Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по курсу «Мировая художественная культура» для 10 - 11 классов (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по мировой художественной культуре, а также на основе учебно-методического комплекта Г.И.Даниловой для 10 – 11 классов.
Основные цели курса:
освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве, многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве; создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе; дальнейшее освоение широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур;
овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства, воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства;
развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления;
воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала личности; осознание нравственных ценностей и идеалов, воплощённых в классическом наследии отечествен-ного и мирового искусства;
формирование устойчивой потребности в общении с произведениями искусства;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, приобщение к шедеврам мировой художественной культуры на основе личного и коллективного творческого опыта.
Курс «Мировая художественная культура» ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека.
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география…)
Программа содержит примерный объем знаний за два года (X - XI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс X класса включены следующие темы: “Художественная культура первобытного мира”, “Художественная культура Древнего мира”, “Художественная культура Средних веков” и “Художественная культура Ренессанса”.
В курс XI класса входят темы: “Художественная культура Нового времени” и “Художественная культура конца XIX - XX веков”. Через оба курса сквозной линией проходит тема “Культурные традиции родного края”, которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото и видеосъемка, запись фольклора ).
Структура курса
10 класс. «Художественная культура: от истоков до XVII века».
11 класс. «Художественная культура: от XVII века до современности».
В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, стран Америки, позволяющие учащимся на конкретных примерах понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета “Мировая художественная культура” на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в X и XI классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать:
характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь:
сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 часов)
10 класс (35 часов)
Художественная культура: от истоков до XVII века
Введение (1 час)
Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации.
Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества.
Художественная культура первобытного мира (2 часа)
Значение и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека.
Произведения изобразительного искусства. Техника выполнения живописных и графических изображений. Наиболее популярные сюжеты росписей. Сцены охоты, военные эпизоды и культовые церемонии.
Зарождение архитектуры. Её связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Мегалиты – первые сооружения архитектуры, их основные разновидности: дольмены, менгиры, кромлехи. Мегалитические сооружения на острове Пасхи (Чили), Стоунхендж (Великобритания).
Дольмены, менгиры, кромлехи Краснодарского края.
Театр, музыка и танец. Пантомима как один из ранних видов театрального искусства. Предпосылки для возникновения танца. Воинственные и погребальные танцы, связанные с магическими ритуалами, танцы-заклинания. Охотничьи и тотемические пляски – основные виды театрального искусства.
Театр, музыка, танец древней Кубани.
Художественная культура Древнего мира (8 часов)
Памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы и музыки Древнего Египта.
Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерена – выдающиеся памятники мирового зодчества, одно из семи чудес света. История их возведения, свидетельства греческого историка Геродота.
Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, особенности их внешнего и внутреннего облика. Канонические скульптурные изображения богов и фараонов, рельефы и фрески.
Сфинкс – знаменитый страж пирамид в долине Гиза. Сокровища гробницы Тутанхамона. Скульптурный портрет царицы Нефертити – символ вечной красоты и обаяния. Наиболее популярные музыкальные инструменты (арфы, флейты, систры и барабаны).
Художественные достижения Передней Азии, Индии и Китая. Шедевры зодчества и изобразительного искусства (Великая Китайская стена, зиккурат в Уре, ступа в Санчи, чайтья в Карли). Народный эпос.
Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно-прикладного искусства). Храм Солнца – выдающееся сооружение инкского периода.
Мифология — главный источник образов и символики античного искусства. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись). «Дорифор» Поликлета и «Дискобол» Мирона – гимн величию и мощи Человека. Пракситель – вдохновенный певец женской красоты. Скульптура крылатой богини победы «Ники Самофракийской». Древнегреческий театр и его творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство.
Художественная культура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры зодчества: Римский Форум, Пантеон, Колизей, инженерные сооружения. Римский скульптурный портрет. Мозаики и фрески на вилле Мистерий в пригороде Помпей. Зрелищные искусства. Музыкальная культура. Особая роль учителей музыки и танца в римском обществе. Роль духовых оркестров, сопровождающих военные походы римлян.
