Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кулешовская средняя общеобразовательная школа №16
Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Кулешовской СОШ № 16
Приказ от 01.09.2016 г. № 67
______________ А.Л. Микаэлян
Рабочая программа
по искусству (9 класс)
Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. «Искусство» 5-9 кл. - М.:Дрофа, 2014г. Составитель Данилова Г.И..
Учитель Ишина Анна Олеговна
2016г.
Раздел №1. Пояснительная записка
Представленная программа по курсу «Искусство» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Цель программы — создание условий для развития опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897)
Фундаментальное ядро государственного стандарта общего образования
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год
Программы для общеобразовательных учреждений. «Искусство» 5-9 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2014г.
Программа интегрированного курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системешкольного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственностипредполагает изучение искусства на протяжении всех лет обученияв школе. Избранные исторический и тематический подходык его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов.
Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс «Искусство» закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического
цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания.
В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека.
Принцип вариативности.Изучение искусства — процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. В связи с этим в программе заложено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать ихколичество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможностьвыбора в основной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Вот почему, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности.
Развивающий потенциал курса напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Приобщение школьников к миру искусства в основной школе представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры (5—7 классы) к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства (8—9 классы).
В связи с этим рассматриваются два основных этапа изучения курса «Искусство» в основной школе: 5—7 классы — факультативный курс, представленный спецкурсами или образовательными модулями; 8—9 классы — пропедевтический курс, на котором осуществляется предпрофильная подготовка школьников.
Интегрированный курс «Искусство» для 8— классов направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний при изучении предметов «Изобразительное искусство», «Музыка» в начальной и основной школе (1—7 классы). Кроме того, он призван расширить представления учащихся о современной классификации и взаимодействии искусств, способствовать постижению их специфического языка и средств художественной выразительности.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на этапе основного общего образования на интегрированный предмет «Искусство» в 9 классе отводится 35 часов из расчета одного академического часа в неделю.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программа для общеобразовательных учреждений «Искусство 5-9 класс». Составитель Данилова Г.И., - М.: Дрофа, 2014.
Учебник
Данилова Г.И. Мировая художественная культура 7-9классы. Москва., изд-во «Дрофа», 2014г.
Данилова Г.И. Искусство: Виды искусства. 8кл.- М.:Дрофа, 2014.
Данилова Г.И. Искусство: Содружество искусств. 9кл.- М.:Дрофа, 2014.
Учебно-методические пособия для учителя
Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование. Москва., изд-во «Дрофа», 2007.
Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5-11 классы / авт.-сост. И.В. Арисова. – Волгоград: Учитель., 2008.
Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования «Искусство»/.- М., «Просвещение»., 2010.
Дидактические материалы
Электронные пособия:
«Учимся понимать живопись»
«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
«Шедевры русской живописи»
«Учимся понимать музыку»
«История древнего мира и средних веков» электронный вариант уроков МХК
«История развития архитектуры и скульптуры»
«Архитектура»
Раздел №2 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты изучения искусства подразумевают:
—формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
—развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
—накопление опыта эстетического переживания;
—формирование творческого отношения к проблемам;
—развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
—гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
—подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения искусства отражают:
—формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
—выявление причинно-следственных связей;
—поиск аналогов в искусстве;
—развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
—формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
—применение методов познания через художественный образ;
—использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
—определение целей и задач учебной деятельности;
—выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
—самостоятельную оценка достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения искусства включают:
—наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
—восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
—представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
—представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
—усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
—различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
—классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
—осознание ценности и места отечественного искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
—уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
—формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
—развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
—умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
—реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.
Раздел №3 Содержание учебного предмета
Искусство
9 класс. «Содружество искусств». Учащиеся продолжают знакомство с видами искусства, но главные акценты здесь сделаны на выявлении специфики синтетических видов: театра, оперы, хореографии, кино, экранных и зрелищных искусств. Диалог и содружество отдельных видов искус-ства, стремление к преодолению границ, естественных для каждого способа художественного отражения действительности, составляют важную особенность данного курса.
В курсе для 9 класса представлены темы: «Синтетические искусства», «Под сенью дружных муз».
Раздел №4 Тематическое планирование курса «Искусство» 9 класс (35ч.)
п/п
К-во часов
Тема
Содержание
Виды деятельности ученика
I.Содружество искусств (32ч.)
1.Синтетические искусства (13 ч.)
1
1
Пространственно – временные виды искусства.
Пространственно-временные (синтетические) виды искусства.
