вещей и зданий.
02.10
9
1
Объект и пространство. Соразмерность и пропорциональность..
29.
10
Композицию плоскостную и пространственную.понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д. прочитать по рисунку простые геометрические тела, прямые, ломаные кривые линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете.
10
2
Архитектура – композиционная организация пространства
12.
11
11
3
Здание как сочетание различных объёмных форм.
19.
11
Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Выявить простые объёмы, образующие дом. Различные типы зданий. Выявить горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы. Входящие в их структуру.
12
4
Важнейшие элементы здания.
26.
11
13
5
Вещь: красота и целесообразность.
03.
12
Многообразие мира вещей. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота – наиболее полное выявление функции вещи.
14
6
Единство художественного и функционального в вещи.
10.
12
15
7
Цвет в архитектуре и дизайне.
17.
12
Эмоциональное и образующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах.
Город и человек. Социальное значение дизайна.
25.
12
16
1
Город сквозь времена и страны. Город сегодня и завтра.
24.
12
Образ и стиль. Художественно – аналитический обзор развития образно – стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной имматериальной культуры разных народов и эпох. Архитектуру народного жилища, храмовую архитектуру, частный дом. Архитектурную и градостроительную революцию 20 века. Её истоки.
17
2
Образно – стилевой язык архитектуры прошлого.
14.
01
18
3
Живое пространство города..
21.
01
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
19
4
Город, микрорайон, улица. Вещь в городе
28.
01
20
5
Интерьер и вещь в доме.
04.
02
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Отделочные материалы.
21
6
Дизайн – средство создания пространственно –вещной среды интерьера.
11.
02
22
7
Роль архитектурног дизайна в формировании городской среды
18.
02
Горд в единстве с ландшафтно – парковой средой. Природно – экологические, историко – социальные, и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города.
23
8
Природа и архитектура.
25.
02
Архитектурный замысел
24
9
Организация архитектурно – ландшафтного пространства.
04.
03
25
10
Проектирование города. Ты – архитектор.
11.
03
Работать в коллективе.
Реализовывать в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно – смысловой логики.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
11.12
26
1
Мой дом – мой образ жизни.
18.
03
Интерьер, дизайн
Отразить свою мечту о своем будущем жилище.
Дизайн интерьера.
Роль материалов, фактур и
цветовой гаммы.
27
2
Интерьер комнаты – портрет его хозяина.
25.
03
28
3
Мода, культура и ты..
08.
04
Силуэт
Фасон
Стереотип и кич
облик
Соответствие материала и формы в одежде.
Технология создания одежды. Законы композиции в одежде.
Возраст и мода.
О психологии индивидуального и массового.
Стереотип и кич
29
4
Мой костюм -мой облик
15.
04
30
5
Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды
22.
04
31
6
Дизайн современной одежды
29.
04
Искусство грима и прически.
Форма лица и прическа.
Макияж дневной и вечерний, карнавальный. Лицо в жизни, на экране,
на рисунке, на фотографии.
32
7
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна.
06.
05
Грим
Визажистика
Макияж
33
8
Имидж, лик или личина? Моделирование себя – моделируешь мир.
13.
05
Имидж, лик, личина
Моделиро
вание
Работать в коллективе.
Выступить публично.
34
9
Повторение темы «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»
20.
05
35
10
Коллективная работа. Создание макета
27.
05