Художественная культура Средних веков (10 часов)
Значение культуры Византийской империи. Собор Святой Софии в Константинополе — воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе).
Каноническое изображение Христа и Богоматери. Тропари и стихиры как основные виды церковного пения.
Основные черты древнерусского зодчества. Древнерусский крестово - купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика).
Собор Святой Софии - главное сооружение Киевской Руси, его внешний и внутренний облик. Храм Софии Новгородской, сложность планировки, пятиглавие. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль – шедевр мирового зодчества. Успенский собор Кремля – главное украшение «первопрестольной» Москвы, цельность и динамичность объёмов. Технология возведения памятников деревянного зодчества. Композиция Кижского архитектурного ансамбля.
Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Феофана Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева (“Троица”). Ансамбль московского Кремля — символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приемов.
Возрождение античных архитектурных традиций, создание романского и готического стилей зодчества. Основные типы архитектурных построек: монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Собор Нотр – Дам в Париже – шедевр мировой готики.
Библейские сюжеты и образы – основа живописных композиций. Возрождение круглой скульптуры. Скульптура Королевского портала собора Нотр – Дам в Шартре (Франция) – вершина романского изобразительного искусства. Структура готики, её теснейшая связь с архитектурой. Сцены Священного Писания в структуре Реймского собора. Техника витражной живописи, её основное назначение. Витражный ансамбль Шартрского собора (Франция).
Литургическая драма, её возникновение и популярность в средние века. Смешение трагического и комического. Средневековый фарс, причины его возникновения. Фарс «О чане», его остроумное комедийное начало и глубокий поучительный смысл. Роль и значение органной музыки в церковном богослужении. Музыкально – песенное творчество трубадуров. Главная тематика песен: рыцарское воспевание Прекрасной Дамы, очарование весенней природы, расставание с возлюбленной.
Средневековая культура Востока (4 часа).
Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран ислама. Медресе Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Агре ( Индия). Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Поэзия Низами. Своеобразие музыкальной культуры.
Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Ступа – один из древнейших типов культовых сооружений буддизма. Ступа в Санчи, чайтья в Карли, особенности оформления фасада. Шедевры индийского храмового зодчества и изобразительного искусства. Музыкальное и театральное искусство Индии. Индийский танец как синтез искусств.
Значение и уникальный характер художественной культуры Китая и Японии. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, великая Китайская стена, пагода Даяньта, золотой павильон в Киото, буддийский пещерный храм (монастырь Юньган), замок “Белой цапли” в Химедзи. Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото, комплекс Бейхай в Пекине. Многообразие жанров китайской живописи.
Скульптура Китая (погребальный комплекс в провинции Шаньси. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Скульптура нэцкэ, её традиционное назначение. Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма, японский театр Ноо и Кабуки).
Художественная культура Ренессанса (10 часов)
Возрождение в Италии. Флоренция — воплощение ренессансной идеи создания “идеального” города. Собор Санта – Мария дель Фьере – архитектурный символ Флоренции. Скульптурные шедевры Донателли (рельеф «Пир Ирода», статуя Марии Магдалины).
Переворот в живописи («Мадонна с младенцем и ангелами», «Троица»). Картины Ботичелли («Оплакивание Христа», «Рождение Венеры»). Фрески Джотто («Воскрешение Лазаря», «Оплакивание Христа»). Искусство портрета, популярность профильных портретов.
Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Мир Леонардо да Винчи. Судьба художника и основные этапы его творческой деятельности. «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» в коллекции Эрмитажа. «Джоконда» - прославленный шедевр художника.
Судьба художника Микеланджело и основные этапы его творческой биографии. Росписи свода Сикстинской капеллы в Риме. Фреска «Страшный суд». Работа над созданием купола Собора святого Петра в Риме.