У истоков теории синтеза искусств. Идея синтеза искусств в различные эпохи
Эмоционально воспринимать выдающиеся произведения пространственно-временных искусств и давать им эстетическую оценку;
исследовать истоки возникновения пространственно-временных искусств;
знать основные средства художественной выразительности киноискусства, специфику киноязыка;
понимать особенности деятельности создателей фильма (сценариста, художника, актера и др.);
рассуждать о значении театра в жизни современного общества;
знать драматургические основы театрального искусства;
воспринимать оперу как вид музыкально-театрального искусства;
осмысливать основные выразительные средства хореографического искусства;
самостоятельно определять разновидности танца;
понимать искусство танца как способ выражения художественных образов в движении;
изучать с помощью сети Интернет разнообразие народных, классических, современных и бальных танцев;
собирать коллекцию выдающихся произведений экранного театрального и хореографического искусства прошлого и современности;
находить в сети Интернет информацию о современных театральных и хореографических
постановках, экранизациях литературных произведений;
рассказывать о выдающихся отечественных и зарубежных деятелях прошлого и современности в области кино, театра и хореографии;
постигать особенности изображения подвижных объектов с помощью ТВ;
осознавать потенциал цифрового ТВ для современного качества изображения;
анализировать современные телепередачи познавательного, досугового и другого характера
с позиций эстетических идеалов и художественной ценности;
размышлять о позитивном и негативном воздействии ТВ на эмоциональное состояние человека и духовно-нравственное состояние общества;
самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в пространственно-времен-
ных искусствах;
воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;
понимать специфику восприятия различных визуальных произведений;
осознавать специфику творческих профессий и осваивать элементарные приемы в каком-либо виде пространственно-временных искусств (по выбору)
2
1
Азбука театра.
Театр как один из древнейших видов искусства. Условный характер театрального искусства. Проблема правды и правдоподобия в театральном искусстве. Рождение сценического образа. Роль зрителя. Синтетический характер театрального искусства
3
1
Актёр и режиссер в театре.
Мастерство актера, понятие об актерском амплуа. Профессия актера: от древности до современности. К. Станиславский об основных принципах актерской игры. Режиссер — профессия XX в., его задачи и роль в создании театрального спектакля. Выдающиеся режиссеры прошлого и современности
4
1
Искусство оперы.
Синтетический характер оперы и ее место в ряду других искусств. История развития оперного искусства. Основные оперные жанры. Выдающиеся реформаторы оперной сцены
5
1
В мире танца.
Танец как один из древнейших видов искусства, его место в жизни человека. Эволюция танцевального искусства. Место танца в ряду других искусств. Хореография. Основные виды танца
6
1
Страна волшебная – балет.
Балет как вид музыкально-театрального искусства. Понятия «танец» и «балет», их главные различия. Классический танец — основа балетного искусства. Смена стилей и направлений. Развитие национальных традиций. Выдающиеся деятели балетного искусства
7
1
Искусство кинематографа.
День рождения десятой музы — Кино. Кинематограф —искусство, рожденное научно-технической революцией. Фотографическая природа кино. Искусство кадра и монтажа. Новые технологии и горизонты современного киноискусства. Место кино в ряду других искусств. Выдающиеся актеры и режиссеры кино
8
1
Фильмы разные нужны.
Виды кино и их жанровое разнообразие. Документальное кино как средство массовой информации и его жанры. Новейшие технологии анимации. Шедевры мировой мультипликации. Художественное (игровое) кино и его жанры. Шедевры мирового кинематографа
9-10
2
Экранные искусства: телевидение, видео.
Экранные искусства — важнейшие средства массовой информации. Синтетическая природа экранных искусств. Использование средств художественной выразительности других видов искусств. Телевидение, его возникновение и этапы развития. Кинематограф и телевидение. Роль режиссера на телевидении. Основные циклы телевизионных передач. Основные жанры видео. Последние достижения видеоарта. Любимая видеотека
11
1
Мультимедийное искусство.
Виды компьютерного искусства: компьютерная музыка, графика, анимация, искусство мультимедиа, интерактивный перформанс, веб-дизайн
12-13
2
Зрелищные искусства: цирк и эстрада. Тест.
Синтетический характер зрелищных искусств и их роль в жизни человека. Цирк как одно из древнейших искусств мира. Объединяющее начало циркового искусства и его новейшие достижения. Цирковое искусство — синтез клоунады, акробатики, эквилибристики, музыкальной эксцентрики и иллюзиона. Выдающиеся «звезды» манежа. Эстрада как вид искусства
2. Под сенью дружных муз (19 ч.)