Рафаэль – певец женской красоты. От «Мадонны Конестабиле» к «Сикстинской Мадонне». Портретное творчество Рафаэля («Автопортрет», «Портрет Анджело Дони»).
Художественный мир Тициана. Судьба художника и основные вехи его творческой биографии. Мифологические сюжеты в творчестве Тициана («Похищение Европы», «Даная», «Флора»). Галерея портретных образов.
Северное Возрождение. Замок Шамбор, дворец Лувр в Париже – замечательный пример синтеза искусств. Братья ван Эйки – основоположники нидерландской школы живописи. «Гентский алтарь» Яна ван Эйка - главное творение художника. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Портретное творчество Дюрера.
Музыкальная культура Возрождения. Нидерландская и фламандская композиторская школа. Светская музыка Возрождения (мадригалы, песни, канцоны). Мадригалы на стихи Данте, Петрарки, Тассо.
Театр В. Шекспира «Глобус» — энциклопедия человеческих страстей. Значение шекспировского театра для дальнейшего развития театрального искусства.
Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
11 класс (35 часов)
Художественная культура: от XVII века до современности
Введение (1 час)
Стили и направления в искусстве Нового времени — проблема многообразия и взаимовлияния. Разграничение понятий «стиль» и «историческая школа» в искусстве.
Художественная культура XVII – XVIII веков ( 15 часов)
Искусство маньеризма. Стремление поразить внешними эффектами и оригинальной манерой. Церковь Иль Джезу, особенности оформления фасада. Строительство административных учреждений Уффици Джорджо Вазари. Изысканные образы Б.Челлини. Характерные особенности живописи маньеризма. Необычность творческой манеры Эль Греко (картины «Поклонение пастухов», «Крещение Иисуса»).
Характерные черты искусства барокко: обилие пышных декоративных украшений, оптический обман, игра света и тени. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини).
«Нарышкинский» (московский) стиль в сооружениях дворцов и церквей, беседок и парковых павильонов (церковь Покрова в Филях, церковь Троицы в Никитниках, церковь Знамения Богородицы в Дубровицах).
Архитектурные творения В.В. Растрелли: Андреевская церковь в Киеве, дворцы в Петергофе и Царском селе, дворцы Строганова и Воронцова в Санкт-Петербурге.
Монументально-декоративная живопись барокко, главные темы: торжество Божественной справедливости, прославление на небесах Христа, Богоматери и святых. Парадная пышность и декоративность композиций Шарля Лебрена в Версале и Лувре. Основные этапы творческой биографии Рубенса. Характерные особенности живописной манеры: свободная пластика форм, тончайшая игра красочных оттенков («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Библейские сюжеты и мифологическая тематика в произведениях Рубенса («Снятие с креста», «Битва амазонок с греками»).
Классицизм — гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Архитектурный облик Версаля, созданный зодчими Луи Лево, Жюли Ардуэном-Мансаром и Андре Ленотром. Собор Святого Павла – главное творение К. Рена, характерные особенности его внешнего и внутреннего облика.
Шедевры классицизма в архитектуре России. Пашков дом В.И.Баженова, общая композиция ансамбля, её классическая ясность и четкость. История возведения Дворцового ансамбля в Царицыно. Классический облик Москвы в творчестве М.Ф.Казакова (Путевой дворец в Твери, проект здания Сената в Кремле).
Архитектурный облик Петербурга и его блистательные зодчие: Ж.Б.Леблон, И.Е.Старов, Д.Кваренги, К.И.Росси, Доменико Трезини. Адмиралтейство А.Д.Захарова – визитная карточка Санкт-Петербурга. Казанский собор А.Н.Воронихина.
От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Н.Пуссен – основоположник классицизма. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы живописных полотен Пуссена («Царство Флоры», «Апполон и Дафна», «Суд Соломона»). Б.Торвальдсен и его шедевры античной классики («Язон с золотым руном», «Меркурий»).