14
1
Изобразительные искусства в семье муз.
Живопись и скульптура, содружество «молчаливых искусств». Созерцательность живописи и драматизм скульптуры. Графическая основа живописи. Союз живописи и скульптуры с
декоративно-прикладным искусством. Живопись и художественная фотография. Изобразительные искусства и танец. «Музыкальность» живописи
Знать особенности деятельности создателей фильма (сценариста, художника, актера и др.);
собирать коллекцию выдающихся произведений экранного театрального и хореографического искусства прошлого и современности;
рассказывать о выдающихся отечественных и зарубежных деятелях прошлого и современности в области кино, театра и хореографии;
находить в сети Интернет информацию о современных театральных и хореографических постановках, экранизациях литературных произведений;
осознавать специфику творческих профессий и осваивать элементарные приемы в каком-либо виде пространственно-временных искусств (по выбору);
понимать специфику восприятия различных визуальных произведений;
понимать и анализировать сценографию, костюмы, грим и т. д. после просмотра спектакля;
понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма;
выполнять раскадровку для анимационного сюжета;
создавать декорации, костюмы, грим для школьного спектакля или фильма;
создавать развернутый сюжет придуманной истории в раскадровке;
создавать фотоколлаж на заданную тему
15-16
2
Художник в театре и кино.
Театральный художник и его роль в создании художественного образа спектакля. Искусство сценографии. Зависимость изобразительного решения спектакля от его вида и жанра. Процесс создания художественного оформления спектакля
Из истории театрально-декорационного искусства, основные этапы его развития. Достижения и выдающиеся мастера театрально-декорационного искусства. Художник в кино и его творческое
содружество с автором литературного сценария, режиссером и оператором. Кинодекорации и их отличие от театральных. Выдающиеся мастера — художники кино
17-18
2
Архитектура среди других искусств.
Архитектура и изобразительное искусство. Скульптура как конструктивный архитектурный элемент. Сближение архитектуры с монументальной живописью. Роль живописи в архитектуре барокко
Архитектура — «застывшая музыка». Родство архитектуры и музыки. Музыка форм и линий. Архитектура и театральное искусство. Декорационная архитектура
19
1
Содружество искусств и литература.
«Живописность» литературы и «повествовательность» живописи. Конкретность живописи и абстрактность слова. Способы создания художественного образа в живописи и литературе. Графика — ≪самая литературная живопись≫. Единство слова и изображения в произведениях книжной графики
Литература и скульптура. Скульптурные шедевры в поэтических произведениях. Литература и музыка. Общность поэзии и музыки. Музыкальные страницы литературных произведений. Поэты-музыканты. Литература в театре и кино. Любимые экранизации художественной классики
20-21
2
Музыка в семье муз.
Воздействие музыки на изобразительное искусство. Искусство «видеть» музыку и «слышать» живопись. Музыка, звучащая с полотен художников
«Музыкальность» живописи. Колорит и ритм — музыкальное начало живописи. Музыка — «невидимый танец», а танец — «немая музыка»
22-23
2
Композитор в театре и кино.
Роль композитора в создании сценического и кинемато-графического образов. Музыка — важнейшее средство создания эмоциональной атмосферы театрального спектакля и кинофильма.