Многообразие жанров реалистической голландской живописи. Портретная живопись голландских художников (Франс Халс «Цыганка», «Портрет молодого человека», «Мужской портрет»). Бытовой жанр Г. Терборха . Мир повседневного бытия в произведениях Ян ван Гойена. Творчество Рембрандта – вершина реализма. Мифологические сюжеты и образы («Возвращение блудного сына», «Даная»). Портретные шедевры Рембрандта («Портрет Яна Сикса», «Портрет старушки»).
Русский портрет XVIII века. Портретное творчество И.Н.Никитина («Портрет Петра 1 в круге»). Шедевры русских портретистов. Женские образы Ф.С.Рокотова («Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет Струйской»). Портретная галерея Д.Г.Левицкого («Портрет Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой»). Портретное творчество В.Л.Боровиковского («Портрет М.И.Лопухиной»).
Декоративно – монументальная скульптура Б.К.Растрелли (бронзовый бюст Петра 1). Мастерство техники исполнения скульптурных произведений. Скульптурные портреты М.И.Козловского («Памятник А.В.Суворову»).
Сложность и разнообразие музыкальной культуры XVII – XVIII веков. Создание оперных школ в Италии. Творчество К.Монтеверди – первого композитора барокко (оперы «Орфей», «Ариадна»). Многогранность творческого наследия И.С.Баха («Страсти по Матфею»). Г.Ф.Гендель – создатель классического типа ораторий. Русская музыка барокко (М.С.Березовский, Д.С.Бортнянский). Музыка Венской классической школы (творчество Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена).
Западноевропейский театр барокко, его цели и задачи. Творчество испанского драматурга Кальдерона. Творчество П.Корнеля («Сид»), Ж.Расина. Мольер – создатель классицистской комедии («Тартюф», «Дон Жуан»). Пути развития русского драматического театра (искусство скоморохов, народный театр Петрушки). И.А.Дмитриевский – театральный педагог, ведущий актер первого русского театра. Театр графа Н.П.Шереметева.
Художественная культура XIX века (6 часов)
Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII – начала XIX века. Изобразительное искусство романтизма (портретная галерея Ф.Гойи). Романтические портреты О.А.Кипренского («Портрет Е.В.Давыдова», «Потрет А.С.Пушкина»), К.П.Брюллова («Портрет писателя Н.Кукольника»). Русская пейзажная живопись романтизма (И.К.Айвазовский- «Девятый вал», «Волна»).
Художественные принципы реализма. Основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе – «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане»). Русские женщины – крестьянки в творчестве А.Г.Венецианова («Жница», «Кормилица с ребенком»). Крестьянские типы в произведениях И.Н.Крамского и Н.А.Ярошенко. Натурализм во французской литературе и театре (Э.Золя). Реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе).
Русский живописный реализм (А.А.Иванов, П.А.Федотов, художники-передвижники). Сочувственное отношение к народу в творчестве В.Г Перова («Проповедь на селе», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка»). Скромные, неброские картины русской природы в творчестве Ф.А.Васильева («Мокрый луг», «Перед грозой»). И.И.Шишкин – певец русского леса. Реалистические пейзажи И.И.Левитана.
Шедевры музыкальной культуры. М.И.Глинка – основоположник русской музыкальной классики. Героико - патриотический дух русского народа в оперном творчестве М.И.Глинки (опера «Жизнь за царя». Композиторы “Могучей кучки”(М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский – Корсаков), П.И.Чайковский.
Реалистические завоевания русской драматической сцены. М.С.Щепкин –выдающийся реформатор русской театральной сцены, его актерское мастерство. «Русский национальный театр» А.Н.Островского. Выдающиеся актеры театра А.Н.Островского (Л.Н.Никулина-Косицкая, П.А.Стрепетова, П.М.Садовский, Г.Н.Федотова, М.Н.Ермолова). Театр А.П.Чехова. К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко и рождение Художественно- Общедоступного театра (с 1919 года – МХАТ).
Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К. Писсарро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В.Ван Гог). Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь). Импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля.