Романтическая мелодрама в отечественном и зарубежном театре. Единство драматического действия и музыки. Жанр водевиля. Любимые мелодии театральных спектаклей и кино Мастера отечественной музыкальной комедии. «Музыкальный сценарий». Жанр киномюзикла в истории мирового кинематографа. Саундтреки к популярным отечественным и
Зарубежным фильмам
24-25
2
Когда опера превращается в спектакль. Тест
Содружество композитора и дирижера, режиссера и актеров-исполнителей, писателя и художника, хормейстера, балетмейстера и концертмейстера в создании оперного спектакля. Опера и ее литературный первоисточник Музыкальная драматургия оперного спектакля. Музыкальный драматург и его роль в организации сценического действия. Роль художника в оформлении оперного спектакля. Основные функции дирижера. Оперный и драматический актер, черты сходства и отличия
Эмоционально воспринимать выдающиеся произведения пространственно-временных искусств и давать им эстетическую оценку;
исследовать истоки возникновения пространственно-временных искусств; Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства;
знать особенности драматического и музыкального театра, специфику деятельности их создателей;
участвовать в исполнении фрагментов опер (мюзиклов, театрализации современных песен
и др.);
принимать участие в постановке школьных театральных спектаклей или их фрагментов в качестве актера, режиссера, художника, композитора, звукорежиссера, аранжировщика, веду-
щего, музыкального или литературного редактора (по выбору учащегося);
26-27
2
В чудесном мире балетного спектакля
Балетный спектакль — содружество танца и пантомимы, музыки и драмы, актерского мастерства, литературы, скульптуры и живописи. Роль композитора и балетмейстера. Музыка — душа танца, важнейшее средство создания балетного образа Балет и литература. Роль либретто. Балет и изобразительное искусство. Роль декораций и костюмов в создании зримого облика
балетного спектакля. Художники-декораторы и модельеры современности
28-29
2
На премьере в драматическом театре
Балетный спектакль — содружество танца и пантомимы, музыки и драмы, актерского мастерства, литературы, скульптуры и живописи. Роль композитора и балетмейстера. Музыка — душа танца, важнейшее средство создания балетного образа. В чудесном мире балетного спектакля Балет и литература. Роль либретто. Балет и изобразительное искусство. Роль декораций и костюмов в создании зримого облика балетного спектакля. Художники-декораторы и модельеры современности
30
2
Как снимается кинофильм
Кинофильм — результат творческих усилий большого коллектива его создателей. Основные этапы работы над фильмом. Роль сценариста и режиссера в создании кинофильма Мастерство кинооператора в создании зримого образа фильма. Живописные основы создания кадра. Художественные средства выразительности. Слагаемые актерского мастерства. Специфика
работы актера в кино. Актерская кинопроба. Роль каскадеров. « Звезды» мирового кинематографа. Продюсер и его роль в создании кинофильма
31
1
Взаимодействие искусств в будущем.
Дальнейший процесс взаимопроникновения смежных искусств.
Научные достижения современности и их использование в создании произведений искусства. Интернациональный характер и расширение границ современного искусства. Новые сюрпризы
и неожиданные парадоксы искусства нового
самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и т. д.;
принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка
тысячелетия
, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и др.)
разрабатывать проекты различных классных и школьных мероприятий (тематических, конкурсных, итоговых, юбилейных и т. д.) с применением возможностей кино-, театрального
и хореографического искусства;
сотрудничать со сверстниками в процессе коллективной деятельности по созданию кинофильма (видеоклипа, видеоряда и т. д.), в постановке театрального спектакля (фрагмента, мюзикла), современного танца;
32
1
Защита проектов.
Приложение
к рабочей программе по искусству,
утверждённой приказом директора
МБОУ Кулешовской СОШ № 16
от 01.09.2016г. № 67
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№
Разделы и темы
Кол-во часов
Дата прохождения
I. Синтетические искусства: их виды и особенности.
13 ч.
01-04.09
-
Пространственно – временные виды искусства
1.
08-11.09
2.
Азбука театра.
1
15-18.09
3.
Актёр и режиссер в театре.
1
22-25.09
4.
Искусство оперы.
1
29.09-02.10
5.
В мире танца.
1
06-09.10
6.
Страна волшебная – балет.
1
13-16.10
7.
Искусство кинематографа.
1
20-23.10
8.
Фильмы разные нужны.
1
27-30.10
9.
Экранные искусства: телевидение, видео.
1
10-13.11
10
Кинематограф и телевидение.
1
17-20.11
11
Мультимедийное искусство.
1
24-27.11
12
Зрелищные искусства: цирк и эстрада.
1
01-04.12
13
Тест.
1
08-11.12
II. Под сенью дружных муз
19 ч.
-
Изобразительные искусства в семье муз.
1
15-18.12
-
Художник в театре.
1
22-25.12
-
Художник в кино.
1
12-15.01
-
Архитектура среди других искусств.
1
19-22.01
-
Архитектура – «застывшая музыка».
1
26-29.01
-
Содружество искусств и литература.
1
02-05.02
-
Музыка в семье муз.
1
09-12.02
-
«Музыкальность» живописи.
1
16-19.02
-
Композитор в театре и кино.
1
02.03-26.02
-
Музыка в фильме.
1
02-05.03
-
Когда опера превращается в спектакль.
1
16-12.03 30
-
Музыкальная драматургия оперного спектакля.
1
16.-19.03
-
В чудесном мире балетного спектакля.
1
30.03-02.04
-
Средства создания балетного образа.
1
06-09.04
15
На премьере в драматическом театре.
1
13-16.04
16
Как снимается кинофильм.
1
20-23.04
17
Искусство быть зрителем.
1
27-30.04
18
Взаимодействие искусств в будущем.
1
11-14.05
19
Защита проектов.
1
18.21.05
Всего:
32ч.