Художественная культура ХХ века (8 часов)
Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель – «Царевна-Лебедь», «Пророк», «Снегурочка»; В.Э.Борисов-Мусатов – «Осенний мотив», «Дама в голубом»). Художники «Голубой розы» (П.В.Кузнецов, Н.Н.Сапунов, Н.П.Крымов). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк).
Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Художественное объединение «Мир искусства» (Л.С.Бакст, А.Н.Бенуа, А.Я.Головин, Н.К.Рерих). Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель – особняки З.Г.Морозовой и А.И.Дерожинской, здание Ярославского вокзала и МХАТа). Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга (Ф.И.Лидваль, И.А.Фомин).
Основные стили и творческие направления искусства XX века (модернизм, конструктивизм, экспрессионизм, сюрреализм, неоклассицизм, социалистический реализм, авангардизм, постмодернизм) и их преломление в различных видах искусства. Абстракционизм В.Кандинского. Супрематизм К.Малевича («Девушки в поле», «Косарь», «Крестьянка»). «Аналитическое искусство» П. Филонова («Крестьянская семья»).
Музыкальный мир ХХ века, стили и направления. Духовная музыка О.Мессиана («Рождество Христово»). Искусство джаза и его истоки. Выдающиеся исполнители: Л. Армстронг, Б.Гудмен, Э.Фицджералд, Д.Гершвин). Рок-музыка – уникальное явление музыкальной культуры ХХ века. Танцевальная музыка рок-н-ролла и её популярный исполнитель Э.Пресли. Рок-музыка «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Пинк Флойд», «Куин». Рок-опера «Иисус Христос – Суперзвезда» Э.Л.Уэббера. Хард-рок «Лед Зеппелин», «Дип Пепл».
Русская музыка ХХ столетия. Музыкальное творчество С.В.Рахманинова, И.В.Стравинского, С.С.Прокофьева, Г.Свиридова. Феномен массовой песни 30 – 50-х годов. Песенная классика А.В.Александрова, И.О.Дунаевского, В.Соловьева-Седого, М.Блантера. Музыкально- поэтическое творчество бардов (Б.Окуджавы, В Высоцкого, Ю.Визбора).
Становление и расцвет зарубежного театра и кинематографа ХХ века. Интеллектуальный театр Б.Шоу. Сюрреализм в театральном искусстве Франции. Театр абсурда (пьесы Э.Ионеско). Зарубежный театр последних лет (Д.Стрелер, П.Штайн, Е.Гротовский). Выдающиеся достижения американского кино (фильмы Д.У.Гриффита). Ч.С.Чаплин – великий комик немого кино. Рождение звукового кино («Певец джаза»). Рождение национального кинематографа (творчество английского режиссера А.Хичкока). Режиссеры американского кино: Вуди Аллен, Ф.Ф.Коппола, С.Спилберг, К.Тарантино. Всемирная известность фильмов японского режиссера А.Куросавы.
Русский театр и шедевры отечественного кино ХХ века. К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко – основоположники театрального искусства. Театральный авангард В.Э.Мейерхольда. Отечественный театр последних лет. Режиссерская деятельность О.Н.Ефремова, Ю.П.Любимова, М.А.Захарова, О.П.Табакова, Р.Г.Виктюка.
Первые шаги отечественного кино (картины А.А.Ханжонкова, Д.Ветрова, В.И.Пудовкина). Картина С.М.Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Феномен советской музыкальной комедии (комедии Г.В.Александрова – «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Цирк»; И.А.Пырьева – «Свинарка и пастух», «Веселые ребята»). Фильмы о Великой Отечественной войне («Повесть о настоящем человеке», «Летят журавли», «Завтра была война»). Кинематограф последних лет (киноискусство А.А.Тарковского, Э.А.Рязанова, Н.С.Михалкова, П.Е.Тодоровского, Л.И.Гайдая, Г.Н.Данелия, К.Г.Муратовой, В.И.Хотиненко).
Культурные традиции Краснодарского края (5 часов)